НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика) от 14.02.2011 № 2-810

                                                                                    Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-810/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 февраля 2011 г. г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Евстафьева В.В.,

при секретаре Чмиль Н.В.,

с участием представителя истца Аркадьева А.В.,

представителя ответчика Харченко Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Быкова ФИО7 к Военному комиссариату Чувашской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии с индексацией,

установил:

Представитель истца по доверенности обратился в суд с иском к ответчику, в котором указал, что истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, состоит на пенсионном учете в Военном комиссариате Чувашской Республики.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует право на социальное обеспечение по возрасту без какой-либо дискриминации (статьи 39, 19).Право на социальное обеспечение гарантировалось также Конституцией Российской Федерации. Однако из средств массовой информации истцу стало известно о существенных нарушениях его прав - недоплатах пенсии военным комиссариатом Чувашской Республики.

Так, в абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от 19.06.2000 N 82-ФЗ) содержалось требование, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638, военнослужащим повышены с 01 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а лишь с 01 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению N 1.

В силу нормы абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям.

В силу ст.ст.90, 115 Конституции РФ при исчислении пенсии должно было учитываться требование Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" как нормативного акта, имеющего большую юридическую силу, чем Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638 и Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, не предусмотревшие с 01 января 1999 года увеличение размеров окладов по воинским званиям до половины окладов по воинским должностям.

С 01.07.1999 года оклады по воинским званиям были увеличены в соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N72.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года №ВКПИ 99-18 п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 признан не соответствующим абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Из справки, предоставленной военным комиссариатом Чувашской Республики, видно, что с 01.01.1999 года до 01.07.1999 года оклад по воинскому званию составлял менее половины должностного оклада. Таким образом, истец имеет право на получение недоплаты пенсии, образовавшейся в период с 01.01.1999 г. до 01.07.1999 г.

Доводы искового заявления о праве истца на перерасчет пенсии за период с 01.01.1999г. до 01.07.1999 г. соответствуют складывающейся судебной практике (в частности, Определению судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 января 2009 года, дело N 33-106/2009).

Кроме того, пунктом 1 Указа Президента РФ от 24 декабря 1998 года N 1638 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» с 1 июля 1999 года в 2,02 раза увеличены месячные оклады по званию.

В нарушение требований данного Указа Постановлением Правительства РФ от 19 января 1999 года N 72 установлены с июля 1999 года конкретные месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями, размеры которых увеличены менее чем в 2.02 раза.

Решением Верховного Суда РФ от 10 апреля 2001 года N ВКПИ 00-16 приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года №1638.

Увеличение окладов по воинским званиям менее чем в 2,02 раза ущемило права военных пенсионеров.

Очередное увеличение окладов по воинским званиям с 1 декабря 2000 года на основании Постановления Правительства РФ от 14 сентября 2000 года N 680 в 1,2 раза произошло без учета увеличения оклада по званию в 2,02 раза согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1998 года №1638.

Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 года N 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» с 01.01.2003 года установлены новые оклады по воинским званиям.

Невыплата в установленном федеральным законодательством размере пенсии существенно затронула имущественные права военных пенсионеров.

Право на получение пенсии в установленном федеральным законодательством размере должно быть восстановлено в полном объеме с учетом потери покупательной способности денег врезультате инфляции. Снижение покупательной способности неполученных своевременно денег является причинением убытков, которые в соответствии со ст.15 ГК РФ должны быть полностью компенсированы.

Право сбора и предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления официальных статистических данных об уровне инфляции и определение индекса потребительских цен представлено Федеральной службе государственной статистики (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 399). Все расчеты невыплаченных своевременно денежных средств военным комиссариатом ЧР военным пенсионерам приведены с учетом инфляции на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

Расчет недоплаты пенсии приведен в таблицах.

Статьей 100 ГПК РФ предусмотрено взыскание расходов на оплату услуг представителя с проигравшей стороны.

