НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика) от 14.02.2020 № 2А-247/20

Дело № 2а- 247/2020

УИД: 21RS0023-01-2019-005875-81

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2020 года г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Филипповой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Тимофеевой Д.Н.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2 Э.Ф.О.,

представителей административного ответчика ИФНС России по г.Чебоксары ФИО3, ФИО4,

административного ответчика – ------ ИФНС по г.Чебоксары ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петровой ФИО12 к ИФНС России по г.Чебоксары, ------ ИФНС России по г.Чебоксары ФИО5 ФИО13 о признании действий должностного лица ИФНС России по г. Чебоксары незаконными, об обязании должностное лицо устранить нарушения прав административного истца,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к ИФНС России по г.Чебоксары, ------ ИФНС России по г.Чебоксары ФИО5 о признании действий должностного лица ИФНС России по г.Чебоксары незаконными, об обязании должностное лицо устранить нарушения прав административного истца.

Административные исковые требования мотивированы тем, что датаг. на территории адрес было организовано Общество с ограниченной ответственностью «Эверест», данные о которой дата были внесены в ЕГРЮЛ с ОГРН ------, юридическим адресом общества являлось: адрес

Единственным учредителем ООО «Эверест» являлась ФИО1 ФИО14

Основным видом деятельности общества являлась: деятельность по предоставлению услуг телефонной связи.

------ ООО «Эверест» в период с дата. по настоящее время являлась ФИО6 ФИО18.

В связи с тем, что в период с дата. учредительные документы ООО «Эверест» были утеряны или похищены, ФИО1, как единственный учредитель общества, обращалась в правоохранительные органы с просьбой оказать помощь в розыске документов и установлении личности виновного, однако по ее заявлению было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В дата. ФИО1 от знакомых узнала о том, что ООО «Эверест» каким-то образом было ликвидировано и исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.

В целях установления действительности существования либо ликвидации общества ФИО1 обратилась с несколькими заявлениями в ИФНС России по г.Чебоксары для получения разъяснения и получения копий правоустанавливающих документов по ООО «Эверест».

Так датаг. ФИО1 в ИФНС России по г.Чебоксары были поданы нижеследующие заявления:

1.С просьбой предоставить копии налоговой и бухгалтерской отчетности за дата года с информацией о лице, сформировавшем и подавшем данные отчетности, а также информации по контрольно-кассовым операциям общества.

2.С просьбой предоставить ксерокопию решения о принятии ФИО1 в состав учредителя ООО «Эверест» в дата

На первое заявление ФИО1 ------ ИФНС России по г.Чебоксары ------ ФИО5 дата. был дан ответ ----- о том, что у Инспекции отсутствуют согласие ООО «Эверест» на признание общедоступными сведений, составляющих налоговую ------, при этом не принимается во внимание тот факт, что с требованием представить информацию обратилась единственный учредитель данного общества.

Действительно Федеральным законом от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Указом Президента РФ от 06.03.1997г. № 188 «Об утверждении перечня, сведений конфиденциального характера» установлено, что сведения связанные с коммерческой деятельностью граждан, являются персональными данными и относятся к сведениям конфиденциального характера, распространение которых не допускается. Однако настоящим законом и Указом Президента РФ не ограничено получение информации из налоговых и иных государственных органов по юридическому лицу самим учредителем данного юридического лица. Информация о бухгалтерской и налоговой отчетности ООО «Эверест», а также информация по контрольно-кассовым операциям этого общества не являются закрытой конфиденциальной информацией для единственного учредителя общества.

Данный ответ ------ ИФНС России по г.Чебоксары ФИО5 был направлен ФИО1 по почте дата в почтовое отделение поступило дата., после чего было вручено ФИО1 дата

На второе заявление ФИО1 от дата. тем же представителем ИФНС - ------ ИФНС России по г.Чебоксары ФИО5 дата. был дан ответ ----- о том, что сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен и данные сведения в соответствии с ч.1 ст.6 Закона о регистрации могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов. По мнению административного истца, данный Закон не ограничивает получение сведений о юридическом лице единственным учредителем данного юридического лица.

Из открытых источников ИФНС дата. ФИО1 была получена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, в которой имелись сведения о данном юридическом лице с указанием ее в качестве учредителя общества. Из содержания данной выписки следует, что в ЕГРЮЛ по ООО «Эверест» за период с дата. внесены некоторые записи и изменения, которые были совершены без согласия и участия единственного учредителя ФИО1, о которых она не имела представления. В том числе, в ЕГРЮЛ дата. внесена запись о прекращении юридического лица (исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица).

