Дело № 2- 306/2022
УИД 22RS0069-01-2021-005571-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2022 года г.Барнаул, ул.Г.Исакова, д.204
Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Яньшиной Н.В.
при секретаре Штерцер Д.И.,
с участием истца Зятьковой Э.В.,
представителя истца по устному ходатайству Мухаметжанова Б.М.,
представителя ответчика Облызаловой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Зятьковой Э. В. к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» о признании незаконными решений об отказе в назначении субсидии, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Зятькова Э.В. обратилась в суд с требованиями о признании незаконными решений краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» от 21.10.2021 и 23.11.2021 об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности принятия решения о назначении субсидии с 01.10.2021 исходя из распределения суммы пособия по беременности и родам по месяцам периода отпуска, исчисления размера совокупного дохода без учета ежемесячных выплат семьям, имеющим детей, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ.
В обоснование заявленных требований указано, что 11 октября 2021 года Зятькова Э.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив сведения о доходах. В удовлетворении заявления было отказано. При вынесении данного решения ответчиком неправильно определен среднемесячный доход, поскольку сумма дохода распределена на 3 месяца вместо 5 месяцев, на которые начислены данные доходы. 11 ноября 2021 года Зятькова Э.В. повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив самостоятельно произведенный расчет дохода с учетом распределения суммы пособия по беременности и родам по месяцам периода отпуска. Ответчиком повторно было вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления. При этом необоснованно был учтен доход ребенка, а также выплаты семьям, имеющим детей, предусмотренные Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ.
В судебном заседании Зятькова Э.В. и ее представитель по устному ходатайству Мухаметжанов Б.М. поддержали заявленные требования по изложенным основаниям.
Дополнительно представителем истца указано, что с заявлением о взыскании алиментов Зятькова Э.В. обратилась только 21 мая 2021 года, иного дохода у ее дочери не имелось, ежемесячные выплаты в связи с рождением ребенка не подлежат учету при назначении субсидии.
В материалах дела имеется расчет субсидии, произведенный Зятьковой Э.В., а также письменный отзыв на возражения ответчика.
Представитель ответчика Облызалова М.И. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила), разработанные в соответствии со статьей 159 ЖК РФ и определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации.
Для получения субсидий гражданину необходимо представить в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о представлении субсидии с приложением документов, предусмотренных пунктом 8 Правил, в том числе, согласно п. п. "д" п. 8 Правил от 14.12.2005 документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В соответствии с п.2 Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В соответствии с пунктом 32 Правил от 14.12.2005 совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.
Согласно пункту 34 Правил от 14.12.2005 совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущим и оказания им государственной социальной помощи", в том числе с учетом: видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п.36 Правил).
Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы. Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи. Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи (п.п.37,38,39 Правил).
Согласно п. 42 Правил уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов.
Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (п.43 Правил).
Во исполнение Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" Правительством Российской Федерации утвержден перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"; пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности; ежемесячное пособие на ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; алименты, получаемые членами семьи.
Согласно п.3.4. Административного регламента предоставления государственной услуги «Установление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утв. приказом Минтрудсоцзащиты Алтайского края от 28.12.2017 N 604 решение о назначении (об отказе в назначении) субсидии принимается управлением на основании представленного пакета документов, сведений, содержащихся в документах, подтверждающих право на субсидию. Основаниями для отказа в назначении субсидии является превышение максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи над расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанными, исходя из региональных стандартов. Решение о назначении (об отказе в назначении) субсидии выносится управлением в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов, подтверждающих право на получение субсидии.
Как следует из материалов дела, 11 октября 2021 года Зятькова Э.В. обратилась через филиал КАУ «Многофункциональный центр Алтайского края» (далее - МФЦ) с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив необходимые документы, в том числе справку о размере заработной платы.
В заявлении указано, что Зятькова Э.В. зарегистрирована и проживает совместно с несовершеннолетним ребенком по адресу: ///. В объяснительной Зятьковой Э.В. указано о том, что она с 10 июня 2021 года находится в отпуске по уходу за ребенком. Проживает на детские пособия, алименты в месяц 3297 рублей.
На оборотной стороне приобщенной расписки в получении документов на предоставление услуги Зятькова Э.В. собственноручно указала, что настаивает на приеме документов, так как не представлен документ на квартиру и справка об алиментах.
20.10.2021 по представленным Зятьковой Э.В. документам и сведениям, полученным посредством СМЭВ запросов, ответчиком произведен расчет, в результате которого установлено, что максимально допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов.
При расчете субсидии учитывались доходы Зятьковой Э.В. за период с 01.10.2020 по 31.03.2021 (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждения в ранние сроки беременности, доход от трудовой деятельности в ИП ФИО6 и получаемые семьей пособия семьям с детьми). Согласно справке о назначенных и выплаченных пособиях за период с 01.11.2020 по 31.05.2021 из Фонда социального страхования Российской Федерации, выплата пособия по беременности и родам в сумме 83559, 00 руб. произведена 19.01.2021 г., в сумме 9549,60 руб. - 01.06.2021, выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности получено заявителем 19.01.2021 в сумме 776,42 руб. Таким образом, за период 01.10.2020 по 31.03.2021 общий доход - 56131,42 руб., среднедушевой доход - 28065,71 руб.
