НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 25.07.2023 № 7-585/2023

Дело № 7-585/2023

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 25 июля 2023 года

Судья Ленинградского областного суда Туманова О.В.,

при секретаре Курагине А.В.,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «ПИТЕРАВТО» ФИО1 на постановление начальника МИФНС России № 7 по Ленинградской области № 08-07/200336/ДЛ от 28.04.2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 21.10.2022,

установил:

постановлением начальника МИФНС России № 7 по Ленинградской области № 08-07/200336/ДЛ от 28.04.2022 должностное лицо - генеральный директор ООО "ПИТЕРАВТО" ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, за то, что им, как должностным лицом не были приняты меры по соблюдению требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники за то, а именно: 12.11.2021 в 12 часов 37 минут сотрудниками отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России № 7 по Ленинградской области проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в отношении транспортного средства автобуса марки ЛИАЗ грз , принадлежащим ООО "ПИТЕРАВТО", осуществляющим движение по маршруту , где была оказана услуга по перевозке двух пассажиров, стоимостью 25 рублей за каждого, а всего на сумму 50 рублей, по результату расчета за проезд водитель (личность не установлена), управлявший автобусом в момент оплаты с клиентом ФИО5 кассовый чек или бланк строгой отчетности (билет) на бумажном носителе не выдал; контрольно-кассовую технику не применил; не обеспечил отражение QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа на дисплее компьютерного устройства пользователя, а также не предоставил бланк документа с напечатанным на нем таким QR-кодом; не обеспечил возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-кода; не реализовал (т.е. не выдал, не предоставил) проездные документы (билеты) или талоны для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов операторов фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети Интернет, кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.

Решением судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 15.11.2022 постановление должностного лица оставлено без изменения.

В установленный законом срок генеральным директором ООО «ПИТЕРАВТО» ФИО1 подана жалоба, содержащая просьбу об отмене вынесенных процессуальных актов, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, а также допущенные процессуальные нарушения.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явился. О рассмотрении жалобы уведомлен почтой.

Представитель МИФНС России № 7 по Ленинградской области в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, представила мотивированный отзыв.

Выслушав представителя МИФНС России № 7 по Ленинградской области, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Закон), контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно­кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 2.1 Закона).

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты (п. 2 ст. 2.1 Закона).

При осуществлении расчетов по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) расположенную вне места совершения расчетов (п.п. 2 п. 5.6 ст. 2.1 Закона).

В случаях, предусмотренных пунктом 5.6 настоящей статьи, обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем одним из следующих способов: путем направления покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) может быть бесплатно получен покупателем (клиентом); Путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код (п. 5.7 ст. 2.1 Закона).

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа) (п. 5.8 ст. 2.1 Закона)

При осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета (п. 5.9 Закона).

Согласно п. 27 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586 проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Таким образом, на основании указанных норм закона предусмотрено исполнение обязанности по применению контрольно-кассовой техники при наличии подтверждения прямой связи непосредственно произведенного расчета между пассажиром и организацией с возможностью получения клиентом кассового чека в момент расчета или по его итогам.

Как следует из материалов дела, 12.11.2021 в 12 часов 37 минут в результате проверки сотрудниками отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России № 7 по Ленинградской области установлено, что в принадлежащем ООО «ПИТЕРАВТО» транспортном средстве автобусе марки ЛИАЗ грз следующем по маршруту расчеты наличными денежными средствами с пассажиром ФИО5 за оплату услуги по перевозке двух пассажиров стоимостью 25 рублей за каждого, а всего на сумму 50 рублей, по маршруту (<адрес> вокзал - <адрес>) произведены без применения контрольно-кассовой техники, без выдачи (без направления) кассового чека или бланка строгой отчетности (билета) на бумажном носителе, без предоставления QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (БСО) в электронной форме.

Проверка законности и обоснованности постановления должностного лица налогового органа показывает, что фактические обстоятельства дела установлены правильно, вывод должностного лица налогового органа о совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ основывается на доказательствах, которые были всесторонне и полно проверены и оценены должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Обстоятельства дела и факт совершения генеральным директором ООО "ПИТЕРАВТО" ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № 08-07/200336/ДЛ от 02.03.2022, составленным уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, поручением № 485 от 12.11.2021 о проведении проверки контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в отношении ООО «ПИТЕРАВТО»; приложением к акту № 200336 проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники от 12.11.2021; актом проверки № 200336 соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники от 19.11.2021; видеозаписью расчета от 12.11.2021; иными доказательствами по делу, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, и действия должностного лица правильно квалифицированы судьей городского суда по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Утверждение о том, что информация о чеке размещается на сайте транспортной компании в соответствии с п. 5.9 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ не подтверждена материалами дела, а кроме того, надлежит учесть, что проездные документы (билеты) вообще не были выданы при расчете, следовательно, и кассовые чеки за проезд пассажиров не оформлялись.

Доводы о том, что билеты на бумажном носителе выдаются по просьбе (требованию) пассажира, подлежат отклонению ввиду того, что Законом №54-ФЗ установлена обязанность по реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, вне зависимости от просьбы покупателя (клиента) выдать билет на бумажном носителе.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечанием к указанной норме установлено, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

В силу п. 4 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.

Согласно протоколу внеочередного общего собрания участников ООО «Питеравто» от 30.10.2019, генеральным директором общества сроком на пять лет избран ФИО1

Таким образом, ФИО1, являясь генеральным директором ООО «Питеравто», осуществляя контроль за деятельностью общества, наделенный полномочиями по исполнению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, несущий ответственность за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, не принял должные меры по соблюдению и контролю за выполнением требований указанного законодательства, то есть ненадлежащим образом отнесся к исполнению своих служебных обязанностей, что повлекло возникновение вышеуказанного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы факт совершения генеральным директором ООО «Питеравто» ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, оценка которым дана в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.

С учетом установленных обстоятельств, подтвержденными вышеприведенными доказательствами, противоправное деяние правильно квалифицировано должностным лицом налогового органа по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, при этом надлежит учесть, что ответственности по данной норме подлежат только должностные и юридические лица.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Довод жалобы о том, что в деле имеются неустранимые сомнения, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу ФИО1, не соответствует результатам оценки доказательств, которая произведена судом. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу требований ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7,30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление начальника МИФНС России № 7 по Ленинградской области № 08-07/200336/ДЛ от 28.04.2022 о привлечении генерального директора ООО «Питеравто» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 15.11.2022– оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ, в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья О.В. Туманова

(судья Ю.А. Григорьева)