НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область) от 22.05.2020 № 2-5369/19

Дело № 2-547/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 мая 2020 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе судьи Таранова А.В., при секретаре Штейнепрейс К.С., с участием:

представителя истца Агентство по имуществу Калининградской области Сидельниковой О.А.,

представителя ответчика Абаркина С.Н. – Филатова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Агентства по имуществу Калининградской области к Абаркину С.Н. об изъятии земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Агентство по имуществу Калининградской области обратилось в суд с иском к Абаркину С.Н. об изъятии принадлежащего ответчику земельного участка площадью 325 кв.м. с кадастровым номером , образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, с выплатой ответчику возмещения за изымаемый для государственных нужд объект в размере 1 852 000 рублей, с прекращением права собственности ответчика на указанный объект.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что Абаркину С.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 325 кв.м. с кадастровым номером , образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>

Постановлением Правительства Калининградской области от 23 июня 2017 года №318 « Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области» с последующими изменениями принято решение об изъятии для государственных нужд Калининградской области вышеуказанного земельного участка для строительства эстакады «Восточная» от ул. Молодой Гвардии (через Московский проспект и улицу Емельянова) до улицы Муромской с мостами через реки Старая и Новая Преголя в городе Калининграде.

Агентство по имуществу Калининградской области направило в адрес ответчика проект соглашения об изъятии земельного участка, а также отчет об оценке от 2 апреля 2019 года, составленный ООО «Балтэкспертиза», которым установлен размер возмещения в связи с изъятием спорного земельного участка в размере 1 852 000 рублей.

Ответчик не согласившись с размером предложенного ему возмещения, предложил определить возмещение в размере 3 914 000 рублей, согласно представленному ответчиком отчету от 01.06.2019 года, составленному ООО «Региональный центр «Эксперт-Оценка».

Агентство на предложение Абаркина С.Н. ответило отказом, сославшись на то, что данный отчет не может быть принят за основу при заключении соглашения, и предложило заключить соглашение на изложенных ранее условиях.

Ссылаясь на то, что до настоящего времени проект соглашения ответчиком не подписан, установленные законом сроки для заключения сторонами соглашения об изъятии истекли, истец обратился в суд с заявленными требованиями.

В судебном заседании представитель истца Агентства по имуществу Калининградской области Сидельникова О.А. уточненные исковые требования поддержала. Привела доводы, аналогичные указанным в иске. Указала на недопустимость заключения судебной оценочной экспертизы, проведенной ООО «Независимая экспертиза», поскольку оно не соответствует закону: экспертом не указаны кадастровые номера земельных участков, ценовая информация по которым была использована экспертом, эксперт не состоит в трудовых отношениях с экспертной организацией (в СРО нет сведений о том, что он состоит в трудовых отношениях с ООО «Независимая экспертиза»), к экспертному заключению не приложен страховой полис оценщика, а кроме того аналог №3 имеет площадь 241 кв.м. (2,41 сотки), а экспертом указана площадь 2,5 сотки.

Ответчик Абаркин С.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Филатов А.С. в судебном заседании иск признал в части, не оспаривая право истца на изъятие земельного участка, не соглашался с предложенным размером возмещения. Полагал размер возмещения, определенный судебной оценочной экспертизой, хотя и ниже суммы, которую ранее желал получить ответчик за участок, соответствует рыночной стоимости участка. Указал, что в судебном заседании было подтверждено, что оценщик Лиц К.Ю. состоит в СРО, его ответственность застрахована, он состоит в трудовых отношениях с ООО «Независимая экспертиза», а расхождение между указанной в экспертизе площадью аналога №3 (2,41 сотки и 2,5 сотки) является незначительным, и не превышающим допустимую погрешность в 10%.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регламентирован главой VII. 1. Земельного кодекса РФ, статьями 56.2 -56.11.

В случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивает опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости, направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ "О почтовой связи" заказного письма. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для: направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно статье 56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии. Проект такого соглашения направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельный участок и расположенные на них объекты недвижимого имущества.

Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.Как установлено судом, Постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2014 года № 65 была утверждена Государственная, программа Калининградской области «Развитие транспортной системы».

27 августа 2015 года было принято постановление Правительства Калининградской области от № 511 «Об утверждении документации по планировке территории»

23 июня 2017 года Правительством Калининградской области для государственных нужд Калининградской области, а именно для строительства эстакады «Восточная» от улицы Молодой Гвардии (через московский проспект и улицу Емельянова) до улицы Муромской с мостами через реки Старая и Новая Преголя в городе Калининграде, было принято постановление № 318, согласно которому, помимо прочих, подлежит изъятию для государственных нужд Калининградской области земельный участок с кадастровым номером , площадью 325 кв.м., категория земель: Земельный участок, планируемый к образованию, земли населенных пунктов, под строительство индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>.

Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Абаркину С.Н., и образованному земельному участку присвоен кадастровый номер .