21.10.2021 вынесено решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Основанием отказа является превышение максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и комумнальных услуг в совокупном доходе семьи над расходами по оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов.
21.10.2021 краевым государственным казенным учреждением «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» через КАУ «МФЦ Алтайского края» направлено уведомление об отказе от 21.10.2021 ... с приложением справки о расчете субсидии для уведомления заявителя. Дополнительно в отказе было указано, что для назначения субсидии необходимо представлять сведения о полученных алиментах на ФИО1, +++ г.р.
При рассмотрении дела истец указала, что размер доходов в справке о доходах, учтенных при оформлении заявки соответствует представленным сведениям, однако ответчиком необоснованно были учтены алименты на содержание дочери, поскольку на момент подачи заявления такого дохода у ребенка не было.
Учитывая, что алименты относятся к видам доходов, которые заявитель вправе декларировать в заявлении без документального подтверждения, суд полагает, что указание Зятьковой Э.В. на получение данного вида дохода без предоставления справки об алиментах явилось основанием для включения суммы алиментов в общий доход.
Доводы истца о том, что алименты не подлежали учету при определении общего дохода заявителя и членов его семьи, противоречат вышеприведенным положениям Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 N512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
11 ноября 2021 года Зятькова Э.В. повторно обратилась через филиал КАУ «Многофункциональный центр Алтайского края» (далее - МФЦ) с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. К заявлению приложены документы, подтверждающие доход по месту работы и сведения о полученных пособиях. Согласно справке о назначенных и выплаченных пособиях за период с 01.11.2020 по 31.05.2021 из Фонда социального страхования Российской Федерации, выплата пособия по беременности и родам в сумме 83559, 00 руб. произведена 19.01.2021 г., в сумме 9549,60 руб. - 01.06.2021, выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, получена заявителем 19.01.2021 в сумме 776,42 руб.
Ответчиком произведен расчет, в результате которого заявителю отказано в предоставлении субсидии по причине того, что максимально допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов.
При расчете субсидии учитывались доходы Зятьковой Э.В. за период с 01.11.2020 по 30.04.2021 (пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждения а ранние сроки беременности, доход от трудовой деятельности в ИП ФИО6 и получаемые семьей пособия семьям с детьми). Таким образом, за период 01.11.2020 по 30.04.2021 общий доход определен в размере 69086,32 руб., среднедушевой доход - 34543,16 руб.
При определении права семьи на получение субсидии в доход заявителя включены суммы полученные Зятьковой Э.В. в течение расчетного периода, путем деления их на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых она имела данный доход.
Решением от 23.11.2021 Зятьковой Э.В. отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что на основании произведенного по предоставленным документам расчета максимально допустимая доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов.
23.11.2021 краевым государственным казенным учреждением «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» через КАУ «МФЦ Алтайского края» направлено уведомление об отказе от 23.11.2021 ... с приложением справки о расчете субсидии для уведомления заявителя.
Судом установлено, что указанные в справках о доходах суммы, учтенные при оформлении заявки, документально подтверждены.
Доводы истца о том, что орган социальной защиты был обязан распределить полученное в январе 2021 года пособие по беременности и родам на период назначения указанной выплаты (5 месяцев вместо 3), суд полагает несостоятельными по следующим основаниям.
Зятькова Э.В. обратилась в органы социальной защиты населения в октябре 2021 года, следовательно, учет совокупного дохода семьи обоснованно рассчитан с 01.10.2020 по 31.03.2021г. Принимая во внимание положения пункта 37 Правил, ответчиком среднемесячный доход каждого члена семьи определен путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы.
Таким образом, оснований для распределения полученного дохода на иной период у КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» не имелось.
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении) по заявлению обратившегося гражданина.
Ссылка истца на положения Федерального закона №44-ФЗ о порядке распределения заработной платы при учете дохода семьи в целях признания гражданина малоимущим и оказания государственной социальной помощи является несостоятельной, поскольку законодательством к данным правоотношениям предусмотрена специальная норма.
Доводы истца о том, что при определении общего дохода семьи не подлежат учету ежемесячные выплаты на ребенка, основаны на неправильном толковании норм права, а именно Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утв. постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512.
При этом пунктом 60 Приказа Минстроя России N 1037/пр, Минтруда России N 857 от 30.12.2016 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761" регламентировано, что суммы ежемесячных пособий на ребенка, выплачиваемых родителям (иным законным представителям), иные установленные денежные выплаты, рекомендуется учитывать в доходе ребенка, которому они причитаются (пункт 2 статьи 60 Семейного кодекса).
Оспариваемые решения вынесены с учетом стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в Алтайском крае.
С учетом вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Зятьковой Э.В. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
исковые требования Зятьковой Э. В. о признании незаконными решений об отказе в назначении субсидии, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Барнаула.
Дата принятия решения в окончательной форме 3 февраля 2022 года.
Судья Н.В. Яньшина