НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 30.03.2011 № 2-48

                                                                                    Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

Мотивированное решение изготовлено 30.03.2011г.

Дело № 2-48/11(7)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«18» марта 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Н.

при секретаре Коротаевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Екатеринбурга, Министерству природных ресурсов Свердловской области об обязании организовать проведение мероприятий, направленных на ликвидацию засорения и загрязнения городского пруда,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился с исковым заявлением к Администрации города Екатеринбурга, Федеральному государственному учреждению «Камско-Уральское бассейновое Управление по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства» в котором указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по вопросу загрязнения акватории р. Исеть в районе стадиона «Динамо», ККТ «Космос». При проведении выездного обследования акватории р. Исеть (Городского пруда) 22 июля 2010 г. было установлено обширное засорение дна стеклянной тарой, бытовым и строительным мусором. В реке Исеть, в том числе в городском пруду, согласно справке ФГУ «Камуралрыбвод», обитают следующие виды рыб: плотва, окунь, лещ, ерш, толстолобик, щука. Река Исеть, в том числе Городской пруд, относятся к водоемам первой категории. Просит обязать ответчиков произвести очистку от несанкционированного складирования твердых бытовых отходов водной зоны акватории р. Исеть, в том числе Городского пруда, в районе стадиона «Динамо», ККТ «Космос».

Судом в качестве соответчика привлечено Министерство природных ресурсов Свердловской области, в качестве третьего лица Нижне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (Нижне-Обское БВУ).

В ходе судебного разбирательства Свердловский межрайонный природоохранный прокурор отказался от исковых требований к Федеральному государственному учреждению «Камско-Уральское бассейновое Управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (л.д.110).

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 24.12.2010 отказ от иска в этой части принят судом, производство по делу прекращено (л.д.111).

Также истец неоднократно уточнял исковые требования. В окончательном виде истец просит: обязать администрацию города Екатеринбурга и Министерство природных ресурсов Свердловской области организовать проведение мероприятий, направленных на ликвидацию засорения и загрязнения городского пруда, расположенного на р. Исеть, в районе стадиона «Динамо», ККТ «Космос» (л.д.168).

Истец Свердловский межрайонный природоохранный прокурор в ходе судебного заседания поддержал уточненные исковые требования по предмету и основаниям.

Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга Громут А.А., действующий на основании доверенности (л.д.161), пояснил, что река Исеть и городской пруд не находятся в собственности Муниципального образования «город Екатеринбург». Однако, в рамках городской программы «Экология и природные ресурсы города Екатеринбурга на 2006-2010 г.г.» и Постановления Главы Екатеринбурга от 15.03.2010 № 1111, заключены муниципальные контракты по очистке акватории водных объектов на р. Исеть сроком исполнения до 31.12.2010. Эти мероприятия полностью выполнены, прокурор не осуществлял проверку загрязнения пруда после июля 2010 года, его сведения являются устаревшими. Считает, что поскольку река Исеть находится в федеральной собственности, мероприятия по ее очистке должны возлагаться на все органы власти. Также полагает, что требования должны предъявляться непосредственно к лицам, причиняющим вред городскому пруду, а именно лицам, засоряющим территорию, а не к Муниципальному образованию, которое является ненадлежащим ответчиком в рамках ст. 1064 ГК РФ. Просит отказать в удовлетворении иска к Администрации города Екатеринбурга.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов Свердловской области Ерышева А.А., действующая на основании доверенности (л.д.160) полагает Министерство ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Министерство, являясь органом государственной власти субъекта Российской Федерации, исполняет отдельные полномочия Российской Федерации в области водных отношений. Финансирование мероприятий по осуществлению отдельных полномочий осуществляется за счет средств субвенций федерального бюджета на основании части 3 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации. Полагает, что выполнение мероприятий по очистке городского пруда от засорения твердыми бытовыми отходами относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург». Указанные мероприятия по очистке городского пруда от бытовых отходов не отвечают критериям, предусмотренным Методическими указаниями по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Просит отказать в иске к Министерству природных ресурсов.

Представитель третьего лица Нижне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Гетманская О.В., действующая на основании доверенности (л.д.152) считает, что засорение Городского пруда стеклянной тарой, бытовым и строительным мусором не носит природного характера, а является следствием плохой организации работы городских службы по сбору мусора.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и их представителей, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

По заявлению жителя города Екатеринбурга Цилюрика С.А. от 25 июня 2010 г. Свердловской межрайонного природоохранной прокуратурой проводилась проверка на предмет загрязнения акватории реки Исеть в районе стадиона «Динамо», ККТ «Космос» (л.д.7-10).

Из ответа Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области, данного прокурору, следует, что 22 июля 2010 г. проведено обследование береговой полосы городского пруда от проспекта Ленина до ул. Челюскинцев. При обследовании установлено, что вода у береговой линии сильно засорена. На правом берегу около плавучего кафе на протяжении 80-100 м и далее, до моста на улице Челюскинцев. Основной засоритель – бутылки стеклянные, пластиковые, различные пакеты, строительный мусор – трубы, арматура, металлические торсы, сетка «рабица». Напротив дворца игровых видов спорта наблюдается факт засорения шинами от большегрузных машин и далее около стадиона «Динамо». Возле стадиона «Динамо» (на углу у набережной) самое сильное засорение дна стеклянными бутылками (л.д.8).

