Дело № 2а-283/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 31 января 2019 года г. Челябинск Ленинский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего Каплиной К.А., при секретаре Закарян О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени, у с т а н о в и л : Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска (далее по тексту ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2012, 2013, 2015, 2016 г. в размере 3 446 руб. 33 коп., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 232 руб. 57 коп. В обоснование требований административный истец указал, что ФИО1 являлся собственником транспортных средств, однако налоги и пени не уплатил в полном объеме. В связи с несвоевременной оплатой налогов, истец обратился с заявлением в порядке приказного производства за взысканием с ФИО1 задолженности по налогам и сборам. Мировым судьей судебного участка № 3 Ленинского района г. Челябинска вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу и пени, налогу на имущество и пени по налогу на имущество. В соответствии со ст. 123.7 КАС РФ судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями. В связи с отчуждением квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, налог на имущество и пени по налогу на имущество были сторнированы налоговым органом, осталась задолженность по транспортному налогу, которую истец просит взыскать. Представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что возникла необходимость округления суммы налога без копеек в августе 2015 года, в связи с поправками в налоговый кодекс. Были выставлены новые требования, соответственно срок начал течь заново, амнистия не была применена. Представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска ФИО3 заявленные требования поддержала в полном объеме. Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон. Суд, выслушав представителей административного истца, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению. Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Исследовав и оценив представленные доказательства, судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником автомобиля НИСАН КУБ, год выпуска 2000, государственный регистрационный номер №; с ДД.ММ.ГГГГ является собственником автомобиля МАЗДА ПРИМАСИ, государственный регистрационный знак №, год выпуска 2003; с ДД.ММ.ГГГГ является собственником автомобиля ХЭНДЭ Н-1, государственный регистрационный знак №, год выпуска 2012, VIN №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником автомобиля МАЗДА ДЕМИО, государственный регистрационный знак №, год выпуска 2002. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. является ФИО1 Истцом в адрес ФИО1 направлены: -налоговое уведомление № от 16.07.2017г. об уплате транспортного налога за 2016г. в размере 1134 руб. 00 коп., налога на имущество физических лиц в размере 121 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-12)); -налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2015г. в размере 292 руб., налога на имущество физических лиц в размере 73 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-18); -налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в размере 2020 руб. 33 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23); -требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 1134 руб. 00 коп., пени 24 руб. 40 коп., недоимки по налогу на имущество в размере 121 руб., пени 2 руб. 28 коп. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 8-9); -требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 292 руб., пени 25 руб. 76 коп., недоимки по налогу на имущество в размере 73 руб., пени 6 руб. 44 коп. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15). Кроме того, по транспортному налогу за 2012 г. в размере 673 руб. 33 коп., за 2013 года в сумме 1347 руб., ответчику направлялись налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 362 НК РФ налоговые органы исчисляют сумму транспортного налога, подлежащую уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В соответствии с подпунктами 4 и 5 указанной нормы права органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства. Сведения подлежат представлению в налоговый орган в течение 10 дней после регистрации транспортных средств или снятия их с регистрации. В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату. В силу ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. На основании п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ. С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки. Требование об уплате налога согласно статье 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Пункт 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает срок, в течение которого требование об уплате налога по результатам налоговой проверки подлежит направлению налогоплательщику. Ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов. В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Пунктом 4 статьи 52 Кодекса установлено, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. С учетом положений пункта 2 статьи 11.2 Кодекса, введенных в действие Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются. Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса). В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. В силу пунктов 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога. Согласно статье 59 Налогового кодекса в установленных законодательством случаях в отношении задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, допускается признание ее безнадежной к взысканию. Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания. Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Закона N 436-ФЗ признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность физических лиц (по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу) и индивидуальных предпринимателей (по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), пеням и штрафам, образовавшаяся на ДД.ММ.ГГГГ. Из содержания статьи 12 Закона N 436-ФЗ не следует, что данная норма является актом прощения налоговой задолженности (налоговая амнистия), прекращающим согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса обязанность по уплате налогов, пени и штрафов. Напротив, положения данной статьи сформулированы как устанавливающие специальные основания для списания задолженности, право на взыскание которой не утрачено налоговыми органами, и в качестве признака безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет (2015 - 2017 гг.). Не ограниченное во времени нахождение налогоплательщиков под риском применения мер принудительного взыскания является обременительным для граждан (индивидуальных предпринимателей) и дальнейшее сохранение такой ситуации признано государством нецелесообразным. При этом предполагается, что причины, по которым меры принудительного взыскания налоговой задолженности не привели к ее погашению, обусловлены возникшими у граждан (индивидуальных предпринимателей) обстоятельствами, не позволяющими в течение длительного периода полностью исполнить обязанность по уплате налогов, а не сокрытием сведений о неуплаченных налогах от налоговых органов, равно как сокрытием имущества от обращения на него взыскания. С учетом изложенного, для целей статьи 12 Закона N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 01.01.2015, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 гг. Поскольку срок уплаты налога за 2012 год был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, срок уплаты налога за 2013 год установлен до ДД.ММ.ГГГГ, что следует из налоговых уведомлений и требований, направленных ответчику, то данная недоимка в силу ст. 44 НК РФ считается образовавшейся до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, сумма налога и пени за 2012, 2013 года не подлежит взысканию. Поскольку административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога за 2015, 2016 года, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для взыскания с него суммы задолженности по указанным налоговым платежам в сумме 1426 руб. и пени за просрочку уплаты налога в сумме 47 руб. 16 коп.. Кроме того, истец согласно п. 19 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей (п. 1 ст. 333.19 НК РФ). При подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20 000 руб. – 4 процента цены иска, но не менее 400 руб. (п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика госпошлины в доход местного бюджета в размере 400 руб. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, суд р е ш и л : Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, пени – удовлетворить частично. Взыскать с ФИО1 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска недоимку по уплате транспортного налога в размере 1426 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 47 руб. 16 коп., всего 1473 (одна тысяча четыреста семьдесят три) руб. 16 коп. Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб. 00 коп. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения. Председательствующий К.А. Каплина |