Дело № 2-2194/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 ноября 2020 года г. Челябинск
Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Беляевой Т.А.,
при секретаре Гуриной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «УСТЭК- Челябинск» к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности за тепловую энергию и теплоноситель, в целях компенсации потерь,
у с т а н о в и л:
Акционерное общество «УСТЭК- Челябинск» обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности за тепловую энергию и теплоноситель, в целях компенсации потерь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 677 844,89 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 501 454,66 руб., пени на сумму долга 6 677 844,89 руб. в порядке, предусмотренном п. 9.1 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» от суммы, подлежащей оплате за каждый день просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической уплаты долга, расходы по оплате государственной пошлины в размере 45 128,90 руб. ( с учетом уточнений т.2 л.д.2-4).
В обоснование своих требований истец ссылался на то, что ФИО2 принадлежат внеплощадочные сети теплофикации, протяженностью 1889,2 м., расположенные по адресу: <адрес>. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник принял на себя бремя содержания, принадлежащего ему имущества. Истец считает, что ФИО2, как владелец сетей, по которым передавалась тепловая энергия потребителям, должна компенсировать АО «УСТЭК -Челябинск» возникшие в них тепловые потери. Договор на покупки тепловой энергии в целях компенсации тепловых потерь между АО «УСТЭК -Челябинск» и ФИО2 не заключен, однако это не освобождает ФИО2 от обязанности по оплате тепловой потери. Истец считает, что то обстоятельство, что ответчик не является теплосетевой организацией, ему не установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии, не освобождает его от оплаты стоимости тепловой энергии, потерянной в сетях. Расчет истцом произведен в соответствии с п. 75 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя РФ от 17.03.2014 г. № 99/пр.
Акционерное общество «УСТЭК- Челябинск» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за тепловую энергию и теплоноситель, в целях компенсации потерь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 303 115,04 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 172 873,71 руб., пени на сумму долга 2 303 115,04 руб. в порядке, предусмотренном п. 9.1 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» от суммы, подлежащей оплате за каждый день просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической уплаты долга, расходы по оплате государственной пошлины в размере 20 935,86 руб.
В обоснование своих требований истец ссылался на то, что ФИО1 принадлежит сооружение (теплотрасса), протяженностью 930 м., расположенное по адресу: <адрес>. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник принял на себя бремя содержания, принадлежащего ему имущества. Истец считает, что ФИО1, как владелец сетей, по которым передавалась тепловая энергия потребителям, должна компенсировать АО «УСТЭК -Челябинск» возникшие в них, тепловые потери. Договор на покупки тепловой энергии в целях компенсации тепловых потерь между АО «УСТЭК -Челябинск» и ФИО1 не заключен, однако это не освобождает ФИО1 от обязанности по оплате тепловой потери. Истец считает, что то обстоятельство, что ответчик не является теплосетевой организацией, ему не установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии, не освобождает его от оплаты стоимости тепловой энергии, потерянной в сетях. Расчет истцом произведен в соответствии с п. 75 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя РФ от 17.03.2014 г. № 99/пр.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела объединены в одно производство.
Представитель АО «УСТЭК -Челябинск» ФИО3 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении с учетом всех уточнений.
Ответчики ФИО2 и ФИО1 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо МУП «ЧКТС» о дате, месте и времени слушания дело извещено, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
При рассмотрении дела установлено, что приказом Минэнерго РФ от 07.12. 2018 г. № 1129 АО «УСТЭК-Челябинск» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в городе Челябинске в зоне № с источниками теплоснабжения: ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, СЗК, ЮЗК, ВК Западная.
Решением Ленинского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО1 признано право собственности на внеплощадные сети теплофикации от забора до бойлерной № инвентарный №, расположенные по адресу: <адрес>.
Указанным решением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Челябинский мясокомбинат» и ФИО1 заключен договор купли-продажи в внеплощадных сетей теплофикации от забора до бойлерной № инвентарный №, расположенных по адресу: <адрес>. При этом, право собственности за ОАО Челябинский мясокомбинат» на указанный объект не зарегистрировано.
ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 зарегистрировано право собственности на сооружение с кадастровым номером № (ранее инвентарный №, протяженностью 1 889 м. внеплощадные сети теплофикации, расположенные по адресу: <адрес> (том №7 л.д. 135-156).
С ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанные сооружения зарегистрированы за ФИО2 на основании договора купли-продажи (т.1 л.д.93).
ФИО1 является собственником сооружения (теплотрасса), протяженностью 930 м., расположенное по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ ( т.7 л.д.161-162).
Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении», Основами ценообразования, Правилами регулирования цен «тарифов» и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере теплоснабжения.
Органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим полномочия исполнительно-распорядительного характера в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары (продукцию, услуги), а также в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности является Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" тарифы устанавливаются на основании необходимой базовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 93 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией, рассчитываются как сумма следующих составляющих:
а) средневзвешенная стоимость производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности);
б) удельная стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии;
в) предусмотренные законодательством Российской Федерации расходы регулируемой организации по сомнительным долгам, определяемые в соответствии с подпунктом "а" пункта 47 настоящего документа, расходы на осуществление деятельности по сбыту тепловой энергии и теплоносителя, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Таким образом, в состав расходов, формирующих тарифы на тепловую энергию, поставляемую АО «УСТЭК-Челябинск» потребителям на 2019 г. учтены затраты на оплату услуг теплосетевых организаций по передаче тепловой энергии в объеме, утвержденной Схемой теплоснабжения, по регулируемым тарифам на передачу, установленным Министерством.
