НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 08.06.2021 № 2А-562/2021

Дело №2а-562/2021

УИД: 22RS0069-01-2021-000115-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Барнаул 08 июня 2021 года

Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Михалевой И.Г.

при секретаре Бабенковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пене по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пене по земельному налогу,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Алтайскому краю (далее - МИФНС России №4 по Алтайскому краю, налоговый орган, инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1, заявив требования (с учетом уточнения) о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 62 руб. 00 коп. и пене за неуплату налога на имущество физических лиц за указанный период в сумме 00 руб. 76 коп., земельному налогу за 2017 год в размере 2 399 руб. 00 коп. и 2018 год в сумме 18 670 руб. 00 коп., пене за неуплату земельного налога за 2017-2018 годы в размере 261 руб. 26 коп., а всего - 21 393 руб. 02 коп.

В обоснование административного иска указано, что в 2017-2018 годах административному ответчику на праве собственности принадлежало имущество, являющееся в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения, в том числе:

- <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: ///, с кадастровым номером ..., инвентаризационной стоимостью <данные изъяты>.,количество месяцев владения - 12 в 2018 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ..., с кадастровым номером <данные изъяты>, кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 01 в 2017 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: /// с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 01 в 2017 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 12 в 2018 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 12 в 2018 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 12 в 2018 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 12 в 2018 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 12 в 2018 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 12 в 2018 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ... кадастровой стоимостью <данные изъяты>, количество месяцев владения - 12 в 2018 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 12 в 2018 году.

Административному ответчику за вышеназванный период начислены налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 62 руб. 00 коп. и земельный налог за 2017-2018 годы в сумме 21 069 руб. 00 коп. (2 399 руб. 00 коп. за 2017 год (доплата в связи с перерасчетом земельного налога по двум земельным участкам (общая сумма которого за указанный год по ним составила 2 999 руб. 00 коп.) к ранее исчисленному согласно налоговому уведомлению ... от 21 августа 2018 года земельному налогу за этот год по данным земельным участкам в размере 600 руб. 00 коп.) и 18 670 руб. 00 коп. за 2018 год), которые в установленные в налоговых уведомлениях ... от 21 августа 2018 года и ... от 25 сентября 2019 года сроки уплаты - не позднее 03 декабря 2018 года и 02 декабря 2019 года в добровольном порядке налогоплательщиком уплачены не были.

По причине возникновения недоимки по оплате перечисленных налогов за 2017-2018 годы ФИО1 начислена пеня за период с 03 декабря 2019 года по 30 января 2020 года включительно по уплате: - налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 00 руб. 76 коп.; - земельного налога за 2017-2018 годы в сумме 261 руб. 26 коп. (29 руб. 75 коп. за 2017 год и 231 руб. 51 коп. за 2018 год).

Требования налоговой инспекции об оплате задолженности по налогам и пени ... по состоянию на 28 января 2019 года и ... по состоянию на 31 января 2020 года со сроком уплаты - до 25 марта 2019 года и 16 марта 2020 года соответственно налогоплательщиком не выполнены.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов и пени МИФНС России №4 по Алтайскому краю 19 июня 2020 года обратилась к мировому судье судебного участка №7 Ленинского района г.Барнаула Алтайского края с заявлением о выдаче судебного приказа. 23 июня 2020 года по заявлению налогового органа мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени. Определением мирового судьи судебного участка №7 Ленинского района г.Барнаула Алтайского края от 14 июля 2020 года судебный приказ отменен на основании поступивших от административного ответчика возражений. До настоящего времени задолженность по уплате налогов и пени ФИО1 не оплачена в полном объеме, в связи с чем административный истец обратился в суд с рассматриваемым административным иском.

Представитель административного истца, административный ответчик, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, воспользовавшись правом на участие в судебном заседании, в суд не явились; административный истец ходатайствовал о рассмотрении административного дела в отсутствие его представителя.

