НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Челябинска (Челябинская область) от 04.07.2022 № 2А-2650/2022

Дело № 2а-2650/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2022 года г. Челябинск

Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего Парневовой Н.В.,

при секретаре Логиновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бородулина А.А. Алексеевны к ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска о признании незаконным решения налогового органа, возложении обязанности возвратить излишне уплаченный налог,

установил:

Бородулина А.А. обратилась в суд с иском к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска (далее – ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска) о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности возвратить излишне уплаченный налог в размере 47945 руб., взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 1638 руб.

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец подала в ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска декларацию о доходах физических лиц за 2015 год (форма -НДФЛ), в которой заявлен налоговый вычет в сумме 47 945 руб. Камеральная налоговая проверка завершена ДД.ММ.ГГГГ. По ее результатам налоговым органом была подтверждена сумма налогового вычета, заявленная налогоплательщиков, в полном объеме. На основании сообщения налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ истцом ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС по Ленинскому району г. Челябинска через «Личный кабинет налогоплательщика» направлено заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в сумме 47 945 руб. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в возврате излишне уплаченного налога в размере 47945 руб., так как заявление представлено по истечении 3 лет со дня уплаты данной суммы. С данным решением налогового органа не согласна, считает его решение незаконным и необоснованным, нарушающим её права и законные интересы налогоплательщика, поскольку декларация за 2015 год истцом подана ДД.ММ.ГГГГ, а трехлетний срок, установленный в ст. 78 Налогового кодекса РФ, регулирует сроки обращения заявителя в налоговый орган и не является сроком давности.

Административный истец Бородулина А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска Ница А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Право гражданина на обращение в суд с требованием об оспаривании решения, действия органа государственной власти, должностного лица, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, предусмотрено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

В силу ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Согласно п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В п. 3 ст. 54 НК РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

В силу п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщиком в налоговый орган предоставлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2015 год, в которой заявлен имущественный налоговый вычет. По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации за 2015 год Инспекцией подтверждено право заявителя на имущественный налоговый вычет за 2015 год в размере 47 945 руб. о чем сообщено заявителю ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ заявителем в инспекцию подано заявление о возврате излишне уплаченной суммы НДФЛ в размере 47 945 руб.

ДД.ММ.ГГГГ решением об отказе в зачете ((возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) Инспекцией на основании п. 7 ст. 78 НК РФ отказано в возврате указанного налога, поскольку заявление подано налогоплательщиком по истечение 3-х лет со дня уплаты налога.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов.

На основании пп.5 п.1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан производить зачет или возврат налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 3 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Пунктом 4 статьи 78 НК РФ установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации, производится налоговыми органами самостоятельно (пункт 5 статьи 78 НК РФ).

В соответствии с п.6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Документов, подтверждающих направление Бородулиной А.А. извещений о переплатах налога, в более ранний срок, чем ДД.ММ.ГГГГ, стороной ответчика суду не представлено.

Ссылки ответчика о том, что истец пропустил срок для подачи заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченного налога, поскольку такое заявление подано лишь ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 г. № 173-О, установленный ст. 78 Налогового кодекса РФ срок 3 года для подачи указанного заявления не может быть продлен или пропуск этого срока восстановлен налоговым органом по каким-либо причинам, даже если они являются уважительными, так как пропуск данного срока налогоплательщиком не лишает его права обратиться в суд с исковым заявлением о возврате из бюджета переплаченной суммы.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Трехлетний срок, установленный в ст. 78 НК РФ, регулирует сроки обращения заявителя в налоговый орган и не является сроком давности.

Более того, нормативное положение, адресованное налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту.

Общий срок исковой давности в три года установлен ст. 196 ГК РФ. Течение срока исковой давности определено п. 1 ст. 200 ГК РФ, которая предусматривает его исчисление со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В данном случае истец заявил требование о возложении обязанности на налоговый орган возвратить из бюджета денежную сумму в размере 47 945 руб. излишне уплаченного налога.

Таким образом, на момент обращения в суд ДД.ММ.ГГГГ, срок по указанным истцом требованиям не истек.

Вместе с тем, учитывая, что возврат суммы излишне уплаченного налога в силу императивных предписаний п. 7 ст. 78 НК РФ может быть самостоятельно осуществлен налоговым органом только в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, возникшая у Бородулиной А.А. переплата не подлежала возврату в указанном выше административном порядке, в связи с чем оспариваемое решение налогового органа является законным.

Таким образом, учитывая все установленные по делу обстоятельства, из бюджета истцу подлежит возврату налог в размере 47 945 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В ст. 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса. По смыслу данной нормы права, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом с проигравшей спор стороны.

Бородулиной А.А. при подаче иска в суд понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 1638 руб. (л.д. 3).

Исходя из того, что Бородулиной А.А. заявлены требование о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога и требование о возложении обязанности на административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений его прав, при этом требование о возложении на налоговый орган обязанности возвратить истцу сумму излишне уплаченного налога является избранным административным истцом способом восстановления нарушенного права, суд приходит к выводу о необходимости взыскании с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., в остальном размере уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату в порядке статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации и не может быть взыскана с административного ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования Бородулиной А.А. к ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска о признании незаконным решения налогового органа, возложении обязанности возвратить излишне уплаченный налог удовлетворить в части.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска произвести Бородулиной А.А. возврат излишне уплаченного налога в сумме 47 945,00 руб.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска в пользу Бородулиной А.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Бородулиной А.А. к ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска о признании незаконным решения налогового органа, возложении обязанности возвратить излишне уплаченный налог – отказать.

Возвратить Бородулиной А.А. излишне уплаченную при подаче административного иска государственную пошлину в размере 1 338 руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Парневова

Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2022 года.