мотивированное решение изготовлено 18.09.2023 года УИД 66RS0004-01-2023-006641-57Дело № 2а-6780/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 18 сентября 2023 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дуняшиным А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Областная детская клиническая больница» к судебному приставу-исполнителю Ленинского районного отделения судебных приставов г. Екатеринбурга ГУФССП России по Свердловской области ФИО1, ГУФССП России по Свердловской области о признании незаконным постановления, освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница» обратилось в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Ленинского районного отделения судебных приставов г. Екатеринбурга ГУФССП России по Свердловской области ФИО1, ГУФССП России по Свердловской области, в котором просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Екатеринбурга № 66004/23/441280 от 15.08.2023 о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 рублей, вынесенного по исполнительному производству № 151069/23/66004-ИП, освободить заявителя от уплаты исполнительского сбора.
Обосновывая требования, административный истец указывает, что решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 13.05.2022, по гражданскому делу № 2-1218/2022 частично удовлетворены исковые требования ФИО2 к ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница», в том числе в части взыскания с ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере 6400 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23.06.2023 решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга изменено в части размера взысканных сумм, в частности размер взысканной государственной пошлины уменьшен до 700 рублей.
08.08.2023 ответчиком на судебные акты подана кассационная жалоба с ходатайством о приостановлении исполнения судебного акта.
24.07.2023 судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Екатеринбурга возбуждено исполнительное производство № 151069/23/66004-ИП предметом исполнения по которому является взыскание с ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница» государственной пошлины в сумме 6400 рублей.
27.07.2023 судебный пристав-исполнитель проинформирован должником о невозможности исполнения требований исполнительного документа в силу п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вместе с тем, 15.08.2023 в рамках указанного исполнительного производства с должника взыскан исполнительский сбор в размере 10000 рублей.
Полагая, что исполнение решения Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 13.05.2022 подлежало в порядке, установленном действующим законодательством для обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы и не могло быть исполнено в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, приостановление исполнения судебного акта в связи с его обжалованием в кассационном порядке, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Определением суда от 28.08.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрегиональная Инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 доводы административного искового заявления поддерживала, указала, что денежные средства в счет погашения задолженности по исполнительному производству № 151069/23/66004-ИП, списаны со специального счета учреждения 18.08.2023.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены заблаговременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, заявлений и ходатайств не представили.
С учетом положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом и в срок о дате и времени судебного заседания, и вынести решение.
Изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Возможность оспаривания действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов предусмотрена ст. 218 КАС РФ, ст. 121 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
При этом, для признания действий должностного лица не соответствующими закону, административный истец в силу п. п. 1, 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязан доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов непосредственно его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдение срока обращения за судебной защитой.
На административном ответчике, в свою очередь, лежит обязанность доказывания соблюдения им требований нормативных правовых актов в части наличия у него полномочия на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличия основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п. п. 3 и 4 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Задача по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных ФЗ 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц возложена на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ст. 6.5 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», ч. 1 ст. 5 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Статьей 4 Закона об исполнительном производстве установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу ст. 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, а также иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Судом при рассмотрении настоящего дела установлены следующие обстоятельства.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 13.05.2022, по гражданскому делу № 2-1218/2022 частично удовлетворены исковые требования ФИО2 к ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница», в том числе, с ответчика взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6400 рублей.
23.06.2023 апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда указанное решение изменено в части размера взысканных сумм, размер взысканной государственной пошлины уменьшен до 700 рублей.
24.07.2023 на основании исполнительного документа, выданного Орджоникидзевским районным судом г. Екатеринбурга Ленинским РОСП г. Екатеринбурга возбуждено исполнительное производство № 151069/23/66004-ИП, предметом исполнения по которому является взыскание с ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница» государственной пошлины в сумме 6400 рублей. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику через ЕПГУ, получена 25.07.2023.
27.07.2023 должником на имя судебного пристава-исполнителя направлено информационное письмо, согласно которому исполнение судебных актов, по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, также сообщено, что на судебные акты должником подана кассационная жалоба с ходатайством о приостановлении исполнения решения суда.
15.08.2023 в рамках исполнительного производства № 151069/23/66004-ИП с должника взыскан исполнительский сбор в размере 10000 рублей.
15.08.2023 денежные средства в сумме 6400 рублей взысканы со специального счета должника и 18.08.2023 перечислены взыскателю (платежное поручение № 574611).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 23.08.2023 исполнительное производство № 151069/23/66004-ИП окончено, в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Разрешая требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 15.08.2023 о взыскании исполнительского сбора, суд учитывает, что ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница» является государственным автономным учреждением, в отношении которого при исполнении требований исполнительных документов, применению подлежат положения гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Из разъяснений, содержащихся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», следует, что Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 239 Кодекса.
Установленное главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.
В данном случае, механизм принудительного исполнения судебных актов, установленный ФЗ «Об исполнительном производстве», не используется, кроме случаев, установленных Кодексом.
Обращение взыскания на средства бюджетного учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 20 ст. 30 ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», а именно путем списания денежных средств с его лицевых счетов, открытых в соответствующем органе, следовательно исполнительный документ для взыскания предъявляется в финансовый орган, в котором открыты и ведутся лицевые счета учреждения.
При поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» отказывает в возбуждении исполнительного производства.
Пунктом 5 Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений, утвержденного Приказом ФССП России № 308, Казначейства России № 218 от 30.09.2013, предусмотрено, что при поступлении в территориальный орган ФССП исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетного или автономного учреждения, судебный пристав-исполнитель в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона № 229-ФЗ выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае отсутствия в исполнительном документе отметки органа Федерального казначейства о возврате исполнительного документа взыскателю, о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в территориальном органе Федерального казначейства.
Поскольку доказательств того, что на исполнительном листе, выданном в отношении ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница» имелась отметка органа Федерального казначейства о возврате исполнительного документа взыскателю, о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в территориальном органе Федерального казначейства, административными ответчиками не представлено, суд приходит к выводу о том, что в силу ч. 20 ст. 30 ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», исполнительный лист подлежал предъявлению в Министерство финансов Свердловской области, в котором у учреждения открыт и ведется лицевой счет.
Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Поскольку в данном случае исполнительный документ не подлежал исполнению Федеральной службой судебных приставов, у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований для возбуждения исполнительного производства № 151069/23/66004-ИП в отношении ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница», суд приходит к выводу о незаконности наложенного на учреждение денежного взыскания за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в связи с чем, оспариваемое административным истцом постановление № 66004/23/441280 от 15.08.2023 не может быть признано законным и обоснованным. Требования административного истца в указанной части подлежат удовлетворению.
Поскольку постановление судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Екатеринбурга № 66004/23/441280 от 15.08.2023 о взыскании исполнительского сбора признано незаконным, требования административного истца об освобождении от его уплаты удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Ленинского районного отделения судебных приставов г. Екатеринбурга Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области ФИО1 № 66004/23/441280 от 15.08.2023 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 151069/23/66004-ИП.
Обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения прав административного истца, о чем в течение месяца после вступления решения суда в законную силу уведомить административного истца и суд.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья (подпись) Т.В. Макарова
Копия верна. Судья