Основываясь на положениях ст.150, ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ч.1 ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом определено о рассмотрении административного дела при данной явке.

Исследовав письменные материалы административного дела, изучив обстоятельства спора и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст.57 Конституции Российской Федерации каждый (налогоплательщик) обязан платить законно установленные налоги и сборы, что также предусмотрено ч.1 ст.3, ч.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из ст.15 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации. На основании ст.399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Согласно ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (ст.401Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года (ст.404Налогового кодекса Российской Федерации). В Алтайском крае таким органом является АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».

Коэффициент-дефлятор на 2018 год установлен приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2017 года №579 в размере 1,481. Установленный коэффициент-дефлятор применяется к инвентаризационной стоимости, предоставленной по состоянию на 01 января 2012 года.

В соответствии со статьями 405, 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, каковым является календарный год. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно ст.406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Пунктом 4 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:

- до 300 000 рублей включительно - до 0,1 процента включительно;

- свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно - свыше 0,1 до 0,3 процента включительно;

- свыше 500 000 рублей - свыше 0,3 до 2,0 процентов включительно.

Решением Новоалтайского городского Собрания депутатов от 17 ноября 2014 года №77 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования городского округа город Новоалтайск» (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц, которые исчисляются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), в том числе определены налоговые ставки в следующих размерах:

- на жилой дом, квартиру, комнату, объекты незавершенного строительства (в случае, если проектируемым назначением такого объекта является жилой дом), единый недвижимый комплекс (в состав которого входит хотя бы один жилой дом):

- до 300 000 рублей включительно - 0,09 процента;

- свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей включительно - 0,29 процента;

- свыше 500 000 рублей - 0,4 процента.

Наряду с этим из ст.15 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что земельный налог относится к местным налогам и сборам.

На основании ч.1 и ч.2 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обязанность по уплате земельного налога предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации. На основании ст.387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии с ч.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога (далее - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ч.1 ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст.390, ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации). В Алтайском крае таким органом является Кадастровая палата по Алтайскому краю.

В соответствии со статьями 393, 397 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, каковым является календарный год. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно ст.394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Решением Совета депутатов Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края от 27 августа 2016 года №21 «О введении земельного налога на территории муниципального образования Березовский сельсовет Первомайского района Алтайского края» (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) установлены налоговые ставки по земельному налогу для собственников земельных участков, расположенных, в том числе на территории п.Новый Первомайского района Алтайского края, в зависимости от их предназначения. Согласно данному решению налоговая ставка на земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса… или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства, составляет - 0,3 процента, а в отношении прочих земельных участков, в том числе приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, которые фактически по целевому назначению под возведение объектов недвижимости не используются, - 1,5 процента.

В соответствии с ч.15 ст.396 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В судебном заседании установлено, что в 2017-2018 годах ФИО1 на праве собственности принадлежало имущество, являющееся в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения, а именно:

- <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: ///, с кадастровым номером ..., инвентаризационной стоимостью <данные изъяты>.,количество месяцев владения - 12 в 2018 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 01 в 2017 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: /// с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 01 в 2017 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 12 в 2018 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 12 в 2018 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 12 в 2018 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 12 в 2018 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 12 в 2018 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 12 в 2018 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 12 в 2018 году;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., количество месяцев владения - 12 в 2018 году.

Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями о принадлежащем в 2017-2018 годах налогоплательщику на праве собственности имуществе (объектах недвижимости), выписками из ЕГРН о принадлежащих административному ответчику на праве собственности объектах недвижимости, информацией АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю об инвентаризационной и кадастровой стоимости перечисленных объектов недвижимости, письменными пояснениями представителя административного истца, иными письменными материалами административного дела и не оспорены административным ответчиком.

С учетом изложенного административный ответчик ФИО1 в 2017-2018 годах являлась плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Исходя из содержания вышеприведенных правовых норм, обязательным условием возникновения обязанности физического лица по уплате налога и пени является вручение соответствующего налогового уведомления и требования об уплате налога.