Из дела видно, что 26 июня 2017 года Агентством по имуществу Калининградской области ответчику Абаркину С.Н. было направлено уведомление об изъятии для государственных нужд принадлежащего ему земельного участка, а 14 июля 2019 года ответчику был направлен проект соглашения об изъятии с выплатой ответчику возмещения за изымаемый для государственных нужд объект в размере 1 852 000 рублей. Также, к уведомлению прилагалась копия отчета об оценке размера возмещения от 15.05.2019 года, составленного ООО «Балтэкспертиза» До настоящего времени соглашение ответчиком не подписано.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Агентство по имуществу Калининградской области указало на истечение установленного девяностодневного срока для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта, и фактический отказ ответчика заключать соглашение на предлагаемых Агентством условиях.

Судом установлено, что основанием к принятию Правительством Калининградской области решения об изъятии спорного земельного участка явилась необходимость использования такого земельного участка для строительства эстакады «Восточная» от улицы Молодой Гвардии (через Московский проспект и улицу Емельянова) до улицы Муромской с мостами через реки Старая и Новая Преголя в городе Калининграде, то есть для нужд Калининградской области.

Необходимость и обоснованность изъятия указанного земельного участка для государственных нужд Калининградской области при разрешении настоящего спора стороной ответчика не оспаривались.

В соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

Согласно статье 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Пунктом 5 указанной выше статьи установлено, что определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии.

Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условии данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения.

При обращении в суд Агентством по имуществу Калининградской области был представлен отчет об оценке размера возмещения от 15.05.2019 года, составленный ООО «Балтэкспертиза», согласно которому размер возмещения в связи с изъятием спорного земельного участка составляет 1 852 000 рублей.

Также, истцом представлено Экспертное заключение от 20.05.2019 года, изготовленное Саморегулируемой организацией Региональная ассоциация оценщиков, согласно которому итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке размера возмещения от 15.05.2019 года, составленном ООО «Балтэкспертиза», подтверждается.

В судебное заседание представителем ответчика был представлен отчет об оценке от 01.06.2019 года, составленному ООО «Региональный центр «Эксперт-Оценка», согласно которому рыночная стоимость спорного участка составляет 3 914 000 рублей.

В связи с наличием существенных противоречий между представленным сторонами отчетами об оценке, судом, по ходатайству ответчика, была назначена судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению эксперта №2-547/2020 от 23 марта 2020 года, выполненному ООО «Независимая экспертиза», рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 3 168 880 рублей.

Суд отвергает доводы представителя истца о недопустимости данного экспертного заключения, поскольку требований об обязательном указании в отчете об оценке кадастровых номеров аналогов в законе не содержится (ни в одном из представленных суду отчетов, в т.ч. и отчете, проведенном по заданию истца, не имеется указания на кадастровые номера аналогов); трудовые отношения эксперта оценщика с экспертной организацией ООО «Независимая экспертиза» подтверждены трудовым договором, страховой полис оценщика также суду представлен. Расхождения в описании площади аналога №3 является несущественным, и не влечет недопустимости заключения эксперта.

Определяя размер возмещения при изъятии земельного участка, суд исходит из заключения судебной экспертизы №2-547/2020 от 23 марта 2020 года, выполненному ООО «Независимая экспертиза», поскольку оно является полным, последовательным, убедительным и непротиворечивым. При этом суд отмечает, что с учетом характера изымаемого объекта (земельный участок небольшой площади, равной 325 кв.м.) судебным экспертом более точно подобраны аналоги (земельные участки площадями 1000,1000,250,600,500 кв.м.), в отличие от заключения ООО «Балтэкспертиза» (6000,12000,12000,16700 кв.м.), что, по мнению суда, и привело к расхождению в стоимости.

Стороной истца не приведено доказательств, опровергающих определенную экспертом стоимость изымаемого объекта. Доводы представителя истца о допущенных экспертом нарушениях судом отвергнуты.

В соответствии со статьей 56.11. Земельного кодекса РФ вступившее в законную силу - решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности.

В результате изъятия земельного участка, принадлежащего гражданину на праве собственности, для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина на такое имущество.

При таких обстоятельствах, учитывая, что между сторонами в досудебном порядке не достигнуто соглашение о размере возмещения в связи с изъятием земельного участка, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения уточненных исковых требований истца в части изъятия спорного земельного участка с определением размера возмещения в связи с изъятием, равной 3 168 880 рублей.

Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения о земельном участке и его правообладателях.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Агентства по имуществу Калининградской области удовлетворить.

Изъять у Абаркина С.Н. в собственность Калининградской области для государственных нужд Калининградской области земельный участок площадью 325 кв.м. с кадастровым номером , образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>.

Определить размер возмещения в связи с изъятием вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером – 3 168 880 рублей, подлежащего выплате Абаркину С.Н..

Прекратить право собственности Абаркина С.Н. на земельный участок площадью 325 кв.м. с кадастровым номером , образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>.

Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН об изымаемых объектах недвижимости и их правообладателях.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2020 года.

Судья А.В. Таранов