НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Астрахани (Астраханская область) от 03.06.2014 № 2-966/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 3 июня 2014 года                     г. Астрахань

 Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

 председательствующего судьи Цыганковой С.Р.,

 при секретаре Махамбетовой Э.Е.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 в лице опекуна ФИО2 о признании незаконным бездействия должностных лиц, повлекшее нарушение прав ФИО1, устранении нарушений, признании незаконным решения о приостановлении пенсии и его отмене,

 у с т а н о в и л:

 ФИО2 в интересах ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц, повлекшее нарушение прав ФИО1, в обоснование своих требований, указав, что она ФИО2, является опекуном ФИО1 дата обезличена инвалида 1 группы, на основании постановления № от дата обезличена. Администрации Ленинского района г. Астрахани. дата обезличена в почтовом отделением № ФИО2 прекращена выплата пенсии ФИО1 На обращения заместитель управляющего Отделением ПФР по АО письмом № от дата обезличена и начальник Управления по работе с обращениями граждан исполнительной дирекции, что оплата по поручению не производилась в связи с ее отказом предъявить распоряжение ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения в Ленинском районе г. Астрахани» от дата обезличена № в УФПС по АО филиала «Почта России». Заявитель считает, что действия должностных лиц ПФР не соответствуют требованиям закона № «О трудовых пенсиях в РФ» и постановления Правления ПФР и Минсоцразвития РФ от дата обезличена № Письмом № от дата обезличена Минсоцразвития РФ распоряжение ГКУ АО Центр социальной поддержки населения в Ленинском районе г. Астрахани» от дата обезличена №Лбыло передано ПФР. Однако, в письме № от дата обезличена заместитель управляющего Отделением ПФР по АО сообщила, что с дата обезличена выплата пенсии ФИО1 была еще и приостановлена на основании записей о доставленных и не доставленных пенсиях по кодам «прочее» и «нет дома», произведенных служащими доставочной организации. Решение о приостановлении выплаты пении не соответствует сложившимся обстоятельствам дела, но и вынесено не в соответствии с требованиями положений Федерального закона 173-ФЗ О трудовых пенсиях в РФ». дата обезличена вступил в силу закон № «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от дата обезличена года, позволивший ПФР оформлять доставочные документы как на лицо, которому начислена пенсия согласно лицевому счету, так и на его законного представителя, поскольку в не зависимости от того, на кого оформлены доставочные документы, и согласно, ранее действующему законодательству РФ, пенсия вручалась опекуну, а не подопечному. В письме начальника Управления по работе с обращениями граждан исполнительной дирекции ПФ РФ № от дата обезличена года, поступившем на электронный адрес ФИО2 дата обезличена года, сообщается о возможности переоформления доставочных документов на ее имя, и что переоформление даст право получения пенсии без предоставления распоряжения ГКУ. дата обезличена заявитель обратилась в Управление ПФР (ГУ) в Ленинском районе г. Астрахани с заявлениями о переоформлении доставочных документов на ее имя и в связи с этим - возобновлении выплаты пенсии. дата обезличена при получении письма из ОПФ по АО № от дата обезличена гола на почтовом отделении № ей сообщили, что платежный документ на всю сумму задолженности поступил, следовательно, выплата возобновлена, но оформлен, как и прежде, на имя ФИО1 без учета ее заявления, и снова отказались выдавать пенсию без распоряжения ГКУ. Таким образом, бездействие должностных лиц ПФР и его территориальных органов, сначала относительно требования УФПС по АО филиала «Почта России» к представлению распоряжения ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения в Ленинском районе г. Астрахани» от дата обезличена №, а затем и заявления о переоформлении доставочных документов на ее имя, повлекло нарушение конституционных прав ФИО1, гарантированных ст. 39 Конституции РФ, к получению ежемесячного социального пособия. Просила признать незаконными бездействие заместителя управляющего Отделением ПФР по АО, начальника управления по работе с обращениями граждан исполнительной дирекции ПФ в незаконном возложении на опекуна обязанности по предоставлению в адрес доставочной организации распоряжения ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения в Ленинском районе г. Астрахани» от дата обезличена № при вручении ей пенсии, обязать принять меры к устранению этого нарушения; признать не законным бездействие руководителя Управление ПФР (ГУ) в <адрес> в отношении ее заявления о переоформлении доставочных документов, обязать принять решение об оформлении доставочных документов к пенсии ФИО1 на имя ФИО2; признать незаконным решение о приостановлении выплаты пенсии ФИО1 с дата обезличена и обязать отменить его.

