НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда (Тульская область) от 10.02.2021 № 12-154/2021

Р Е Ш Е Н И Е

10 февраля 2021 года п. Ленинский

Судья Ленинского районного суда Тульской области Горбатова Т.Е., рассмотрев жалобу представителя ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО2 от 30 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа»,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО2 от 30 июля 2020 года ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с состоявшимся по данному делу об административном правонарушении постановлением, представитель ФИО1 обратился с жалобой в Ленинский районный суд Тульской области, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывает на то, что проверка проведена в нарушение Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» без уведомления ФКУ «ОСК ЗВО». Обращает внимание на то, что ФКУ «ОСК ЗВО» не включено в план проведения плановых проверок за 2020 год и отсутствует приказ о проведении проверки. Указывает на то, что осмотр земельного участка проводился в отсутствие представителя ФКУ «ОСК ЗВО», при этом командир войсковой части ФИО3 не имел полномочий представлять интересы ФКУ «ОСК ЗВО»; точное местонахождение выявленной несанкционированной свалки и рва, на дне которого образовалась вода оранжевого цвета, на земельном участке не указано; ТКО «Хартия» не уведомлялось о проведении осмотра. Считает, что протокол осмотра от 26.05.2020 года, протокол взятия проб и образцов от 04.06.2020 года являются недопустимым доказательством, так как понятые ФИО4 и ФИО5 являются заинтересованными лицами и представитель ФКУ «ОСК ЗВО» отсутствовал при их составлении. Указывает на то, что акты отбора проб , от 04.06.2020 года составлены в отсутствие представителя ФКУ «ОСК ЗВО», что влечет их недопустимость. Считает, что ФКУ «ОСК ЗВО» не является субъектом правонарушения, так как не является собственником земельного участка, на котором выявлена несанкционированная свалка мусора. Обращает внимание на то, что земельный участок с кадастровым номером находится на праве постоянного пользования у ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Минобороны России»; ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России с 01.04.2020 года является единственным поставщиком ресурсов для нужд Минобороны России и обязано осуществлять сбор, обработку и утилизацию отходов; ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России заключен договор с ООО «Хартия» по оказанию услуг с твердыми коммунальными отходами. Указывает на то, что командованием войсковой части предпринят комплекс мер, направленных на приведение земельного участка в надлежащее состояние. Считает, что имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным или снижения назначенного наказания.

В возражениях на жалобу представитель Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО6 пояснил, что должностным лицом проверка в порядке, предусмотренном Федеральным законом №294-ФЗ, не проводилась, решение о возбуждении дела об административном правонарушении принято на основании материалов, представленных военной прокуратурой Тульского гарнизона. Согласно письму Военной прокуратуры Тульского гарнизона войсковая часть , входящая в состав войсковой части (<адрес>), подчинена командованию Западного военного округа, юридическим лицом является Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа». Осмотр земельного участка с кадастровым номером проводился с участием командира войсковой части ФИО3, отсутствуют сведения, подтверждающие заинтересованность понятых ФИО4 и ФИО5, участвовавших в осмотре земельного участка. Местонахождение несанкционированной свалки мусора, находящейся на земельном участке с кадастровым номером , установлено, что подтверждается также фототаблицами. Отбор проб воды в рве не производился, нарушений норм природного законодательства в связи с наличием рва не установлено. Осматриваемая территории ООО «Хартия» не принадлежит, в связи с чем отсутствовали основания для привлечения представителя при проведении осмотра земельного участка. Нарушения требований КоАП РФ при составлении протокола осмотра от 26.05.2020 года не допущено. Нарушений требований ст.27.10 КоАП РФ при составлении протокола отбора проб от 04.06.2020 года не имеется. Акты отбора проб проводились на основании ГОСТа 17.4.3.01-17, 17.ДД.ММ.ГГГГ-17, 17.ДД.ММ.ГГГГ-80, ПНД 12.1:2.2:2.3:3.2-03, инструкции №9.20.2.11, и в актах отображено место отбора проб. В результате деятельности воинской части на земельном участке с кадастровым номером совершались накопления мусора, размещались отходы, в результате были образованы несанкционированные свалки. Журналы учета отходов войсковой частью не велись. Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.

В судебном заседании представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» по доверенности ФИО7 доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить, пояснив, что Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» не является субъектом правонарушения. Отсутствуют документы, подтверждающие, что войсковая часть 55443-ТЛ входит в состав ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», являющегося юридическим лицом. У командира войсковой часть ФИО3 отсутствовали полномочия по представлению интересов ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа». Просил постановление отменить, производство по делу прекратить.

Представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» по доверенности ФИО8 поддержала доводы жалобы в полном объеме. Просила постановление отменить, производство по делу прекратить.

Представитель Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по доверенности ФИО2 пояснил, что согласно письма Военной прокуратуры Тульского гарнизона вх. от 12.05.2020 года войсковая часть , входящая в состав войсковой части (<адрес>), подчинена командованию Западного военного округа, юридическим лицом является Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа». Командир войсковой части назначен на должность командующим войсками Западного военного округа. В ходе проведения проверки на территории войсковой части обнаружены несанкционированные свалки мусора. Просил постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (в ред. от 27.12.2019): хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российский Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты; водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и
потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ: накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации обезвреживания, размещения.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при архитектурно-строительное проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий -сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходое в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в частности, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов, В соответствии с ч.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В силу ч.1 ст. 13.4. Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно п.3.7 Раздела III СанПиН 21.7.1322-03. 2.1.7 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью0 или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитбетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Согласно ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Пунктом 3.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2203 года №80 «О введение в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» определен порядок временного складирования отходов производства и потребления: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов, на приемных пунктах сбора вторичного сырья, на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов, на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Как усматривается из материалов дела основанием для привлечения ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, послужило то, что в ходе проверки, проведенной Военной прокуратурой Тульской области с участием Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) 26.05.2020 года проведена проверка соблюдения должностными лицами - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды по адресу: <адрес>, и было установлено, что ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» допустило нарушение природоохранных требований, установленных законодательством РФ, что выразилось в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления, а именно, на территории войсковой части , юридическое лицо - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», были обнаружена несанкционированная очаговая свалка отходов производства и потребления, которая состояла из следующих включений: древесные отходы от сноса и разборки зданий (код ФККО 81210101724), отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код ФККО 43411004515), отходы упаковочного картона незагрязненные (код ФККО 4 0518301605); деревянная тара, утратившая потребительские свойства (код ФККО 40414000515); металлические емкости (бочки объемом примерно 200 л); покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код ФККО 92113002504); покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (код ФККО 9213002504); очаговые свалки, в которых включены указанные отходы производства и потребления, расположены непосредственно на почве, место их накопления или временного хранения не оборудовано искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; поверхность насыпей отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; отсутствует обваловка и оборудование ливнестоками, тем самым ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» были нарушены требования ч.2 ст.10, ч.2 ст.11, ч.1 си.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.ч.1,2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Признавая ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» виновным в совершении административного правонарушения должностное лицо исходило из того, что факт совершения административного правонарушения и виновность ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» подтверждаются совокупностью доказательств: рапортом помощника военного прокурора Тульского гарнизона о нарушениях законодательства в сфере экологической безопасности в войсковой части ; копией свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером , назначение для размещение войсковой части; уведомлением о проведении проверки от 08.04.2020 года, направленной военным прокурором Тульского гарнизона в адрес командира войсковой части , в срок с 08.04.2020 года по 08.05.2020 года; письмом военного прокурора Тульского гарнизона в адрес руководителя Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора от 20.04.2020 года о выделении специалиста для проведения проверки, в связи с тем, что осмотром территории войсковой части установлено, что в результате хозяйственной деятельности образовалась свалка бытовых отходов; актом осмотра территории войсковой части , проведенного помощником военного прокурора Тульского гарнизона с участием командира части ФИО3, с фототаблицей, согласно которого на территории войсковой части имеется несанкционированная свалка; протоколом осмотра территории от 26.05.2020 года, проведенного с участием командира войсковой части ФИО3, согласно которого на территории войсковой части имеются несанкционированные свалки; актом от 04.06.2020 года отбора проб почвы, согласно которого на земельном участке с кадастровым номером на анализ взяты отходы; протоколом от 08.06.2020 года ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», согласно которого отходы с земельного участка с кадастровым номером состоят: из древесина 69,05%, резина 9,37%, влага 16,33%, металл 5,14%, стекло 0,11%; заключением по результатам проведения лабораторных исследований от 08.06.2020 года ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», согласно которого отходы с земельного участка с кадастровым номером состоят: из древесина 69,05%, резина 9,37%, влага 16,33%, металл 5,14%, стекло 0,11%; актом от 04.06.2020 года отбора проб почвы, согласно которого на земельном участке с кадастровым номером на анализ взяты отходы; протоколом от 09.06.2020 года ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», согласно которого исследованный отход может быть отнесен к V классу опасности; заключением по результатов проведения лабораторных исследований от 09.06.2020 года , согласно которого исследованный отход может быть отнесен к V классу опасности; экспертным заключением по результатов экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 12.06.2020 года, согласно которого площадь наваленных отходов 769,48 м2, объем наваленных отходов 269,32 м3, плотность 0,4123 т/м3, масса названных отходов 111,04 т; письмом начальника штаба материально-технического обеспечения Западного военного округа исх. от 08.06.2020 года, которым предоставляются договора в/ч в области обращения с отходами; паспортами отходов I-IV классов опасности, утвержденных командующим войсками Западного военного округа ФИО9 полное наименование юридического лица - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», местонахождение: <адрес>; письмом Военной прокуратуры Тульского гарнизона вх. от 12.05.2020 года, согласно которого войсковая часть , входящая в состав войсковой части (<адрес>), подчинена командованию Западного военного округа, юридическим лицом является Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа»; протоколом об административном правонарушении от 16.07.2020 года, составленным в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.

При рассмотрении дела указанные фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами и получившими правильную оценку в постановлении в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела не допущено.

Оценив имеющиеся в деле об административном правонарушении доказательства судья приходит к выводу о том, что должностным лицом действия ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, так как оно совершило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления.

Постановление об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями КоАП РФ, уполномоченным на его составление должностным лицом и отражает существо правонарушения.

Оснований для отмены постановления не имеется.

Довод представителя ФИО1 о том, что ФКУ «ОСК ЗВО» не включено в план проведения проверок на 2020 год, что свидетельствует о незаконности проверки, основан на неверном толковании закона, поскольку проверка была проведена по решению прокурора, действующего в соответствии с требованиями ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Доводы заявителя о том, что проверка проведена без уведомления представителя ФКУ «ОСК ЗВО» и осмотр земельного участка и отборы проб отходов проводились без его участия; не установлено точное местонахождение несанкционированной свалки; ФКУ «ОСК ЗВО» не является субъектом правонарушения, являются необоснованными, и материалами дела опровергаются, при условии, что в результате деятельности войсковой части , находящейся в подчинении Западного военного округа, была образованы несанкционированные очаговые свалки мусора в нарушение природоохранных требований, установленных законодательством РФ.

Довод жалобы о том, что понятые ФИО4 и ФИО5 являются заинтересованными лицами, является несостоятельным и материалами дела не подтверждается.

Утверждения заявителя о том, что ТКО «Хартия» не уведомлялось о проведении проверки; земельный участок с кадастровым номером находится на праве постоянного пользования у ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Минобороны России»; ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России с 01.04.2020 года является единственным поставщиком ресурсов для нужд Минобороны России и обязано осуществлять сбор, обработку и утилизацию отходов, не влияют на квалификацию действий юридического лица, привлеченного к административной ответственности.

Утверждение ФИО1 о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, является необоснованным, поскольку было оказано негативное воздействие на окружающую среду.

Административное наказание назначено ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерно содеянному.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ФИО2 от 30 июля 2020 года в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу представителя ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Ленинский районный суд Тульской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья