НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда (город Севастополь) от 26.11.2020 № 2-2538/20

Категория 2.065

Дело № 2-2538/2020

УИД:92RS0003-01-2020-003685-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 ноября 2020 года г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре судебного заседания Бутаковой А.А., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Севастопольского транспортного прокурора к ГУП ГС «Севастопольский морской порт», ФИО8 о признании трудового договора заключенным с нарушением требований закона и прекращении действия трудового договора,

УСТАНОВИЛ:

Севастопольский транспортный прокурор обратился в суд, с вышеуказанным иском (с учетом уточнений), мотивируя следующим.

Прокурор просит признать трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ между Государственным унитарным предприятием города Севастополя «Севастопольский морской порт» в лице и.о. генерального директора ФИО4 и ФИО8, заключенным с нарушением требований части 1 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязать ГУП ГС «Севастопольский морской порт» изменить формулировку основания увольнения ФИО8 с п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации – соглашение сторон, на увольнение по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации - нарушение установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (п. 5 ст. 84 Трудового кодекса РФ).

Исковые требования мотивированы следующим.

Севастопольской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции и трудового законодательства в ГУП ГС «Севастопольский морской порт», по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства при заключении трудового договора с бывшим государственным служащим - заместителем директора Департамента – начальником Управления земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ФИО8, влекущие необходимость его расторжения.

Надзорными мероприятиями установлено, что ФИО8 на основании служебного контракта , заключенного с ним ДД.ММ.ГГГГ врио Губернатора города Севастополя ФИО5, и распоряжения о назначении от ДД.ММ.ГГГГ-РГ/К в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил государственную гражданскую службу города Севастополя на должности заместителя директора Департамента – начальника Управления земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. Распоряжением врио Губернатора города Севастополя ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ-РГ/К ФИО8ДД.ММ.ГГГГ уволен с государственной гражданской службы города Севастополя и освобожден от занимаемой должности по инициативе гражданского служащего в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

С запретами, установленными для гражданина после увольнения с гражданской службы, ФИО8 ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ.

На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ГУП ГС «Севастопольский морской порт» и назначен на должность советника генерального директора по правовым вопросам. С ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и приказа от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС переведен на должность заместителя генерального директора по правовым вопросам.

В должностные (служебные) обязанности ФИО8 по ранее замещаемой им должности в Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя входили функции государственного управления ГУП ГС «Севастопольский морской порт».

Как установлено в ходе проверки, ФИО8 в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих города Севастополя, замещающих должности в исполнительных органах государственной власти города Севастополя, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляется Губернатором города Севастополя, и урегулированию конфликта интересов (Управление по профилактике коррупционных правонарушений Департамента общественной безопасности города Севастополя) с заявлением о даче согласия на замещение должности на условиях трудового договора в ГУП ГС «Севастопольский морской порт» на момент трудоустройства в порт ДД.ММ.ГГГГ не обращался, соответственно заседание комиссии не проводилось, такого согласия он не получал, при трудоустройстве работодателю его не представлял.

При этом, ГУП ГС «Севастопольский морской порт» было достоверно известно о том, что ФИО8 до ДД.ММ.ГГГГ занимал должность заместителя директора Департамента – начальника Управления земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, о чем также свидетельствует направленное портом в адрес Департамента уведомление о приеме его на работу.

С соответствующим заявлением на имя директора Департамента общественной безопасности <адрес>ФИО8 обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ (вх. ), что подтверждается информацией Управления по профилактике коррупционных правонарушений Департамента общественной безопасности города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокуратуры. Соответствующее согласие до настоящего времени ФИО8 не получил.

Из установленных в ходе проверки обстоятельств следует, что ФИО8 ранее в Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в течение двух лет до устройства на работу в порт, замещал должность, на которую распространяются ограничения, установленные статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), им выполнялись функции государственного управления в отношении ГУП ГС «Севастопольский морской порт».

В судебном заседание представитель истца ФИО1 исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил.

В соответствии ст.167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие ответчика.

Представитель ответчика ФИО2, представитель ответчика ФИО3, в судебном заседании против удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным в возражениях.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего.

На основании ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон «О противодействии коррупции», Федеральный закон № 273-ФЗ) функции государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

В соответствии с письмом Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования» (вместе с «Обзором типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования») осуществление «функций государственного управления» предполагает, в том числе: осуществление государственного надзора и контроля, организацию продажи приватизируемого государственного имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и иные функции.

Положения, составляющие правовую основу противодействия коррупции, закреплены в ст. 2 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Частью 1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

При этом, законом обязательное принятие решений в период занятия должности государственной службы в отношении организации, где служащий приступил к работе, не обусловлено.

Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении (ч. 1.1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 3.1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также постановлении Правительства Севастополя от 11.10.2018 № 673-ПП «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

Согласно п. 3.2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), помимо прочих, лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», Законом города Севастополя от 23.01.2015 № 109-ЗС «О Реестре должностей государственной гражданской службы города Севастополя», постановлением Правительства Севастополя от 14.06.2016 № 576-ПП «Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы города Севастополя, при замещении которых государственные гражданские служащие города Севастополя обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» должность заместитель директора Департамента – начальник Управления в составе Департамента включена в Перечень должностей государственной гражданской службы города Севастополя, при замещении которых государственные гражданские служащие города Севастополя обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Должность заместителя директора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – начальника Управления земельных отношений также включена в одноименный перечень, утвержденный приказом директора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнение положений Указа Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» Указом Губернатора города Севастополя от 20.07.2016 № 56-УГ утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих города Севастополя, замещающих должности в исполнительных органах государственной власти города Севастополя, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляется Губернатором города Севастополя, и урегулированию конфликта интересов (далее – Положение), в соответствии с подп. «б» п. 13 которого одним из оснований для проведения заседания комиссии является поступившее в Управление по профилактике коррупционных правонарушений Департамента общественной безопасности города Севастополя (далее – Управление) обращение гражданина, замещавшего в исполнительном органе государственной власти города Севастополя должность государственной гражданской службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом города Севастополя, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной гражданской службы.

На основании пп. 15, 16, 17 Положения обращение, указанное в абзаце втором подп. «б» п. 13 Положения, подается гражданином в Управление. В обращении указываются: фамилия, имя, отчество гражданина, дата его рождения, адрес места жительства, замещаемые должности в течение последних двух лет до дня увольнения с государственной гражданской службы, наименование, местонахождение коммерческой или некоммерческой организации, характер ее деятельности, должностные (служебные) обязанности, исполняемые гражданином во время замещения им должности государственной гражданской службы, функции по государственному управлению в отношении коммерческой или некоммерческой организации, вид договора (трудовой или гражданско-правовой), предполагаемый срок его действия, сумма оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг). Рассмотрение обращения осуществляется Управлением, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение по существу обращения с учетом требований ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», в дальнейшем - комиссией.

Обращение, указанное в абзаце втором подп. «б» п. 13 Положения, может быть подано гражданским служащим, планирующим свое увольнение с государственной гражданской службы, и подлежит рассмотрению комиссией в соответствии с Положением.

Из содержания указанных правовых норм следует, что именно бывший государственный служащий должен обратиться в Управление с заявлением о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации; на основании поданного заявления гражданина соответствующей комиссией принимается решение о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации.

В письмах Минтруда России от 22 июня 2012 г. № 17-1/10/1-248, от 30.12.2013 № 18-2/4074 «О разъяснении практики применения ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» указано, что принятие решения о необходимости получения согласия комиссии (на замещение должности в организации на условиях трудового договора) является ответственностью гражданина (бывшего государственного служащего). При этом необходимо учитывать, что несоблюдение гражданином данного требования в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с ним.

Согласно пп. 46, 47, 49 письма Минтруда России от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943 «О направлении Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией» в случае, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую трудоустраивается гражданин, входили в его должностные (служебные) обязанности, ему рекомендуется представить в организацию согласие комиссии, поскольку трудовой (гражданско-правовой) договор может быть заключен с таким гражданином только при наличии такого согласия. В условиях его отсутствия договор будет считаться заключенным с нарушением установленных правил заключения и подлежит прекращению по п. 11 ч. первой ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), как заключенный в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности; в других случаях, предусмотренных федеральными законами (абзац пятый части первой статьи 84 ТК РФ).

При наличии у организации, в которую трудоустраивается гражданин, замещавший ранее (в течение двух лет) должности государственной (муниципальной) службы, включенные в установленный нормативными правовыми актами перечень, сведений об осуществлении им функций государственного, муниципального (административного) управления данной организацией рекомендуется трудовой договор с указанным гражданином не заключать до получения положительного решения комиссии.

В целях исключения необходимости расторжения трудового (гражданско-правового) договора работодателю рекомендуется при приеме на работу гражданина убедиться, что при прохождении им государственной (муниципальной) службы он не замещал должности, включенные в установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации перечень, не осуществлял функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией.

Как установлено судом и следует из материалов дела Севастопольской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции и трудового законодательства в ГУП ГС «Севастопольский морской порт», по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства при заключении трудового договора с бывшим государственным служащим - заместителем директора Департамента – начальником Управления земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ФИО8, влекущие необходимость его расторжения.

ФИО8 на основании служебного контракта , заключенного с ним ДД.ММ.ГГГГ врио Губернатора города Севастополя ФИО5, и распоряжения о назначении от ДД.ММ.ГГГГ-РГ/К в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил государственную гражданскую службу города Севастополя на должности заместителя директора Департамента – начальника Управления земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. Распоряжением врио Губернатора города Севастополя ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ-РГ/К ФИО8ДД.ММ.ГГГГ уволен с государственной гражданской службы города Севастополя и освобожден от занимаемой должности по инициативе гражданского служащего в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

С запретами, установленными для гражданина после увольнения с гражданской службы, ФИО8 ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ.

На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ГУП ГС «Севастопольский морской порт» и назначен на должность советника генерального директора по правовым вопросам. С ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и приказа от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС переведен на должность заместителя генерального директора по правовым вопросам.

ДД.ММ.ГГГГ за и.о. генерального директора ГУП ГС «Севастопольский морской порт» ФИО4 в адрес директора Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя направлено уведомление о приеме на работу на основании трудового договора бывшего государственного служащего – заместителя директора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – начальника Управления земельных отношений ФИО8 Уведомление получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Уставу ГУП ГС «Севастопольский морской порт» предприятие является коммерческой организацией. Целями деятельности предприятия являются обеспечение функционирования портовой инфраструктурой, организации и обеспечения безопасности судоходства, содержания и эффективного использования имущества, получение прибыли.

На основании должностной инструкции советника генерального директора по правовым вопросам, утвержденной и.о. генерального директора порта ДД.ММ.ГГГГ, в должностные обязанности советника, помимо прочего, входит принятие участия в рассмотрении материалов о числящейся на балансе предприятия дебиторской и кредиторской задолженности, взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, совершение правовых и юридических действий от имени предприятия, представление интересов предприятия во всех организациях и учреждениях, консультирование руководства предприятия в разработке и реализации мероприятий по укреплению договорной, финансовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия, оказание помощи руководству предприятия в подготовке и оформлении документов правового характера. Аналогичные обязанности предусмотрены должностной инструкцией заместителя генерального директора порта по правовым вопросам.

В соответствии с Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, Департамент - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя. В функции Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, помимо прочего, входит выработка на территории города Севастополя единой государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений; управление имуществом, находящимся в собственности города Севастополя; оказание государственных услуг в сфере имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя в пределах своей компетенции.

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет следующие полномочия: осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя; выступает арендодателем имущества и земельных участков (за исключением лесных участков), находящихся в собственности города Севастополя; согласовывает сдачу арендованного имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в субаренду; осуществляет контроль за поступлением в бюджет города Севастополя средств от продажи и аренды, иного использования имущества, находящегося в собственности города Севастополя, и иные полномочия.