Порядок направления налогового уведомления предусмотрен ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В соответствии с ч.4 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

На основании положений ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации в установленный срок в адрес ФИО1 были направлены:

1) налоговое уведомление ... от 21 августа 2018 года об уплате в срок - не позднее 03 декабря 2018 года за 2017 год земельного налога. В числе объектов налогообложения в налоговом уведомлении, в том числе, указаны: - земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., налоговая ставка - 0,30%, количество месяцев владения - 01, повышающий коэффициент - 4, сумма исчисленного налога - <данные изъяты>.; - земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., налоговая ставка - 0,30%, количество месяцев владения - 01, повышающий коэффициент - 4, сумма исчисленного налога - <данные изъяты>.;

2) налоговое уведомление ... от 25 сентября 2019 года об уплате в срок - не позднее 02 декабря 2019 года налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 62 руб. 00 коп., земельного налога за 2018 год в сумме 18 670 руб. 00 коп. и земельного налога за 2017 год по итогам перерасчета в размере 2 399 руб. 00 коп. В числе объектов налогообложения в налоговом уведомлении указаны:

- <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: /// с кадастровым номером ..., инвентаризационной стоимостью, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора, <данные изъяты>. (231 575 руб. 90 коп. х 1,481), налоговая ставка - 0,09%, количество месяцев владения - 12 в 2018 году, сумма исчисленного налога за 2018 год - 62 руб. 00 коп.;

- земельный участок, расположенный по адресу: /// с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью ... налоговая ставка - 1,50%, количество месяцев владения - 01 в 2017 году, повышающий коэффициент - 4, сумма исчисленного налога за 2017 год - 1 915 руб. 00 коп., сумма ранее исчисленного налога согласно налоговому уведомлению ... от 21 августа 2018 года - <данные изъяты>., сумма к доплате за 2017 год - 1 532 руб. 00 коп.;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., налоговая ставка - 1,50%, количество месяцев владения - 01 в 2017 году, повышающий коэффициент - 4, сумма исчисленного налога за 2017 год - 1 084 руб. 00 коп., сумма ранее исчисленного налога согласно налоговому уведомлению ... от 21 августа 2018 года - 217 руб. 00 коп., сумма к доплате за 2017 год - 867 руб. 00 коп.;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., налоговая ставка - 0,30%, количество месяцев владения - 12 в 2018 году, повышающий коэффициент - 4, сумма исчисленного налога за 2018 год - 09 руб. 00 коп.;

- земельный участок, расположенный по адресу: /// с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., налоговая ставка - 0,30%, количество месяцев владения - 12 в 2018 году, повышающий коэффициент - 4, сумма исчисленного налога за 2018 год - 488 руб. 00 коп.;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., налоговая ставка - 0,30%, количество месяцев владения - 12 в 2018 году, повышающий коэффициент - 4, сумма исчисленного налога за 2018 год - 41 руб. 00 коп.;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., налоговый вычет - 114 582 руб. 00 коп., налоговая ставка - 0,30%, количество месяцев владения - 12 в 2018 году, повышающий коэффициент - 4, сумма исчисленного налога за 2018 год - 17 671 руб. 00 коп.;

- земельный участок, расположенный по адресу: /// с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., налоговая ставка - 0,30%, количество месяцев владения - 12 в 2018 году, повышающий коэффициент - 4, сумма исчисленного налога за 2018 год - 32 руб. 00 коп.;

- земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., налоговая ставка - 0,30%, количество месяцев владения - 12 в 2018 году, повышающий коэффициент - 4, сумма исчисленного налога за 2018 год - 252 руб. 00 коп.;

- земельный участок, расположенный по адресу: /// с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., налоговая ставка - 0,30%, количество месяцев владения - 12 в 2018 году, повышающий коэффициент - 4, сумма исчисленного налога за 2018 год - 85 руб. 00 коп.;

- земельный участок, расположенный по адресу: ///, с кадастровым номером ..., кадастровой стоимостью <данные изъяты>., налоговая ставка - 0,30%, количество месяцев владения - 12 в 2018 году, повышающий коэффициент - 4, сумма исчисленного налога за 2018 год - 92 руб. 00 коп.

