НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Челябинска (Челябинская область) от 17.10.2019 № 2А-3261/19

Дело № 2а-3261/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2019 года г. Челябинск

Ленинский районный суд г. Челябинска в составе

председательствующего судьи Манкевич Н.И.

при секретаре Посиной Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска о признании незаконным решения налогового органа, возложении обязанности возвратить излишне уплаченный налог,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом уточненного искового заявления) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска) о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности возвратить излишне уплаченный налог в размере 49 834,00 руб. (л.д. 4-6, 7-9).

В обоснование исковых требований указано, что истец с 2015 года является получателем пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В 2015 году истец получил налоговый вычет за указанную квартиру на основании декларации 3-НДФЛ за 2014 год. В конце 2017 года истец узнал, что вправе получить налоговый вычет также за предшествующие 2012, 2013 годы. В 2018 году обратился в ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска с просьбой выдать ему справки формы 2-НДФЛ за 2012, 2013 годы для сдачи налоговых деклараций на возврат налогового вычета за названные годы. Справку за 2013 год была выдана административным ответчиком, в выдаче справки по форме 2-НДФЛ за 2012 год было отказано по причине невозможности получения налогового вычета за 2012 год. После чего ФИО1 вновь обратился в ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска с заявлением о выдаче ему справки формы 2-НДФЛ за 2012 год и принятии декларации на возврат налогового вычета за 2012 год. ДД.ММ.ГГГГ истцу выдана справка по форме 2-НДФЛ, а также принята декларация 3-НДФЛ за 2012 год. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении налогового вычета в связи с пропуском 3-хлетнего срока на подачу заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога. Между тем, налоговый орган в нарушение ст. 78 НК РФ не выполнил свою обязанность сообщить налогоплательщику, когда у него появилось право на возврат налогового вычета, о факте излишней уплаты налога и о его праве на возврат этой переплаты. Считает, что налоговый орган не исполнил свои обязанности при обращении истца за справками формы 2-НДФЛ за 2012, 2013 годы. О нарушении своих прав ФИО1 узнал только в 2018 году, в связи с чем полагает, что исчисление срока исковой давности необходимо исчислять именно с 2018 года.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности ФИО2, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 52-53), согласно которому при обращении в суд налогоплательщиком не соблюден досудебный порядок на обжалование решения ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска. В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. ФИО1 в нарушение п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога подано с нарушением указанного срока. Налогоплательщик знал о праве на налоговую льготу в виде имущественного налогового вычета еще в 2015 году, когда подавал первичную налоговую декларацию на возврат налога за 2014 год, но своевременно не воспользовался своим правом на получение имущественного налогового вычета за предыдущие годы. Соответственно, истцом пропущен срок исковой давности. Оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Согласно п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В п. 3 ст. 54 НК РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

В силу п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 11-16, 18).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска с заявлением о предоставлении справки по форме 2-НДФЛ за 2012 год и принятии декларации по форме 3-НДФЛ за 2012 год для получения налогового вычета (л.д. 68).

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска в адрес ФИО1 направлена справка по форме 2-НДФЛ за 2012 год с разъяснением, что налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2012 год ФИО1 можетвправе предоставить лично, почтой или через интерактивный сервис «Личный кабинет налогоплательщика физического лица» (л.д. 69).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представил в ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2012 год, согласно которой сумма налога подлежащая возврату из бюджета составила 49 834,00 руб. (л.д. 20-25).

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска вынесено решение об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), так как на основании п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы (пенсионеры могут подать заявление на получение имущественного вычета в течение 4-х лет). Дата сдачи заявления ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 3-х лет со дня уплаты налога (л.д. 10, 67).

Также указанным решением разъяснено, что в случае пропуска срока ФИО1 имеет право обратиться в суд с иском о возврате из бюджета перечисленной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности.

Согласно справке по форме 2-НДФЛ за 2012 год, сумма дохода ФИО1 за 2012 год составила - 384 838,64 руб., сумма налога исчисленная - 49 834,00 руб., сумма налога удержанная - 49 834,00 руб., сумма налога перечисленная - 49 834,00 руб. (л.д. 19, 79).

Таким образом, сумма налога, подлежащая возврату из бюджета за 2012 год составляет 49 834,00 руб.

Решением ИФНС России об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в возврате суммы налога в связи с тем, что предусмотренный п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетний срок для осуществления возврата истек, также в отзыве на исковое заявление ФИО1 указано, что налогоплательщик знал о праве на налоговую льготу в виде имущественного налогового вычета еще в 2015 году, когда подавал налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2014 год для получения налогового вычета.

Стороной истца в судебном заседании не оспаривалось, что ФИО1 была подана декларация по форме 3-НДФЛ за 2014 год, на основании которой им получен имущественный вычет в 2015 году.

Согласно п. 10 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подп. 3 и 4 п. 1 названной статьи, могут быть перенесены на предшествующие налоговые периоды, но не более трех, непосредственно предшествующих налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественных налоговых вычетов.

Трехгодичный срок для возврата излишне уплаченного налога отсчитывается, начиная с налогового периода, непосредственно предшествующего налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

Таким образом, для физических лиц, получающих пенсии, при отсутствии иных источников выплаты дохода, к которым бы такой налогоплательщик мог обратиться с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета, иного порядка, чем подача налоговой декларации по окончании налогового периода, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Поскольку право собственности ФИО1 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании договора участия в долевом строительстве, разрешения на ввод дома в эксплуатацию и передаточного акта, то есть после соблюдения всех предусмотренных подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ условий, право на имущественный налоговый вычет у него возникло в 2015 году и он вправе был подать налоговые декларации по НДФЛ за 2014, 2013, 2012 годы.