Согласно положениям должностного регламента заместителя директора Департамента – начальника Управления земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного и.о. директора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ, с которым ФИО8 ознакомлен при трудоустройстве, на него возлагаются, в том числе, координация и контроль работы специалистов Управления земельных отношений по реализации возложенных на Управление задач и функций; организация работы по подготовке проектов нормативных правовых актов в части управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя; направление необходимых запросов, документов, с целью осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, организация работы по подготовке проектов распорядительных документов о передаче земельных участков города Севастополя в аренду, в безвозмездное пользование, осуществление анализа доходов от сдачи в аренду, продажи земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, задолженности по арендной плате по договорам, заключенным городом Севастополем в лице Департамента, организация работы по разработке предложений по определению размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Севастополя.

В соответствии с п. 1.4 Приказа директора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении обязанностей между директором и заместителями директора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» заместитель директора Департамента – начальник Управления земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя руководит деятельностью Управления земельных отношений, организует, контролирует и координирует деятельность отделов Управления.

ДД.ММ.ГГГГ на имя заместителя директора Департамента – начальника Управления земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ФИО8 по вопросам заключения дополнительных соглашений к зарегистрированным договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, обращался генеральный директор ГУП ГС «Севастопольский морской порт» ФИО7 На указанное обращение вверенным ФИО8 подразделением подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ за ФИО8 в связи с исполнением своих должностных обязанностей по вышеуказанной должности государственной службы в адрес ГУП ГС «Севастопольский морской порт» направлено предупреждение о необходимости исполнения обязательств по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности.

Переписка по указанным вопросам, в том числе, по вопросам договорных отношений по аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, возглавляемым ФИО8 Управлением велась с ГУП ГС «Севастопольский морской порт» на всем протяжении работы ФИО8 на указанной должности государственной службы.

Таким образом, в должностные (служебные) обязанности ФИО8 по ранее замещаемой им должности в Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя входили функции государственного управления ГУП ГС «Севастопольский морской порт».

Как установлено судом, ФИО8 в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих города Севастополя, замещающих должности в исполнительных органах государственной власти города Севастополя, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляется Губернатором города Севастополя, и урегулированию конфликта интересов (Управление по профилактике коррупционных правонарушений Департамента общественной безопасности города Севастополя) с заявлением о даче согласия на замещение должности на условиях трудового договора в ГУП ГС «Севастопольский морской порт» на момент трудоустройства в порт ДД.ММ.ГГГГ не обращался, соответственно заседание комиссии не проводилось, такого согласия он не получал, при трудоустройстве работодателю его не представлял.

При этом, ГУП ГС «Севастопольский морской порт» было достоверно известно о том, что ФИО8 до ДД.ММ.ГГГГ занимал должность заместителя директора Департамента – начальника Управления земельных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, о чем также свидетельствует направленное портом в адрес Департамента уведомление о приеме его на работу.

С соответствующим заявлением на имя директора Департамента общественной безопасности города Севастополя ФИО8 обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ (вх. ), что подтверждается информацией Управления по профилактике коррупционных правонарушений Департамента общественной безопасности города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокуратуры. Соответствующее согласие до настоящего времени ФИО8 не получил.

Таким образом, ФИО8 ранее в Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в течение двух лет до устройства на работу в порт, замещал должность, на которую распространяются ограничения, установленные статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), им выполнялись функции государственного управления в отношении ГУП ГС «Севастопольский морской порт».

В силу положений ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» до получения согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов работодатель не вправе заключать трудовой договор с бывшим государственным или муниципальным служащим в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы с принятием его на должность в организацию, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего (постановление Верховного Суда РФ от 04.03.2019 № 5-АД19-5).

Следовательно, ФИО8, ГУП ГС «Севастопольский морской порт» при приеме на работу ФИО8 не соблюдены положения, установленные ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 3.1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной службы, влечет прекращение трудового договора на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 Трудового кодекса РФ).

Поскольку ФИО8 замещал должность государственного служащего, установленную соответствующим перечнем и выполнял функции управления организацией, в которую он трудоустроился, однако, в Управление по профилактике коррупционных правонарушений Департамента общественной безопасности города Севастополя заявление о даче согласия на замещение должности в ГУП ГС «Севастопольский морской порт» на момент трудоустройства не подавал, согласие не получал, то трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ГУП ГС «Севастопольский морской порт» и ФИО8, следует признать заключенным с нарушением требований ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ и его действие прекратить.

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ основным принципом противодействия коррупции является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В силу требований ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут, в том числе, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, одним из направлений деятельности государства по противодействию коррупции является применение к лицам, совершившим коррупционные правонарушения, предусмотренных законом мер ответственности, в том числе гражданско-правовой.

Интерес Российской Федерации в данном случае заключается в принятии исчерпывающих мер ответственности к лицам, совершившим коррупционные правонарушения.

Коррупция в Российской Федерации затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в обществе тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене, в связи с чем, рассматривается как одна из угроз безопасности.

Таким образом, деятельность по противодействию коррупции является одним из приоритетных интересов Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ в Севастопольскую транспортную прокуратуру из ГУП ГС «Севастопольский морской порт» (за от ДД.ММ.ГГГГ) поступила информация и копии документов, согласно которым трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ между Государственным унитарным предприятием города Севастополя «Севастопольский морской порт» в лице и.о. генерального директора ФИО4 и ФИО8 расторгнут по соглашению сторон, на основании п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, о чем заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ и издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ

В силу положений ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» до получения согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов работодатель не вправе заключать трудовой договор с бывшим государственным или муниципальным служащим в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы с принятием его на должность в организацию, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего (постановление Верховного Суда РФ от 04.03.2019 № 5-АД19-5).

ФИО8, ГУП ГС «Севастопольский морской порт» при приеме на работу ФИО8 не соблюдены положения, установленные ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 3.1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что заключение трудового договора между гражданином, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы, и организацией, отдельные функции государственного управления которой входили в должностные (служебные) обязанности данного гражданина, как государственного или муниципального служащего, без соблюдения требований установленных ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 3.1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно: без получения предварительного согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, безусловно, является нарушением установленного законом правил заключения трудового договора, влекущим расторжение этого трудового договора по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (п. 5 ст. 84 Трудового кодекса РФ).

Вынесение ДД.ММ.ГГГГ заключения о результатах рассмотрения обращения ФИО8 Управлением по профилактике коррупционных правонарушений Департамента общественной безопасности г.Севастополя после трудоустройства ответчика правового значения для рассмотрения данного спора не имеет.

Поскольку ФИО8 замещал должность государственного служащего, установленную соответствующим перечнем и выполнял функции управления организацией, в которую он трудоустроился – ГУП ГС «Севастопольский морской порт», однако, в Управление по профилактике коррупционных правонарушений Департамента общественной безопасности города Севастополя заявление о даче согласия на замещение должности в ГУП ГС «Севастопольский морской порт» на момент трудоустройства не подавал, согласие не получал, то трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ГУП ГС «Севастопольский морской порт» и ФИО8, следует признать заключенным с нарушением требований ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ и его действие прекратить по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (п. 5 ст. 84 Трудового кодекса РФ).

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Севастопольского транспортного прокурора к ГУП ГС «Севастопольский морской порт», ФИО8 о признании трудового договора заключенным с нарушением требований закона и прекращении действия трудового договора удовлетворить.

Признать трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ между Государственным унитарным предприятием города Севастополя «Севастопольский морской порт» в лице и.о. генерального директора ФИО4 и ФИО8, заключенным с нарушением требований части 1 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Обязать ГУП ГС «Севастопольский морской порт» изменить формулировку основания увольнения ФИО8 с п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации – соглашение сторон, на увольнение по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации - нарушение установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (п. 5 ст. 84 Трудового кодекса РФ).

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 2 декабря 2020 года.

Судья Ленинского районного суда

города Севастополя С.В. Калганова