Факт направления и вручения административному ответчику налоговых уведомлений по указанному в них адресу подтверждают список ... заказных писем со штемпелем почтовой организации от 10 сентября 2018 года, принятых к отправке отделением почтовой связи, с присвоением данному почтовому отправлению номера штрихового почтового идентификатора «...» и список №... заказных писем со штемпелем почтовой организации от 01 октября 2019 года, принятых к отправке отделением почтовой связи, с присвоением данному почтовому отправлению номера штрихового почтового идентификатора «...»; скриншоты из программы АИС Налог-3 ПРОМ, свидетельствующие о присвоении налоговым уведомлениям таких же почтовых идентификаторов «...» и «...», то есть номеров идентификаторов, которые указаны в упомянутых выше списках отправленной заказной почтовой корреспонденции; а также предоставленная суду УФПС Алтайского края информация от 09 февраля 2021 года и 07 июня 2021 года о том, что заказные письма ... и ... адресованные ФИО1, поступили 15 сентября 2018 года и 05 октября 2019 года соответственно в адресное отделение почтовой связи Барнаул-656903 и вручены 22 сентября 2018 года и 05 октября 2019 года соответственно адресату.

На основании ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налогов и пени.

Согласно ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу ч.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В силу ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно Информации Банка России: - от 25 октября 2019 года с 28 октября 2019 года по 15 декабря 2019 года включительно ставка рефинансирования составляла 6,50% годовых; - от 13 декабря 2019 года с 16 декабря 2019 года по 09 февраля 2020 года включительно - 6,25% годовых.

За неисполнение административным ответчиком в установленный в налоговом уведомлении ... от 25 сентября 2019 года срок уплаты - не позднее 02 декабря 2019 года обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год, земельного налога за 2017-2018 годы в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику была начислена пеня по названным налогам за 2017-2018 годы за период с 03 декабря 2019 года по 30 января 2020 года включительно.

Поскольку свою обязанность по уплате налогов ФИО1 в установленный законом срок в добровольном порядке не исполнила, налоговым органом с соблюдением требований и сроков, предусмотренных ст.69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в адрес административного ответчика направлены:

- требование ... по состоянию на 28 января 2019 года об оплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 59 руб. 00 коп. и пени по налогу за указанный период в сумме 00 руб. 83 коп., земельного налога за 2017 год в размере 65 791 руб. 00 коп. и пени по налогу за данный период в сумме 927 руб. 66 коп., а всего 66 778 руб. 49 коп., в котором установлен срок его исполнения - до 25 марта 2019 года;

- требование ... по состоянию на 31 января 2020 года об оплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 62 руб. 00 коп. и пени по налогу за указанный период в сумме 00 руб. 76 коп., земельного налога за 2017-2018 годы в размере 21 069 руб. 00 коп. и пени по налогу за данный период в сумме 261 руб. 26 коп., а всего 21 393 руб. 02 коп., в котором установлен срок его исполнения - до 16 марта 2020 года.

Факт направления и вручения административному ответчику налоговых требований по указанному в них адресу подтверждают список ... заказных писем со штемпелем почтовой организации от 22 февраля 2019 года, принятых к отправке отделением почтовой связи, с присвоением данному почтовому отправлению номера штрихового почтового идентификатора «...», список ... заказных писем со штемпелем почтовой организации от 06 февраля 2020 года, принятых к отправке отделением почтовой связи, с присвоением данному почтовому отправлению номера штрихового почтового идентификатора «...»; скриншоты из программы АИС Налог-3 ПРОМ, свидетельствующие о присвоении налоговым требованиям таких же почтовых идентификаторов «... и «...» соответственно, то есть номеров идентификаторов, которые указаны в упомянутых выше списках отправленной заказной почтовой корреспонденции; а также предоставленная суду УФПС Алтайского края информация от 09 февраля 2021 года и 07 июня 2021 года о том, что заказные письма ... и ..., адресованные ФИО1, поступили 26 февраля 2019 года и 10 февраля 2020 года соответственно в адресное отделение почтовой связи Барнаул-656903 и вручены адресату 27 февраля 2019 года и 12 февраля 2020 года соответственно.

В соответствии с п.6 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога или неполная уплата налога в установленный срок являются основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. Принудительное взыскание налогов, страховых взносов и пени с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке в течение ограниченных сроков, установленных законодательством. Порядок взыскания недоимки по налогам, страховым взносам и пени за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, регламентирован ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Согласно ч.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Исходя из содержания приведенной нормы, соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным не только при обращении в судебный участок с заявлением о вынесении судебного приказа, но и при обращении в суд с иском после вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налогов и пени МИФНС России №4 по Алтайскому краю 19 июня 2020 года с соблюдением установленного законом шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования обратилась к мировому судье судебного участка №7 Ленинского района г.Барнаула Алтайского края с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени.

Судебным приказом мировым судьей судебного участка №7 Ленинского района г.Барнаула Алтайского края от 23 июня 2020 года с ФИО1 взысканы в доход бюджета недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 62 руб. 00 коп. и пеня за неуплату налога на имущество физических лиц за указанный период в сумме 00 руб. 76 коп., недоимка по земельному налогу за 2017-2018 годы в размере 21 069 руб. 00 коп. и пеня за неуплату земельного налога за этот период в сумме 261 руб. 26 коп., а всего - 21 393 руб. 02 коп.

Определением мирового судьи судебного участка №7 Ленинского района г.Барнаула Алтайского края от 14 июля 2020 года указанный судебный приказ отменен на основании поступивших от административного ответчика ФИО1 возражений.

Настоящее административное исковое заявление к ФИО1 предъявлено в Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края посредством почтовой связи 14 января 2021 года, то есть в пределах установленного законом срока.

Таким образом, сроки, предусмотренные, как ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, так и статьями 52, 70, 397, 409 Налогового кодекса Российской Федерации, административным истцом соблюдены.

Учитывая, что недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год и земельному налога за 2017-2018 годы ФИО1 до настоящего времени не оплачена в полном объеме, с нее подлежит взысканию задолженность по оплате вышеназванных налогов за 2017-2018 годы.

Факт принадлежности в указанный период перечисленного в налоговых уведомлениях имущества административный ответчик ФИО1 не оспаривала, конкретных возражений по существу предъявленного административного иска и достаточных относимых и допустимых доказательств в подтверждение своих возражений относительно порядка начисления и размера суммы налога на имущество физических лиц и земельного налога за спорный период, а также достоверных доказательств уплаты налогов, суду не представила.

Расчет задолженности по налогам, содержащийся в уточненном административном исковом заявлении, судом проверен и, поскольку при исчислении земельного налога за 2018 год в отношении земельного участка по адресу: <...> с кадастровым номером 22:33:042801:2224, административным истцом допущена арифметическая ошибка, судом осуществлен новый расчет взыскиваемой недоимки по земельному налогу по указанному земельному участку. В остальной части произведенные административным истцом расчеты суммы:

- налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 62 руб. 00 коп. (342 963 руб. 00 коп. х 1/5 доля в праве х 0,09% х 12/12 месяцев = 62 руб. 00 коп.),

- земельного налога за 2017 год в размере 2 399 руб. 00 коп. ((383 085 руб. 00 коп. х 1,50% х 1/12 месяцев х 4) - 383 руб. 00 коп.) = 1 532 руб. 00 коп.) + ((216 750 руб. 00 коп. х 1,50% х 1/12 месяцев х 4) - 217 руб. 00 коп.) = 867 руб. 00 коп.));

