Ленинградский районный суд г. Калининграда
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинградский районный суд г. Калининграда — Тексты судебных актов
2-899/08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 08 » февраля 2008 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Браташа С.С.,
при секретаре Кораблевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неживова Н.Ф. к Военному комиссариату Калининградской области о взыскании недополученной пенсии, в связи с её неверным расчётом, без увеличения должностных окладов военнослужащим Министерства обороны РФ на 25 процентов, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Неживов Н.Ф. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что Военный комиссариат Калининградской области неправильно рассчитывал и выплачивал ему, пенсионеру Министерства обороны РФ, пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (даты установления постановлением Правительства РФ новых размеров окладов денежного содержания военнослужащих), без учёта увеличения должностных окладов действующих военнослужащих на 25 процентов, осуществлённого с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 1349 от 07 декабря 1994 года и приказа Министра обороны РФ № 61 от 04 февраля 1998 года.
Истец просит суд обязать ответчика произвести перерасчет его пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и выплатить ему недополученную им денежную сумму пенсии, с учетом инфляции, в соответствии с индексом потребительских цен по настоящее время.
Стороны о месте и времени судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, в суд не явились; с ходатайствами об отложении разбирательства дела не обращались; истец в исковом заявлении просит суд рассмотреть дело в его отсутствие; Военный комиссариат Калининградской области, от имени начальника Центра Дзюба Д.В., представил письменные возражения по существу иска, и просит суд оставить требования истца без удовлетворения.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к следующему.
Как установлено в судебном заседании, истец проходил военную службу в Вооружённых Силах СССР и РФ, уволен с военной службы в 1997 году, является пенсионером Министерства обороны РФ, состоит на учёте в Военном комиссариате Калининградской области, который назначил и выплачивает ему пенсию за выслугу лет.
Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего закона, и их семьям (к числу которых относится истец), а также надбавки к пенсии, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру, в том числе, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, - исходя из увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением (пункт «б» части 1 статьи ст.49); порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных в законе оснований определяется Правительством РФ (часть 2 статьи 49).
Правительством РФ 07 декабря 1994 года было принято постановление № 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел».
Этим постановлением Правительство РФ, «в целях повышения социальной защиты и приведения уровня материального обеспечения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации… в соответствие с уровнем материального обеспечения военнослужащих и сотрудников других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых предусмотрена военная служба», предоставило Министерству обороны Российской Федерации право устанавливать военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов, и старшин, проходящих военную службу по призыву) оклады по воинской должности (должностные оклады) с увеличением на 25 процентов за службу в Вооруженных Силах (пункт 1).
На основании этого постановления Правительства РФ, Министром обороны РФ 04 февраля 1998 года был издан приказ № 61 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооружённых сил Российской Федерации», в соответствии с которым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, с 01 марта 1998 года стали выплачивать месячные должностные оклады с увеличением на 25 процентов за службу в Вооружённых силах РФ (подпункт «а» пункта 1).
На основании этого же приказа, с 01 марта 1998 года был осуществлён перерасчёт пенсий всем пенсионерам Министерства обороны РФ, исходя из окладов по воинским должностям с увеличением на 25 процентов за службу в Вооружённых силах РФ (пункт 5).
Пенсия истца также была пересчитана с указанной даты (с ДД.ММ.ГГГГ), и в установленном порядке, что не оспаривается истцом; и в дальнейшем, как до ДД.ММ.ГГГГ, когда постановлением Правительства РФ № 462 от 26 июня 2002 года были установлены новые оклады денежного содержания военнослужащих, так и позднее этой даты, перерасчёт пенсии истца осуществлялся в соответствии с принимаемыми по этому вопросу законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, и истцом не представлено доказательств, оспаривающих данное обстоятельство.
Вместе с тем, истец, не оспаривая факт перерасчёта его пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа Министра обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ, №, «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооружённых сил Российской Федерации», исходя из окладов по воинским должностям с увеличением на 25 процентов за службу в Вооружённых силах РФ, считает, что этот перерасчёт пенсии был осуществлён без учёта того, что действующим военнослужащим ранее, с ДД.ММ.ГГГГ, уже были увеличены должностные оклады на 25 процентов, на основании постановления Правительства РФ № 1349 от 07 декабря 1994 года «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел», и изданного на основе этого постановления приказа Министра обороны РФ № 20 от 10 января 1995 года «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооружённых сил Российской Федерации», однако, его пенсия на основании этих нормативных правовых актов с ДД.ММ.ГГГГ не пересчитывалась и не была увеличена.
Следовательно, истец полагает, что действующим военнослужащим, на основании постановления Правительства РФ № 1349 от 07 декабря 1994 года «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел», за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно, должностные оклады по воинским должностям были увеличены на 25 процентов два раза (с ДД.ММ.ГГГГ, а затем ещё – с ДД.ММ.ГГГГ), в то время как его пенсия, в связи с увеличением окладов по воинским должностям на 25 процентов, была пересчитана только один раз - с ДД.ММ.ГГГГ.