 В ходе судебного разбирательства представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 неоднократно уточняла требования, в окончательном варианте просила признать незаконными бездействие заместителя управляющего Отделением ПФР по АО, начальника управления по работе с обращениями граждан исполнительной дирекции ПФ и центра по выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в АО в незаконном возложении на опекуна обязанности по предоставлению в адрес доставочной организации распоряжения ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения в Ленинском районе г. Астрахани» от дата обезличена № при вручении ей пенсии, устранить в полном объеме допущенные нарушения прав на оформление доставочных документов на имя законного представителя ФИО1-ФИО2, признать не законным бездействие руководителя Управление ПФР (ГУ) в Ленинском районе г. Астрахани и центра по выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в АО в отношении ее заявления о переоформлении доставочных документов, обязать принять решение об оформлении доставочных документов к пенсии ФИО1 на имя ФИО2; признать незаконным решение Управления ПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Астрахани о приостановлении выплаты пенсии ФИО1 с дата обезличена и обязать отменить его.

 ФИО1 судом извещалась о дне слушания дела надлежаще, в судебное заседание не явилась.

 ФИО2 в судебном заседании заявленные уточненные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

 Представители заинтересованных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации, отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по_ Астраханской области ФИО3, Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Астрахани ФИО4, Центра по выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) в Астраханской области ФИО5 возражали против удовлетворения заявленных требований.

 Представитель УФПС по Астраханской области филиал ФГУП «Почта России» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, причина неявки суду неизвестна.

 На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

 Суд, выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

 В соответствии со статьей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся к категории дел, вытекающих из публичных правоотношений.

 В соответствии с частью 3 статьи 247 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований статей 131 и 132 настоящего Кодекса. В случае, если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление.

 В силу ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

 ФИО2 оспариваются действия заместителя управляющего Отделением ПФР по АО, начальника управления по работе с обращениями граждан исполнительной дирекции ПФ и Центра по выплате пенсий ПФ РФ (ГУ) АО в незаконном возложении как на опекуна обязанности по предоставлению в адрес доставочной организации распоряжения ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения в Ленинском районе г. Астрахани» от дата обезличена № 35/01-Л при вручении ей пенсии, заявлены требования о незаконности решения о приостановлении выплаты пенсии.

 Правила распоряжения имуществом подопечных устанавливаются нормами Гражданского кодекса РФ, порядок реализации права граждан Российской Федерации на пенсии, в том числе на получение пенсии опекуном, регламентирован нормами пенсионного законодательства, законом об опеке, иными нормативными правовыми актами и подзаконными нормативными актами.

 Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В силу разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащегося в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд. В случае несогласия с видом судопроизводства, указанные возражения могут быть рассмотрены в ходе апелляционного обжалования принятого по делу решения.

 Вместе с тем, по смыслу статей 3, 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявитель самостоятельно в собственном интересе определяет предмет своего обращения в суд и его основания.

 В соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном Постановлении, под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

 В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 28 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

 Определением Ленинского районного суда г. Астрахани от дата обезличена, производство по делу по заявлению ФИО2 в интересах ФИО1 о признании незаконным бездействия должностных лиц и возложении обязанности прекращено по основаниям пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса РФ, поскольку заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

 Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от дата обезличена определение Ленинского районного суда г. Астрахани отменено, гражданское дело направлено для рассмотрения по существу.

 Судом установлено, что ФИО1, дата обезличена года рождения, является получателем социальной пенсии (инвалиды с детства), ФИО2, дата обезличена г.р., является опекуном получателя социальной пенсии ФИО1

 Доставка пенсии ФИО1, согласно заявлению осуществляется отделением почтовой связи № г. Астрахани по утвержденному графику <данные изъяты> числа каждого месяца на дому.

 На основании отчетных данных отделения почтовой связи № г. Астрахани, о доставленных и не доставленных суммах пенсий за период с января по дата обезличена года, выплата пенсии ФИО1 не производилась по коду причин неоплаты «прочее».

 В соответствии с п.п.1 п. 1 ст.21 Федерального закона от дата обезличена №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - при неполучении установленной трудовой пенсии в течение шести месяцев подряд - выплата пенсии ФИО1 была приостановлена с 01.07.2013.