На оплату услуг представителя истцом всего потрачено ------ рублей. За указанную сумму представитель произвел истцу индивидуальный расчет недоплаты, подготовил исковое заявление, обеспечит представительство его интересов в суде.

При таких обстоятельствах требование о разумности пределов взыскания понесенных судебных расходов полностью выполняется. При обращении истца за юридической помощью в адвокатские образования он понес бы значительно больше судебных расходов, исходя из установленных расценок Адвокатской палатой ЧР.

Пенсия в установленном федеральным законодательством размере не получена по вине Министерства обороны РФ. Согласно ст.58 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

На основании изложенного, просит обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскать с ответчика недоплату пенсии в пользу истца в размере ------ руб., в том числе: за период с дата в сумме ------ руб., за период с дата по дата в сумме ------ руб.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Из указанного отзыва следует, что нормы и порядок назначения пенсии пенсионерам Министерства обороны определены Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941.

Статьей 43 вышеуказанного Закона предусмотрено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», действовавшего в то время было предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям, а также дополнительные выплаты определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. То есть, в то время установление размеров должностных окладов и окладов по воинскому званию находилось в компетенции исключительно Правительства Российской Федерации.

При этом установление размеров должностных окладов уволенным военнослужащим (военным пенсионерам) законодательством вообще не предусмотрено. Согласно пункту «б» статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсии военнослужащим пересматриваются при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.То есть указанный закон говорит о том, что при пересмотре пенсий уволенным военнослужащим учитывается уровень повышения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на службе. Поскольку для исчисления пенсий из всех составляющих денежного довольствия военнослужащих учитываются только оклады по должности и воинскому званию, а также процентная надбавка за выслугу лет, то реальное изменение размеров пенсий может произойти при условии изменения у военнослужащих, состоящих на службе, именно этих составляющих, поскольку изменение других составляющих денежного довольствия никакого влияния на размер пенсии не оказывает.

Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года № 1638 Правительству Российской Федерации было поручено повысить военнослужащим с 1 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями и с 1 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями.

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации было издано постановление от 19 января 1999 года № 72, согласно которому военнослужащим с 1 июля 1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями согласно приложению № 1 к этому постановлению (пункт 2 постановления).

С учетом этого в соответствии с пунктом «б» части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. № 4468-1 пересмотр пенсии пенсионерам из числа военнослужащих и членов их семей был осуществлен с 1 июля 1999 года исходя из установленных с этой даты месячных окладов по воинским званиям.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года № ВКПИ 99-18 пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72 признан недействительным в части повышения военнослужащим первичных окладов по воинским званиямлишь с 1 июля 1999 года как не соответствующий абзацу второму пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а приложение № 1 к указанному постановлению Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 года № ВКПИ 00-16 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано ПравительствуРоссийской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года № 1638.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих» (с 1 января 1998 года Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ) оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могли быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям должны были составлять не менее половины воинских должностных окладов. При этом остальные размеры окладов по воинским званиям в соответствии с указанным Законом определялись Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих и выплата новых окладов по воинским званиям осуществлялась с 1 июля 1999 года в размерах согласно приложению № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года № 72.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной власти, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Эта самостоятельность заключается в том, что органы исполнительной и судебной власти не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Определение размеров окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат находится в непосредственной компетенции Правительства Российской Федерации.

Не смотря на это, отдельные судебные органы в нарушение статей 10, 120 Конституции Российской Федерации взяли на себя функции Правительства Российской Федерации и стали устанавливать лицам, уволенным с военной службы, оклады по воинским званиям и обязывать в связи с этим пенсионные органы соответствующих федеральных органов исполнительной власти пересматривать размеры пенсий.

Необоснованность таких решений подтверждена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2007 года № ВКПИ 06-94, в котором сказано, что даже Верховный Суд Российской Федерации, учитывая положение статьи 10 Конституции Российской Федерации, не вправе указать Министру обороны Российской Федерации, что в его нормативном акте отсутствует правовое регулирование какого-либо вопроса и обязать внести соответствующее дополнение, так как это противоречит принципу разделения властей.

