НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика) от 18.11.2021 № 12-1486/2021

Дело № 12-1486/2021

УИД 21RS0023-01-2021-007589-15

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

18 ноября 2021 года г. Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Волкова Е.Н.,

с участием Петровой А.В., в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении,

прокурора Горинова А.В.,

рассмотрев жалобу должностного лица – ------» Петровой ФИО8 на постановление ----- о назначении административного наказания, вынесенное дата старшим государственным инспектором труда ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора труда ФИО2----- о назначении административного наказания от дата должностное лицо – ------ Петрова ФИО9 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, Петрова А.В. подала на него жалобу, в которой просит заменить назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. на предупреждение. В жалобе указывает, что при назначении наказания не в полной мере учтены обстоятельства совершения административного правонарушения, данные о наличии у Петровой А.В. смягчающих обстоятельств, совокупность которых позволяют назначить наказание в виде предупреждения, данный вид наказания предусмотрен санкцией ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

В судебном заседании Петрова А.В. доводы жалобы поддержала, вновь привела их суду, пояснила, что впервые привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения за нарушение трудового законодательства. При назначении наказания не учтено, что на ее иждивении находится малолетняя дочь Полина, 2007 года рождения, сама Петрова А.В. является получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца ввиду смерти отца дочери Петрова С.В.

Административный орган Государственная инспекция труда в Чувашской Республике (далее – ГИТ в ЧР), извещенная о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание, участие своего представителя не обеспечила. Представлено заявление о рассмотрении дела без участия должностного лица ГИТ в Чувашской Республике, выражено мнение об оставлении постановления по делу об административном правонарушении без изменений, а жалобу Петровой А.В. – без удовлетворения.

Прокурор Горинов А.В. полагает возможным, с учетом санкции ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, обстоятельств совершения административного правонарушения, данных о личности должностного лица Петровой А.В., изменить назначенное ей административное наказание не предупреждение.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы и письменного возражения должностного лица ГИТ в Чувашской Республике, исследовав письменные доказательства, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Субъектом правонарушения является работодатель, в том числе должностное лицо.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Из положений ч.5 ст. 37 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст. 115, ч. 9 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) следует, что работник имеет право на отдых, работающему по трудовому договору гарантируется оплачиваемый ежегодный отпуск, оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Из ст. 114 ТК РФ следует, что работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Статьей 115 ТК РФ установлено, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Абзацем 4 ст. 122 ТК РФ предусмотрено, что отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.

В соответствии со ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.

Согласно ст. 127 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части.

В силу приведенных положений, а также ст. ст. 115, 116 Трудового кодекса РФ ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется за рабочий год, который работник должен отработать. При этом законодательство возлагает на работодателя обязанность предоставлять работнику полный отпуск с оплатой в течение рабочего года и не предусматривает возможность предоставления данного отпуска пропорционально отработанному работником времени и с частичной оплатой.

Таким образом, отпуск за второй и последующие годы предоставляется независимо от того отработал работник весь период, за который предоставляется ему отпуск или нет.

В силу ст. 362 Трудового кодекса РФ, руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары по обращению ФИО6 проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в деятельности МБУ «Управление финансово-производственного учреждения культуры города Чебоксары» в ходе которой выявлено, что в нарушение требований трудового законодательства работодатель не выполнил утвержденный им же график отпусков и постановлением заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары ФИО5 от дата возбуждено дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица директора МБУ «Управление финансово-производственного обеспечения муниципальных учреждений культуры города Чебоксары» ФИО1

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении установлено событие административного правонарушения.

На основании трудового договора ----- от датаФИО6 состоит в должности сторожа-вахтера МБУ «Управление финансово-производственного обеспечения муниципальных учреждений культуры города Чебоксары». Согласно графику отпусков работников МБУ «Управление финансово-производственного обеспечения муниципальных учреждений культуры города Чебоксары» на 2021 год, утвержденному приказом директора Учреждения ----- от дата, запланированная дата начала отпуска ФИО6 – с дата продолжительностью 28 календарных дней. Приказом директора Учреждения ----- от дата в график отпусков на 2021 год внесены изменения, а именно, ФИО6 дата начала отпуска перенесена с дата на дата (по заявлению ФИО6). датаФИО6 обратилась в адрес работодателя с заявлением о предоставление ей ежегодного отпуска с дата на 28 календарных дней. Приказом директора МБУ «Управление финансово-производственного обеспечения муниципальных учреждений культуры адрес» ФИО1------лс от датаФИО6 предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 14 июля по дата на 21 календарный день. Таким образом, в нарушение требований трудового законодательства работодатель предоставил отпуск ФИО6 меньшей продолжительностью, чем установлено графиком отпусков без согласия работника.

