НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область) от 09.10.2019 № 2-4121/19

Дело № 2-4121/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2019 г.

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Хлебниковой И.Ю.

при секретаре Швецовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нестеровского района Калининградской области, в интересах Рауткиной Т.В., к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения», Нестеровскому отделу ОГКУ «Центр социальной поддержки населения», о признании незаконным решения начальника Нестеровского отдела ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии к возмещению товарной накладной на уголь, от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении социальной выплаты, обязании на основании заявлений Рауткиной Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ возместить расходы на приобретение угля на сумму <данные изъяты> руб., за доставку угля на сумму <данные изъяты> руб., произведенные в ДД.ММ.ГГГГ., из фактических расходов на оплату коммунальных услуг на основании представленных платежных документов об оплате коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нестеровского района Калининградской области, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Рауткиной Т.В., обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указал на то, что проверкой, проведенной Прокуратурой Нестеровского района по обращению Рауткиной Т.В. по вопросу нарушения законодательства о социальной поддержке граждан при принятии решения об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Рауткина Т.В. обращалась с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям сельских жителей.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Рауткиной Т.В. направлен ответ, в соответствии с которым не приняты к возмещению товарно-транспортная накладная от ДД.ММ.ГГГГ за уголь на сумму <данные изъяты> рублей и акт от ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг по доставке угля на сумму <данные изъяты> рублей, поскольку в соответствии с пунктом 16 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей <адрес> от 05.07.2011 № 516 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей <адрес>» компенсация предоставляется гражданам за истекший период, но не более чем за <данные изъяты> месяцев, предшествующих месяцу обращения. Платеж за ДД.ММ.ГГГГ не является истекшим платежом по отношению к месяцу обращения в декабре.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Рауткиной Т.В. на повторное обращение по вышеназванному вопросу от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю сообщено о непринятии к возмещению документов, подтверждающих оплату топлива в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ за уголь на сумму <данные изъяты> рублей и актом ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг по доставке угля от на сумму <данные изъяты> рублей, в связи с тем, что в соответствии с Законом Калининградской области от 11.07.2005 № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей <адрес>» (в редакции Закона Калининградской области от 19.11.2018 № 225 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей <адрес>», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ заменены на ежемесячную денежную компенсацию в размере <данные изъяты> рублей.

При этом ДД.ММ.ГГГГ принято решение о назначении компенсации по квитанции об оплате потребленной электроэнергии в ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., а также за вывоз ТБО в размере <данные изъяты>.

В результате проведенной проверки установлено, что действия со стороны руководства Нестеровского отдела ОГКУ «Центр социальной поддержки населения», выразившиеся в непредставлении социальной выплаты педагогическому работнику противоречит требованиям закона, что является недопустимым.

Таким образом, Рауткина Т.В., как педагогический работник, работающая в сельской местности, обратившаяся ДД.ММ.ГГГГ в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» Нестеровский отдел за предоставлением мер социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг, то есть до вступления в силу изменений, внесенных в Закон Калининградской области от 11.07.2005 № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей <адрес>», представившая документы, подтверждающие понесенные расходы в ДД.ММ.ГГГГ, имеет право на компенсацию коммунальных услуг.

В нарушение ст. 2 Закона Калининградской области от 11.07.2005 № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей <адрес>, Рауткиной Т.В. неправомерно отказано в предоставлении компенсации расходов на оплату отопления и приобретение топлива.

По результатам проверки в адрес ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» ДД.ММ.ГГГГ за внесено представление об устранении нарушений законодательства по предоставлению услуг в сфере социального обслуживания населения.

По результатам рассмотрения представления в адрес прокуратуры района ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» ДД.ММ.ГГГГ за направлен ответ (поступил в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ), из которого следует, что расходы по оплате услуг на доставку угля и на приобретение угля, произведенные в ДД.ММ.ГГГГ не компенсированы, в связи с тем, что приобретенный уголь ДД.ММ.ГГГГ фактически не использован (п. 7.6 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 05.07.2011 № 516 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей <адрес>» - заявитель представляет финансовые документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в текущем году).

Вместе с тем, вышеназванные решения начальника Нестеровского отдела ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии к возмещению товарной накладной за топливные брикеты, и от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и нарушает социальные права Рауткиной Т.В., проживающей в сельской местности.

