НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Челябинска (Челябинская область) от 11.06.2020 № 2А-1982/20

Дело № 2а-1982/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 11 июня 2020 года

Ленинский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Пашковой А.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска к Беляеву А.Б., законному представителю несовершеннолетней Беляевой Е.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени

У С Т А Н О В И Л :

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска (далее по тексту ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Беляеву А.Б., как законному представителю несовершеннолетнейБеляевой Е.а., действующему в интересах Беляевой Е.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 15 300 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 323 рубля 08 копеек

В обоснование требований административный истец указал, что несовершеннолетняя Беляева Е.А. являлась собственником транспортного средства автомобиля Тойота Ланд Крузер 100, государственный регистрационный знак , в связи с чем налоговым органом был рассчитан транспортный налог, не уплаченный ответчиком своевременно и налоговым органом начислены пени в связи несвоевременной уплатой налога.

Дело на основании п. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Административным ответчиком Беляевым А.Б., законным представителем несовершеннолетней Беляевой Е.А. возражения не представлены, по месту жительства и регистрации ответчика (<адрес>) административное исковое заявление направлено административным истцом заказным письмом с уведомлением о вручении ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-21), копии определения о возбуждении дела и административного искового заявления направлены судом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28), откуда вернулся конверт с отметкой об истечении срока хранения в потовом отделении (л.д. 32).

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости оставления исковых требований без удовлетворения.

Из исследованных доказательств следует, что на имя несовершеннолетней Беляевой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано транспортное средство - автомобиль марки Тойота Ланд Крузер 100, государственный регистрационный знак (л.д. 40).

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 1, 3, 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, подлежит уплате пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска ДД.ММ.ГГГГ направлено Беляевой Е.А. налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить не позднее ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 15 300 рублей (л.д. 9, 10).

ДД.ММ.ГГГГ в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, Беляевой Е.А. направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 15 300 рублей, пени в размере 323 рубля 08 копеек. Установлен срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11, 12).

Указанное требование в установленный срок Беляевой Е.А. не исполнено.

В силу п. 1 ст. 48 Налоговым кодексом РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п.2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, (п. 2 ст. 48 Налоговым кодексом РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 Налоговым кодексом РФ).

Таким образом, в ст. 48 Налогового кодекса РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1-3 ст. 48 Налоговым кодексом РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Административный истец ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска обратился к мировому судье судебного участка № 1 Ленинского района г. Челябинска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Беляевой Е.А. задолженности по уплате транспортного налога в размере 15 300 рублей и пени за просрочку уплаты транспортного налога в размере 323 рубля 08 копеек.

05 декабря 2019 года мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского района г. Челябинска вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Беляевой Е.А. задолженности по уплате транспортного налога в размере 15 300 рублей и пени за просрочку уплаты транспортного налога в размере 323 рубля 08 копеек.

05 марта 2020 года административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 1 Ленинского района г. Челябинска о взыскании с Беляева А.Б. законного представителя несовершеннолетней Беляевой Е.А. задолженности по уплате недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 15 300 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 323 рубля 08 копеек (л.д. 14-15).

10 марта 2020 года мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского района г. Челябинска вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Беляева А.Б., как законного представителя несовершеннолетней Беляевой Е.А. задолженности по уплате недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 15 300 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 323 рубля 08 копеек.

Учитывая, что в требовании от ДД.ММ.ГГГГ, указан срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), следовательно, с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье взыскатель должен был обратиться по данному требованию в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскатель обратился с заявлением о вынесении судебного приказа только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15), то есть за пределами шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности по транспортному налогу, пени, в связи с чем, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, так как данный срок по требованию от ДД.ММ.ГГГГ истек.

30 апреля 2020 года ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска обратились в Ленинский районный суд г. Челябинска с административным исковым заявлением к Беляеву А.Б., законному представителю несовершеннолетней Беляевой Е.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени (л.д. 3-4).

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с исковым заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени с Беляева А.Б., законного представителя несовершеннолетней Беляевой Е.А. (л.д. 5).

В обоснование заявления указано, что в связи с проведением налоговым внутриорганизационных работ по совершенствованию деятельности и процессов информатизации своевременно не принято решение о взыскании задолженности в виде налоговой санкции (штрафа) по указанному налогоплательщику. Заблаговременно обнаружить указанную задолженность не представлялось возможным. Данная задолженность была обнаружена в результате проведенных мероприятий мониторинга.

Вместе с тем, ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.

Установление в законе сроки для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

В ч. 5 ст. 138 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Согласно ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение, не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

В данном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Со стороны административного истца указано на пропуск срока в связи с отсутствием возможности ранее обнаружить задолженность (л.д. 5).

Между тем, доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Изложенное выше свидетельствует о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском.

Оснований для восстановления ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска пропущенного процессуального срока судом не установлено, поскольку уважительных причин их пропуска стороной административного истца не приведено.

Доказательств того, что истец не имел возможности своевременно обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Беляева А.Б., законного представителя несовершеннолетней Беляевой Е.А. по требованию от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ в суд не представлено.

Поскольку принудительное взыскание налогов за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 года № 479-О-О), то суд считает необходимым отказать ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска в удовлетворении административных исковых требований к Беляеву А.Б., законному представителю несовершеннолетней Беляевой Е.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени по требованию от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Беляеву А.Б., законному представителю несовершеннолетней Беляевой Е.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 15 300 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 323 рубля 08 копеек, оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий А.Н. Пашкова