НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область) от 16.08.2023 № 2А-2935/2022

Административное дело № 2а-526/2023 (2а-2935/2022)

УИД 42RS0011-01-2022-004010-15

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Лавринюк Т.А.,

при секретаре Ерсановой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком

«16» августа 2023 года

административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 14 по Кемеровской области-Кузбассу к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в Ленинск-Кузнецкий городской суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, мотивируя требования тем, что ФИО1 является плательщиком налогов и сборов, и состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №2 по Кемеровской области-Кузбассу. Приказом ФНС России <номер> от 30.04.2021, с 23.08.2021 создана Межрайонная ИФНС России № 14 по Кемеровской области-Кузбассу. Согласно БД ЕГРН ФИО1 (ИНН <номер>) состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>. Согласно пп.1 п.1 ст.430 НК РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 32 448 руб. за расчетный период 2021 года. Согласно пп.2 п.1 ст.430 НК РФ страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 руб. за расчетный период 2021 года. В соответствии с п.2 ст.432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. В соответствии с указанными нормами права, ФИО1 за 2021 год исчислены страховые взносы: (фиксированный размер ОПС 2021 год, 32 448 руб./12)х9+(32448 руб./12/31)х6=24 859 руб. 35 коп.; (фиксированный размер ОМС 2021 год, 8 426 руб./12)х9+(8426 руб./12/31)х6=6 455 руб. 40 коп. В связи с тем, что ФИО1 уплата страховых взносов за 2021 год не производилась в установленные сроки, Инспекцией в соответствии со ст. 75 НК РФ исчислены пени в следующих размерах: по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 год за период с <дата> по <дата> в сумме 512 руб. 72 коп.; по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 год за период с <дата> по <дата> в сумме 133 руб. 15 коп. Во исполнение ст.ст. 69, 70 НК РФ ответчику направлено требование <номер> от <дата> об уплате страховых взносов и пени. В срок, установленный в требовании, суммы страховых взносов и пени административным ответчиком в бюджет не внесены. Как следует из пп.2 п. 2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб. В рассматриваемом случае, ФИО1 направлено требование <номер> от <дата> с суммой задолженности 31 960 руб. 62 коп. Следовательно, шестимесячный срок для подачи в суд заявления о вынесении судебного приказа должен исчисляться с даты для добровольного исполнения требования <номер> от <дата>, т.е. с <дата>. При таких обстоятельствах, крайним сроком на подачу заявления о вынесении судебного приказа является - <дата>. Налоговая инспекция № 6 обратилась к мировому судье судебного участка № 6 Ленинск - Кузнецкого городского судебного района Кемеровской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО1<дата> и.о. мирового судьи судебного участка № 6 Ленинск - Кузнецкого городского судебного района Кемеровской области по делу <номер> вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу и пени. <дата> и.о. мирового судьи судебного участка № 6 Ленинск - Кузнецкого городского судебного района Кемеровской области вынесено определение об отмене указанного судебного приказа, в связи с тем, что от должника поступили возражения относительно его исполнения. Таким образом, налоговым органом не пропущен как срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, так и срок для подачи в суд административного искового заявления в отношении ФИО1 На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика задолженность по страховым взносам в общем размере 31 960 руб. 62 коп., из которой: задолженность по уплате страховых взносов на ОПС в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 год в сумме 24 859 руб. 35 коп.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 год в сумме 512 руб. 72 коп. по требованию <номер> от <дата>; задолженность по уплате страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год в сумме 6 455 руб. 40 коп.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год в сумме 133 руб. 15 коп. по требованию <номер> от <дата>.

В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 14 по Кемеровской области-Кузбассу ФИО2, выступающая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала. Позицию основывала на обстоятельствах и доводах административного искового заявления, а также представленном письменном отзыве на возражения ответчика, согласно которого, налоговый орган с возражениями ответчика не согласен по следующим основаниям.