В свою очередь, при формировании указанных тарифов для сетевых организаций в НВВ по передаче учтены расходы на компенсацию потерь тепловой энергии в объеме нормативных потерь по соответствующему регулируемому тарифу, установленному для АО «УСТЭК-Челябинск».
Таким образом, при утверждении тарифов учитывается весь объем тепловой энергии, передаваемый по сетям в зоне теплоснабжения №, отраженный в Схеме теплоснабжения, в том числе с учетом потерь тепловой энергии.
Согласно выписке из протокола заседаний Правлений Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№, расходы на содержание тепловых сетей, принадлежащих на праве собственности ФИО2 и ФИО1 в тарифах на 2019 г. на тепловую энергию, поставляемую АО «УСТЭК -Челябинск» потребителям зоны теплоснабжения №, учтены не были (т.10 л.д. 118-135. страница 17 выписки).
Из материалов дела следует и подтверждается сведениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, что ФИО2 тепловые сети протяженностью 1 889,2 п.м. переданы по договору аренды ООО «Фирма «Транзит-Экспресс» только ДД.ММ.ГГГГ. Впервые тариф на транзит был установлен ООО «Фирма «Транзит-Экспресс» только ДД.ММ.ГГГГ постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области №. До указанного времени тариф на транзит ФИО4 не устанавливался. Более того, ФИО1 было отказано в установлении тарифа на транзит в 2016 Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области со ссылкой на то, что он является физическим лицом, а в силу п. 16 ст. 2 ФЗ от 27 июля 2010 № 190 «О теплоснабжении» регулирование тарифов на услуги по передаче тепловой энергии применяется к организациям и ИП, оказывающим услуги по передаче тепловой энергии с использованием объектов теплосетевого хозяйства, находящихся у них в собственности или на иных законных основаниях.
Поскольку тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для ФИО2 и ФИО1 установлены не были, не был определены границы ответственности для оплаты тепловых потерь, суд приходит к выводу о невозможности определения точного размера тепловых потерь.
На основании части 3 статьи 8 и части 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 57 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
Пунктом 10 Основ N 109 предусмотрено, что если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств.
Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 81 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом.
В указанных ценах (тарифах) в порядке, определенном настоящим документом и методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, учитываются затраты на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии.
Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям (пункт 4 статьи 15, пункт 6 статьи 17 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ).
Согласно п.72 Приказа ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям тепловой энергии (мощности), учитываются расходы ЭСО на производство (приобретение) и передачу тепловой энергии (мощности), а также расходы на сбыт тепловой энергии (мощности) потребителям.
Согласно приложению № 4 к приказу ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2 нормативные затраты и потери тепловой энергии с потерями теплоносителя и потерями тепловой энергии теплопередачей через теплоизоляционные конструкции трубопроводов и оборудование систем транспорта учитываются в тарифе.
Оснований для взыскания задолженности за тепловую энергию и теплоноситель у суда нет, поскольку представитель истца в ходе производства по делу, поясняла, что задолженность у ответчиков имеется исключительно по тепловым потерям.
Кроме того, суд руководствуется следующим. Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу пункта 5 статьи 13 Закона «О теплоснабжении» теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными к одной системе теплоснабжения.
Исходя из анализа указанных норм права следует, что законодатель предусматривает возможность компенсации потерь тепловой энергии только ограниченным кругом субъектов теплоэнергетики: либо теплосетевой организацией или теплоснабжающей организацией, являющиеся профессиональными участниками рынка теплоэнергетики, которые на основе установленных регулирующим органом тарифов получают плату за поставку тепловой энергии и за услуги по передаче тепловой энергии соответственно.
Обязанность по оплате фактических потерь тепловой энергии по своей правовой природе является встречным исполнением обязательства по оплате услуг по передаче тепловой энергии. Следовательно, при оказанной услуге по передаче тепловой энергии у теплосетевой организации появляется право на получение с теплоснабжающей организации платы за такую услугу, и соответственно возникает обязанность по оплате фактических потерь в пользу теплоснабжающей организации.
В свою очередь, обязанность по оплате фактических потерь одной теплоснабжающей организации, которая перепродает тепловую энергию в пользу другой теплоснабжающей организации, которая производит тепловой ресурс, возникает в процессе перепродажи энергии.
Таким образом, взыскание теплоснабжающей организацией фактических потерь тепловой энергии с владельца тепловых сетей либо с собственника тепловых сетей, не обладающих статусом профессионального участника рынка теплоэнергетики (теплосетевой организацией или теплоснабжающей организацией), которые не имеют право на получение платы за переток тепловой энергии по принадлежащим им тепловым сетям до конечных потребителей, фактически приведет к нарушению принципа соблюдения баланса экономических интересов участников гражданского оборота.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Акционерного общества «УСТЭК- Челябинск» о взыскании с ФИО1 задолженности за тепловую энергию и теплоноситель, в целях компенсации потерь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 303 115,04 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 172 873,71 руб., пени на сумму долга 2 303 115,04 руб. в порядке, предусмотренном п. 9.1 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» от суммы, подлежащей оплате за каждый день просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической уплаты долга, расходы по оплате государственной пошлины в размере 20 935,86 руб., отказать.
В удовлетворении исковых требований Акционерного общества «УСТЭК- Челябинск» о взыскании с ФИО2 задолженности за тепловую энергию и теплоноситель, в целях компенсации потерь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 677 844,89 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 501 454,66 руб., пени на сумму долга 6 677 844,89 руб. в порядке, предусмотренном п. 9.1 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» от суммы, подлежащей оплате за каждый день просрочки с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической уплаты долга, расходы по оплате государственной пошлины в размере 45 128,90 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию Челябинского областного суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Ленинский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий Т.А. Беляева
Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2020 года.