НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда (город Севастополь) от 03.11.2016 № 2-2936/2016

Дело №2-2936/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Степановой Ю.С.,

секретаря судебного заседания – Мезелевой М.Д.,

рассмотрев|розгледівши| в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству города Севастополя, ООО «Трудовой коллектив Балаклавского судоремонтного завода «Металлист», Департаменту по имущественным и земельным отношениям о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Правительству города Севастополя о возложении обязанности.

В обоснование иска истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлено, что в Балаклавской бухте города Севастополя возле причала находятся в затопленном состоянии буксирный катер <данные изъяты>, рейдовый водолазный катер <данные изъяты>, а также плавпричал <данные изъяты>. Указанные катера и плавпричал принадлежит на праве собственности ответчику. Указал, что нахождение катеров и плавпричала в затопленном состоянии оказывает негативное воздействие на водный объект и окружающую среду.

Истец просит обязать ответчика обеспечить подъем затонувших объектов.

Определением Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен ООО «Трудовой коллектив Балаклавский судоремонтный завод «Металлист».

Определением судебного заседания к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Правительства города Севастополя ФИО3 в судебном заседании с иском не согласился, считая Правительство Севастополя ненадлежащим ответчиком. Пояснил, что спорное имущество было передано в аренду ООО «Трудовой коллектив Балаклавский судоремонтный завод «Металлист» в составе целостного имущественного комплекса. В результате проведенной проверки эффективности использования имущества от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что имущество находится в неудовлетворительном состоянии, здания и сооружения требуют ремонта, амортизационные отчисления для восстановления основных фондов не использовались. Таким образом, судовладельцем спорного имущества является ООО «Трудовой коллектив Балаклавский судоремонтный завод «Металлист», договор аренды с которым не расторгнут, которое допустило затопление указанного имущества. Кроме того, прокурором не указан размер вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, момент его возникновения и наличия, с учетом Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ООО «Трудовой коллектив Балаклавский судоремонтный завод «Металлист» ФИО4 указала на то, что ООО «Трудовой коллектив Балаклавский судоремонтный завод «Металлист» является ненадлежащим ответчиком, поскольку спорное имущество находится в пользовании ГУПС «БСЗ «Металлист».

Представитель ответчика Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель 3-го лица ГУПС «Балаклавский судоремонтный завод «Металлист» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель 3-го лица ФГУП «СВЭКО» ФИО5 и ФИО6 просили заявленные требования прокурором возложить на ООО «Трудовой коллектив Балаклавский судоремонтный завод «Металлист».

Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав прокурора, представителя ответчика и 3-го лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Статьей 45 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее КВВТ РФ) определена сфера применения правил, применяемых к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в пределах внутренних водных путей.

Действие правил, установленных главой VIII КВВТ РФ, распространяется на владельца затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов (далее также - затонувшее судно), на собственников иного затонувшего имущества.

К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег.

Обязанности владельца затонувшего судна и собственника иного затонувшего имущества определены в ст. 47.1 КВВТ РФ.

В случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником (п. 5 ст. 47.1 КВВТ РФ).

В силу ст. 49 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с п. 4 и 5 ст. 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам.

Подъем, удаление либо утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества в случае, предусмотренном п. 1 настоящей статьи, осуществляется за счет владельца затонувшего судна или собственника иного затонувшего имущества с учетом требований ст. 121 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что на основании договора аренды целостного имущественного комплекса ГП МОУ «Балаклавский судоремонтный завод «Металлист» от ДД.ММ.ГГГГ, Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в АР Крым и городе Севастополе передало в платное срочное пользование ООО «Трудовой коллектив Балаклавского судоремонтного завода «Металлист» целостный имущественный комплекс Государственного предприятия Министерства обороны Украины «Балаклавский судоремонтный завод «Металлист».

Согласно п. 5, 6 решения Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе города-героя Севастополя», все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории города Севастополя, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными городом Севастополем. Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.

Распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, имущество ГП МОУ «Балаклавского судоремонтного завода «Металлист» (в том числе буксирный катер <данные изъяты>, катер <данные изъяты>, плавпричал типа <данные изъяты>) включено в Реестр собственности города Севастополя как государственное имущество, находящееся в казне города федерального значения Севастополя.

Распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право хозяйственного ведения Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Балаклавский судоремонтный завод «Металлист», в том числе на спорное имущество, и последнее предоставлено в безвозмездное пользование ФГУП «СВЭКО» Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворены частично: договор аренды целостного имущественного комплекса государственного предприятия «Балаклавский судоремонтный завод «Металлист» от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный между региональным отделением Фонда государственного имущества Украины и ООО «Трудовой коллектив Балаклавского судоремонтного завода «Металлист» расторгнут.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего спора, судом установлено, что собственником имущества, входящего в целостный имущественный комплекс Балаклавского судоремонтного завода «Металлист», в том числе буксирного катера <данные изъяты>, катера <данные изъяты>, плавпричала типа <данные изъяты>, является Правительство Севастополя.

Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что буксирный катер <данные изъяты> на момент обследования находится в полузатопленном состоянии на дне бухты возле причала . На корпусе выявлены многочисленные коррозионные разрушения, установлен факт затопления машинного отделения на 2/3, водная поверхность в машинном отделении покрыта масляной плёнкой толщиной 20 мм. Ориентировочный период затопления буксира установлен как декабрь 2014 года.

Кроме того, рейдовый водолазный катер <данные изъяты> на момент обследования находится в полузатопленном состоянии, на дне бухты возле причала . На корпусе судна установлены многочисленные коррозионные повреждения, водная поверхность в машинном отделении покрыта масляной плёнкой. Ориентировочный период затопления установлен как 2010 год.

Плавучий причал <данные изъяты> находится в затопленном состоянии вследствие коррозионных разрушений, ориентировочный период затопления – 2012 год.

Согласно заключению комиссии, буксирный катер <данные изъяты>, катер <данные изъяты> и плавпричал <данные изъяты> восстановлению не подлежат и не могут быть использованы в деятельности ГУП города «Балаклавский судоремонтный завод «Металлист».

В соответствие с ч. 1, 2 ст. 121 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, судовладелец несет ответственность за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта, инфраструктуре внутренних водных путей.

Вред, который причинен имуществу физических лиц или юридических лиц, а также инфраструктурам морского порта, инфраструктуре внутренних водных путей и в результате которого такое имущество утрачено или повреждено, включая расходы на ремонтные либо восстановительные работы для возобновления нормального функционирования поврежденного имущества, расходы на подъем, удаление и утилизацию затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находящихся на судне предметов, подлежит возмещению.

Ущерб, нанесенный вследствие утечки, слива или сброса с судна нефти и других веществ и повлекший за собой причинение вреда имуществу физических лиц или юридических лиц, включает в себя возмещение расходов на принятие разумных восстановительных мер, а также мер по предотвращению ущерба или ликвидации его последствий.

Основными принципами защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря в соответствие со ст. 32.1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» являются обеспечение экологической безопасности при проведении работ во внутренних морских водах и в территориальном море, предотвращение загрязнения морской среды внутренних морских вод и территориального моря.

Согласно ч. 1, 3, 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В нарушение указанных норм, допускается вытекание нефтепродуктов из корпусов затопленных судов – буксирного катера <данные изъяты>, рейдового водолазного катера <данные изъяты>, а также плавпричала <данные изъяты>.

Анализируя возможное влияние затопленных объектов на экосистему бухты, судом принимается во внимание следующее.

Так, в соответствие с актом водолазного обследования подводной части затонувшего судна от ДД.ММ.ГГГГ судно <данные изъяты> находится в затопленном состоянии по уровень ватерлинии, располагается на грунте. Обследованием установлены повреждения корпуса по уровню поверхности: пробоины диаметром 250/500 мм, 50/30 мм, 200/30 мм, 100/150 мм, 2 отверстия по 70 мм – на левом борту, а также 200/150 мм, 400/350 мм, 2 отверстия по 70 мм, отверстие 200 мм – на правом борту. Во время обследования обнаружен выход масляной плёнки на поверхность воды из пробоины в районе 18 шпангаута левого борта. Обследованием установлен факт сильной коррозии корпуса судна.