Действительно, Конституционный суд пришел к выводу, что все лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (адвокаты и индивидуальные предприниматели), относятся к одной категории страхователей и застрахованных лиц, и ввиду общности их правового положения в системе обязательного пенсионного страхования - не усматривает оснований для сохранения иным помимо адвокатов лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 и в абзаце третьем пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", из числа военных пенсионеров прежнего правового режима участия в системе обязательного пенсионного страхования, при котором на них возлагается обязанность по уплате страховых взносов, но не гарантируется предоставление обязательного страхового обеспечения к моменту достижения пенсионного возраста в случае, если сформированные пенсионные права не достигнут установленного минимального объема. В связи с чем, Конституционный суд признал подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22, пункт 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертую статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, в системе действующего правового регулирования возлагая на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, из числа пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не устанавливают для них гарантий реализации пенсионных прав по достижении пенсионного возраста. Так же Конституционный суд постановил: Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на ее положениях, - внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления. Однако, до настоящего времени изменения в законодательство не внесены. Кроме того, Конституционный суд, на постановление которого ссылается ФИО1, в рамках дела по рассмотрению жалобы В. о неопределенности в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации законоположения, оспариваемые заявителем, признал правоприменительные решения по делу, не соответствующими Конституции Российской Федерации, подлежащими пересмотру в части, касающейся разрешения вопроса о его снятии с учета в качестве плательщика страховых взносов. При новом рассмотрении административного иска В. о возложении обязанности на налоговый орган по освобождению от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Ленинский районный суд <адрес><дата> в удовлетворении требований В. отказал ввиду того, что по данному вопросу до настоящего времени каких - либо изменений в действующее законодательство не внесено. Следовательно, ссылка ФИО1 на постановление Конституционного суда №42-П от 11.10.2022г. является необоснованной, положения указанного выше постановления Конституционного суда не могут быть применены к спорному правоотношению.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленного административного иска. На административное исковое заявление представил возражения, с учетом дополнения, согласно которых, с 2003 года он является военным пенсионером, с сентября 2021 является получателем страховой пенсии по старости. В период с <дата> по <дата> предпринимательскую деятельность не вел, что подтверждается нулевыми декларациями. За период 2017-2020 налоговым органом, на основании заявления, ему были предоставлены льготы об освобождении от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, на основании приложенных документов, подтверждающих осуществление ухода за лицом, достигшим 80 лет, инвалидом <данные изъяты>И. и лицом, достигшим 80 лет ФИО3 инспекцией в ответе от <дата> ему был дан ответ, о том, что он освобождается от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом <данные изъяты> с <дата> по <дата>. В связи с указанным, считает требования истца об оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2021 год необоснованными и незаконными, т.к. осуществлял уход за отцом И., лицом достигшим 80 лет, матерью Ф., с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> за дочерью Ю., инвалидом <данные изъяты>. Указывает, что в случае отказа налоговой инспекцией в предоставлении льгот при сдаче заявления в январе 2018, им в этот же период было бы написано заявление о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В последующем административный истец обращался в суд за взысканием задолженности по страховым взносам за 2018-2020 годы. Определением суда от <дата> производство по делу было прекращено, в связи с отказом административного истца от заявленных требований. Кроме того, Конституционный суд РФ указал, что военные пенсионеры, самостоятельно обеспечивающие себя работой (адвокаты, индивидуальные предприниматели из числа военных пенсионеров и др.) должны быть исключены из числа лиц, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (постановление Конституционного суда РФ от 11 октября 2022 №42-П).

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 2 по Кемеровской области-Кузбассу в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В материалы дела представлены письменные пояснения по делу.

Представители заинтересованных лиц: Управления ФНС по Кемеровской области-Кузбассу, Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами.

Согласно статье 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Правоотношения по поводу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с <дата>, урегулированы главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно нормам этой главы расчетным периодом признается календарный год (п.1 ст.423 НК РФ).

