НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда (Волгоградская область) от 06.10.2021 № 2-455/2021

Дело № 2 - 455/2021

34RS0026 – 01 – 2021 – 000852 - 51

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего федерального судьи Сулохиной Н.Н.,

с участием представителя истца администрации городского округа <адрес>ФИО7, действующего по доверенности -Д от 09.12.2020 года,

при секретаре ФИО8,

ДД.ММ.ГГГГ в городе Ленинске, <адрес> рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи гражданское дело по иску администрации городского округа <адрес> к ФИО5 о взыскании неосновательного обогащения.

У С Т А Н О В И Л:

Администрация городского округа <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО5 о взыскании неосновательного обогащения в размере 154.692,76 рублей, указав в обоснование заявленных требований, что на основании постановления администрации Ленинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО5 назначена опекуном малолетнего Лифанова Артёма Анатольевича, исполняющим обязанности на возмездной основе.

Постановлениями администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО5 назначена опекуном над несовершеннолетними ФИО1 и ФИО2.

Постановлениями администрации городского округа - <адрес> и от ДД.ММ.ГГГГФИО5 назначена опекуном ФИО3 и ФИО4, исполняющим свои обязанности возмездно.

Несовершеннолетние, находящиеся под опекой ФИО5, поставлены на учёт в отдел опеки и попечительства управления образования и молодежной политики администрации городского округа - <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации городского округа - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администраций городского округа - <адрес> со ФИО5 заключен договор о приёмной семье .

Согласно пунктам 5.4., 5 договора о приёмной семье, орган опеки и попечительства назначает денежные средства на содержание приёмного ребёнка в размере и порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребёнка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приёмную семью».

В соответствии с пунктом 5 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД, при обучении ребёнка в общеобразовательной организации с наличием интерната, в которой дети содержатся неполную неделю, денежные средства выплачиваются в полном объёме за вычетом средств на питание в те дни, когда ребёнок получал его, находясь в общеобразовательной организации.

Опекун (попечитель) приёмные родители обязаны ежемесячно представлять в орган опеки и попечительства справку о пребывании ребёнка в образовательной организации с наличием интерната.

Согласно информации, представленной Государственным казенным общеобразовательным учреждением «Среднеахтубинская школа-интернат», несовершеннолетние ФИО4, ФИО3, Лифанов Артём Анатольевич, являются учащимися данного учреждения.

Из письма отдела опеки и попечительства администрации городского округа - <адрес>-сп от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО5 не предоставляла сведения о затраченных денежных средствах на питание в ГКОУ «Среднеахтубинская школа-интернат» на несовершеннолетних ФИО4, ФИО3 и ФИО10. Таким образом, администрацией городского округа - <адрес> ответчику излишне выплачены денежные средства на питание несовершеннолетних в размере 154 692,76 рублей.

Ссылаясь на положения статей 1102, 1109 Гражданского Кодекса Российской Федерации, просит суд взыскать со ФИО5 в пользу администрации городского округа - <адрес> неосновательное обогащение в размере 154.692,76 рублей (сто пятьдесят четыре тысячи шестьсот девяноста два рубля семьдесят шесть копеек).

В судебном заседании представитель истца администрации городского округа <адрес>ФИО7 заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске поддержал в полном объёме, просил суд взыскать со ФИО5 в пользу администрации городского округа - <адрес> неосновательное обогащение в размере 154.692,76 рублей (сто пятьдесят четыре тысячи шестьсот девяноста два рубля семьдесят шесть копеек).

Ответчик ФИО5 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте слушания дела судом уведомлена надлежащим образом. Достоверные сведения, указывающие о невозможности её личного участия в судебном заседании по уважительной причине, суду до начала судебного заседания не представлены, в связи с чем, суд приходит к выводу о злоупотреблении ответчиком своими процессуальными правами и полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Третье лицо - ГКОУ «Среднеахтубинская школа - интернат» в судебное заседание не явилось, о дне, времени слушания дела судом уведомлено надлежащим образом, директор ФИО9 письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в отношении заявленных требований указывает, что обучающиеся ФИО10, ФИО4, ФИО3 зачислены и обучаются в учреждении с сентября 2018 года. Законным представителем несовершеннолетних детей является ФИО5

В соответствии с положением п.п.6.1 по организации питания обучающихся в ГКОУ «Среднеахтубинская школа-интернат» от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке предоставления мер социальной поддержки воспитанникам школы – интерната предоставляется плата на бесплатное питание в учреждении.

Согласно п.п. 7.1 Положения финансирование питания обучающихся в образовательных учреждениях осуществляется за счет средств и в пределах субвенций (вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, которое выдается на определенный срок на конкретные цели) предоставляемых организации на соответствующий финансовый год из бюджета <адрес>. Информация о стипендиях и мерах социальной поддержки обучающихся размещена на сайте учреждения, согласно которой, обучающиеся в школе-интернате получают бесплатное питание в столовой (при круглосуточном пребывании – пятиразовое, в случае дневного пребывания – двухразовое горячее питание).