В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно ст. 27 ВК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся, в числе прочего: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по охране таких водных объектов.

Таким образом, собственность субъекта Федерации, муниципальных образований возможна лишь на пруды и обводненные карьеры.

При этом в Водном кодексе Российской Федерации не содержится юридического определения понятия «пруд», «обводненный карьер».

Между тем, суд считает, что поскольку Городской пруд расположен на реке Исеть, название «Городской пруд» является исторически сложившимся наименованием местности и никак не соотносится к особенностям водного режима, то данный водный объект является частью реки Исеть и относится к федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.23010 № 1904-ПП утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов Свердловской области, согласно которому, Министерство природных ресурсов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в пределах полномочий, установленных настоящим Положением, в том числе в сфере отдельных водных отношений, полномочия по которым переданы Российской Федерацией и осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.

В силу п.п. 6, 54 п. 10 вышеуказанного Положения, Министерство осуществляет на территории Свердловской области следующие полномочия и функции:

осуществляет государственный контроль в сфере охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в части: регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору; участвует в разработке и реализации программ Свердловской области по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории Свердловской области.

Согласно п.п. 6 п. 11 Положения, Министерство осуществляет на территории Свердловской области полномочия, переданные Российской Федерацией, в порядке, установленном федеральным законодательством, в том числе: осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Свердловской области, за исключением водоемов, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансирование мероприятий по осуществлению некоторых полномочий РФ в области водных отношений осуществляется за счет средств субвенций федерального бюджета. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 № 425 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (далее - Методические указания).

При этом мероприятия по очистке городского пруда от бытовых отходов не отвечает критериям, предусмотренным Методическими указаниями, поскольку не относятся к мероприятиям, направленным на очистку донных (иловых) отложений водного объекта (то есть на очистку засорений природного характера).

В связи с изложенным, Министерство природных ресурсов Свердловской области является ненадлежащим ответчиком по делу.

В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Поскольку суду представлены документы, свидетельствующие о том, что загрязнение городского пруда происходило бытовыми отходами, то обязанность по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов возложена законом на органы местного самоуправления.

Между тем, исходя из представленных Администрацией города Екатеринбурга документов, следует, что орган местного самоуправления надлежащим образом исполняет возложенные на него действующим законодательством, обязанности.

Так, 10 сентября 2010 г. между Екатеринбургским унитарным предприятием комплексного решения проблемы промышленных отходов (исполнитель) и Администрацией города Екатеринбурга (муниципальный заказчик) заключен муниципальных контракт № 52-10-Э на оказание услуг по очистке акватории городских водных объектов на реке Исеть. Согласно указанному контракту, исполнитель обязуется по заданию муниципального заказчика оказать услуги по очистке акватории городских и водных объектов на реке Исеть, а муниципальный заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно дополнительному соглашению № 1 к указанному контракту, срок окончания оказания услуг – 20 октября 2010 г. (л.д.42-45).

В соответствии с актом № 2 от 15 ноября 2010 г. сдачи-приемки по муниципальному контракту № 52-10-Э от 10.09.2010, исполнителем сданы, а заказчиком приняты услуги по очистке акватории городских водных объектов на реке Исеть, в том числе по сбору бытовых отходов на акватории и береговой линии Городского пруда и р. Исеть (пр. Ленина – ул. Фурманова) площадью 1,3 кв.км (л.д.103).

Доводы прокурора о том, что данный акт не подтверждает выполнение мероприятий по очистке городского пруда в районе ККТ «Космос» и стадиона «Динамо» суд находит несостоятельными, так как в акте указано на очистку именно Городского пруда не разграничивая его территории, то есть в полном объеме.

Суд критически относится к представленным в материалы дела фотографиям (л.д.75-79), так как из пояснений истца следует, что они сделаны на дату проведения проверки, то есть в июле 2010 г., тогда как очистка проводилась в октябре-ноябре 2010 года.

Кроме того, органами местного самоуправления осуществляются и иные мероприятия, направленные на очистку акваторий городских прудов, расположенных на реке Исеть (л.д.80), организовываются мероприятия по очистке акватории городского пруда (л.д.41).

Также, в рамках своей компетенции, Екатеринбургской городской Думой приняты и утверждены: Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории МО «город Екатеринбург», Положение «Об организации деятельности по сбору, выводу, утилизации и переработке бытовых промышленных отходов на территории МО «город Екатеринбург».

В связи с изложенным, требования прокурора об обязании ответчиков организовать проведение мероприятий, направленных на ликвидацию засорения городского пруда заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Екатеринбурга, Министерству природных ресурсов Свердловской области об обязании организовать проведение мероприятий, направленных на ликвидацию засорения и загрязнения городского пруда, расположенного на р. Исеть, в районе стадиона «Динамо», ККТ «Космос» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья: Подпись

Копия верна

Судья

Секретарь