Дело № 2-1489/2018 22 ноября 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Мошевой И.В.,
при секретаре Ивановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Военному комиссариату Ленинградской области о взыскании недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ленинградской области (далее ВКЛО) о взыскании недополученной за период с июля 2013 года по январь 2016 года пенсии в сумме 638 000 рублей, указав, что 01 января 1998 года ему было назначено пенсионное обеспечение в виде ежемесячных выплат, которое выплачивалось своевременно по 31 июля 2013 года, с 31 июля 2013 года выплата пенсии была прекращена, об обстоятельствах, послуживших основанием для прекращения выплаты, он (истец) узнал в 2016 году, получив ответ из центра социального обеспечения ВКЛО, из которого следовало, что основанием для прекращения выплаты пенсионного обеспечения явилось решение суда, на основании которого он был снят с регистрационного учета по месту жительства, на основании данного решения распоряжением начальника центра социального обеспечения ВКЛО от ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии была приостановлена.
Истец просит взыскать в ответчика в его пользу недополученную сумму пенсии в размере 638 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.
Истец в судебное заседание не явился, извещен судом по адресам, указанным в исковом заявлении, как адреса для направления корреспонденции, судебные извещения не получает.
Представитель ответчика ФИО4 по доверенности в судебное заседание явился, в иске просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве, настаивал на рассмотрении дела по существу.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации, лиц офицерского состава, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР.
Согласно п. «а» части 1 статьи 11 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть 3 статьи 51 указанного Закона).
В силу части 1 статьи 56 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
В соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
В соответствии со ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 56 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет предполагает ее выплату по месту жительства или месту регистрации пенсионера в пределах территории Российской Федерации на основании его личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
В соответствии со ст.64 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (в редакции от 02.07.2013, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, выехавших на постоянное жительство за границу, решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией или бывшим Союзом ССР с другими государствами.
В статье 1 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", участниками которого в том числе являются Республика Молдова и Россия, установлено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (часть 1 статьи 6 Соглашения).
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением (статья 2 Соглашения).
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (далее - Соглашение от 15 мая 1992 г.).
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу приведенных положений соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации.
Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении споров, касающихся назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, переселившемуся из государства - участника названных выше соглашений, является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.
Согласно пункта 5 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Частью 10 статьи 56 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" установлена ответственность лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты>ФИО2 уволен с военной службы приказом командующего войсками Ленинградского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ№ в запас по части 1 статьи 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по истечении срока службы) и исключен из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ с выслугой лет на пенсию 27 лет.
В соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" военным комиссариатом Ленинградской области ФИО3 была назначена пенсия за выслугу лет с 01 января 1998 года.
Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 19 апреля 2012 года по делу № 2-445/2012, вступившему в законную силу 24 мая 2012 года, ФИО2 по иску ФИО5 признан не приобретшим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Судом установлено, что удовлетворение требования истца о признании ответчика не приобретшим право пользования жилым помещением является безусловным основанием для снятия его с регистрационного учета по спорному адресу.
Согласно справке о регистрации ФИО2 снят с регистрационного учета по указанному адресу на основании решения суда 05 июня 2012 года.
Данная информация направлена Управлением Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в адрес ВКЛО ДД.ММ.ГГГГ исх. №.
О перемене места жительства ФИО2 в адрес ВКЛО не сообщал, заявление о месте своего фактического проживания и продлении выплаты пенсии не подавал.
В связи с указанными обстоятельствами выплата пенсии военным комиссариатом Ленинградской области ФИО2 была приостановлена, а с ДД.ММ.ГГГГ прекращена.
ДД.ММ.ГГГГ пенсионное (личное) дело ФИО2 направлено Военным комиссариатом Ленинградской области в военный комиссариат Санкт-Петербурга, где учтено за № ПГ-336866.
ДД.ММ.ГГГГ за вх. №з Военным комиссариатом Санкт-Петербурга зарегистрировано заявление ФИО2 о возобновлении выплаты пенсии в Российской Федерации в связи с переменой места жительства в ФИО1 из Республики Молдова.
В своем объяснении за вх. №з от ДД.ММ.ГГГГФИО2 пояснил, что с 2013 по 2015 год проживал за пределами Российской Федерации в <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 был временно зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Иных документов о проживании на территории Российской Федерации за предшествующий ДД.ММ.ГГГГ период ФИО2 в военный комиссариат Санкт-Петербурга не представил.
С ДД.ММ.ГГГГФИО2 была назначена пенсия за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно.
Из материалов дела следует, что факт постоянного проживания ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации не установлен, из личного заявления ФИО2 в Военный комиссариат Санкт-Петербурга следует, что он с 2013 по 2015 годы проживал в <адрес>.
Поскольку пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств – участников Содружества независимых государств осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие, а выплата пенсии производится по месту жительства пенсионера, ФИО2, не представившему доказательств постоянного проживания на территории Российской Федерации в период с 01.08.2013 по 26.12.2015, правомерно была приостановлена, а затем прекращена выплата пенсии.
При этом суд принимает во внимание, что законом обязанность известить органы Министерства обороны, осуществляющие начисление и выплату пенсии, об изменении места жительства возложена в данном случае на истца, который такую обязанность не исполнил.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для прекращения выплаты пенсии, а именно – обращения ФИО2 в Военный комиссариат Санкт-Петербурга с соответствующим заявлением и приложением документов, подтверждающих факт проживания на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, выплата пенсии истцу была возобновлена.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 не имеется.
Кроме того, отказывая истцу в иске, суд учитывает, что из личного заявления ФИО2 следует, что с июля 2013 года по 2015 год он на территории Российской Федерации не проживал, проживал на территории Республики Молдова, то есть на территории другого государства – члена Содружества независимых государств, что влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии на территории Российской Федерации.
Отказывая истцу в иске по праву, суд не усматривает оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 100, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО2 к Военному комиссариату Ленинградской области о взыскании недополученной пенсии, компенсации морального вреда, судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В.Мошева
Решение в окончательной форме принято судом 27 ноября 2018 года.