НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда (город Севастополь) от 26.07.2016 № 12-280(2016)

Дело № 12-280 (2016)

Р Е Ш Е Н И Е

26 июля 2016 года город Севастополь

Судья Ленинского районного суда города Севастополя Грачев А.П., с участием заявителя Сезько А.В., представителя Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя Ксенз А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело об административном правонарушении по жалобе Сезько А.В. на постановление Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Заместителя начальника Главного управления – начальника Управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 23 июня 2016 года Сезько А.В. привлечен к административной ответственности по ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Считая постановление незаконным, Сезько А.В. обратился в суд с жалобой, указывая, что ООО «Магнат» первичная Декларация по форме приложения № 11 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, была отправлена в установленный законодательством срок - ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ получен протокол о возникновении ошибки при обработке файла. Декларация проверена на наличие ошибок и повторно отправлена ДД.ММ.ГГГГ. Проверку и отправку декларации затруднил режим ЧС, введенный на территории <адрес>, подача электроэнергии была существенно ограничена. ДД.ММ.ГГГГ снова получен протокол о возникновении ошибки при обработке файла. ДД.ММ.ГГГГ была еще раз отправлена декларация ф.№11, на которую ДД.ММ.ГГГГ снова получен протокол о возникновении ошибки при обработке файла. ДД.ММ.ГГГГ удалось выявить ошибку только после уточнения реквизитов у поставщика. После обнаружения и устранения ошибки декларация направлена ДД.ММ.ГГГГ и принята Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. ООО «Магнат» приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. А так же согласно п. 21 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда» при представлении декларации по телекоммуникационным представления считается дата ее отправки, что и было осуществлено ООО «Магнат» ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим, заявитель просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу вследствие наличия обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ.

В судебном заседании Сезько А.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержал и дал аналогичные пояснения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав доводы участвующих лиц, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Как следует из материалов дела, ООО «Магнат» обладает лицензией на осуществление розничной продажи алкогольной продукции серии СН 000901 рег.РПА0000192 от ДД.ММ.ГГГГ сроком действии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О представлении деклараций об объеме производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила № 815), декларация об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме приложения №11 Правил № 815 за 4 квартал 2015 года должна представляться до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно абзацу 13 пункта 1 статьи 26 Федерального от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, а также об объеме винограда, использованного для производства коньяка, вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина и виноматериалов (далее - Закон №171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 15 Правил № 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с пунктом 19 Правил № 815 декларация по форме, предусмотренной Правилами №815, представляется организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации.

Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 23.50 КоАП РФ, органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 15.13 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части розничной продажи алкогольной продукции, их заместители.

Согласно пункту 1.1. Положения о Главном управлении потребительского рынка и лицензирования Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 17 марта 2015 года № 199-ПП (далее - Положение), Главное управление является исполнительным органом государственной города Севастополя, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере потребительского рынка и услуг, в том числе розничной продажи алкогольной продукции, на территории города Севастополя.

В соответствии с пунктом 3.2.21 Положения, Главное управление осуществляет прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, государственный контроль за их представлением.

Согласно пункту 3.2.24 Положения, Главное управление вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере деятельности Главного управления.

Как следует из пояснений ООО «Магнат», представленных в ходе административного расследования от 26.05.2016 №3101/1-16ГУРПЛ, декларация по форме приложения №11 Правил за 4 квартал 2015 года была отправлена 17 января 2016 года, а 19 января 2016 года был получен протокол ошибок. Декларация была проверена на наличие ошибок и отправлена 19 января 2016 года.

После получения протокола ошибок, декларация снова отправлена 20 января 2016 года, на которую получен протокол ошибок. После обнаружения и устранения ошибки (уточнение реквизитов поставщика) 22 января 2016 года декларация направлена в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка и получена квитанция о приеме декларации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 171 -ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Согласно пункту 4 статьи 14 Закона № 171 -ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Формы деклараций и Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 №815.

Пункт 16 Правил предусматривает, что декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованные в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».

Приказом Росалкоголърегулирования от 23.08.2012 № 231 утвержден порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использована этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Порядок).

Приказом Росалкоголърегулирования от 05.08.2012 № 198 утвержден Форма представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об использовании производственных мощностей (далее - Формат).

Формат описывает требования к XML файлам (далее - файлам обмен; передачи в форме электронного документа деклараций об объеме производств; оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Таким образом, при декларировании объемов производства и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вышеуказанные нормативные правовые акты носят обязательный характер распространяются на неопределенный круг лиц.

В этой связи при декларировании объемов производства и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей организации, представляющие соответствующие декларации, обязаны соблюдать требования нормативных актов, устанавливающих порядок заполнения и формат представления таких деклараций.

Учитывая изложенное, не любой электронный файл, направленный декларантом в Росалкогольрегулирование по телекоммуникационным каналам связи можно считать декларацией, а только тот, который сформирован и направлен декларантом в порядке, установленном действующими нормативными правовым актами.

Согласно пункту 21 Правил при представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи, днем ее представления считается дата е отправки.

Вместе с тем, если направленный декларантом электронный файл н соответствует установленным требованиям нормативных правовых актов, то такой файл декларацией не является.