Суд, выслушав представителя истца, изучив и проанализировав представленные доказательства, приходит к следующему.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счёт другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Судом установлено, что на основании постановления администрации Ленинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 назначена опекуном малолетнего Лифанова Артёма Анатольевича, исполняющим обязанности на возмездной основе.

Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО3.

Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО4.

Постановлением администрации городского округа - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 назначена опекуном ФИО3, исполняющим свои обязанности возмездно.

Постановлением администрации городского округа - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО5 назначена опекуном ФИО4, исполняющим свои обязанности возмездно.

Несовершеннолетние, находящиеся под опекой ФИО5, поставлены на учёт в отдел опеки и попечительства управления образования и молодежной политики администрации городского округа - <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в силу постановления администрации городского округа - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администраций городского округа - <адрес> со ФИО5 заключен договор о приёмной семье , в соответствии с которым, последней назначены выплаты на приёмных детей (л.д.22-37).

ДД.ММ.ГГГГ сторонами заключено соглашение о внесении изменений в договор о приемной семье от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, пункт 1. «Предмет договора» изложен в новой редакции: 1.1. В соответствии с настоящим договором приёмный родитель обязуется принять на воспитание в свою семью несовершеннолетних: ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО10, ФИО4, ФИО3, ФИО14. Пункт 5.1 раздела 5 изложен в новой редакции: «5.1. В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД «О вознаграждении за труд, причитающемся приемным родителям» орган опеки и попечительства выплачивает приёмному родителю ежемесячное денежное вознаграждение за труд, причитающееся приемным родителям, в размере 5956 рублей 00 копеек на одного ребёнка, увеличенном на 20 процентов за специфику работы. За принятие в семью семерых приёмных детей устанавливается доплата в размере 120 процентов сверх установленного размера ежемесячного вознаграждения за труд, причитающегося приемному родителю. Выплата денежного вознаграждения за труд, причитающегося приёмному родителю, производится до 25 числа текущего месяца. Пункт 7.1 изложен в новой редакции: «7.1. Настоящий договор заключается в отношении ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО10 до достижения им совершеннолетнего возраста, вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ с момента расторжения со ФИО15 договора о приёмной семье от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (соглашение от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им совершеннолетнего возраста, вступает в силу с момента признания ФИО15 опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно (постановление администрации городского округа – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им совершеннолетнего возраста, вступает в силу с момента признания ФИО15 опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно (постановление администрации городского округа – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО14. Другие условия договора от ДД.ММ.ГГГГ, взаимные обязательства сторон сохраняются в неизменном виде.

Согласно пункту 3 статьи 148 Семейного Кодекса Российской Федерации, дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Указанное право подопечного ребёнка на обеспечение ему содержания корреспондируется с установленной пунктом 3 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязанностью опекуна или попечителя заботиться о содержании своего подопечного.

Государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, создавая тем самым необходимые условия для их содержания опекунами (попечителями). При этом федеральным законодательством регламентированы вопросы, касающиеся прав подопечных, а также опекунов (попечителей) на суммы пособий и иных выплат, представляющие собой установленную федеральным и региональным законодательством государственную поддержку подопечных и опекунов (попечителей), а также установлен порядок распоряжения этими средствами.

Так, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом; суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

Указанные правила вытекают из части 1 статьи 17 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", согласно которой подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

Так, согласно пункту 1 статьи 37 Гражданского Кодекса Российской Федерации опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счёт, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчёт о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счёт, в порядке, установленном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве". Случаи, при которых опекун вправе не предоставлять отчёт о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счёт, устанавливаются Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

К числу государственных пособий, предоставляемых опекунам и попечителям детей, относится также ежемесячное пособие на ребёнка (статья 3 Федерального закона N 81-ФЗ). При этом, за субъектами Российской Федерации закреплено право самостоятельно устанавливать размер, порядок назначения, индексации и выплаты данного пособия (ст. 16 Федерального закона N 81-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 81-ФЗ выплата этого пособия производится за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1450-ОД «О порядке выплаты денежных средств на содержание ребёнка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приёмную семью» (принят <адрес> Думой ДД.ММ.ГГГГ), выплата денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю) производится со дня принятия решения о назначении денежных средств с возмещением расходов с момента возникновения оснований на их получение для расходов на его питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь и проезд.

Выплата денежных средств на содержание ребёнка, переданного в приёмную семью, производится для расходов на его питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь и проезд с момента принятия решения о передаче ребёнка (детей) на воспитание в приёмную семью.

Согласно пункту 5 статьи 4 указанного закона, при обучении ребёнка в общеобразовательной организации с наличием интерната, в которой дети содержатся неполную неделю, денежные средства выплачиваются в полном объёме за вычетом средств на питание в те дни, когда ребёнок получал его, находясь в общеобразовательной организации.