 В соответствии с договорными обязательствами между Центром по выплате пенсий, Отделением ПФР по <адрес> и УФПС <адрес>-филиала ФГУП «Почта России» (далее-УФПС АО) осуществляется контроль за доставкой сумм пенсий и иных социальных выплат, а также их целевым использованием, путем проведения ОПФР по АО и Центром плановых и тематических проверок своевременности доставки пенсии и целевого использования средств ПФР.

 Оплата услуг УФПС АО осуществляется только за доставленные суммы пенсий и иных социальных выплат, на основании ежемесячного Акта сверки расчетов по выплате пенсий.

 На основании обращения ФИО2 на официальный сайт Минздравсоцразвития РФ www.minzdravsoc.ru, по поручению Пенсионного фонда Российской Федерации и Отделения ПФР по Астраханской области от дата обезличена V» №, нами дата обезличена была осуществлена проверка причин неполучения ФИО2 сумм пенсии за период с дата обезличена по дата обезличена.

 Согласно Акту от дата обезличена по результатам проверки своевременности доставки пенсии и целевого использования средств ПФР, предназначенных на выплату пенсий и других социальных выплат в отделении почтовой связи №9, выплата пенсии ФИО1 согласно доставочных документов за период с января по июнь 2013 не производилась отделением почтовой связи № <адрес> по коду причин неоплаты «прочее».

 Результаты, изложенные в Акте проверки, направлены Центром по выплате пенсии дата обезличена № в адрес УФПС АО.

 Согласно письму УФПС АО от дата обезличена №, в соответствии с п.1 ст.37 ГК РФ ФИО2 проинформирована о невозможности выплаты ей пенсии опекаемого без разрешения органов опеки и попечительства.

 Причиной невыплаты пенсии по коду «прочее» за период с января по дата обезличена года является отказ ФИО2 предоставить работникам отделения почтовой связи разрешение органов опеки и попечительства. Кроме того, в ответе УФПС АО указало, что ФИО2 была письменно проинформирована дата обезличена № о том, что по предоставлению разрешения органов опеки и попечительства, ей будет выплачена пенсия опекаемого в полном объеме.

 Информация о причинах неполучения пенсии за период с января по дата обезличена года и о необходимости подачи получателем в УПФР в Ленинском районе г. Астрахани заявления о возобновлении выплаты пенсии направлена нами в Отделение ПФР по Астраханской области от дата обезличена № для подготовки ответа на обращение ФИО2

 На основании распоряжения УПФР в Ленинском районе г. Астрахани, в соответствии с заявлением от дата обезличена, ФИО1 в дата обезличена года восстановлена выплата пенсии с доплатой за период с дата обезличена по дата обезличена

 Доставочный документ для выплаты пенсии в октябре 2013 года с доплатой за период с дата обезличена по дата обезличена в общей сумме 116023,90 руб. направлен в УФПС АО.

 Согласно отчету УФПС АО о доставленных и недоставленных суммах пенсии за дата обезличена пенсия ФИО1 за период с дата обезличена по дата обезличена выплачена дата обезличена законному представителю (опекуну) ФИО2 в общей сумме <данные изъяты> руб.

 В соответствии с действующим законодательством РФ выплата денежных средств на почтовом отделении производится после установления личности пенсионера или личности его представителя на основании предъявленного паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.

 Кроме этого, в случае получения сумм пенсии представителем пенсионера, устанавливаются и проверяются полномочия этого представителя и другие предусмотренные законодательством документы.

 В соответствии с законодательством РФ для каждой категории опекунов и подопечных установлены свои имущественные права:

 -    в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от дата обезличена №«Об опеке и попечительстве», опекуны и попечители не имеют права собственности на
имущество подопечных, в том числе и на суммы пенсий, пособий и иных
предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат;

 -    в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской
Федерации доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных
предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

 Центром социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани (ГКУ АО) Минсоцразвития и труда АО, руководствуясь ст.37 ГК РФ, а также ч.2 и 3 ст. 19 Федерального закона от дата обезличена № «Об опеке и попечительстве», на имя ФИО2 оформлено Распоряжение от дата обезличена № «О разрешении получения пенсии и других социальных выплат, выплачиваемых недееспособной ФИО1».