Данное утверждение истца является несостоятельным, поскольку оно не соответствует фактическим обстоятельствам, и не имеет под собой правовых оснований.
Действительно, приказом Министра обороны РФ № 20 от 10 января 1995 года «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооружённых сил Российской Федерации», принятом на основании постановления Правительства № 1349 от 07 декабря 1994 года, действующим военнослужащим с 01 января 1995 года стала выплачиваться, так называемая, надбавка к денежному довольствию в размере 25 процентов окладов по воинским должностям, которая выплачивалась отдельно от должностных окладов, не учитывалась в денежном довольствии действующих военнослужащих, и данное увеличение денежного довольствия действующих военнослужащих не было распространено на перерасчёт пенсий пенсионеров Министерства обороны РФ.
Решением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 августа 1997 года, № ГКПИ 97 – 319, этот приказ был признан незаконным (недействующим) со дня его издания, поскольку он не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, и не был опубликован для всеобщего сведения.
Однако, выплата военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, окладов по воинской должности с увеличением на 25 процентов, на основании приказа Министра обороны РФ № 20 от 10 января 1995 года, осуществлялась с 01 января 1995 года и по 28 февраля 1998 года, включительно.
Приказом Министра обороны РФ № 61 от 04 февраля 1998 года выплата указанной надбавки в том виде, как она выплачивалась с 01 января 1995 года, была прекращена, и на основании данного приказа действующим военнослужащим стали выплачивать действовавшие на тот период должностные оклады (без так называемой надбавки в 25 процентов, установленной приказом Министра обороны РФ № 20 от 10 января 1995 года), с их увеличением на 25 процентов РФ (подпункт «а» пункта 1), с учётом их в денежном довольствии действующих военнослужащих, то есть фактически те же самые 25 процентов должностных окладов стали выплачиваться действующим военнослужащим в другом порядке и на другой правовой основе.
На основании этого же приказа, с 01 марта 1998 года был осуществлён перерасчёт пенсий всем пенсионерам Министерства обороны РФ, исходя из окладов по воинским должностям с увеличением на 25 процентов за службу в Вооружённых силах РФ (пункт 5).
Поэтому утверждение истца о том, что действующим военнослужащим на основании постановления Правительства РФ № 1349 от 07 декабря 1994 года «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел», были дважды повышены должностные оклады (с ДД.ММ.ГГГГ, а затем и с ДД.ММ.ГГГГ, и каждый раз - на процентов), и что с ДД.ММ.ГГГГ действующим военнослужащим стала выплачиваться дополнительная надбавка к окладу по воинской должности в размере 25 процентов, установленная на основании приказа Министра обороны РФ № 61 от 04 февраля 1998 года, дополнительно к действовавшей вплоть до 01 июля 2002 года надбавке, установленной приказом Министра обороны РФ № 20 от 10 января 1995 года, является ошибочным, поскольку не соответствует фактическим обстоятельствам, а также противоречит положениям постановления Правительства РФ № 1349 от 07 декабря 1994 года «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел», которым Министру обороны РФ не было предоставлено право дважды, либо повторно, повышать действующим военнослужащим оклады по воинским должностям на 25 процентов, на основании одного и того же нормативного правового акта.
Ленинградским районным судом г. Калининграда ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено гражданское дело по заявлению военного прокурора - войсковая часть 30636, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту военных пенсионеров Калининградской области, к Военному комиссариату Калининградской области о перерасчёте пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно, и выплате образовавшейся денежной задолженности по пенсии, с учётом её индексации, и было вынесено решение об удовлетворении заявления военного прокурора - войсковая часть ; решение суда вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ было разъяснено решение суда от ДД.ММ.ГГГГ в части определения порядка индексации недоплаченной военным пенсионерам части пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно; данное определение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
На основании указанных судебных постановлений, Военный комиссариат Калининградской области осуществил, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включительно, перерасчёт пенсий всем состоящим на учёте пенсионерам Министерства обороны РФ, ушедшим на пенсию в различные периоды времени, с учётом её индексации, и выплатил каждому из них образовавшуюся задолженность по пенсии, в том числе и истцу.
На основании изложенных обстоятельств, суд пришёл к выводу, что требования истца к Военному комиссариату Калининградской области о взыскании недополученной пенсии, в связи с её неверным расчётом, без увеличения должностных окладов военнослужащим Министерства обороны РФ на 25 процентов, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют фактическим обстоятельствам, не имеют по собой правовых оснований, противоречат действующему законодательству, и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь положениями ст. 194-198, ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Неживова Н.Ф. к Военному комиссариату Калининградской области о взыскании недополученной пенсии, в связи с её неверным расчётом, без увеличения должностных окладов военнослужащим Министерства обороны РФ на 25 процентов, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения, через Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Судья Для исключений.