В соответствии с подп.2 п.1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно п.3 ст.420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 430 НК РФ установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года.

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2021 года.

По общему правилу п.1 ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 названной статьи установлено, что суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за расчетный период уплачиваются плательщиками в совокупном фиксированном размере или в размере, исчисленном в соответствии с пунктом 1.4 статьи 430 настоящего Кодекса, не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (п.5 ст.432 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Установлено, что <дата> мировым судьей судебного участка №6 Ленинск-Кузнецкого городского судебного района Кемеровской области по делу <номер>, на основании заявления Межрайонной ИФНС №14 по Кемеровской области-Кузбассу, был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу и пени в размере 31 960 руб. 62 коп., расходов по оплате государственной пошлины 579 руб. 40 коп.

Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 6 Ленинск-Кузнецкого городского судебного района Кемеровской области, мирового судьи судебного участка № 7 Ленинск-Кузнецкого городского судебного района Кемеровской области от <дата>, указанный судебный приказ был отменен.

Сведений об удержании сумм по судебному приказу суду не представлено.

Судом установлено, что ФИО1 с <дата> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя <дата>, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

Административный истец указывает, что задолженность ФИО1 по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) за 2021 год составляет: ОПС – 24 859 руб. 35 коп., ОМС – 6 455 руб. 40 коп.

В связи с неуплатой ФИО1 страховых взносов в установленные сроки, Инспекцией в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени: по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 год за период с <дата> по <дата> в сумме 512 руб. 72 коп.; по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 год за период с <дата> по <дата> в сумме 133 руб. 15 коп.

Поскольку задолженность за несвоевременную уплату страховых взносов и пени плательщиком уплачена не была, налоговым органом ответчику было выставлено требование <номер> по состоянию на <дата>, с предложением в срок до <дата> погасить имеющуюся задолженность в сумме 31 960 руб. 62 коп.

Согласно сведений из базы данных налогового органа, указанное требование вручено ФИО1 через личный кабинет.

Таким образом, с учетом срока исполнения требования об уплате задолженности (<дата>), общей суммы задолженности по страховым взносам и пене, которая превысила 10 000 руб., крайний срок обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности, в соответствии с абз.2 ч.2 ст.48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент направления требования) - <дата>.

Учитывая, что налоговый орган <дата> (входящий штамп на заявлении о вынесении судебного приказа) обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, <дата> вынесенный судебный приказ от <дата> был отменен, административный иск подан <дата> (поступил в электронном виде), то есть административным истцом срок для подачи административного иска в суд, установленный ч.3 ст.48 НК РФ, не пропущен.

Административным ответчиком ФИО1 арифметическая верность расчета задолженности по страховым взносам и пени за 2021 год не оспаривается.

При этом, административный ответчик считает необоснованным факт начисления налоговым органом страховых взносов на ОПС и ОМС за 2021 год, ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, согласно представленных ФИО1 заявлений об освобождении от уплаты страховых взносов от <дата>, <дата>, <дата>, поданных им в МРИ ФНС России №2 по Кемеровской области, ФИО1 с <дата> по <дата> (дата смерти И.) осуществлял уход за отцом И., лицом, достигшим 80 лет и являющимся инвалидом <данные изъяты>; за 2017, 2018, 2019 годы предпринимательскую деятельность не осуществлял, что подтверждается нулевыми декларациями.

Согласно представленного заявления об освобождении от уплаты страховых взносов от <дата>, поданного в налоговый орган, ФИО1 с <дата> по <дата> осуществлял уход за матерью Ф., лицом, достигшим 80 лет; в период с <дата> по <дата> предпринимательскую деятельность не осуществлял.

Административный ответчик также указывает, что осуществлял уход с <дата> по <дата> за матерью Ф., как лицом, достигшим 80 лет; и с <дата> по <дата>, за дочерью Ю., являющейся инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой об инвалидности.

