Дело № 2а-1952/2020 10.12.2020 года
Санкт-Петербург
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Батогова А.В.
при секретаре Булыгиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску МИФНС России №2 к ФИО1 о взыскании недоимки,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 1112,00 руб., пени в размере 14,48, ссылаясь на то, что административный ответчик в 2015-2016 году являлся собственником объектов налогообложения – земельного участка, однако в установленный срок налог не оплатил, начислены пени, просит взыскать налог и пени.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом
Административный ответчик в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается:
В соответствии с учетными данными на подведомственной территории МИФНС России №2 по адресу: <адрес> на ФИО1, зарегистрирован земельный участок: <адрес>, кадастровый номер №, площадь 655, дата регистрации права 20.03.2014, который в соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ признаются объектом налогообложения.
Согласно ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу требований ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщиками земельного налога согласно п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п.1 ст. 389 НК РФ).
В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в инспекцию органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
В соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на земельный участок исчисление суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налогов периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
В силу требований ст. 210 ГК РФ на административного ответчика, как на собственника, возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества. На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с ост. 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, если субъектом РФ не принято решение о применении на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходы из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии с пп. 12,3 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 настоящего Кодекса. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случаем, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.
На основании ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Ответчику в соответствии со ст. 52 НК РФ направлено налоговое уведомление №64383341 от 29.07.2016 г. по уплате налога за 2015 г. в сумме 556,00 руб. и №45933484 от 08.09.2017 за 2016 г. в сумме 556 руб. Несмотря на это, ответчик обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем истцом начислены налоговые санкции.
В силу п. 1 ст. 75 НК РФ налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент в случае неисполнения обязанности по уплате налогов и сборов выплачивают пени.
В соответствии со ст. 69 НК РФ административному ответчику были направлены требования от 22.12.2016 №11141, от 14.02.2018 №12666. В установленный срок требования не исполнены.
Из материалов дела следует, что размер пени от неуплаченной суммы земельного налога – 14,48 руб.
МИФНС России №2 по Ленинградской области обращалась к мировому судье судебного участка №8 Санкт-Петербурга с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности. Определением от 18.09.2020 в принятии заявления было отказано.
При этом истцом срок как на подачу заявления о выдаче судебного приказа, так и подачи иска в суд не пропущен, так как в соответствии со ст. 48 НК РФ если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов такая сумма не превысит размер, установленный ст. 48 НК РФ, налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня истечения указанного трёхлетнего срока. Срок исполнения самого раннего требования, общая сумма задолженности по которому в совокупности не превысила установленной суммы, был установлен 14.04.2017, соответственно, с 14.04.2020 истец был вправе обратиться с заявлением к мировому судье в течение шести месяцев с момента истечения этого срока, то есть в течение шести месяцев с 14.04.2020, что и было сделано истцом не позднее 18.09.2020, и в течение шести месяцев после вынесения мировым судьёй определения от 18.09.2020 истец обратился с настоящим иском в суд, срок на подачу иска не пропущен, подлежит восстановлению.
Доводы ответчика о том, что он освобождён от уплаты налога как пенсионер и инвалид, суд полагает необоснованными и не подтверждёнными материалами дела по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела и пояснения ответчика, данных им в судебном заседании, он никогда не обращался в налоговые органы с заявлением о предоставлении льготы.
В силу пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах имущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 21 марта 1997 года № 5-П, от 28 марта 2000 года № 5-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 27 мая 2003 года № 9-П, освобождение от уплаты налогов по своей природе льгота, является исключением из вытекающих из Конституции принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.
Пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены категории налогоплательщиков, включая инвалидов I и II групп инвалидности, в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении которых находятся земельные участки, в отношении которых налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Как следует из Письма ФНС России от 21 августа 2006 года N ММ-6-21/837@ «О земельном налоге», если налогоплательщик (в том числе индивидуальный предприниматель), имеющий право на льготу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, обладает несколькими земельными участками, которые расположены на территории одного муниципального образования, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму должно осуществляться в отношении только одного из этих участков.
При этом налогоплательщик должен самостоятельно определить, в отношении какого земельного участка налоговая база будет уменьшена на не облагаемую налогом сумму, оповестив об этом налоговый орган по месту нахождения земельного участка путем подачи заявления вместе с документами, подтверждающими право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 391 Кодекса.
Если налогоплательщик, обладающий правом на льготу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, имеет по одному земельному участку в нескольких муниципальных образованиях, то уменьшение налоговой базы должно осуществляться в отношении каждого из этих участков.
Таким образом, предоставление данной льготы носит заявительный характер, на что указано в статье 407 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, в силу пункта 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.
Процедура реализации налогоплательщиком своего права на получение налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц включает в себя следующие действия:
- представление в налоговый орган заявления о предоставлении льготы и подтверждающих документов;
- направление уведомления о выбранных объектах налогообложения в срок до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Форма уведомления должна быть утверждена Федеральной налоговой службой Российской Федерации.
В случае если налогоплательщик не подал заявления о предоставлении льготы в течение налогового периода, то он лишается права воспользоваться названной льготой за указанный налоговый период.
Материалы дела не содержат сведений о том, что ответчик обращался в налоговый период к административному ответчику с подобного рода заявлением.
Налоговые льготы по земельному налогу для пенсионеров в 2015 году не были установлены ни НК РФ, ни местными органами самоуправления, на территории которых расположен спорный земельный участок, ответчик не обращался с соответствующим заявлением на льготу, предусмотренную с 2016 года; согласно ст. 52 НК РФ перерасчёт сумм ранее исчисленных налогов по ст. 14 и 15 НК РФ осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчётом, поэтому перерасчёт возможен только за 2017-2019 годы в случае подачи заявления, в связи с чем заявленный в иске период 2015 и 2016 года не входит в указанный трёхлетний срок; льгота по участку площадью не более 600 кв.м. для пенсионеров введена только с 2017 года.
При таких обстоятельствах право на предоставление налоговой льготы по спорному налоговому периоду на дату начисления спорных сумм недоимки и пени у ответчика не имелось, в связи с чем налоговым органом обоснованно произведен расчет заявленных к взысканию сумм, иск подлежит удовлетворению, расчёт требований не оспорен ответчиком, проверен судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования МИФНС России №2 к ФИО1 о взыскании недоимки – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу в размере 1112,00 руб. за 2015-2016 годы, пени за 2015-2016 годы в сумме 14,48 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья: Батогов А.В.
Мотивированное решение изготовлено и оглашено в полном объеме 10.12.2020