- земельного налога за 2018 год в размере 17 982 руб. 00 коп. ((763 руб. 00 коп. х 0,30% х 12/12 месяцев х 4 = 09 руб. 00 коп.) + (40 676 руб. 00 коп. х 0,30% х 12/12 месяцев х 4 = 488 руб. 00 коп.) + (3 437 руб. 00 коп. х 0,30% х 12/12 месяцев х 4 = 41 руб. 00 коп.) + ((1 529 860 руб. 00 коп. - 114 582 руб. 00 коп. налоговый вычет) х 0,30% х 12/12 месяцев х 4 = 16 983 руб. 00 коп.) + (2 673 руб. 00 коп. х 0,30% х 12/12 месяцев х 4 = 32 руб. 00 коп.) + (21 006 руб. 00 коп. х 0,30% х 12/12 месяцев х 4 = 252 руб. 00 коп.) + (7 065 руб. 00 коп. х 0,30% х 12/12 месяцев х 4 = 85 руб. 00 коп.) + (7 638 руб. 00 коп. х 0,30% х 12/12 месяцев х 4 = 92 руб. 00 коп.); а всего - 20 443 руб. 00 коп., судом принимаются как правильные, так как они подтверждены соответствующими документами: налоговыми уведомлениями, сведениями о принадлежащих в 2017-2018 годах налогоплательщику на праве собственности имуществе (объектах недвижимости), выписками из ЕГРН о принадлежащих административному ответчику на праве собственности объектах недвижимости, информацией АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю об инвентаризационной и кадастровой стоимости перечисленных объектов недвижимости, требованиями, списками заказных писем о направлении налоговых уведомлений и требований, скриншотами из программы АИС Налог-3 ПРОМ, письменными пояснениями представителя административного истца, иными письменными материалами административного дела, не опровергнуты административным ответчиком, в связи с чем перечисленные налоги в указанных размерах подлежат взысканию.

При установленных обстоятельствах на момент выставления требований об уплате налогов и пени ... от 28 января 2019 года и ... от 31 января 2020 годаза ФИО1 числилась задолженность по оплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 62 руб. 00 коп. и земельного налога за 2017-2018 годы с учетом исправленной арифметической ошибки в сумме 20 381 руб. 00 коп.

Судом из письменных пояснений представителя административного истца и материалов административного дела установлено, что на принадлежащих ФИО1 на праве собственности земельных участках, приобретенных (предоставленных) последней в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства, в течение периода, превышающего установленный законом срок строительства, возведение объектов недвижимости административный ответчик не осуществляла, в связи с чем исчисление суммы земельного налога налоговым органом обоснованно произведено с учетом коэффициента 4.

Помимо этого из предоставленных административным истцом письменных материалов административного дела усматривается, что ФИО1, имея в собственности множество земельных участков, по достижении безналогового периода осуществляла их реализацию, фактически до момента продажи по целевому назначению для жилищного строительства объектов недвижимости не использовала, а потому в отношении земельного участка по адресу: /// (кадастровый номеро ...) и земельного участка по адресу: ///, (кадастровый номер ...) административным истцом правомерно применена налоговая ставка, как в отношении прочих земельных участков, - 1,5 процента и, учитывая, что земельный налог за 2017 год административным ответчиком уплачен не был, при формировании налогового уведомления ... от 25 сентября 2019 года произведен перерасчет земельного налога за 2017 год в отношении указанных земельных участков.

Перерасчет земельного налога за 2017 года в отношении названных земельных участков осуществлен налоговым оранном с соблюдением предусмотренного ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации порядка и установленных статьями 48, 70, 397 Налогового кодекса Российской Федерации сроков для принудительного взыскания земельного налога.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года №422-О, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Поскольку административным истцом право на взыскание с налогоплательщика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год и земельному налогу за 2017-2018 годы не утрачено, административный ответчик ФИО1 в установленные в налоговых уведомлениях сроки - не позднее 03 декабря 2018 года и 02 декабря 2019 года вышеуказанные суммы налогов не оплатила в полном объеме, административным истцом правомерно начислены пени за 2017-2018 годы за период с 03 декабря 2019 года по 30 января 2020 года включительно и заявлены требования о ее взыскании.