Ссылаясь на изложенное, ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ст. 4 Федерального закона № 263-1 от 24.10.1990 «О действие актов органов Союза ССР на территории РСФСР», ст. 2 Закона Калининградской области от 11.07.2005 № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей <адрес>», ст. 13 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор Нестеровского района Калининградской области обратился с изложенным иском. Просит признать незаконными решения начальника Нестеровского отдела ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии к возмещению товарной накладной за топливные брикеты, а также от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении социальной выплаты; Возложить на Нестеровский отдел ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» и ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» обязанность устранить допущенное нарушение и на основании заявлений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ возместить расходы на приобретение угля на сумму <данные изъяты> рублей и за доставку угля на сумму <данные изъяты> рублей, произведенные в ДД.ММ.ГГГГ, из фактических расходов на оплату коммунальных услуг на основании представленных платежных документов об оплате коммунальных услуг.

Представитель прокуратуры Ленинградского района г. Калининграда Литасова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Рауткина Т.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания был извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные требования поддерживает.

Ответчик ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя. В суд поступил отзыв на заявленные требования, в котором ответчик возражает против удовлетворения исковых требований.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 8 ч. 5 ст. 47 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Калининградской области от 11 июля 2005 года № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей <адрес>» меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, проживающих и работающих в сельской местности, в организациях, финансируемых за счет средств областного бюджета.

Согласно подп. «е», «ж», «к» п. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству (ч. ч. 2, 4, 5 ст. 76 Конституции РФ).

При регулировании вопросов, относящихся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, федеральный законодатель вправе, разграничивая полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, передавать им осуществление части полномочий, которые ранее реализовывались федеральными органами государственной власти.

Исходя из того, что координация вопросов, связанных с социальным обеспечением, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, федеральный законодатель вправе передавать субъектам полномочия по установлению мер социальной поддержки тех или иных категорий граждан.

До 01 января 2005 года в соответствии с п. 5 ст. 55 Федерального закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшего до 01 сентября 2013 года, педагогические работники образовательных учреждений имели право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа).

С 01 января 2005 года Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании» дополнен предложением: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе п. 5 ст. 55 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и до принятия соответствующих законодательных актов субъектами РФ, но не позднее чем до 01 января 2005 года.

Таким образом, еще в 2003 году на субъекты РФ возложена обязанность по установлению и введению в действие до 01 января 2005 года правового регулирования, обеспечивающего предоставление педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Законом Калининградской области от 11 июля 2005 года № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей <адрес>» предусмотрено предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, проживающим и работающим в сельской местности (подп. 3 п. 2 ст. 2 Закона).

Согласно п. 2 ст. 3 данного Закона вышеуказанным педагогическим работникам осуществляется выплата денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и часть коммунальных услуг (освещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления)) по фактическим расходам, с учетом установленных нормативными правовыми актами размеров нормативной площади жилого помещения и установленных нормативов потребления коммунальных услуг, в размере 100 процентов в домах независимо от формы собственности жилищного фонда.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставление льгот педагогическим работникам не отменено.

В силу ч. 2 ст. 153 названного закона при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставленные отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Закон Калининградской области от 11 июля 2005 года № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилье и коммунальные услуги отдельным категориям жителей <адрес>» в п. 2 ст. 3 подтверждает право педагогических работников на вышеуказанную льготу.

Пункт 4 ст. 2 и п. 3 ст. 4 указанного Закона, действовавшие с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, устанавливали, что меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги работникам организаций, финансируемых за счет средств муниципальных бюджетов, устанавливаются органами местного самоуправления, и расходы на установление мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги для работников муниципальных учреждений осуществляются за счет средств муниципальных бюджетов.

Определением Верховного Суда РФ от 04 июля 2007 года указанные нормы Закона Калининградской области признаны недействующими, так как обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников возложено субъектом РФ на муниципальные бюджеты без финансового обеспечения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в ст. 55 Закона «Об образовании» п. 5 данной статьи дополнен указанием на то, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего п. 5 данной статьи не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Законом Калининградской области от 05 марта 2011 года № 562 внесены изменения в п. 4 ст. 3, согласно которым меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом для педагогических работников областных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, распространяются также на педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности.