Директором МБУ «Управление финансово-производственного обеспечения муниципальных учреждений культуры города Чебоксары» является ФИО1

Изложенные обстоятельства административного правонарушения и факт совершения должностным лицом – директором ------» ФИО1 административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении, в том числе:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от дата

- заявлением ФИО6 в адрес прокурора (зарегистрировано дата);

- трудовым договором от дата, заключенным ФИО6 и МБУ «Управление финансово-производственного обеспечения муниципальных учреждений культуры адрес»;

- дополнительным соглашением ----- от дата к трудовому договору от дата;

- дополнительным соглашением ----- от дата к трудовому договору от дата;

- дополнительным соглашением ----- от дата к трудовому договору от дата;

- дополнительным соглашением ----- от дата к трудовому договору от дата;

- дополнительным соглашением ----- от дата к трудовому договору от дата;

- дополнительным соглашением ----- от дата к трудовому договору от дата;

- графиком отпусков на 2020 год, утвержденным дата;

- графиком отпусков на 2021 год, утвержденным дата;

- коллективным договором МБУ «Управление финансово-производственного учреждения культуры города Чебоксары»;

- Правилами внутреннего трудового распорядка МБУ «Управление финансово-производственного учреждения культуры города Чебоксары»;

- заявлением ФИО6 от дата о предоставлении ей ежегодного оплачиваемого отпуска с дата на 28 календарных дней;

- приказом от дата------лс о предоставлении ФИО6 ежегодного оплачиваемого отпуска с дата на 21 календарный день;

- актом об отказе ознакомления от датаФИО6 с приказом;

- актом об отказе ознакомления от датаФИО6 с приказом;

- платежным поручением от дата о перечислении денежных средств на оплату труда и отпускных по реестру;

- реестром на перечисление ФИО6 денежных средств;

- заявлением ФИО6 о состоянии нетрудоспособности в период отпуска;

- приказом от дата------лс о продлении отпуска на 6 дней, совпавших с периодом ее временной нетрудоспособности, с 4 по дата;

- уведомлением о продлении отпуска в связи с нетрудоспособностью;

- приказ от датаг. ----- о внесении изменений в график отпусков на 2021 год.

Наличие события и состава административного правонарушения по настоящему делу Петрова А.В., в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, не оспаривает.

При установлении фактических обстоятельств совершения административного правонарушения должностным лицом ГИТ в Чувашской Республике на основании ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно исследованы все обстоятельства дела в их совокупности.

Все собранные по делу об административном правонарушении доказательства оценены по правилам ст.26.11 Кодекса Российской Федерации с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и обоснованно признаны должностным лицом достоверными относительно события правонарушения.

Следовательно, в постановлении ----- от датаг 2020 г. должностным лицом сделан обоснованный вывод о виновности должностного лица – директора МБУ «Управление финансово-производственного учреждения культуры города Чебоксары» ФИО1, и ее действия правильно квалифицированы по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

В то же время заслуживает внимания довод жалобы о том, что имеются основания для изменения вида наказания, назначенного за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Санкцией ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ для должностных лиц предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 3.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

При вынесении постановления, определяя вид административного наказания, должностное лицо административного органа не может устанавливать его произвольно без учета обстоятельств вменяемого административного правонарушения, в т.ч. наличия (отсутствия) смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Судья полагает, что при определении наказания, должностным лицом не в полной мере учтены требования ст.ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ, в том числе, признание лицом, совершившим правонарушения, своей вины, раскаяние в содеянном, данные о лице, совершим административное правонарушение, восстановление нарушенных прав.

Согласно ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение (п. 1), оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (п. 4), добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда (п. 6), добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (п. 7), совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка (п. 10).

При назначении наказания Петровой А.В. обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, установлено не было.

Вместе с тем, государственный инспектор труда вывод о необходимости назначения Петровой А.В. наиболее строгого вида наказания в виде административного штрафа не мотивировал.

В деле сведений о том, что Петрова А.В. ранее привлекалась к административной ответственности за однородные правонарушения, не имеется.

Должностное лицо Петрова А.В. вину признала. Трудовые права ФИО6 восстановлены, и ей по ее заявлению представлен отпуск на оставшиеся 7 дней (с дата), что подтверждается приказом от дата------лс.

Как следует из представленных доказательств, на иждивении Петровой А.В. имеется несовершеннолетняя дочь (на период административного правонарушения – малолетняя), в настоящее время является одинокой матерью и получателем пенсии, назначенной после смерти Петрова С.В.

Вышеуказанное судья при рассмотрении жалобы признает смягчающими вину обстоятельствами, что указывает на наличие оснований для назначения должностному лицу Петровой А.В. наиболее мягкого наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Учитывая изложенного, в связи наличием смягчающих административную ответственность обстоятельств, нахожу возможным, не выходя за пределы санкции ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, изменить назначенный вид административного наказания в виде штрафа на предупреждение.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения Европейской конвенции о разумном балансе публичного и частного интересов, оценив конкретные обстоятельства дела, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, суд приходит к выводу о назначении наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в виде предупреждения, изменив оспариваемое постановление в данной части, полагая, что именно данное наказание является справедливым и соразмерным содеянному, и будет способствовать целям его назначения.

Таким образом, постановление должностного лица ГИТ в Чувашской Республике подлежит изменению в части изменения вида административного наказания. В остальной части обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление ----- о назначении административного наказания, вынесенное дата старшим государственным инспектором труда ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МБУ «Управление финансово-производственного учреждения культуры города Чебоксары» Петровой ФИО10 – изменить, административное наказание в виде административного штрафа изменить на предупреждение, оставив данное постановление в остальной части без изменения.

Жалобу Петровой ФИО11 удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня его вручения или получения через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Судья Е.Н. Волкова