 Поскольку данное Распоряжение оформлено согласно Постановлению Минсоцразвития Астраханской области от дата обезличена № «О форме документов, выдаваемых органами опеки и попечительства Астраханской области», оно соответствует требованиям закона и иных нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения, и не нарушает прав ФИО2 как получателя денежных средств ФИО1

 Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от дата обезличена г.отказано в удовлетворении заявления ФИО1 в лице опекуна ФИО2 о признании незаконным (недействительным) распоряжение «О разрешении получения пенсий и других социальных выплат, выплачиваемых подопечным» и обязании выдать «Предварительное разрешение на расходование опекуном доходов подопечного». Судом установлено, что препятствий для ФИО2 в получении пенсии не было, поскольку ФИО2 на протяжении трех месяцев сама не обращалась на почту и не представила распоряжение ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения в Ленинском районе г. Астрахани» «О разрешении получения пенсии и других социальных выплат, выплачиваемых недееспособной ФИО1 «ФИО1» от дата обезличена Доводы заявителя о том, что распоряжение не соответствует требованиям законодательства судом признаны несостоятельными.

 Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от дата обезличена указанное решение Ленинского районного суда г. Астрахани оставлено без изменения, апелляционная жалоба без изменения.

 Таким образом, необходимые правоустанавливающие документы имеются у ФИО2 для получения ею как законным представителем ФИО1 сумм пенсии на почтовом отделении.

 В своем заявлении о признании незаконным бездействия должностных лиц ФИО2 указывает на необходимость оформления территориальным органом ПФР доставочного документа на её имя, а не на имя опекаемой ФИО1

 Федеральным законом от 02.07.2013 №167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3) внесены изменения, касающиеся порядка выплаты и доставки пенсии детям, не достигшим возраста 18 лет, а также лицам, достигшим возраста 18 лет и признанным в установленном порядке недееспособным.

 В соответствии с п.5 ст.18 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 (в новой редакции) трудовая пенсия, если ее получателем является лицо, достигшее возраста 18 лет и признанное в установленном порядке недееспособным, в случае доставки трудовой пенсии организацией почтовой связи вручается опекуну в случае подачи заявления об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

 Согласно п. п. 11, 12 Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерством труда и социального развития Российской Федерации от 16.02.2004 г. N 15п/18, доставка пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, организациями федеральной почтовой связи, кредитными и иными организациями, с которыми Пенсионным Фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры; для доставки пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации оформляет ведомость (поручение, список) о начисленных к доставке суммах пенсии; доставочный документ оформляется на лицо, которому начислена пенсия согласно лицевому счету.

 По действующей технологии, предусмотренной программным обеспечением, поручение на доставку пенсий и других социальных выплат через организацию Федеральной почтовой связи, содержит информацию как о получателе пенсии, так и информацию о родителе или опекуне получателя (ФИО и паспортные данные).

 Изменения, внесенные в п.5 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3, не отменяют правовой режим распоряжения имуществом подопечного, регулируемый п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.04.2008. Уо48-Ф3 «Об опеке и попечительстве» и п. 1 ст. 37 ГК РФ.

 Порядок оформления документа, предусмотренного Постановлением Минсоцразвития Астраханской области от дата обезличена № «О форме документов, выдаваемых органами опеки и попечительства Астраханской области» также не изменился, т. е. Распоряжение от дата обезличена №35/01-л «О разрешении получения пенсии и других социальных выплат, выплачиваемых недееспособной ФИО1» не утратило свою силу.

 Доводы представителя заявителя ФИО1 в лице опекуна ФИО2 основаны на неверном толковании норм материального права.

 При таких обстоятельствах, учитывая, что заявителю ежемесячно начисляется пенсия, денежные средства также ежемесячно доставлялись заявителю по месту регистрации, однако заявителя либо не было дома, либо не было предъявлено распоряжение о разрешении получения пенсии и других социальных выплат, выплачиваемых ФИО1, суд не усматривает нарушения прав заявителя и считает заявление ФИО1 в лице опекуна ФИО2 о признании незаконным бездействия должностных лиц, повлекшее нарушение прав ФИО1, устранении нарушений, признании незаконным решения о приостановлении пенсии и его отмене, не обоснованным и удовлетворению не подлежит.

 На основании изложенного, руководствуясь стст.194 – 199 ГПК РФ, суд

 р е ш и л:

 В удовлетворении заявления ФИО1 в лице опекуна ФИО2 о признании незаконным бездействия должностных лиц, повлекшее нарушение прав ФИО1, устранении нарушений, признании незаконным решения о приостановлении пенсии и его отмене - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Ленинский районный суд г. Астрахани в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца в Астраханский областной суд.

 Судья С.Р. Цыганкова

     Мотивированное решение изготовлено 6 июня 2014 г.

 Судья С.Р. Цыганкова