НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда (Тульская область) от 18.05.2022 № 2-601/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2022 года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Тюрина Н. А.,

при помощнике судьи Самусевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-601/2022 (УИД 71RS0023-01-2022-000737-709) по иску министерства здравоохранения Тульской области к Матюхину Сергею Сергеевичу о взыскании единовременной компенсационной выплаты,

у с т а н о в и л:

министерство здравоохранения Тульской области обратилось в суд с иском к Матюхину С.С. о взыскании задолженности по договору от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 150 273 руб. 82 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 105 руб. 89 коп., а всего на общую сумму 152 379 руб. 71 коп..

Требования мотивированы тем, что между министерством здравоохранения Тульской области и Матюхиным С.С., заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ-Ф/2018 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Согласно условиям Договора, истец предоставил ответчику единовременную компенсационную выплату в размере 350 000 руб., а ответчик обязался работать в течение 5 (пяти) лет со дня заключения трудового договора с Учреждением по основному месту работы на условиях полного рабочего дня, установленной для данной категории работников. Истцом перечислена ответчику единовременная компенсационная выплата. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик был принят на работу в ГУЗ «<данные изъяты>» фельдшером и заключен трудовой договор ДД.ММ.ГГГГ.2021 ответчик был уволен по инициативе работника, п. 3 ч. 1ст. 77 ТК РФ (приказ о прекращении трудового договора с работником от ДД.ММ.ГГГГ).Согласно п. 2.3.4. Договора ответчик обязался в случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5-7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, возвратить в течение 60 календарных дней с даты расторжения трудового договора Министерству (истцу) часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной от даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному Медицинским работником (Ответчиком) периоду. Таким образом, ответчик обязан выплатить истцу часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному Медицинским работником периоду.Количество календарных дней пятилетнего срока (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) - 1 826. Количество фактически отработанных календарных дней с даты заключения договора (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) - 1042. Количество неотработанных календарных дней: 1 826 - 1042= 784. Сумма, подлежащая взысканию составляет 150 273 руб. 82 коп.(350 000 руб. / 1 826 * 784 ). Ответчику нарочно был предоставлен расчет суммы, подлежащий взысканию,

срок уплаты которой истек ДД.ММ.ГГГГ, но до настоящего момента ответчик денежные средства не возвратил.Согласно ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. На невозвращенные денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- проценты за пользование чужими денежными средствами согласно расчету составили в размере 2 105,89 руб..

Представитель истца министерство здравоохранения Тульской области по доверенности Велчу А.С. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.

Ответчик Матюхин С.С. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что расчет этой суммы с подоходным налогом. Пусть делают перерасчет с вычетом подоходного налога. Нужно сделать перерасчет той суммы, которую он получил на руки, то есть он согласен с суммой в 100 000 руб.. Представитель третьего лица- Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд на основании ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав доводы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

На основании пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (статья 432 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Судом установлено, что на основании трудового договора и приказ ГУЗ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Матюхин С.С. был принят на работу в ГУЗ «<данные изъяты>» фельдшером и заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.3 Положения о порядке и размере предоставления единовременной компенсационной выплаты фельдшерам, приступившим к работе в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, утвержденного приказом министерства здравоохранения Тульской области от 23.10.2014 № 1365-осн, разработанного в целях реализации Перечня мероприятий подпрограммы 6 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Тульской области «Развитие здравоохранения Тульской области», утвержденной постановлением правительства Тульской области от 20.08.2013 № 429, 05.12.2018 между министерством здравоохранения Тульской области и Матюхиным С.С. был заключен договор №6-Ф/2018 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Согласно условиям Договора министерство здравоохранения Тульской области предоставило Матюхину С.С. единовременную компенсационную выплату в размере 350 000 руб., а последний обязался работать в течение 5 (пяти) лет со дня заключения трудового договора с Учреждением по основному месту работы на условиях полного рабочего дня, установленной для данной категории работников. Истцом перечислена ответчику социальная выплата в сумме 304 500 руб., с учетом налога на доходы физических лиц, удержанного им в размере 45 500 руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик был уволен по инициативе работника, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ ГУЗ «<данные изъяты>» о прекращении трудового договора с работником от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. 2.2.4. Договора о предоставлении социальной выплаты, ответчик обязался в случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить Министерству часть единовременной компенсационной выплаты в течение 60 календарных дней, рассчитанной от даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.

Таким образом, на основании условий Договора о предоставлении социальной выплаты ответчик обязан выплатить истцу часть социальной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному работником периоду времени.

Поскольку количество календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пятилетний срок) составляет 1 826 дней, количество фактически отработанных календарных дней с даты заключения договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 1042 дня, то количество неотработанных календарных дней составляет 784 дня ( 1 826 – 1042) в связи с чем часть социальной выплаты, подлежащая взысканию с ответчика составляет в размере 150 273 руб. 82 коп. (350 000 руб. / 1 826 * 784).

Ответчику был предоставлен расчет суммы, подлежащий взысканию, что подтверждается подписью о получении ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 2.2.4. договора, дата истечения срока уплаты денежных средств ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени денежные средства не возвращены.

Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга; размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды; эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Поскольку ответчик свои обязательства по возврату части социальной выплаты в размере 150 273 руб. 82 коп. не исполнил, а в договоре о предоставлении социальной выплаты, не предусмотрена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, то истцом был произведен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ключевой ставке Банка России, действовавшей в соответствующий период, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7,50%, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8,50%, расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, размер которых составил в сумме 2 105 руб. 89 коп.( 216,15 руб.+1889,74 руб.).

Проверив расчет процентов, произведенный истцом, суд находит их обоснованным, арифметически правильными, отвечающим требованиям закона.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если оное не предусмотрено федеральным законом.

При этом доказательств в опровержение указанного расчета, в том числе альтернативного расчета, равно как и сведений о возврате суммы спорной социальной выплаты полностью или в части, ответчик не представил.

Суд полагает, что поскольку до настоящего времени денежные средства ответчиком истцу не возвращены, то на основании установленных обстоятельств, и исследованных доказательств, в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

При этом суд не может согласится с доводами ответчика о том, что из части задолженности по социальной выплате в размере 150 273 руб. 82 коп. необходимо вычесть сумму налога в размере 44 500 руб., так как находит их надуманными

Как установлено судом, истцом, в соответствии с заключенным договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, ответчику начислен доход в виде ЕКВ в сумме 350 000 руб. и на счет, открытый в кредитной организации, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ перечислено 304 500 руб..

Одновременно истцом, как налоговым агентом исчислен, удержан и перечислен в бюджет НДФЛ налог в сумме 45 500 руб., основанием для начисления и удержания которого являлись статьи 41, 210, 217 НК РФ, что подтверждается материалами дела.

По общему правилу, закрепленному в ст. 41 НК РФ, доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

В соответствии с п.1 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло. Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, предусмотрен ст. 217 НК РФ.

На дату заключения Договора о предоставлении социальной выплаты и на дату перечисления денежных средств ст. 217 НК РФ не содержала нормы, освобождающей от налогообложения ЕКВ по договорам, заключенным с медицинскими работниками в рамках нормативных документов, принятых субъектами Российской Федерации. В связи с чем, удержание из дохода НДФЛ произведено в установленном налоговым законодательством порядке.

В 2018 году к необлагаемым доходам, в соответствии с п.37.2 ст.217 НК РФ, относились единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществленные в порядке и на условиях, предусмотренных ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в которой шла речь о компенсационных выплатах в размере 1 000 000 руб., производимых медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование и прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ соответствующий договор. Финансовое обеспечение таких договоров осуществлялось на условиях софинансирования из Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.

В связи с принятием Федерального Закона № 147-ФЗ от 17.06.2019, п.37.2 ст.217 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой к необлагаемым доходам стали относиться доходы в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, не превышающие 1 000 000 руб., финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с правилами, прилагаемыми к соответствующей государственной программе РФ, утверждаемой Правительством РФ.

Этим же Законом ст.217 НК РФ дополнена пунктом 79, в соответствии с которым к необлагаемым отнесли доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные отдельными категориями граждан в порядке оказания им социальной поддержки (помощи) в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем меры социальной поддержки, производимые Министерством по договорам, заключаемым в рамках регионального законодательства, НК РФ освободил от начисления и удержания НДФЛ.

Однако в соответствии с Законом действие п.79 ст.217 НК РФ вступило в силу с 01.01.2020 и применяется в отношении доходов физических лиц, полученных ими, начиная с налогового периода 2019 года.

Следовательно, перерасчету и возврату НДФЛ подлежат социальные выплаты, полученные медицинскими работниками за счет средств бюджета Тульской области, начиная с 2019 года.

Из вышеизложенного следует, что основания для перерасчета и возврата ответчику удержанной и уплаченной суммы НДФЛ у истца отсутствовали, поэтому оснований для перерасчета задолженности не имеется.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.

В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку сведений на наличии оснований об освобождении ответчика от уплаты госпошлины суду не представлено, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета МО г. Тулы госпошлина пропорционально размеру удовлетворенных судом требований в размере 4 334 руб. 71 коп..

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования министерства здравоохранения Тульской области удовлетворить.

Взыскать с Матюхина Сергея Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,, уроженца г<данные изъяты>, в пользу министерства здравоохранения Тульской области задолженность по договору от ДД.ММ.ГГГГ предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 150 273 руб. 82 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2 105 руб. 89 коп., а всего общую сумму 152 379 руб. 71 коп..

Взыскать с Матюхина Сергея Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,, уроженца <данные изъяты>, в бюджет МО г. Тулы госпошлину в размере 4 247 руб. 59 коп..

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалоба в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Тюрин Н.А.