Кроме того, согласно акта водолазного обследования подводной части затонувшего судна от ДД.ММ.ГГГГ, судно <данные изъяты> расположено на грунте в Балаклавской бухте города Севастополя, корпус судна имеет пробоину размером 200/50 мм.

В соответствие с Актом водолазного обследования подводной части затонувшего судна от ДД.ММ.ГГГГ, плавпричал, расположенный у причала завода «Металлист» в Балаклавской бухте города Севастополя находится на грунте на глубинах от 2,5 м до 6 м. Корпус плавпричала имеет многочисленные пробоины размером до 1 м в длину и до 0,6 м в ширину.

По результатам выездной проверки Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Крымском федеральном округе, согласно экологической справки от ДД.ММ.ГГГГ выявлены факты загрязнения акватории Балаклавской бухты нефтепродуктами и мусором.

Согласно ст. 32 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», защита и сохранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена обязательность участия органа государственной власти субъекта федерации в деятельности по охране окружающей среды и ответственность участия органа государственной власти субъекта федерации в деятельности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В ст. 4 названного Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, поверхностные воды.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Это право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов. В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ч.2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

С учетом вышеизложенного, исходя из анализа фактического местонахождения затопленного имущества, оценив фактические последствия нахождения затопленного имущества в Балаклавской бухте, в том числе в аспекте влияния затопленных объектов на окружающую среду, угрозы причинения ущерба окружающей среде загрязнением, суд, применяя по делу положения ст. ст. 45, 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации приходит к выводу о возложении обязанности по подъему затонувших катеров и плавпричала на владельца такого имущества – Правительства Севастополя.

Доводы представителя Правительства Севастополя о том, что владельцем спорного имущества является ООО «Трудовой коллектив Балаклавский судоремонтный завод «Металлист» на основании договора аренды, суд находит необоснованными, и опровергаются материалами дела, в соответствии с которыми на момент рассмотрения дела Правительство Севастополя принимает меры по распоряжению имуществом, действуя как собственник.

Кроме того, суд не принимает во внимание ссылку представителя Правительства и 3-го лица о виновности ООО «Трудовой коллектив Балаклавский судоремонтный завод «Металлист» в затоплении имущества, вследствие ненадлежащего исполнения условий договора аренды, отсутствия указания прокурором на размер причиненного вреда.

Так, избрание способа защиты является правом заинтересованного лица (ст. 12 Гражданского кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, поводом для обращения в суд Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора с названным иском явилось нахождение в водном объекте – Балаклавской бухте затопленных буксирного катера <данные изъяты>, рейдового водолазного катера <данные изъяты>, а также плавпричала <данные изъяты>. Ссылаясь на создание затопленными суднами негативного влияния на экосистему, загрязнения акватории бухты прокурор просил возложить на собственников имущества обязанность по его подъему.

Соответственно, прокурором избран такой судебный способ защиты как принудительное возложение на собственника обязанности по подъему спорного имущества, при этом требований о взыскании суммы ущерба, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства прокурором не заявлены.

Поскольку ответчики ООО «Трудовой коллектив Балаклавский судоремонтный завод «Металлист», Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя привлечены по инициативе суда, а требования к ним истцом не заявлены, суд не принимает каких-либо решений по отношению к данным ответчикам.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Правительство Севастополя принять меры к подъему затонувших в Балаклавской бухте города Севастополя возле причала буксирного катера <данные изъяты>, рейдового водолазного катера <данные изъяты>, а также плавпричала <данные изъяты> в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, завершив работы по подъему указанных объектов в течение одного года с момента принятия решения суда.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме

Мотивированный текст решения изготовлен 07.11.2016 г.

Судья: Ю.С. Степанова