Дело №2-5289/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 ноября 2012 г. г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,
при секретаре Фадеевой И.Г.,
с участием истца Егорова С.В.,
представителя ответчика Ефремова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова ----- к Военному комиссариату ЧР об обязании выплатить премию за 1 и 2 квартал 2012 г.,
у с т а н о в и л :
Егоров С.В., ссылаясь на абз.1 ст.129 ТК РФ и приказ Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», обратился в суд с иском к Военному комиссариату Чувашской Республики об обязании выплатить премию за 1 и 2 квартал 2012 г..
В обоснование своего требования истец указал, что он работал в отделе Военного комиссариата Чувашской Республики по Ибресинскому и Вурнарскому районам в период с 10 января 2010 г. по 25 июля 2012 г., затем был уволен в связи с переходом на выборную должность по п.5 ст.77 ТК РФ. Несмотря на то, что 1 и 2 квартал 2012 г. отработал полностью и дисциплинарных взысканий не имел, премия за указанное время на основании приказа Министра обороны РФ №1010 от 26 июля 2010 г. ему не начислялась и не выплачивалась, хотя представляет собой стимулирующую денежную выплату и является частью заработной платы. На его устные обращения ответа не получил. Считает, что оснований для невыплаты премии у ответчика не имеется. В настоящее время в соответствии с приказом МО РФ №1010 издан приказ МО РФ №2866 от 15 сентября 2012 г. о выплате премии за 1, 2 и 3 квартал 2012 г. (л.д.2, 12).
В судебном заседании истец поддержал свое требование, суду пояснил, что ранее, в 2010 г. и 2011 г., он получал ежеквартальную премию по итогам служебной деятельности по приказу Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. №1010 в размере по -----., а сумма причитающейся ему премии за 1 и 2 квартал 2012 г. ему не известна, полагает, что его размер определен приказом Министра обороны РФ №2866 от 15 сентября 2012 г.. С 26 июля 2012 г. он приступил к исполнению обязанностей главы администрации Урмарского городского поселения Урмарского района Чувашской Республики, но премия по месту его прежней работы после увольнения ему до настоящего времени не начислялась.
Представитель ответчика-Военного комиссариата Чувашской Республики Ефремов А.В. исковое требование не признал по тем основаниям, что перед увольнением истцу были выплачены все предусмотренные системой оплаты труда платежи, выплата же премий стимулирующего характера вообще не предусмотрены. Приказа Министра обороны РФ №2866 от 15 сентября 2012 г. о выплате премий, на который ссылается истец, не существует. Истец работал в отделе военного комиссариата Чувашской Республики по Ибресинскому и Вурнарскому районам с 10 января 2010 по 25 июля 2012 года. Согласно трудовому договору №24 от 11 января 2010 г. наряду с окладом, различными надбавками, получал ежемесячную премию до ----- от оклада, что подтверждается справкой о выплаченной истцу заработной плате за 2011 и 2012 г., выплата которой осуществляется на основании Коллективного договора, заключенного между администрацией и гражданским персоналом ВК ЧР, а также согласно Положению о премировании работников ВК ЧР, в которых указано, что ВК ЧР предоставляется право не премировать отдельных работников, допустивших нижеперечисленные упущения и нарушения: невыполнение 2-х и более показателей премирования, совершение прогула, наличие неснятых дисциплинарных взысканий и т.д. Так как за период с I по 2 квартал 2012 года истец отработал полностью и дисциплинарных взысканий не имел, то и премия за этот период по трудовому договору ему была выплачена полностью, его права не были нарушены. Премия, которую просит взыскать истец, выплачивается на основании Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, утвержденного Приказом МО РФ от 26 июля 2010 г. №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», согласно п.1 которого дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Денежных средств на выплату указанной премии за I и II кварталы 2012 г. в ВК ЧР не поступало и не выделялось, в связи с чем его работникам, в том числе истцу, премии по приказу Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. №1010 за 1 и 2 кварталы 2012 года не начислялись и не выплачивались. Система премирования в любой организации устанавливается коллективным договором, а также локальными нормативными актами. Установление премиальных выплат является правом работодателя, но не его обязанностью, поэтому требование истца не могут быть удовлетворены, так как у военного комиссара как работодателя отсутствует локальный нормативный акт, предусматривающий обязательность выплаты такой премии, данный вид премии не предусмотрен коллективным договором. Приказ Министра обороны №555 от 10 ноября 2008 года и коллективный договор не содержат нормы, обязывающей военного комиссара или командира воинской части в обязательном порядке выплачивать премии стимулирующего характера.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
В силу ст.349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть2 ст.135 ТК РФ предусматривает, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из содержания Приказа Министра обороны РФ №1010 от 26 июля 2010 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» усматривается, что он был издан в соответствии с Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 года №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» и им был утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пункт 2 Приказа №1010 от 26 июля 2010 года предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам службы (работы) за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Согласно п.12 Порядка суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования учитываются и в отчетности отражаются отдельно с расшифровкой выплаченных сумм и количества личного состава, получившего эти суммы.Из материалов дела: трудового договора №24 от 11 января 2010 г., заключенного с истцом, его трудовой книжки и личной карточки, судом установлено, что истец состоял в трудовых отношениях с Военным комиссариатом Чувашской Республики с 10 января 2010 г. по 25 июля 2012 г. в должности начальника отделения (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) отдела военного комиссариата Чувашской Республики по Ибресинскому и Вурнарскому районам). На основании заявления истца от 23 июля 2012 г. об увольнении с занимаемой должности, приказом №123 от 25 июля 2012 г. он был уволен в связи с назначением на должность Главы администрации Урмарского городского поселения Урмарского района Чувашской Республики на основании п.5 ст.77 ТК РФ. Как следует из приказа об увольнении и справки о выплаченной зарплаты, истцу при увольнении выплачена денежная сумма в размере ----- из расчета: в соответствии с приказом МО РФ №555 от 10 ноября 2008 г. за добросовестное исполнение должностных обязанностей по результатам работы в 2012 г. в полном объеме за 6 месяцев в сумме -----.; денежная компенсация за 14 календарных дней неиспользованного отпуска за период работы с 11 января 2012 г. по 25 июля 2012 г. в сумме -----. (л.д.4). Истец считает, что он также имеет право на получение дополнительного материального стимулирования (премии) за 1 и 2 квартал 2012 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года №1010 г. Однако, материальное стимулирование в виде дополнительной премии не носит обязательного характера и не является гарантированной выплатой, так как осуществляется только за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных средств, распределение же экономии происходит централизованно и производится Министерством обороны РФ, а не ответчиком. Указанное обстоятельство истцом не оспаривается.Оплата труда работников Военного комиссариата ЧР производилась в соответствии с условиями, установленными Приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 года №555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации», которым утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил РФ (приложение №2) и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации (приложение №3). Из содержания п.3 и п.4 раздела 1 Положения («Общие положения») следует, что системой оплаты труда кроме должностных окладов предусмотрены: выплаты компенсационного характера: за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях, процентные надбавки к заработной плате); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами; другие виды выплат компенсационного характера, предусмотренные действующим законодательством; и выплаты стимулирующего характера: надбавка за выслугу лет - до 40 процентов должностного оклада в порядке, установленном для гражданского персонала воинских частей; надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - до 100 процентов должностного оклада при условии выполнения установленных показателей; премия по результатам работы учреждения за квартал - в пределах средств, направляемых на эти цели, и предельными размерами не ограничивается; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за год - до двух должностных окладов. При этом компенсационные и стимулирующие выплаты устанавливаются и выплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на выплату заработной платы. В соответствии с Порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений МО РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил РФ бюджетные учреждения и воинские части определяют годовой фонд оплаты труда - потребность на выплату заработной платы гражданскому персоналу, содержащемуся по штатам, штатным перечням (нормативам), а также по утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям.Подпунктом «г» п.5 Порядка установлены выплаты стимулирующего характера (в расчете на год): надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы по установленным настоящим Приказом должностям - в размере 12 должностных окладов; надбавка за выслугу лет - в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет годового фонда оплаты труда; премиальные выплаты по итогам работы: единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере 2 должностных окладов (тарифных ставок) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет годового фонда оплаты труда; и иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) бюджетных учреждений, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (кроме выплачиваемых за счет экономии годового фонда оплаты труда). Согласно п.6 и п.8 Порядка годовой фонд оплаты труда определяется суммированием фонда должностных окладов (тарифных ставок) и фондов выплат компенсационного и стимулирующего характера. Указанный годовой фонд оплаты труда увеличивается на сумму страховых взносов. Годовой фонд оплаты труда бюджетного учреждения и воинской части не может быть уменьшен при проведении мероприятий по оптимизации и сокращению численности гражданского персонала, проводимых в инициативном порядке непосредственно руководителями бюджетных учреждений и воинских частей. Высвободившиеся при этом бюджетные средства могут быть направлены на установление выплат стимулирующего характера.Доводы истца о том, что дополнительная стимулирующая выплата (премия), предусмотренная приказом №1010, должна быть ему выплачена на основании изданного в настоящее время приказа МО РФ №2866 от 15 сентября 2012 г. о выплате премии за 1, 2 и 3 квартал 2012 г., судом не принимается во внимание, так как доводы ответчика об отсутствии такого приказа подтверждается исследованным судом приказом МО РФ от 17 сентября 2012 г. №2855 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей, установленных для федеральных государственных гражданских служащих», из которого видно, что на период издания данного приказа от 17 сентября 2012 г. был издан приказ МО РФ под №2855, поэтому 15 сентября 2012 г. не мог издаваться по нумерации более поздний приказ под №2866. Таким образом, доводы истца не основаны на законе и иных нормативно-правовых, локальных нормативных актах, регулирующих оплату труда работников комиссариата, как гражданского персонала бюджетного учреждения Министерства обороны РФ, поскольку указанный вид выплат не предусмотрен системой оплаты труда военного комиссариата Чувашской Республики. При таких обстоятельствах, в удовлетворения требования истца следует отказать. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, судр е ш и л : В удовлетворении искового требования Егорова Сергея Вениаминовича к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности по выплате премии за 1 и 2 квартал 2012 г. по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики после составления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение составлено 29 ноября 2012 г.
Решение не вступило в законную силу.