Тем более суд не может брать на себя функции Правительства Российской Федерации и самостоятельно устанавливать оклады по воинским званиям военным пенсионерам, которые военнослужащим, проходящим военную службу не устанавливались и принимать на основе этого решения о пересмотре пенсий из установленных судом окладов, так это противоречит пункту «б» статьи 49 Закона от 12.02.1993 г.

С учетом вышеуказанного, утверждения истца о якобы имевшем место «действии (бездействии) военного комиссариата, Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в перерасчете размера пенсии», несостоятельно, поскольку не соответствует действующему законодательству, и не должно приниматься судами в качестве основания для удовлетворения таких исковых требований.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 1372 пенсионными органами в Министерстве обороны Российской Федерации являются военные комиссариаты, на которые возложены задачи по организации работы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначению указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий и компенсаций и осуществлению контроля за правильностью и своевременностью их выплаты. То есть этим Указом определен конкретный орган, отвечающий за назначение и выплату пенсий уволенным военнослужащим и членам их семей. При этом ни Правительство Российской Федерации, ни Министерство обороны Российской Федерации органами, назначающим и выплачивающими пенсию, не являются и не могут быть виновными в недоплате пенсии.

Поскольку никакой вины пенсионных органов не было, так как они действовали строго в соответствии с действовавшими в то время нормативно правовыми актами, то применять в данном случае статью 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993года № 4468-1, предусматривающую возможность доплаты пенсии без ограничения срока исковой давности ввиду вины пенсионных органов в недоплате пенсии, оснований не имеется.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации,оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Ст.49 вышеуказанного закона (в ред. Федерального закона от 28.11.1995 N 186-ФЗ) было установлено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру:

а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;

б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением;

в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

Таким образом, непосредственно в специальном законе о пенсионном обеспечении военнослужащих пенсионеров не установлены соотношения должностного оклада и оклада по воинскому званию, учитываемых при назначении и перерасчете пенсии. Закон связывает возникновение оснований в частностив случае увеличения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.

Аналогичные положения зафиксированы и в постановленииПравительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Пунктом.8 указанного Постановления, установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии и месячной стоимости продовольственного пайка, определяемой в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящего Постановления.

В пп. «а» п.9 вышеуказанного Постановления, в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, указано, что в денежное довольствие включаются: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.

Пунктом 14 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что в предусмотренных законодательством случаях повышения стоимости жизни или увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел либо повышения установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости пенсии, назначенные в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", подлежат пересмотру в следующем порядке (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.96 N 434):

а) в случае повышения стоимости жизни пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, повышаются (индексируются) с учетом индекса стоимости жизни за соответствующий период, определяемого компетентным государственным органом, в порядке, размерах и со срока, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации об индексации денежных доходов населения;

б) в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и их семьям, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава. При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные им пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Исковые требования основаны на том, что п.2 ст.12 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"в редакции на день принятия закона предусматривалось, что оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

При этом в нарушение вышеуказанного положения Закона «О статусе военнослужащих», Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999 №72, принятого в соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.1998 №1638, было предусмотрено повышение военнослужащим месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями в 1,62 раза с 01.01.1999, а месячных окладов по воинским званиям с 1 июля 1999 г. в 2,02 раза. При этом оклады по воинским званиям согласно Постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 №72 устанавливались в фиксированном размере согласно приложению №1 к постановлению.

Указанное привело к тому, что в период с 01.01.1999 по 30.06.1999 оклады военнослужащих по воинским званиям были менее половины оклада в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 01.07.1999 по до 31.12.2002 оклад соответствующий воинскому званию истца повышен но на меньший размер, чем предусматривалось Указом Президента РФ от 24.12.1998 №1638. В последующем повышение оклада по воинскому званию в 1,2 раза на основании Постановления Правительства РФ от 14 сентября 2000 года N 680 производилось исходя из размеров, установленных в соответствии с приложением №1 к Постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 №72.

Представленные истцом расчеты не оспариваются ответчиком, но указывается на то, что вины ответчика в непроведении перерасчета пенсии нет, так как все их действия основывались на принятых Правительством РФ в пределах его компетенции нормативных актах.

Решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999 N ВКПИ99-18 было признано недействительным (незаконным) п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 года как не соответствующий абзацу второму пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Решением Верховного Суда РФ от 10.04.2001 N ВКПИ00-16 было признано незаконным и недействительным со дня издания приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638.

В то же время, каких-либо иных постановлений Правительства РФ о повышении окладов по воинским званиям действующим военнослужащим, вместо признанных решениями судов незаконными отдельных положений указанных нормативных актов, принято не было. Суду также не представлено доказательства того, что после признания незаконным вышеуказанных положений нормативных актов Правительства РФ, действующим военнослужащим по званию, равному званию истца, выплачивался оклад в большем размере, чем размер оклада, из которого исчислялся истцу при выплате пенсии (указан в справке).

Верховным Судом РФ при рассмотрении ряда гражданских дел о взыскании недополученной пенсии за период с 01.01.1995 по 28.02.1998 по искам военных пенсионеров, которые обращались в суды в связи с тем, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.01.1995, изданным во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 1349 от 07.12.1994 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил" военнослужащим был увеличен размер должностного оклада на 25%, однако перерасчет пенсий военным пенсионерам произведен не был, была принята следующая правовая позиция - Верховный Суд РФ в своих определениях (определения от 06.10.2006 N 5-В06-99, от 04.08.2006 N 77-В06-13 и др.) указал, что отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания недополученных денежных средств в связи с увеличением на 25% денежных окладов военнослужащих, судебные инстанции ошибочно исходили из того, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 1997 года N ГКПИ 97-319 приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 января 1995 года N 20 об увеличении на 25% окладов по воинской должности за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации признан незаконным (недействующим) со дня издания, поскольку не прошел государственную регистрацию и не был опубликован для всеобщего сведения. Указывается, что хотя приказ от 10 января 1995 года №20 признан незаконным, но фактическое повышение с 1 января 1995 года денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу, имело место, что в силу п. "б" ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" от 12 февраля 1993 года является основанием для увеличения пенсий.

Таким образом, производство перерасчета пенсий военным пенсионерам, без учета наличия или отсутствия фактического повышения денежного довольствия военнослужащих, учитываемых при исчислении пенсии, не будет соответствовать законодательству, так как будет приводить к неравенству прав военнослужащих, которым денежное довольствие повышалось лишь в рамках принятых нормативных положений Правительства РФ и военных пенсионеров.

Кроме того, если оклад по воинской должности представляет собой оплату, устанавливаемую в зависимости от квалификационных требований, сложности, ответственности работы и устанавливается в виде определенных минимальных и максимальных размеров напрямую связанных с квалификационными требованиями (квалификационные разряды), то оклад по званию представляет собой фиксированную денежную сумму.

Исчисление размера недополученной пенсии из предложенной истцом методики, по сути изменяет весь порядок исчисления пенсии, так как ставит военных пенсионеров в неравные условия по исчислению оклада по званию имеющих одинаковые звания, но ушедших на пенсию с различных воинских должностей. Пенсионные органы не вправе самостоятельно устанавливать размеры окладов по званию, это находиться в компетенции Президента РФ и Правительства РФ.

При таких обстоятельствах, вины ответчика в невыплате недополученной по мнению истца пенсии нет.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Быкова ФИО8 к Военному комиссариату Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании с Военного комиссариата Чувашской Республики недоплату пенсии за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 в сумме ------ руб. и за период с 01.07.1999 по 31.12.2002 в сумме ------., взыскании расходов на представителя, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.

Судья В.В.Евстафьев

Мотивированное решение

изготовлено 21.02.2011

Копия верна