Размер пени за спорный период по:

- налогу на имущество физических лиц за 2018 год - 00 руб. 76 коп. ((62 руб. 00 коп. х 6,50%/300 х 13 дней = 00 руб. 17 коп.) + (62 руб. 00 коп. х 6,25%/300 х 46 дня = 00 руб. 59 коп.));

- земельному налогу за 2017 год - 29 руб. 75 коп. ((2 399 руб. 00 коп. х 6,50%/300 х 13 дней = 06 руб. 76 коп.) + (2 399 руб. 00 коп. х 6,25%/300 х 46 дней = 22 руб. 99 коп.));

- земельному налогу за 2018 год - 222 руб. 98 коп. ((17 982 руб. 00 коп. х 6,50%/300 х 13 дней = 50 руб. 65 коп.) + (17 982 руб. 00 коп. х 6,25%/300 х 46 дней = 172 руб. 33 коп.)); а всего - 253 руб. 49 коп., и ее расчет административным ответчиком ФИО1 при рассмотрении данного дела не оспорены, свой вариант расчета взыскиваемой пени по налогам, а также достоверные доказательства, опровергающие размер пени или уплаты пени по перечисленным налогам, не представлены.

Судом расчет размера подлежащей уплате пени по налогам, произведенный и представленный административным истцом, проверен, с учетом исправленной арифметической ошибки по земельному налогу является обоснованным, отвечает требованиям закона и принимается в качестве надлежащего доказательства, в связи с чем подлежит взысканию с административного ответчика за просрочку исполнения обязанности по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога пеня за 2017-2018 годы.

В связи с неоплатой вышеприведенных налогов и пени административный истец обратился в суд с требованием к административному ответчику о взыскании задолженности по оплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год и пени по налогу за указанный период, земельному налогу за 2017- 2018 годы и пени по налогу за данный период.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования о взыскания задолженности по оплате налога на имущество физических лиц за 2018 год и пени за неуплату данного налога, земельного налога за 2017-2018 годы и пени за неуплату этого налога, принимая во внимание допущенную налоговым органом арифметическую ошибку, подлежат частичному удовлетворению, поскольку административным ответчиком ФИО1 перечисленные налоги и пеня за спорный период в добровольном порядке до момента вынесения решения судом по заявленному требованию не оплачены.

В соответствии с положениями ч.1 ст.14 и ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Учитывая, что административным истцом представлены достаточные относимые и допустимые доказательства заявленных требований, а административным ответчиком достоверные доказательств в обоснование возражений относительно административного иска не представлено, суд рассматривает административное дело по имеющимся в нем доказательствам.

При таких обстоятельствах суд полагает административные исковые требования МИФНС России №4 по Алтайскому краю о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, земельному налогу за 2017-2018 годы, а также пени за неуплату налогов за указанный период правомерными, но подлежащими частичному удовлетворению.

В силу ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования городского округа - города Барнаула подлежит взысканию государственная пошлина в размере 820 руб. 89 коп.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пене по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пене по земельному налогу удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по адресу: ///, в доход местного бюджета задолженность по оплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 62 руб. 00 коп. и пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 00 руб. 76 коп., земельного налога за 2017-2018 годы в размере 20 381 руб. 00 коп. и пени по земельному налогу за 2017-2018 годы в сумме 252 руб. 73 коп., а всего взыскать - 20 696 руб. 49 коп.

В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городского округа - города Барнаула государственную пошлину в размере 820 руб. 89 коп.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 22 июня 2021 года.

Судья И.Г. Михалева