Между тем, налоговым органом не представлено доказательств того, что ФИО1 было известно о возможности перенесения остатка неиспользованного имущественного налогового вычета, возникшего в 2015 году на предшествующие годы. При обращении в налоговый орган с заявлением по форме 3-НДФЛ за 2014 год ФИО1 такое право не разъяснено.

Суждение ответчика о том, что истец должен был знать о праве на налоговую льготу в виде имущественного налогового вычета, необоснованно.

Как указывалось ранее, обязанность налогового органа по сообщению налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта предусмотрена п. 3 ст. 78 НК РФ.

Документов, подтверждающих направление ФИО1 извещений о переплатах налога, в более ранний срок, чем ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69), стороной ответчика суду не представлено.

Ссылки ответчика о том, что истец пропустил срок для подачи заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченного налога, поскольку такое заявление подано лишь ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 г. № 173-О, установленный ст. 78 Налогового кодекса РФ срок 3 года для подачи указанного заявления не может быть продлен или пропуск этого срока восстановлен налоговым органом по каким-либо причинам, даже если они являются уважительными, так как пропуск данного срока налогоплательщиком не лишает его права обратиться в суд с исковым заявлением о возврате из бюджета переплаченной суммы.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Трехлетний срок, установленный в ст. 78 НК РФ, регулирует сроки обращения заявителя в налоговый орган и не является сроком давности.

Более того, нормативное положение, адресованное налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту.

Общий срок исковой давности в три года установлен ст. 196 ГК РФ. Течение срока исковой давности определено п. 1 ст. 200 ГК РФ, которая предусматривает его исчисление со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В данном случае истец заявил требование о возложении обязанности на налоговый орган возвратить из бюджета денежную сумму в размере 49 834,00 руб. излишне уплаченного налога.

Таким образом, на момент обращения в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), срок по указанным истцом требованиям не истек, при этом суд исходит из того, что трехлетний срок исковой давности следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69), когда ФИО1 стало известно о праве на налоговую льготу в виде имущественного налогового вычета за 2012 год, в связи с чем довод стороны ответчика о пропуске ФИО1 срока исковой давности не нашел своего подтверждения.

Кроме того, суд находит несостоятельным довод стороны ответчика о том, что ФИО1 не соблюдена досудебная процедура урегулирования спора по обжалованию решений и действий налогового органа в связи с несвоевременным направлением истцом заявления о возврате излишне уплаченного налога.

Положения ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации в части досудебной процедуры урегулирования спора по обжалованию решений и действий налогового органа не распространяются на процедуру возврата (зачета) налога, установленную ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, реализуемую путем обращения в суд с исковым заявлением.

Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в ст. 138 Налогового кодекса, которые предусматривают, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Положениями ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.

Зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 7 ст. 78 данного Кодекса).

Вышеназванная норма Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке гражданского судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

При этом положения ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации в части досудебной процедуры урегулирования спора по обжалованию решений и действий налогового органа не распространяются на процедуру возврата (зачета) налога, установленную ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, реализуемую путем обращения в суд с исковым заявлением.

При соблюдении налогоплательщиком досудебной процедуры, предусмотренной ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, у него имеется право на обращение в суд с имущественным требованием в порядке искового производства к налоговому органу о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 65 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми органами в соответствии со статьями 46 или 47 Налогового кодекса Российской Федерации, судам необходимо исходить из того, что положения Кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поэтому указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа.

Поскольку ФИО1, получив отказ в возврате излишне уплаченного налога по основанию пропуска срока обращения в налоговый орган, обратился в суд с иском о возврате суммы налога, оснований полагать процедуру досудебного урегулирования спора не соблюденной истцом не имеется.

Вместе с тем из материалов дела, в том числе из объяснений сторон в судебном заседании следует, что ФИО1 обращался в ИФНС Центрального района г. Челябинска с налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ за 2012 год с заявлением о получении социального налогового вычета в размере 1185,00 руб., указанная сумма была возвращена ФИО1 из бюджета, что подтверждается системой АИС Налог (л.д. 78). В данной налоговой декларации также подтверждена сумма налога, удержанная у источника выплаты (ФИО1) в размере 49 834,00 руб. в 2012 году (л.д. 74-77).

Таким образом, учитывая все установленные по делу обстоятельства, из бюджета истцу подлежит возврату налог в размере 48 649,00 руб. (49 834,00 руб. - 1185,00 руб.)

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В ст. 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса. По смыслу данной нормы права, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом с проигравшей спор стороны.

ФИО1 при подаче иска в суд были понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 руб. (л.д. 3), которые подлежат взысканию с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска о признании незаконным решения налогового органа, возложении обязанности возвратить излишне уплаченный налог удовлетворить в части.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинскапроизвести ФИО1 возврат излишне уплаченного налога в сумме 48 649,00руб.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинскав пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска о признании незаконным решения налогового органа, возложении обязанности возвратить излишне уплаченный налог - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г.Челябинска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 22 октября 2019 года.

Председательствующий: Н.И. Манкевич