Все вышеуказанные записи об изменениях и прекращении юридического лица ООО «Эверест» внесены без уведомления и согласия ФИО1, в связи с чем возникают сомнения в законности проведенных операций регистрирующим органом.

С вышеуказанными действиями должностного лица - ------ ИФНС ФИО5, выраженными в отказе в предоставлении вышеизложенной информации по юридическому лицу ООО «Эверест» его единственному учредителю ФИО1, административный истец категорически не согласна, поскольку данные действия должностного лица нарушают конституционные права ФИО1 о получении информации о юридическом лице, учредителем которого она является.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218, 220 КАС РФ, административный истец просит суд признать действия ------ ФИО5 об отказе в предоставлении информации по налоговой и бухгалтерской отчетности за дата о лице сдававшем данную информацию, а также информацию по контрольно-кассовым операциям, а также об отказе в предоставлении копии о принятии ФИО1 в состав учредителя ООО «Эверест» от дата. соответственно, незаконными; обязать вышеуказанное должностное лицо устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО1

В ходе судебного заседания административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 Э.Ф.О. поддержали заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и вновь привели их суду.

Представители административного ответчика ИФНС России по г.Чебоксары ФИО3, ФИО4, административный ответчик – ------ ИФНС по г.Чебоксары ФИО5 не признали заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Пояснили, что обжалуемые действия должностного лица ФИО5 полностью соответствуют требованиям НК РФ, Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Указу Президента РФ от 06.03.1997г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

Заинтересованное лицо ФИО6, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Суд, заслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) административного ответчика необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что датаг. на территории адрес было организовано Общество с ограниченной ответственностью «Эверест», данные о котором дата. были внесены в ЕГРЮЛ с ОГРН ------, юридическим адресом общества являлось: адрес

Единственным учредителем ООО «Эверест» являлась административный истец ФИО1 ФИО15.

Основным видом деятельности общества являлась: деятельность по предоставлению услуг телефонной связи.

В дата. административный истец ФИО1 узнала о том, что ООО «Эверест» исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.

В целях установления действительности существования либо ликвидации общества, ФИО1 обратилась с несколькими заявлениями в ИФНС России по г.Чебоксары для получения разъяснения и получения копий правоустанавливающих документов по ООО «Эверест».

Так датаг. ФИО1 в ИФНС России по г.Чебоксары были поданы два нижеследующих заявления:

заявление с просьбой предоставить ксерокопию решения о принятии административного истца ФИО1 в состав учредителя ООО «Эверест» в дата году;

заявление с просьбой предоставить копии налоговой и бухгалтерской отчетности за дата года с информацией о лице, сформировавшем и подавшем данные отчетности, а также информации по контрольно-кассовым операциям общества.

На первое заявление ФИО1 ------ ИФНС России по г.Чебоксары ------ ФИО5 дата. был дан ответ ----- следующего содержания:

«Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары на Ваше заявление в отношении ООО «Эверест» ОГРН ----- сообщает, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен. В соответствии с частью 1 ст.6 Закона о регистрации сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В связи с тем, что в договоре купли-продажи от дата. содержатся паспортные данные, копия документа не может быть предоставлена. Копию квитанции от дата. возвращаем».

На второе заявление ФИО1 ------ ИФНС России по г.Чебоксары ------ ФИО5 дата. был дан ответ ----- следующего содержания:

«Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары (далее - Инспекция), рассмотрев Ваше заявление о предоставлении налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Эверест» (ИНН ------) за дата годы и информацию по контрольно-кассовым аппаратам, сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением прямо перечисленных в данной статье, составляют налоговую ------

К сведениям о налогоплательщике, не относящимся к налоговой ------ относятся: сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; сведения об идентификационном номере налогоплательщика; сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями).

Одновременно сообщаем, что у Инспекции отсутствует согласие ООО «Эверест» на признание общедоступными сведений, составляющих налоговую ------

Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" установлено, что сведения, связанные с коммерческой деятельностью граждан, являются персональными данными и относятся к сведениям конфиденциального характера, распространение которых не допускается.

Действующее законодательство предусматривает предоставление конфиденциальной информации без согласия налогоплательщика только в судебные и правоохранительные органы по их мотивированным запросам.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма».

Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов закреплен в статье 6 Закона №129-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона №129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

Так, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 6 Закона №129 – ФЗ ограничен доступ к сведениям о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в случаях, предусмотренных федеральными законами, и в порядке, установленном актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 6 Закона №129 – ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых доступ к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям (документам, содержащим сведения) о юридическом лице (с указанием перечня таких сведений) может быть ограничен.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ ------;Об информации, информационных технологиях и защите информации" одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации.

Согласно пункту 2 статьи 6 Закона №129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из соответствующего государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации. Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона №129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о юридическом лице осуществляется в отношении сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подпунктом "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ), о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (пункт 6 статьи 11 Закона о регистрации).

дата в Инспекцию от ------ ООО "Эверест" ФИО6 поступило заявление по форме ------ «Заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».

дата Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений в части лица, имеющего право действовать без доверенности от имени ООО "Эверест".

После истечения ------ месяцев для представления достоверных сведений, дата Инспекцией принято решение о предстоящем исключении ООО "Эверест" из ЕГРЮЛ, которое было опубликовано в соответствии с действующим законодательством в журнале "Вестник государственной регистрации".

Основанием для принятия решения об исключении, послужили решение Инспекции от дата----- о предстоящем исключении недействующего юридического лица; справка от дата N ----- об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых банковских счетов и справка от дата N ----- о непредставлении юридическим лицом в течение последних ------ месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Решение о предстоящем исключении ООО «Эверест» из ЕГРЮЛ было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» ----- от дата

Заявления кредиторов и иных заинтересованных лиц в отношении ООО «Эверест» в течение ------ месяцев после публикации сообщения о предстоящем исключении в Инспекцию не поступали, в связи с этим дата в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.

В соответствии со ст. 102 ч.1 НК РФ налоговую ------ составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ сведения, полученные налоговым органом, становятся общедоступными с согласия их обладателя - налогоплательщика (плательщика страховых взносов).

Такое Согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@ "Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую ------ общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы".

С учетом изложенного налоговый орган вправе сообщить сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, в случае, если налогоплательщик дал согласие на признание таких сведений, составляющих налоговую ------, общедоступными по форме, утвержденной приказом ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@.

Виду того, что руководитель ООО «Эверест» не представлял в налоговый орган указанное выше Согласие, следовательно, налоговым органом правомерно отказано в выдаче информации (документов) по запросу ФИО1

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что должностным лицом ИФНС по г.Чебоксары на основании письма от дата. ----- правомерно отказано административному истцу ФИО1 в предоставлении ксерокопии решения о принятии ее в состав учредителя ООО «Эверест» в дата году. Должностным лицом ИФНС по г.Чебоксары также правомерно на основании письма от дата. ----- отказано административному истцу ФИО1 в предоставлении информации по налоговой и бухгалтерской отчетности за дата года ООО «Эверест», о лице предоставившем данную информацию, о контрольно-кассовых операциях ООО «Эверест», так как ФИО1 на момент ее письменных обращений от дата. в адрес ИФНС по г.Чебоксары учредителем ООО «Эверест» не являлась ввиду исключения ООО «Эверест» дата из ЕГРЮЛ в связи с фактическим прекращением обществом своей деятельности.

Обжалуемые действия ИФНС по г.Чебоксары, выразившиеся в непредставлении информации административному истцу ФИО1, не нарушают ее права и интересы.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд:

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Петровой ФИО16 к ИФНС России по г.Чебоксары, ------ ИФНС России по г.Чебоксары ФИО5 ФИО17:

- о признании действия ------ ИФНС России по г.Чебоксары, ------ ФИО5 об отказе в предоставлении информации по налоговой и бухгалтерской отчетности за дата года ООО «Эверест», о лице предоставившем данную информацию, о контрольно-кассовых операциях ООО «Эверест», выраженного в письме от дата

- о признании действия ------ ИФНС России по г.Чебоксары, ------ ФИО5 об отказе в предоставлении информации о принятии ФИО1 в состав учредителя ООО «Эверест», выраженного в письме от дата

- об обязании ------ ИФНС России по г.Чебоксары, ------ ФИО5 устранить в полном объеме допущенное нарушение прав административного истца ФИО1

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Мотивированный текст решения изготовлен 25 февраля 2020г.

Судья Н.И. Филиппова