В письменном ответе МРИ ФНС России №2 по Кемеровской области от <дата> на заявление ФИО1, ссылаясь на п.7 ст.430 НК РФ налоговым органом дано разъяснение, о возможности освобождения от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом <данные изъяты> с <дата> по <дата>., при соблюдении указанных в п.7 ст.430 НК РФ условий.

Также установлено, что определением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от <дата>, прекращено производство по административному делу по административному иску Федеральной налоговой службы России № 14 по Кемеровской области-Кузбассу к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за 2018-2020 годы, в связи с отказом административного истца от заявленных требований.

В информационном письме в отношении ФИО1 Межрайонная ИФНС России № 2 по Кемеровской области-Кузбассу на письмо от <дата> сообщает, что по результатам проверки за период 2021 года, инспекцией не подтверждено право на освобождение от уплаты страховых взносов в связи с отсутствием решения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход (принимается на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов 1 группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход). В адрес ФИО1 направлено сообщение об отказе рассмотрения заявления «Об освобождении от уплаты страховых взносов» по причине не полного пакета подтверждающих документов.

Согласно письменных пояснения Межрайонной ИФНС России №2 по Кемеровской области-Кузбассу, первоначально по результатам проверки с 2017 по 2020 инспекцией было подтверждено право ФИО1 на освобождение от уплаты страховых взносов, на основании представленных им документов. В 2021 по результатам дистанционного мониторинга выявлен случай неправомерного освобождения от уплаты страховых взносов в отношении ИП ФИО1, в связи с чем, инспекцией <дата> обеспечено формирование обязательств по уплате страховых взносов и передачу достоверных сведений в ПФР в отношении ФИО1 за период 2017-2020. В связи с истечением сроков для обращения в суд с административным иском, в порядке ст.48 НК РФ, <дата> инспекцией проведено сторнирование начисленных сумм страховых взносов за период 2017-2020. Согласно ответа Управления Пенсионного фонда РФ в г.Ленинске-Кузнецком, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, вынесенное в отношении ФИО1 за период 2017-2020 отсутствует. С <дата> по <дата> была установлена ежемесячная компенсационная выплата по уходу за И. (отец ФИО1) – З. По результатам проверки за период 2021 года инспекцией не подтверждено право на освобождение от уплаты страховых взносов в связи с отсутствием решения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход (принимается на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов 1 группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым, осуществляется уход).

В качестве доводов несогласия с заявленными требованиями, административный ответчик ФИО1, ссылаясь на положения Постановления Конституционного суда РФ, также указывает, что с 2003 года является военным пенсионером, с сентября 2021 года получает пенсию по старости, в связи с чем, должен быть освобожден от уплаты страховых взносов.

Так, согласно удостоверения ГУВД по Кемеровской области <номер>, ФИО1, в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении военнослужащих» с <дата> назначена пенсия за выслугу лет, пожизненно.

В соответствии с Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ФИО1 с <дата>, бессрочно, назначена пенсия по старости, что следует из представленного пенсионного удостоверения <номер>, выданного <дата>.

Кроме этого, административный ответчик ФИО1 не признавая заявленные административным истцом требования о взыскании страховых взносов на ОПС и ОМС за 2021 год, ссылаясь на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 11 октября 2022 года N 42-П, указывает, что согласно данного постановления, военные комиссары, самостоятельно обеспечивающие себя работой (адвокаты, индивидуальные предприниматели из числа военных пенсионеров и др.) должны быть исключены из числа лиц, уплачивающих страховые взносы. Обязанность об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не устанавливают для вышеперечисленных категорий лиц гарантий реализации пенсионных прав по достижении пенсионного возраста.

В постановлении от 11 октября 2022 года N 42-П, при рассмотрении дела по жалобе В., Конституционный суд Российской Федерации постановил: «Признать подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22, пункт 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертую статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, в системе действующего правового регулирования возлагая на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, из числа пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не устанавливают для них гарантий реализации пенсионных прав по достижении пенсионного возраста.

Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на ее положениях, - внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления».

Из решения Ленинского районного суда <адрес> от <дата> следует, что В. отказано в удовлетворении административного иска к инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о возложении обязанности по освобождению от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возврату оплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от <дата>, относительно обжалуемого решения постановлено, решение Ленинского районного суда <адрес> от <дата> в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности по возврату оплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отменить, в отмененной части производство по административному делу прекратить. В остальной части решение Ленинского районного суда <адрес> от <дата> оставлено без изменения.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) указано, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.

Федеральным законом от 13 июня 2023 года N 257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», вступившим в силу 24.06.2023 года, определены особенности уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, являющимися получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона).

Таким образом, в силу положений закона, изменения касающиеся плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, позволяющие им самостоятельно определять возможность оплаты страховых взносов в заявительном порядке, подлежат применению с 24.06.2023 года, при этом на предыдущие периоды действие данного закона не распространено.

При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика ФИО1 о том, что он являясь военным пенсионером должен быть освобожден от уплаты страховых взносов за 2021 год, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 октября 2022 года N 42-П, подлежат отклонению, поскольку положения указанного Постановления влекут изменения правового регулирования после его вынесения, в связи с чем, на спорный период (2021 год) не распространяются.

Доводы административного ответчика относительного того, что он должен быть освобожден от платы страховых взносов в спорный период ввиду осуществления им ухода за лицом, достигшим 80 лет и лицом, являющимся инвалидом 1 группы, суд также считает подлежащими отклонению, в силу следующего.

Согласно ч.7 ст.430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (в том числе индивидуальные предприниматели), не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 5 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

В соответствии с пунктом 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.

При таких обстоятельствах, поскольку при рассмотрении дела не представлено доказательств того, что административный ответчик обращался в пенсионный орган с заявлением об установлении периода его ухода за инвалидом <данные изъяты> (Ю. с <дата>), и за лицом, достигшим возраста 80 лет (Ф. с <дата>), соответствующее решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, не выносилось, следовательно, отсутствует возможность документального подтверждения осуществления ФИО1 ухода за указанными лицами, в связи с чем, не подтверждается его право на освобождение от уплаты страховых взносов.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу, что административный ответчик до прекращения государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, являлся плательщиком страховых взносов, и оснований для освобождения от их уплаты в спорный период не установлено, доказательств тому не представлено.

Таким образом, суд считает, что заявленные административным истцом требования о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в том числе начисленные в силу ст.75 НК РФ суммы пени за несвоевременную уплату страховых взносов, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход соответствующего бюджета.

На основании изложенного, с административного ответчика ФИО1 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 158 руб. 82 коп., исходя из расчета, предусмотренного абз.3 п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 14 по Кемеровской области-Кузбассу к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с ФИО1, <данные изъяты>, задолженность по страховым взносам и пени в общем размере 31 960 руб. 62 коп., из которой:

- задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 год в размере 24 859 руб. 35 коп.;

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 год в размере 512 руб. 72 коп.;

- задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год в размере 6 455 руб. 40 коп.;

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2021 год в размере 133 руб. 15 коп.

Взысканную сумму налогов и пени перечислять по следующим реквизитам:

Кор.счет: 40102810745370000032, БИК: 013207212, счет №03100643000000013900, Отделение Кемерово Банка России г.Кемерово//УФК по Кемеровской области-Кузбассу, ИНН <***>, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области – Кузбассу, Код ОКАТО 32732000;

КБК для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: 182102021400611110160;

КБК для уплаты пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: 18210202140062110160;

КБК для уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование: 18210202103081013160;

КБК для уплаты пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование: 18210202103082013160.

Взыскать с ФИО1, <данные изъяты> в доход местного бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 1 158 руб. 82 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Ленинск-Кузнецкий городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 августа 2023 года.

Судья: подпись Т.А. Лавринюк

Подлинный документ находится в материалах административного дела №2а-526/2023 Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области, город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.