В случае отправки декларантом в Росалкогольрегулирование по телекоммуникационным каналам связи электронного файла, не соответствующего установленным требованиям, декларанту направляется протокол форматно логического контроля, который содержит информацию о том, что представлении файл не прошел входной контроль (файл не соответствует формату представлено деклараций), в связи с чем обязанность по представлению отчетности декларанте признается не исполненной.

То обстоятельство, что направленный декларантом Росалкоголърегулирования файл сформирован в соответствии с требованиям нормативных правовых актов и является декларацией подтверждается прохождение таким файлом форматно-логического контроля, о чем Росалкогольрегулирование направляет квитанцию о приеме деклараций в форме электронного документа.

В связи с вышеизложенным в случае, если декларант представил по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа файл, н прошедший форматно-логический контроль, в связи с нарушением требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок заполнения и формат представления таких деклараций, то обязанность лица по представлению деклараций не является исполненной.

При рассмотрении протоколов ошибок, предоставленных ООО «Магнат», установлено, что декларации по форме приложения №11 Правил за 4 квартал 2015 года, отправленные в период с 17 января 2016 года по 20 января 2016 года не прошли контроль в связи с тем, что нарушен формат представления декларации.

При этом декларация ООО «Магнат» по форме приложения № 11 Правил за 4 квартал 2015 года не поступила в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту регистрации организации (Правительство Севастополя) в установленный срок.

В соответствии с абзацем 2 пункта 21 Правил Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям) по телекоммуникационным канала связи.

Доказательства (квитанции о приеме деклараций) представления декларации по форме приложения Правил за 4 квартал 2015 года в установленный законом срок (ДД.ММ.ГГГГ) должностным лицом - директором ООО «Магнат» Сезько А.В. не предоставлены.

Заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона, предъявляемые к порядку и сроку подачи декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива, и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, в действиях должностного лица - директора ООО «Магнат» Сезько А.В. установлены признаки состава административного правонарушения.

Обстоятельства правонарушения подтверждены: квитанцией о приеме декларации от 22 01.2016 г. №, 6031781; выпиской из ЕГРЮЛ; пояснениями от ДД.ММ.ГГГГ с приложением протоколов обработки; «скрин-шотом» рабочего стола ПК сотрудника Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя; решением единственного учредителя от ДД.ММ.ГГГГ;протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица -директора ООО «Магнат» Сезько А/В.

Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Ко АП РФ, в данном случае, выражается в нарушении порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, наличие в действиях директора ООО «Магнат» Сезько А.В. события вменяемого ему правонарушения подтверждается материалами административного дела.

Доказательств, подтверждающих принятие директором ООО «Магнат» Сезько А.В. всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, директором не представлено.

Таким образом, суд признает доказанным наличие и субъективной стороны (вины) вмененного заявителю административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ.

Исходя из положений статьи 1.6 КоАП РФ, в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагается не только наличие правомерных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности

Основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении являются существенные нарушения предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Таким образом, в рамках административного производства управление приняло достаточные меры с точки зрения нормативно-правового регулирования для обеспечения прав и законных интересов общества как субъекта, привлекаемого к административной ответственности. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии процессуальных оснований, влекущих безусловную отмену оспоренного постановления заинтересованного лица.

Протокол и постановление в рамках дела об административном правонарушении оформлены Главным управлением в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, который составляет 1 год.

Оценивая доводы заявителя о малозначительности совершенного правонарушения, суд отмечает следующее.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.

Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного Кодексом, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.11.2003 № 17-П и от 23.05.2013 № 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к ограниченно оборотоспособным объектам, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения. ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Следовательно, оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции. Состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.13 КоАП РФ, предполагает нарушение требований законодательства, предъявляемых к производству и обороту алкогольной продукции, а именно: порядка декларирования, а потому отсутствие причинения существенного вреда государственным и общественным интересам не может служить достаточным и бесспорным основанием для признания указанного нарушения малозначительным.

При этом, декларация является основным документом отчетности в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, недостоверность отраженных сведений в котором ставит под угрозу эффективное осуществление государственного контроля за легальностью оборота такой продукции и своевременное обнаружение фактов незаконности деятельности в исследуемой сфере.

Приняв во внимание вышеприведенное, включая прямо вытекающую из нормативных актов особую значимость охраняемых отношений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, фактические обстоятельства спора, допущенное директором ООО «Магнат» Сезько А.В. противоправное деяние не может быть квалифицировано в качестве малозначительного. Наоборот, освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным в данной конкретной ситуации противоречит вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, правовой значимости административного наказания и не обеспечивает решение конституционно определенных задач законодательства об административных правонарушениях (статья 1.2 КоАП РФ).

Примененный размер санкции в минимальном размере не позволяет считать назначенный административный штраф, свидетельствующим о чрезмерном (избыточном) ограничении имущественных прав хозяйствующего субъекта, существенных для директора обременениях, не соотносимых с предупредительными целями административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника Главного управления – начальника Управления потребительского рынка и лицензирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу Сезько А.В., без удовлетворения.

Судья А.П. Грачев