Дело № 2а - 216/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Ленинск Волгоградской области 02 марта 2016 года
Ленинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего федерального судьи Петровой Т.П.,
при секретаре Фроловой Н.Н.,
с участием административного истца Я.Р.Я., представителя административного ответчика и третьего лица – Ж.Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Я.Р.Я. к <данные изъяты> об обязании рассмотреть по существу заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
установил:
Я.Р.Я. обратилась в суд с иском к <данные изъяты> России о признании незаконным бездействие комиссии <данные изъяты> по не рассмотрению заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо в отказе в постановке на учет, об обязании рассмотреть заявление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что она проходит службу в федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор №» управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области в должности главного бухгалтера. Общая продолжительность службы составляет более 20 лет. Какого – либо жилья в собственности не имеет. 25 февраля 2014 года она обратилась в территориальную подкомиссию УФСИН России по Волгоградской области с заявлением о постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно выписке из протокола заседания комиссии № от <данные изъяты> года было принято решение о направлении в комиссию ФСИН России документов и расчета выплаты на него. Однако до настоящего времени решение не принято. 02 ноября 2015 года через интернет – приёмную ею было направлено обращение о результатах рассмотрения её заявления. 19 ноября 2015 года она получила ответ, что документы будут рассмотрены в соответствии с требованиями нормативных правовых актов. В настоящее время она достигла пенсионного возраста, бездействие органа власти нарушает её права, поскольку на учёт сотрудники уголовно – исполнительной системы могут быть поставлены до выхода на пенсию.
В судебном заседании Я.Р.Я. заявленные требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика – <данные изъяты> России и третьего лица – <данные изъяты> России по Волгоградской области Ж.Т.Ф., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, суду показала, что требования о возложении обязанности рассмотреть документы и принять решение о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения или об отказе в этом подлежат рассмотрению по правилам искового производства, установленным ГПК РФ. Кроме того, заявление было подано Я.Р.Я.ДД.ММ.ГГГГ, комиссия рассматривает заявление в течение 3 месяцев, в связи с чем срок для обжалования бездействия начинает течь с ДД.ММ.ГГГГ, однако заявление подано Я.Р.Я. только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока. В связи с ольшим количеством заявлений, поступивших во <данные изъяты> России, заявление Я.Р.Я. будет рассмотрено в порядке очередности с момента подачи ею заявления.
Выслушав административного истца и представителя административного ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия ( бездействие ) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 ст. 4 ФЗ РФ « О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369 в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, которому прилагаются, в т.ч. выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Согласно выписке из протокола заседания территориальной подкомиссии № от 24 марта 2014 года, в территориальную подкомиссию обратилась главный бухгалтер ФКУ СИЗО – <данные изъяты><данные изъяты> России по Волгоградской области Я.Р.Я. с заявлением и документами для принятия решения о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения или отказе в указанной постановке. На заседании подкомиссии было принято решение направить в Комиссию <данные изъяты> России документы Я.Р.Я., в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты либо об отказе в указанной постановке на учет.
Однако до настоящего времени комиссией <данные изъяты> России решение в отношении Я.Р.Я. не принято.
Порядок рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты регулируется ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты", Постановлением Правительства России N 369 от 24.04.2013 г., Приказом ФСИН России N 496 от 29.08.2013 г. (действовавшим на момент подачи.. . заявления).
Комиссия ФСИН России принимает одно из следующих решений: о постановке сотрудника УИС на учет для получения единовременной социальной выплаты, об отказе в постановке сотрудника УИС на учет для получения единовременной социальной выплаты, о внесении директору ФСИН России предложения о предоставлении единовременной социальной выплаты сотрудникам УИС, о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты.
В соответствии с действовавшими до 25 марта 2015 года Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 в п. 7 указано, что на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий ( бездействия ) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как указала представитель <данные изъяты> России решение комиссией <данные изъяты> России по заявлению Я.Р.Я. до настоящего времени не принято в связи с нахождением на рассмотрении компетентного органа большого объема поданных аналогичных заявлений иных сотрудников уголовно-исполнительной системы России. Однако, доказательств этому в судебное заседание не представлено.
Как установлено, в судебном заседании до настоящего времени о принятом решении комиссии Я.Р.Я. не уведомлена. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении жилищных прав истца со стороны комиссии <данные изъяты> России и нарушению ими п.7 действовавших Правил предоставления социальной выплаты. В связи с чем, такое бездействие является незаконным.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В связи с чем суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что истцом пропущен трехмесячный срок для обжалования бездействия, поскольку заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов с момента получения им ответа от <данные изъяты> России, то есть 19 ноября 2015 года, и именно этой датой определяется начало исчисления срока для обращения в суд с заявлением.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в п. 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих предусмотрен Главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Поэтому доводы представителя ответчика о том, что данное заявление должно быть рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства суд признаёт несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального и процессуального законодательства.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 227 КАС РФ закреплено, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия ( бездействия ) должно содержаться указание на признание оспоренных решения, действия ( бездействия ) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие ( бездействие ), и на существо оспоренных решения, действия ( бездействия ).
В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия ( бездействия ) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия ( бездействия ) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Признавая незаконным бездействие <данные изъяты>, выразившееся в не рассмотрении заявления Я.Р.Я. от 24 февраля 2014 года о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в трехмесячный срок со дня его подачи, суд полагает возможным установить для административного ответчика ФСИН России в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда принять решение о постановке Я.Р.Я. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо в отказе ей в постановке на указанный учет, а также о принятом решении уведомить Я.Р.Я. и суд в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения комиссии.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Я.Р.Я. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие комиссии <данные изъяты> по не рассмотрению заявления Я.Р.Я. о постановке её на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать комиссию <данные изъяты> рассмотреть по существу заявление Я.Р.Я. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
О принятом решении уведомить суд и административного истца - Я.Р.Я. в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения комиссии.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 04 марта 2016 года.
Судья
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>