Опекун (попечитель), приёмные родители обязаны ежемесячно представлять в орган опеки и попечительства справку о пребывании ребёнка в общеобразовательной организации с наличием интерната.

Аналогичная норма закреплена в пункте 3.6.5 Постановления администрации городского округа - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 6343 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата денежных средств на содержание ребёнка, находящегося под опекой или попечительством или переданного в приёмную семью», согласно которой, при обучении ребёнка в общеобразовательной организации с наличием интерната, в которой дети содержатся неполную неделю, денежные средства выплачиваются в полном объёме за вычетом средств на питание в те дни, когда ребёнок получал его, находясь в общеобразовательной организации.

Опекун (попечитель), приемные родители обязаны ежемесячно представлять в Уполномоченный орган справку о пребывании ребёнка в общеобразовательной организации с наличием интерната.

Таким образом, предоставление ежемесячно в орган опеки и попечительства справки о пребывании ребёнка в общеобразовательной организации с наличием интерната является не правом опекуна (попечителя), приёмного родителя, а его обязанностью.

Из представленных материалов следует, а сторонами при рассмотрении спора обратного не представлено, приёмному родителю ФИО5 в период с сентября 2018 года по декабрь 2020 года выплачены денежные средства на: - ФИО10 в размере 225.078,00 рублей; на ФИО3 в размере 237 097,87 рублей, на ФИО4 в период с сентября 2019 года по декабрь 2020 года в размере 129. 942,00 рублей, без каких либо удержаний.

Согласно справки, выданной директором ГКОУ «Среднеахтубинская школа –интернат» от 17.06.202021 года, в данном учреждении обучаются ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), затраты на питание за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили 31125,00 рублей; с ДД.ММ.ГГГГФИО3 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), затраты на питание за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили 61654,21 рубль; ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), затраты на питание за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили 61 913,55 рублей (л.д.37).

Будучи допрошенной в предыдущих судебных заседаниях, ответчик ФИО5, обучение вышеуказанных несовершеннолетних детей и получение ими питания по месту обучения, не отрицала, как и то, что ей известно о необходимости предоставления таких справок в орган опеки.

Доказательств, свидетельствующих о том, что ею ежемесячно в орган опеки и попечительства были предоставлены справки о пребывании вышеуказанных несовершеннолетних детей в общеобразовательной организации с наличием интерната, суду не представлено.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что в силу приведённых выше положений закона предоставление ежемесячно в орган опеки и попечительства справки о пребывании ребёнка в общеобразовательной организации с наличием интерната является не правом опекуна (попечителя), приёмного родителя, а его обязанностью, суд приходит к выводу, что в действиях ФИО5, как опекуна несовершеннолетних ФИО10, ФИО4, ФИО3, имеется недобросовестность в получении денежных средств в сумме 154.692,76 рублей (сто пятьдесят четыре тысячи шестьсот девяноста два рубля 76 копеек), исходя из следующего расчета (31 125,00 + 61 913,55 + 61 654,21 рублей = 154.692,76 рублей).

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО5, достоверно знала, что в периоды обучения несовершеннолетних ФИО10, ФИО4, ФИО3 в ГКОУ «Среднеахтубинская школа-интернат», последние находятся на полном государственном обеспечении с пятидневной формой пребывания, с ночевками, получают полноценное питание в период всего обучения и получала денежные средства, выплачиваемые ей в установленном законом порядке без вычета средств на питание в те дни, когда дети получали питание, находясь в общеобразовательной организации.

Недобросовестное поведение ФИО5, обязанной в силу закона предоставлять в орган опеки соответствующие сведения, породило возникновение у неё неосновательного обогащения в указанном истцом размере, в связи чем, суд приходит к выводу, что требования истца обоснованны и считает необходимым взыскать с ФИО5 в пользу администрации городского округа – <адрес> неосновательно полученные денежные средства в сумме 154.692,76 рублей.

О применении срока исковой давности к заявленным требованиям, ответчиком заявлено не было.

В соответствии со статьёй 103 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён при обращении в суд с настоящим иском, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, следовательно, с ответчика в бюджет Ленинского муниципального района <адрес> подлежит взысканию госпошлина в размере 4.294,00 рублей (четыре тысячи двести девяносто четыре рубля).

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского - процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования администрации городского округа <адрес> к ФИО5 о взыскании неосновательного обогащения, удовлетворить.

Взыскать с ФИО5, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в к\х Красная Заря, <адрес> в пользу администрации городского округа - <адрес> неосновательное обогащение в размере 154.692,76 рублей (сто пятьдесят четыре тысячи шестьсот девяноста два рубля 76 копеек).

Взыскать с ФИО5, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в к\х Красная Заря, <адрес> в бюджет Ленинского муниципального района <адрес> государственную пошлину в размере 4.294.00 рублей (четыре тысячи двести девяносто четыре рубля).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ленинский районный суд <адрес> в Волгоградский областной суд в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда в месячный срок.

Судья: подпись

Справка: мотивированный текст решения судом изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись