дело №а-898/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 августа 2016 года г. Лениногорск РТ
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Н. Компанийцевой, при секретаре Р.А. Равиловой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Республике Татарстан к Тазиевой В.Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество и по встречному требованию Тазиевой В.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Республике Татарстан о признании решения незаконным и о перерасчете налога на имущество физических лиц и транспортного налога,
УСТАНОВИЛ:
МРИ ФНС России № 17 по РТ обратилась в суд с иском к Тазиевой В.Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, в котором просит суд взыскать в доход государства с Тазиевой В.Н. недоимку по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб. и пени по нему в сумме <данные изъяты> руб., недоимку по налогу на имущество в сумме <данные изъяты> руб. и пени по нему в сумме <данные изъяты> руб., недоимку по штрафу по НДФЛ в сумме <данные изъяты> руб.
В обоснование своих доводов МРИ ФНС России № 17 по РТ указало, что согласно сведениям, представленным из ГИБДД Тазиева В.Н. имела в собственности транспортные средства: <данные изъяты> с мощностью двигателя <данные изъяты> л.с, регистрационный номер №; <данные изъяты> с мощностью двигателя <данные изъяты> л.с, регистрационный номер №; <данные изъяты> с мощностью двигателя <данные изъяты> л.с, регистрационный номер №.
За ДД.ММ.ГГГГ Тазиевой В.Н. был начислен к уплате транспортный налог в общей сумме 13250,00 руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. В результате не уплаты налога недоимка за ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб. 00 коп. За несвоевременную уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ. были начислены пени в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
На основании Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от ДД.ММ.ГГГГ№, Тазиевой В.Н. был начислен к уплате налог на имущество за ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Указанный налог в установленный срок не уплачен. Недоимка по налогу на имущество составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. За несвоевременную уплату налога на имущество были начислены пени в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Кроме того, Тазиевой В.Н. представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация по форме 3-НДФЛ представляется не позднее 30-го апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Следовательно, налоговая декларация за 2013 г. должна была быть представлена не позднее 30-го апреля 2014 года.
В соответствии с п.1 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации в установленный срок Тазиева В.Н. была привлечена к налоговой ответственности - штрафу в размере <данные изъяты> руб. Указанный штраф в установленный срок не оплачен.
Тазиевой В.Н. были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате налогов и пени. Требования были отправлены по почте. Добровольно указанные налоги и пени в установленные сроки Тазиевой В.Н. оплачены не были.
Административный ответчик Тазиева В.Н., не согласившись с административным исковым заявлением Межрайонной ИФНС России №17 по РТ, обратилась в суд с встречным исковым заявлением в котором просит суд признать решение Межрайонная ИФНС России №17 по <адрес> о взыскании налога незаконным (частично), произвести перерасчет налога на имущество и транспортного налога, с учетом предоставления льготы на автомобиль <данные изъяты> с мощностью двигателя <данные изъяты> л.с., регистрационный номер № с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих доводов пояснила, что МИФНС России №17 по РТ неверно исчислен налог на имущество физических лиц ДД.ММ.ГГГГ год по объектам, расположенным по адресам: РТ, <адрес>3 и по <адрес>22 и по <адрес>, пом. 3. Переплата по налогу за ДД.ММ.ГГГГ по указанному имуществу по ее расчетам составила <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб. В ДД.ММ.ГГГГ в ее собственности находились те же квартиры, а также были приобретены объекты недвижимости по адресам: <адрес> и по <адрес> по налогу за ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб., в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб. Всего за период с 2011 по 2014 годы ею был переплачен налог в сумме <данные изъяты> руб.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ ей на праве собственности принадлежало три автомашины. Полагает, что в соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона РТ о транспортном налоге она имеет льготу по данному налогу. Однако указанная льгота налоговыми органами при расчете налога учтена не была.
В судебном заседании представитель административного истца МРИ ФНС России № 17 по РТ Макаров Е.Н. требования административного искового заявления МИФНС России №17 по РТ к Тазиевой В.Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество уточнил, указав, что сведения по объекту, расположенному по адресу: РТ, <адрес> налоговый орган поступали дважды с разной инвентаризационной стоимостью. Поскольку сведения были получены в автоматическом режиме, налогоплательщику по данному налогу было произведено двойное начисление налога. ДД.ММ.ГГГГ после поступления письменного обращения Тазиевой В.Н. по вопросу перерасчета налога на имущество физических лиц данный дубль был выявлен и некорректные сведения были аннулированы, был произведен перерасчет налога на указанное имущество в сторону уменьшения. С учетом перерасчета окончательный размер недоимки по налогу на имущество составил <данные изъяты>. и пени в размере <данные изъяты> руб., а также недоимки по транспортному налогу – <данные изъяты> и пени по нему <данные изъяты> руб., по штрафу по НДФЛ – <данные изъяты> руб.
Административный ответчик Тазиева В.Н. в судебном заседании требования МИФНС России №17 по РТ признала частично, требования в части восстановления срока не поддержала.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
В силу ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог (далее - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками-организациями.
В силу ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании ч.ч.1,3 ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Законом РТ от 29.11.2002 N 24-ЗРТ «О транспортном налоге» в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации определяются ставки налога, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками-организациями, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В силу ст. 5 Закона РТ от 29.11.2002 N 24-ЗРТ "О транспортном налоге", установлена ставка налога на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно, зарегистрированные на физических лиц – 10 руб.; свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 35 руб.; свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 50 руб.
При этом, в силу ч. 1 ст. 6 Закона РТ от 29.11.2002 N 24-ЗРТ "О транспортном налоге", освобождаются от налогообложения транспортные средства, зарегистрированные на: категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также приравненные к ним категории граждан; Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, и граждан, награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней; участников, инвалидов Великой Отечественной войны и бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 110 лошадиных сил (до 80,91 кВт); инвалидов I и II групп, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт).
Судом установлено, что согласно сведениям, представленным из ГИБДД за Тазиевой В.Н. в ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы транспортные средства: <данные изъяты> с мощностью двигателя <данные изъяты> л.с., регистрационный номер №; <данные изъяты> с мощностью двигателя <данные изъяты> л.с., регистрационный номер №<данные изъяты> с мощностью двигателя <данные изъяты> л.с., регистрационный номер №.
В силу п. 5 ст. 6 Закона РТ от 29.11.2002 N 24-ЗРТ (ред. от 11.11.2014) "О транспортном налоге", для физических лиц, на которых зарегистрированы два и более транспортных средств, льгота предоставляется по выбору на одно транспортное средство.
Исходя из вышеизложенных норм, в п. 1-4 ст. 6 Закона РТ «О транспортном налоге» установлены категории граждан и организаций, которые освобождены от налогообложения транспортных средств, зарегистрированных на них или имеют иные льготы по данному налогу. При этом пункт 5 статьи 6 закона от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ не определяет ещё одну категорию граждан, освобождённых от уплаты транспортного налога, а говорит о лицах, которые уже указаны в пунктах 1-4 данной статьи, выделяя из них физических лиц, на которых зарегистрированы два и более транспортных средства.
Утверждение Тазиевой В.Н. о неясности изложения статьи 6 закона от 29 ноября 2002 года № 24-ЗРТ и необходимости толкования её в пользу налогоплательщика необоснованны.
Кроме того, для получения льгот физическим лицам необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения (транспортного средства) заявление на предоставление льгот и документы, подтверждающие право на налоговые льготы. Тазиевой В.Н. суду не представлено доказательств обращения в ИФНС России №17 по РТ с заявлением о предоставлении льгот с приложением всех соответствующих документов, подтверждающих ее право на льготы по налогу.
Согласно материалам дела, за ДД.ММ.ГГГГ Тазиевой В.Н. был начислен к уплате транспортный налог в общей сумме <данные изъяты> руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ. В результате не уплаты налога недоимка за ДД.ММ.ГГГГ. составила <данные изъяты> руб. 00 коп. За несвоевременную уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ. были начислены пени в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Разрешая вопрос о взыскании с Тазиевой В.Н. недоимки по налогу на имущество физических лиц, суд приходит к следующему.
До 1 января 2015 г. правоотношения в области налогообложения физических лиц регулировались Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", с 1 января 2015 г. - гл. 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 №2003-1, плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу ст. 2 указанного Закона, объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение.
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - коэффициент-дефлятор). Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований (ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 №2003-1).
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона, налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
Судом установлено, что на основании Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 №2003-1, Тазиевой В.Н. был начислен к уплате налог на имущество за ДД.ММ.ГГГГ сроком уплаты не позднее 01.10.2015 в сумме <данные изъяты> руб. (с учетом перерасчета суммы налога в связи с дублем имущества). Указанный налог в установленный срок не уплачен. За несвоевременную уплату налога на имущество были начислены пени в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
К доводам Тазиевой В.Н. о том, что при расчете налога на квартиру, расположенную по <адрес>3 в <адрес> РТ инвентаризационная стоимость квартиры МИФНС России №17 по РТ взята неверно в размере <данные изъяты> руб., согласно справке БТИ инвентаризационная стоимость указанной квартиры составляет <данные изъяты> руб., суд относится критически.
Справка БТИ, на которую ссылается Тазиева В.Н. определяет инвентаризационную стоимость спорной квартиры в размере <данные изъяты> руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пояснениям представителя МИФНС России №17 по РТ, сведения о инвентаризационной стоимости имущества в налоговую инспекцию поступают в электронном варианте и на момент расчета налога на имущество физических лиц инвентаризационная стоимость указанной квартиры составила <данные изъяты> руб. Доказательств иной инвентаризационной стоимости спорной квартиры, Тазиевой В.Н. суду не представлено.
Разрешая вопрос о взыскании с Тазиевой В.Н. штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 229 НК РФ, налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 119 НК РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Судом установлено, что Тазиевой В.Н, налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ была представлена ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом срока для подачи данного вида деклараций. Указанный факт Тазиева В.Н. в суде не оспаривала.
Учитывая, что Тазиевой В.Н. недоимки по налогам, пени и штрафы не были уплачены в установленный законом срок, ей МИФНС России №17 по РТ были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате налогов и пени. Требования были отправлены по почте. Добровольно указанные налоги и пени в установленные сроки Тазиевой В.Н. оплачены не были.
В связи с неуплатой налога МРИ ФНС России № 17 по РТ вынуждена обратиться в суд.
Сведений об исполнении Тазиевой В.Н. в полном объеме налоговых требований по уплате недоимки, пени и штрафа за указанные периоды времени, или об ином размере налога, штрафов и пени в материалы дела ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, заявленные истцом требования о взыскании с ответчика сумм недоимки, пени и штрафов подлежат удовлетворению.
На основании ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Доказательств наличия оснований для освобождения ответчика от уплаты госпошлины суду не приведено.
Руководствуясь ст. 103, 111, 114 КАС РФ, с учетом положений ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.ст.14,62,175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России №17 по <адрес> к Тазиевой В.Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество удовлетворить частично.
Взыскать с Тазиевой В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес> доход государства недоимку по налогу на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты> руб., пени по налогу в размере <данные изъяты> руб., недоимку по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> руб., пени по нему в сумме <данные изъяты> руб., недоимку по штрафу по НДФЛ в сумме <данные изъяты> руб., а всего взыскать <данные изъяты> руб.
Взыскать с Тазиевой В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход бюджета Лениногорского муниципального района РТ госпошлину в сумме 834,40 руб.
Требования встречного административного искового заявления Тазиевой В.Н. к Межрайонной ИФНС России №17 по <адрес> о признании решения незаконным и перерасчете налога на имущество физических лиц и транспортного налога оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный Суд РТ через Лениногорский городской суд РТ.
Судья А.Н. Компанийцева
копия верна: Судья Лениногорского городского суда РТ А.Н. Компанийцева
Решение вступило в законную силу «____»_____________________2016 г.
Секретарь:______________________________________________________
Подлинник данного документа подшит в деле №а-898/2016, хранящемся в Лениногорском городском суде РТ.