УИД: 22RS0069-01-2021-000903-53
Дело № 2а-890/2021
Решение
Именем Российской Федерации
27 мая 2021 года г. Барнаул
Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Масленникова М.С.,
при секретаре Чернякевич В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России №16 по Алтайскому краю обратилась в Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании 3 043,06 руб., из которых 1 500,00 руб. – недоимка по транспортному налогу за 2017-2018 годы; 14,45 руб. – пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2017-2018 годы, в том числе 4,06 руб. за период с +++ по +++ за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год и 10,39 руб. за период с +++ по +++ за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год; 1 510 руб. – недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы; 18,61 руб. – пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы, в том числе 1,49 руб. за период с +++ по +++ за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2017 год и 17,12 руб. за период с +++ по +++ за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2018 год.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 в 2017-2018 годах являлась владельцем легкового автомобиля, государственный регистрационный знак А250ВА22, Марка/Модель: ВАЗ 2106, VIN: ..., Год выпуска 1997.
Таким образом, ФИО1 является плательщиком транспортного налога. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком за 2017-2018 годы, составила 1 500,00 руб. В связи с неоплатой транспортного налога за 2017-2018 годы, налогоплательщику в порядке ст. 75 НК РФ были начислены пени в размере 14,45 руб., в том числе 4,06 руб. за период с +++ по +++ за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год и 10,39 руб. за период с +++ по +++ за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год.
Также административным истцом указано, что согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» филиала по Алтайскому краю вышеуказанному налогоплательщику на праве собственности в 2017- 2018 году принадлежали:
- квартира, расположенная по адресу: ///
- квартира, расположенная по адресу: ///.;
- индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: ///
Данное имущество признается объектами налогообложения. Согласно расчета налогового органа ФИО1 должна была уплатить налог на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в сумме 1 510,00 руб.
В связи с возникновением недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 18,61 руб., в том числе 1,49 руб. за период с +++ по +++ за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2017 год и 17,12 руб. за период с +++ по +++ за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2018 год.
Ответчику были направлены: налоговые уведомления ... от +++ о необходимости уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 год до +++; ... от +++ о необходимости уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год до +++, а также требования ... по состоянию на +++ об оплате 4,06 руб. пени по транспортному налогу и 1,49 руб. пени по налогу на имущество физических лиц, а также транспортного налога за 2017 год в размере 750 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 275 руб. в срок до +++; требование ... по состоянию на +++ об оплате 750,00 руб. - недоимки по транспортному налогу за 2018 год; 1 235,00 руб. – недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год и 10,39 руб. – пени по транспортному налогу за 2018 год, 17,12 руб. – пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в срок до +++. Требования инспекции оставлены налогоплательщиком без исполнения.
За взысканием указанной задолженности налоговый орган обращался к мировому судье.
+++ мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского района г.Барнаула был выдан судебный приказ ...а-1908/2020 о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы, а также сумм пени. Однако, в связи с представлением должником возражений, указанный судебный приказ был отменен +++.
Указанные обстоятельства послужили причиной для обращения в суд с настоящим административным иском.
В судебное заседание административный истец и административный ответчик не явились, о времени и месте судебного заседания стороны извещены, причина неявки сторон суду неизвестна.
При таких обстоятельствах с учетом положений ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив обстоятельства спора и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу положений статьей 357, 358 Налогового кодекса Российской федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.
Административному ответчику ФИО1 в 2017-2018 на праве собственности принадлежало транспортное средство: легковой автомобиль, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, Марка/Модель: ВАЗ 2106, VIN: ..., Год выпуска 1997, мощность двигателя 75 лошадиных сил, в связи с чем ей налоговым органом был начислен транспортный налог за 2017-2018 год в размере 1 500,00 руб.
Как следует из представленных материалов дела, ФИО1 является пенсионером с +++.
Статьей 3 Закона Алтайского края от 10.10.2002 N 66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края", в частности, установлено, что льгота по налогу на транспортные средства по категории "Автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно" в размере 0 рублей предоставляется лицам, достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Согласно п. 3 ст. 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика - физического лица возникло право на налоговую льготу.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от +++ N 325-ФЗ, абзац девятый пункта 3 статьи 361.1 Кодекса вступает в силу с +++ и не имеет ограничений по налоговым периодам, за которые может применяться указанный порядок предоставления налоговых льгот по налогу. (Письмо ФНС России от +++ N БС-4-21/10275@ "О применении беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по транспортному налогу физических лиц).
Таким образом, ФИО1 освобождена от уплаты транспортного налога за 2017-2018 год за автомобиль легковой, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, Марка/Модель: ВАЗ 2106, VIN: ..., Год выпуска 1997, мощность двигателя 75 лошадиных сил в связи с достижением последней пенсионного возраста, требование налогового органа в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2017-2018 год удовлетворению не подлежит.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от +++ N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, а, следовательно, требование о взыскании с ФИО1 пени за неуплату транспортного налога за 2017-2018 год удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 настоящего Кодекса (ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенная в пределах муниципального образования жилой дом, квартира.
Согласно п.2 Решения Барнаульской городской думы от 07.11.2014 года №375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края» установлены налоговые ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учётом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), в следующих размерах: жилой дом, квартира, комната, объект незавершенного строительства (в случае, если проектируемым назначением такого объекта является жилой дом), единый недвижимый комплекс (в состав которого входит хотя бы один жилой дом) до 300 000 руб. включительно – 0,1%.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 03.11.2016 N 698 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год" коэффициент-дефлятор по налогу на имущество за 2017 год установлен в размере 1,425.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 30.10.2017 N 579 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год" коэффициент-дефлятор по налогу на имущество за 2018 год установлен в размере 1,481.
По сведениям налогового органа, в 2017-2018 годах ФИО1 на праве собственности принадлежало следующее недвижимое имущество, в отношении которого не уплачен налог:
- квартира, расположенная по адресу: ///
- квартира, расположенная по адресу: ///
- индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: ///
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
В силу п.п. 2-3 ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения: 1) квартира, часть квартиры или комната; 2) жилой дом или часть жилого дома; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи; 5) гараж или машино-место.
В 2017 году налоговым органом применена налоговая льгота по двум объектам налогообложения: квартиры, расположенной по адресу: /// индивидуальному жилому дому, расположенному по адресу: ///
Таким образом, ФИО1 налоговым органом к оплате выставлен только налог на имущество физических лиц за 2017 год за квартиру, расположенную по адресу: ///
В 2018 году налоговым органом применена налоговая льгота по двум объектам налогообложения: индивидуальному жилому дому, расположенному по адресу: ///.; ///.
Таким образом, ФИО1 налоговым органом к оплате выставлен только налог на имущество физических лиц за 2018 год за квартиру, расположенную по адресу: ///
Согласно п.п.1,2 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пп.9 п.1 ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном налоговым законодательством.
Налоговым органом ответчику были направлены: налоговое уведомление ... от +++ о необходимости уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год до +++, а также требования ... по состоянию на +++ об оплате 4,06 руб. пени по транспортному налогу и 1,49 руб. пени по налогу на имущество физических лиц, а также транспортного налога за 2017 год в размере 750 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 275 руб. в срок до +++; требование ... по состоянию на +++ об оплате 750,00 руб. - недоимки по транспортному налогу за 2018 год; 1 235,00 руб. – недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год и 10,39 руб. – пени по транспортному налогу за 2018 год, 17,12 руб. – пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в срок до +++.
Вместе с тем, у налогового органа отсутствуют доказательства направления налогоплательщику налогового уведомления ... от +++ о необходимости уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 год до +++.
Поскольку обязанность по уплате налогов у налогоплательщика должна наступить не ранее даты получения им налогового уведомления, а пеня может быть начислена в случае виновного неисполнения такой обязанности, то требования налогового органа о взыскании с ФИО1 налога на имущество физических лиц за 2017 год, транспортного налога за 2017 год и пени за указанный период удовлетворению не подлежат.
Требование инспекции о взыскании с ФИО1 транспортного налога за 2018 год, налога на имущество физических лиц за 2018 год оставлено налогоплательщиком без исполнения.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации (п.2 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п.1,2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
По заявлению налогового органа мировым судьёй судебного участка №1 Ленинского района г.Барнаула +++ вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России №14 по Алтайскому краю недоимки по транспортному налогу за 2017- 2018 годы, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы и пени, который отменен определением от +++.
С настоящим административным исковым заявлением налоговая инспекция обратилась в суд +++, то есть с соблюдением установленного в ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока.
Расчет налога на имущество физических лиц за 2018 год и пени, начисленных на недоимку по налогу на имущество за 2018 год проверен судом и признан верным.
На основании вышеизложенного, требования административного истца о взыскании с административного ответчика суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год (1 235,00 руб.) подлежат удовлетворению в полном объеме.
Также с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в полном размере пеня за неуплату в установленный законом срок налога на имущество физических лиц за 2018 год (17,12 руб.).
В остальной части административные исковые требования МИФНС №16 по Алтайскому краю удовлетворению не подлежат.
В силу требований ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России №14 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2, проживающей по адресу: /// в доход соответствующих бюджетов недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 235,00 руб.; 17,12 руб. - пени за период с +++ по +++ за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2018 год - всего взыскать 1 252,12 руб.
В удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.С. Масленников
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2021 года