Законом Калининградской области от 28 декабря 2011 года № 82 ст. 3 была дополнена пунктом 2-1 следующего содержания: педагогическим работникам образовательных учреждений, указанным в подп. 3 п. 2, п. 4 ст. 2 настоящего Закона, осуществляется выплата денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и часть коммунальных услуг (освещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления)) по фактическим расходам в размере ФИО8 процентов в домах независимо от формы собственности жилищного фонда.

Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, по плате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются уполномоченным государственным учреждением, находящимся в ведомственной подчиненности органа, осуществляющего государственные полномочия в сфере социальной защиты населения (п. 4 ст. 3 Закона Калининградской области № 631).

Как предусмотрено ст. 4 вышеназванного Закона (в ред. от 05 марта 2011 года) расходы на установленные настоящим Законом меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги осуществляются за счет средств областного бюджета в порядке, устанавливаемом Правительством Калининградской области.

В соответствии с положениями п. 5 ст. 2 вышеприведенного Закона Калининградской области за педагогическими работниками образовательных учреждений сохраняются меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги при выходе на пенсию, если общий стаж их педагогической деятельности в сельской местности на момент выхода на пенсию составил не менее 10 лет.

Судом установлено, не оспаривалось сторонами, что Рауткина Т.В. является педагогом, работающим в сельской местности. Рауткина Т.В. зарегистрирована и проживает в сельской местности по адресу: <адрес>.

В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Рауткина Т.В. обращалась с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям сельских жителей.

ДД.ММ.ГГГГ Нестеровским отделом ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» в адрес Рауткиной Т.В. направлен ответ, в соответствии с которым не приняты к возмещению товарно-транспортная накладная от ДД.ММ.ГГГГ за уголь на сумму <данные изъяты> рублей и акт от ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг по доставке угля на сумму <данные изъяты> рублей, поскольку в соответствии с пунктом 16 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей <данные изъяты>» компенсация предоставляется гражданам за истекший период, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения. Платеж за ДД.ММ.ГГГГ не является истекшим платежом по отношению к месяцу обращения в декабре.

ДД.ММ.ГГГГ на повторное обращение Рауткиной Т.В. по вышеназванному вопросу от ДД.ММ.ГГГГ, Нестеровским отделом ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ей сообщено о непринятии к возмещению документов, подтверждающих оплату топлива в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ за уголь на сумму <данные изъяты> рублей и актом ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг по доставке угля от на сумму <данные изъяты> рублей, в связи с тем, что в соответствии с Законом Калининградской области от 11.07.2005 № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей <данные изъяты>» (в редакции Закона Калининградской области от 19.11.2018 № 225 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей <адрес>», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ заменены на ежемесячную денежную компенсацию в размере <данные изъяты> рублей. В то же время Нестеровским отделом ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» ДД.ММ.ГГГГ принято решение о назначении компенсации по квитанции об оплате потребленной электроэнергии в ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., а также за вывоз ТБО в размере <данные изъяты>.

Не согласившись с данным отказом, ДД.ММ.ГГГГ Рауткина Т.В. обратилась в прокуратуру Нестеровского района Калининградской области для защиты ее интересов.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокурором Нестеровского района начальнику Нестеровского отдела ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» вынесено представление.

ДД.ММ.ГГГГ директором ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» рассмотрено представление прокурора и дан ответ о том, что начальником Нестеровского отдела ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» решение по заявлению Рауткиной было принято в точном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем основания для привлечения к дисциплинарной ответственности кого-либо из сотрудников Нестеровского отдела ОГКУ отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Нестеровского района Калининградской области в порядке ст. 45 ГПК РФ было подано в суд настоящее заявление.

Так, согласно п. 1 постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» установлена обязанность исполкомов сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принят Закон Калининградской области от 11.07.2005 № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей <адрес>».

Согласно ст. 2 Закона Калининградской области от 11.07.2005 № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей <адрес>», меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, проживающих и работающих в сельской местности, в организациях, финансируемых за счет средств областного бюджета.

За гражданами, указанными в подпунктах 3 и 4 пункта 2 настоящей статьи, сохраняются меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги при выходе на пенсию, если общий стаж их работы (педагогической деятельности) в сельской местности на момент выхода на пенсию составил не менее 10 лет.

