РЕШЕНИЕ 23 мая 2019 года г. Екатеринбург Судья Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Шашкин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, действующей на основании доверенности от 20.12.2017 в интересах публичного акционерного общества «Т Плюс» филиала «Свердловский» (далее – ПАО «Т Плюс»), ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 502401001, юридический адрес: 143421, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территории 26км Бизнес-Центр «Рига-Ленд», стр. 3, оф. 506, место нахождения и регистрации филиала: 620075, <...>, не привлекавшегося к ответственности за административные правонарушения против порядка управления, на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО2 от 18.03.2019 № 66/12-4252-19-И по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 23 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России), УСТАНОВИЛ: 18.03.2019 постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО2 ПАО «Т Плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 23 ст. 19.5 КоАП России, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 120000рублей. Согласно постановлению, ПАО «Т Плюс» не выполнило в срок до 31.01.2019 п. 3 законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, от 09.06.2018 № 66/12-921-18-3-И. Так, ПАО «Т Плюс» в установленный срок в не провело внеочередную проверку знаний требований охраны труда в связи с введением новых правил по охране труда, чем нарушило ст.ст. 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации, п.п. 2 п. 5 Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.08.2015 № 551н, п.п.1.7, 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подала жалобу, согласно доводам которой п. 3 предписания Государственной инспекции труда в Свердловской области от 09.06.2018 № 66/12-921-18-3-И исполнен. Внеочередная проверка знаний была проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Однако при оформлении результатов проверки знаний ответственными работниками ПАО «Т Плюс» допущены технические ошибки (в части протоколах проверки знаний неверно указан номер инструкции по охране труда или не указан). В ходе судебного разбирательства защитник ПАО « Т Плюс» ФИО3, действующая на основании доверенности от 20.12.2017, доводы жалобы поддержала, просила отменить оспариваемое постановление должностного лица, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения или назначить наказание в виде штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией. Допрошенный по ходатайству ФИО3, свидетель ФИО4, работающий машинистом-кочегаром 2 разряда угольной котельной ПАО «Т Плюс», судье показал, что в сентябре, ноябре, декабре 2018 года, январе 2019 года для работников указанного предприятия проводилось обучение, и проверка знаний Правил по охране труда, о чём составлялись протоколы. Государственный инспектор Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО2, вынесший обжалуемое постановление, просил оставить жалобу без удовлетворения, сообщив, что указание в протоколах проверки знаний неверного номера инструкции по охране труда или неуказание его свидетельствует о непроведении внеочередной проверки знаний требований охраны труда в связи с введением новых правил по охране труда. На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП России судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме. Проверив дело в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, судья находит обжалуемое постановление подлежащим отмене по следующим основаниям. Часть 23 ст. 19.5 КоАП России предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Согласно ст. 24.1 КоАП России задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В силу ст. 26.1 КоАП России по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события, состава административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП России или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения. Как установлено ст. 28.2 КоАП России, о совершении административного правонарушения составляется протокол, который определяет объём инкриминируемых лицу действий и их юридическую квалификацию. Согласно материалам дела об административном правонарушении по результатам проверки соблюдения требований трудового законодательства иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, главным государственным инспектором труда по охране труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО5 09.06.2018 ПАО «Т Плюс» выписано предписание № 66/12-921-18-3-И об устранении в срок до 31.01.2019 (с учётом периода обжалования указанного акта) нарушений, в том числе п. 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, ст.ст. 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно провести внеочередную проверку знаний требований охраны труда в связи с введением новых правил по охране труда. После повторной внеплановой проверки государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО2 12.03.2019 ПАО«Т Плюс» выписано предписание № 66/12-4184-19-И об устранении в срок до 23.04.2019 нарушений п. 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, а именно провести внеочередную проверку знаний требований охраны труда для начальника котельных Октябрьского района Производственной площадки «Локальный котельные г.Екатеринбурга» Филиал «Свердловской» ПАО «Т Плюс» ФИО6, ведущего инженера ФИО7, начальника котельных ФИО8 За невыполнение в установленный срок предписания от 09.06.2018 должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, 18.03.2019 государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Р.А.АБ. ПАО «Т Плюс» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 23 ст. 19.5 КоАП России, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 120000 рублей. При этом юридическим лицом на рассмотрение административного дела предоставлены документы, подтверждающие, что внеочередная проверка знаний требований охраны труда в связи с введением новых правил по охране труда среди работников ПАО«ТПлюс» проведена в установленный срок, даны пояснения по внесению в протоколы проверки знаний соответствующих сведений, в том числе о наличии технической ошибки. Следует учитывать, что законность предписания предполагает среди прочего, что его требования основаны на положениях действующих и подлежащих применению нормативных актов. Однако в предписании от 09.06.2018 отсутствует указание на конкретные правила по охране труда, по которым следует провести проверку знаний, а также проверку, чьих именно знаний следует провести. Более того, в протоколе об административном правонарушении от 12.03.2019 и оспариваемом постановлении от 18.03.2019 имеется указание на факт проведения проверки знаний требований охраны труда комиссией в составе начальника котельных Октябрьского района Производственной площадки «Локальные котельные г. Екатеринбурга» Филиала «Свердловский» ПАО «Т Плюс» ФИО6, ведущего специалиста Ч.Е.АБ., начальника котельных ФИО8 В свою очередь, предписание должностного лица от 12.03.2019 № 66/12-4184-19-И указывает на необходимость внеочередной проверки знаний требований охраны труда конкретных лиц. То есть данный акт не дублирует предписание от 09.06.2018 № 66/12-921-18-3-И. Кроме того, из представленных в суд и на рассмотрение дела об административном правонарушении должностному лицу документов (приказов от 22.10.2018, 17.01.2019 о проведении внеочередной проверки знаний, о назначении комиссий по проверке знаний персонала в структурных подразделениях ПО «Т Плюс», программ предэкзаменационной подготовки перед внеочередной проверкой знаний по Правилам охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, протоколов проверки знаний, пояснений работников ПАО «Т Плюс» ФИО9, ФИО10, ФИО6, П., ФИО11) следует, что ПАО «Т Плюс» среди работников предприятия в срок до 31.01.2019 проведена внеочередная проверка знаний требований охраны труда. Вместе с тем, должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления от18.03.2019 указанным доказательствам оценка не дана. Часть 1 ст. 2.1 КоАП России административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В силу ч. 1, ч. 4 ст. 1.5 КоАП России лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. При рассмотрении дела установлено, что ПАО «Т Плюс» приняты меры к выполнению предписания от 09.06.2018 № 66/12-921-18-3-И, таким образом, материалы дела не содержат доказательств виновного бездействия указанного лица. При таких обстоятельствах постановление должностного лица, вынесенное в отношении ПАО «Т Плюс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 23 ст. 19.5 КоАП России, подлежит отмене, а производство по данному делу – прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 названного Кодекса – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление мирового судьи. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП России, судья РЕШИЛ: Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области ФИО2 от 18.03.2019 о признании ПАО «Т Плюс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 23 ст. 19.5 КоАПРоссии, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 120000 рублей отменить, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 суток со дня получения копии постановления. Судья (подпись) А.А. Шашкин |