Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Адм. дело № 12-457/2010
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
18 ноября 2010 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Сорокин Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Финансового управления администрации города Чебоксары ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г.Чебоксары от 02 ноября 2010 года по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г. Чебоксары от 02 ноября 2010 года ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 5.21 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей за перечисление с нарушением установленных законом сроков финансовых средств на расходы, связанных с подготовкой и проведение выборов депутатов Чебоксарского городского собрания депутатов.
Не согласившись с постановлением, 12 ноября 2010 года ФИО1 обжаловала его в Ленинский районный суд г. Чебоксары. В своей жалобе начальник Финансового управления администрации г. Чебоксары ФИО1 просит постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Чебоксары от 02 ноября 2010 г. отменить и дело прекратить. В жалобе указывает, что ее вина в совершении данного административного правонарушения не установлена. В основу принятого судом решения положена лишь положения п.1 ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 года №67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»», которые подтверждают не ее вину, а несовершенство механизма финансирования выборов. Вопросы финансового, материально-технического обеспечения деятельности избирательной комиссии муниципального образования разрешаются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Указывает, что финансовое обеспечение деятельности муниципальной избирательной комиссии должно осуществляться в первую очередь в соответствии с принципами и требованиями бюджетного законодательства.
Согласно статье 34 Бюджетного кодекса РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Таким образом, на стадии составления или исполнения бюджета финансовый орган администрации, который ответствен за составление и исполнение бюджета, должен исходить из достижения одной из двух целей: либо достижение запланированных результатов, либо достижения наилучшего результата.
Судом не принято во внимание, что планирование финансового обеспечения деятельности муниципальной избирательной комиссии осуществляется в соответствии с требованиями бюджетного законодательства в порядке, определенном финансовым органом администрации города Чебоксары (Приказ финансового управления администрации города Чебоксары от 29.12.2008 №46 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города Чебоксары и внесения изменений в неё»), на основании бюджетной заявки муниципальной избирательной комиссии.
Согласно ч. 2 ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей основы исполнения бюджетов, исполнение бюджета организуется на основе как сводной бюджетной росписи, так и кассового плана.
Понятие кассового плана появилось в 2008 году в связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ, которые нашли отражение в муниципальном правовом акте г. Чебоксары - Положении о бюджетных правоотношениях в муниципальном образовании г. Чебоксары, утвержденном решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 22 мая 2008 года №1011.
Согласно п.38 названного Положения под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет города и кассовых выплат из бюджета города в текущем финансовом году.
Введение в качестве обязательного документа исполнения бюджета кассового плана позволяет планировать как периоды кассовых разрывов, так и периоды наличия временно свободных средств бюджета и сформировать оперативную информацию для принятия эффективных решений по управлению средствами бюджета.
Неотъемлемой частью сводной бюджетной росписи является прогноз кассовых выплат, который состоит из доходной и расходной части. В том числе расходная часть основывается на кассовых планах, представляемых главными распорядителями бюджетных средств.
Прогноз кассовых выплат по расходам бюджета города Чебоксары по муниципальной избирательной комиссии составлялся с учетом принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств города Чебоксары и календарным планом мероприятий по проведению выборов в 2010 году. Муниципальная избирательная комиссия как главный распорядитель бюджетных средств представила свой кассовый план в Финуправление, где кассовые выплаты по расходам планировались на III квартал в сумме ------ рублей, на IV квартал в сумме ------ рублей.
Согласно статье 65 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального образования осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из этого следует, что финансирование расходов муниципальной избирательной комиссии должно осуществляться в соответствии с кассовым планом и не считаться с ним противозаконно.
Факт несвоевременности перечисления средств муниципальной избирательной комиссии судом установлен исходя из даты опубликования решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 15 июля 2010 года №1728 «О назначении выборов депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов пятого созыва» и срока финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов (не позднее чем в 10-ти дневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов). При этом не принят во внимание Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города Чебоксары, утвержденный приказом Финуправления 29 декабря 2008 года № 46, в котором установлено, что средства на проведение выборов в представительные органы муниципального образования перечисляются с лицевого счета Финуправления на расчетный счет муниципальной избирательной комиссии на основании письменного обращения последней на финансирование расходов на проведение выборов.
По письменным обращениям муниципальной избирательной комиссии произведено перечисление на ее расчетный счет: по письму от дата № в сумме ------ рублей (дата проводки дата); по письму от дата № в сумме ------ рублей (дата проводки дата); по письму от дата № в сумме ------ рублей (дата проводки дата); по письму от дата № в сумме ------ рублей (дата проводки дата); по письму от дата № в сумме ------ рублей (дата проводки дата). Претензий со стороны муниципальной избирательной комиссии ко ней или ее работникам о несвоевременном перечислении или нарушений сроков при финансировании расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов не имеется.
Просит постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Чебоксары от 02 ноября 2010г. отменить и дело прекратить, поскольку вывод мирового суда о наличии в ее действиях (бездействиях) вины необоснован, не основан на материалах дела.
На судебном заседании начальник Финансового управления администрации г.Чебоксары ФИО1 и ее защитник по доверенности ФИО2 поддержали жалобу по изложенным в ней доводам, вновь привели их суду.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Чебоксары ФИО3 жалобу ФИО1 об отмене постановления мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Чебоксары от 02 ноября 2010г. признал необоснованной, поскольку материалами дела ее вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.21 КоАП РФ, полностью доказана, наказание назначено в пределах, установленных законом, в связи с чем в удовлетворении жалобы просил отказать.
Выслушав заявителя и ее защитника, представителя прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 5.21 КоАП РФ неперечисление, а равно перечисление с нарушением установленных законом сроков органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики №1728 от 15 июля 2010 года выборы депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов были назначены на 10 октября 2010 года. Согласно п.2 указанного Решения расходы, связанные с проведением названных выборов, производятся за счет средств бюджета города Чебоксары. Указанный нормативный правовой акт был опубликован в газете "Чебоксарские новости" от 17 июля 2010 года №74.
На проведение выборов как следует из выписки из сводной бюджетной росписи бюджета г. Чебоксары на 2010 год утверждены расходы из бюджета города в сумме 10 685 000, 00 рублей.
Органом, исполняющим бюджет города Чебоксары, является Финансовое управление администрации г. Чебоксары, которое утвердило порядок финансирования избирательной комиссии муниципального образования города Чебоксары, в соответствии с которым финансовое обеспечение деятельности муниципальной избирательной комиссии осуществляется в соответствии с требованиями бюджетного законодательства в порядке, определенном финансовым органом администрации города Чебоксары (Приказ финансового управления администрации города Чебоксары от 29.12.2008 №46 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города Чебоксары и внесения изменений в неё»), на основании бюджетной заявки муниципальной избирательной комиссии.
Как следует из материалов дела, денежные средства на расходы по проведению выборов, поступили на расчетный счет Муниципальной избирательной комиссии г. Чебоксары по письменным обращениям муниципальной избирательной комиссии произведено перечисление на ее расчетный счет: по письму от дата № в сумме ------ рублей (дата проводки дата); по письму от дата № в сумме ------ рублей (дата проводки дата); по письму от дата № в сумме ------ рублей (дата проводки дата); по письму от дата № в сумме ------ рублей (дата проводки дата); по письму от дата № в сумме ------ ------ рублей (дата проводки дата).
Анализируя представленные доказательства, считаю обоснованным привлечение начальника Финансового управления администрации г. Чебоксары к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ по следующим основаниям.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, регулируются нормами Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данный Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является специальным по отношению к Бюджетному кодексу Российской Федерации, в силу чего при регулировании соответствующих правоотношений должны применяться нормы данного Закона, в том числе при определении прав и обязанностей участников этих отношений в процессе финансирования расходов на проведение выборов.
Как следует из содержания п.п. 11 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - это установленные Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Согласно ст. 57 названного Федерального закона, одной из таких гарантий является надлежащее финансирование расходов на проведение выборов. В связи с этим нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению к отношениям по финансированию расходов на проведение выборов с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Таким образом, в отличие от порядка, предусмотренного ст. 226, 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходование бюджетных средств на проведение выборов осуществляется специальным субъектом - избирательной комиссией, но не органом, исполняющим бюджет, а также со счета, открываемого в особом порядке, то есть не с единого счета бюджета.
Особые правила о порядке финансирования расходов на проведение выборов и контроля за расходованием этих средств содержатся в п. 6, 7 ст. 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 7 этой статьи порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления и обеспечение деятельности комиссий, устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия - в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.
Согласно пункту 6 той же статьи Федерального закона, отчеты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований о расходовании бюджетных средств на выборы представляются соответственно в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены законом.
Следовательно, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов предусмотрены в отличие от правил Бюджетного кодекса Российской Федерации иная процедура финансирования и расходования бюджетных средств, осуществляемая избирательной комиссией, и иной порядок контроля за расходованием этих средств.
В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вмешательство в эту деятельность как составную часть процедуры выборов со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Федеральным законом предусмотрено, что орган, исполняющий бюджет, должен в десятидневный срок с момента назначения выборов исполнить установленную законом обязанность по перечислению выделенных бюджетных средств на счет избирательной комиссии и не вправе вмешиваться в дальнейшую процедуру расходования этих средств при проведении выборов.
Установив, что бюджетные средства на проведение выборов поступили на счет Муниципальной избирательной комиссии г. Чебоксары с нарушением установленных законом сроков суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях начальника Финансового управления администрации г. Чебоксары содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.21 КоАП РФ.
Кроме того считаю, что Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не ставит выполнение вышеуказанной обязанности исполнительным органом местного самоуправления, исполняющим бюджет, в зависимость от представления или непредставления соответствующей избирательной комиссией мотивированных заявок на финансирование и что данный Федеральный закон не предусматривает такого основания для уменьшения (прекращения) финансирования как истечение срока действия лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии со ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.
Как следует из материалов дела, ФИО1 занимает должность начальника Финансового управления администрации г. Чебоксары т.е. является должностным лицом, который наделен соответствующими полномочиями по перечислению средств избирательным комиссиям и несет ответственность за ненадлежащее исполнение и несвоевременное исполнение требований законодательства.
Таким образом, прихожу к выводу о том, что начальник Финансового управления администрации г. Чебоксары ФИО1 виновна в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.21 КоАП РФ.
При рассмотрении дела, вынесении постановления каких-либо существенных нарушений процессуальных требований не допущено.
Наказание ФИО1 назначено с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст.5.21 КоАП РФ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобу без удовлетворения.
С учетом изложенного Руководствуясь ст. 30.6 и п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г.Чебоксары от 02 ноября 2010 года о привлечении начальника Финансового управления администрации города Чебоксары ФИО1 к административной ответственности по ст. 5.21 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья Ю.П. Сорокин