В целях оказания дополнительной социальной поддержки за гражданами, указанными в подпунктах 3 и 4 пункта 2 настоящей статьи, достигшими возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, до установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» сохраняются меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги при прекращении трудовой деятельности в качестве педагогических работников образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, специалистов Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в сельской местности, если общий стаж их работы в сельской местности на момент увольнения составил не менее 10 лет.

В соответствии со ст. 3 Закона Калининградской области от 11.07.2005 № 631, возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, по плате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляется уполномоченным государственным учреждением, находящимся в ведомственной подчиненности органа, осуществляющего государственные полномочия в сфере социальной защиты населения.

Постановлением Правительства Калининградской области от 05.07.2011 № 516 (ред. от 31.12.2018) «Об установлении порядка, условий предоставления и размера ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям жителей <адрес>», педагогическим работникам образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, проживающим и работающим в сельской местности, в организациях, финансируемых за счет средств областного бюджета, установлена ежемесячная денежная компенсация в размере <данные изъяты> рублей. Предоставление компенсации гражданину осуществляет областное государственное казенное учреждение <адрес> «Центр социальной поддержки населения» путем перечисления денежных средств на имеющийся или открываемый гражданином банковский счет либо через организацию федеральной почтовой связи по выбору гражданина. Указанные изменения вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

При этом Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривает возможность распространения нормативных правовых актов в сфере образования на ранее возникшие отношения. В соответствии со ст. 3 Закона Калининградской области от 11.07.2005 № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей <адрес>» (в редакции до 19.11.2018), педагогическим работникам образовательных учреждений, указанным в подпункте 3 пункта 2, пункте 4 статьи 2 настоящего Закона, осуществляется выплата денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и часть коммунальных услуг (освещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) по фактическим расходам в размере 100 процентов в домах независимо от формы собственности жилищного фонда. Денежная компенсация расходов, предусмотренных пунктами 1, 2, 2-1 настоящей статьи предоставляется гражданину на одно жилое помещение, за пользование которым гражданин несет соответствующие расходы, по его обращению при условии представления платежных документов, подтверждающих произведенные расходы.

В соответствии с п. 10 Постановления Правительства Калининградской области от 05.07.2011 № 516 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей <адрес>» (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ), размер компенсации педагогическим работникам образовательных учреждений и членам их семей совместно с ними проживающих, определяется исходя из фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании представленных платежных документов об оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе подтверждающих покупку твердого топлива. Компенсация предоставляется гражданам за истекший период, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения.

Согласно неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции изменение содержания и формы, ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Данный принцип предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных гражданами.

Рауткиной Т.В. произведены расходы по оплате приобретения топлива в ДД.ММ.ГГГГ в период действия Постановления Правительства Калининградской области от 05.07.2011 № 516 в предыдущей редакции, что подтверждается товарно-транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ за уголь на сумму <данные изъяты> руб., актом ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг по доставке угля от на сумму <данные изъяты> руб. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности решения органа социальной защиты населения об отказе от ДД.ММ.ГГГГ в принятии к возмещению товарной накладной на уголь, а также решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении социальной выплаты, на основании заявлений Рауткиной Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 16 Порядка предоставления компенсации расходов на плату жилого помещения и коммунальные услуги отдельным категориям жителей <адрес> компенсация предоставляется гражданам за истекший период, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения.

Как установлено судом, с письменным заявлением за предоставлением спорной меры социальной поддержки Рауткина Т.В. обратилась в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной защиты населения» по месту своего жительства ДД.ММ.ГГГГ, а затем ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нестеровского района Калининградской области, заявленные в интересах Рауткиной Т.В., удовлетворить.

Признать незаконными решения начальника Нестеровского отдела ОГКУ «Центр социальной поддержки населения»: от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии к возмещению товарной накладной на уголь, решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении социальной выплаты, на основании заявлений Рауткиной Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» произвести Рауткиной Т.В. социальную выплату в виде компенсации расходов на приобретение угля на сумму <данные изъяты> руб., за доставку угля на сумму <данные изъяты> руб., произведенные в ДД.ММ.ГГГГ из фактических расходов на оплату коммунальных услуг на основании представленных платежных документов об оплате коммунальных услуг.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме решение изготовлено 15 октября 2019 года.

Судья: