Дело № 3а-62/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 24 апреля 2018 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,
при секретаре Михейкиной М.О.
с участием прокурора Ерофеева В.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующим лесохозяйственного регламента Тихвинского лесничества Ленинградской области, утвержденного приказом комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 19.12.2008 №169 (в редакции от 24.07.2015) в части,
установил:
приказом комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области от 19 декабря 2008 года №169 утвержден лесохозяйственный регламент Тихвинского лесничества Ленинградской области(далее-регламент).
Приказами комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 26.01.2015 №9, 24.07.2015 №55 внесены изменения в приказ комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области от 19.12.2008 №169.
В таблице 1.3 регламента (раздел II таблицы) приведено распределение лесов по видам целевого назначения и категориям защитных лесов. В частности, к эксплуатационным отнесены леса, расположенные в следующих кварталах участковых лесничествах:
-1-25, 26ч-30ч, 31-34, 35ч-40ч, 41, 42ч-45ч, 46, 47ч, 48ч, 49, 50, 51ч, 52, 53ч-56ч, 57-59, 60ч-65ч, 66, 67, 68ч, 69ч, 70-74ч, 76ч-77ч, 78, 79ч, 81ч-83ч, 84, 85, 87ч-90ч, 91, 92ч-94ч, 95, 96, 97ч-99ч, 100-102, 103ч-109ч, 110-112, 113ч-122ч, 123, 124, 125ч, 126, 127, 128ч-130ч, 131 Корбенического участкового лесничества;
-1, 2ч, 3ч, 4, 5ч-10ч, 13ч, 14ч, 15, 24ч-27ч, 30ч, 31ч, 32, 33, 34ч, 35ч, 36, 37, 40ч-51ч, 54ч, 55ч, 56-58, 60ч, 65, 66ч, 67, 68ч-71ч, 72, 73ч, 76ч-78ч, 79-86, 87ч, 91-97, 98ч, 99, 100ч, 101, 102ч, 103, 104, 105ч, 106, 107ч-116ч, 117, 118ч-120ч, 121, 1001-1003, 1004ч-1016ч, 1032ч, 1033ч, 1040ч, 1041ч, 1046ч-1048ч, 1050ч-1055ч, 1057ч-1060ч, 1061, 1062ч-1064ч, 1065-1067, 1068ч, 1069, 1070ч, 1071ч, 1073ч-1088ч, 1090ч-1101ч, 1102, 1103ч-1111ч Озерского участкового лесничества;
-1,2,3ч-5ч, 6-8, 9ч-19ч, 20-28, 29ч-32ч, 33, 34ч-39ч, 40-49, 50ч-55ч, 60ч-68ч, 69-71, 72 ч. 73ч, 74, 75ч-79ч, 80-82, 83ч, 91ч, 92, 93ч-103ч, 108ч-111ч, 112, 113ч-116ч, 117 Пашозерского участкового лесничества;
-1ч-4ч, 6ч, 7, 10ч-19ч, 20-22, 23ч-28ч, 29, 30, 31ч-37ч, 38, 39ч-41ч, 42, 43, 44ч-51ч. 52, 53ч-57ч, 61ч-67ч, 68, 69ч, 70, 71ч-75ч, 76, 77, 78ч-82ч, 83, 84, 85ч-88ч, 89-92, 93ч, 94ч, 95-88, 99ч-103ч, 104108, 109ч, 110-112, 113ч, 114ч, 115-118, 119ч-122ч, 123-125, 126ч-130ч, 131, 132ч-141ч, 142, 143ч-145ч, 146 Пяльинского участкового лесничества.
Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов отражено в карте-схеме 3.1, являющейся составной частью регламента.
В таблице 3.6 п.3.1.13 раздела 3.1 регламента отражены нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса при других видах использования.
Так, при виде использования лесов: «осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности» количество(нормативы) средств предупреждения и тушения лесных пожаров определяется исходя из следующей арендованной площади: до 50 га арендованной площади(графа 3 таблицы 3.6), на каждые 50 га (при арендованной площади свыше 50 га)(графа 4 таблицы 3.6).
При виде использования лесов: «выполнение работ по геологическому изучению недр» количество(нормативы) средств предупреждения и тушения лесных пожаров определяется исходя из следующей арендованной площади: до 50 га арендованной площади(графа 9 таблицы 3.6), на каждые 50 га (при арендованной площади свыше 50 га)(графа 10 таблицы 3.6).
При виде использования лесов: «выполнение работ по разработке полезных ископаемых (песок, глина, гравий и др. твердых полезных ископаемых) на 1 арендованный лесной участок» количество(нормативы) средств предупреждения и тушения лесных пожаров определяется исходя из следующей арендованной площади: до 10 га арендованной площади(графа 11 таблицы 3.6), на каждые 10 га (при арендованной площади свыше 10 га)(графа 12 таблицы 3.6).
По виду использования лесов: «выполнение работ по разработке месторождений торфа» количество (нормативы) средств предупреждения и тушения лесных пожаров определяются на 1 объект (до 50 га)(графа 3 таблицы 3.6).
По виду использования лесов: «выполнение работ по разработке месторождений нефти и газа» количество (нормативы) средств предупреждения и тушения лесных пожаров определяется исходя следующей арендованной площади: до 500 га арендованной площади(графа 4), на каждые 500 га(при арендованной площади свыше 500 га)(графа 5 таблицы 3.6).
По виду использования лесов: «осуществление религиозной деятельности» количество (нормативы) средств предупреждения и тушения лесных пожаров определяется на 1 объект до (50 га)(графа 11).
Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просил признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда следующие положения лесохозяйственного регламента Тихвинского лесничества Ленинградской области:
-подраздел II таблицы 1.3 раздела 1.1.4 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» в части отнесения к эксплуатационным лесам кв.1-54,57-67, 72-79, 81-85, 95-108 Корбенического участкового лесничества; кв.1-13, 21-28, 41-49, 67-74, 92-94 Пашозерского участкового лесничества; кв.130-136 Пяльинского участкового лесничества; кв. 1-10, 13015, 24-27, 30-37, 40, 41, 54-58, 65-73, 76-86, 92-96, 98, 99, 103, 104 Озерского участкового лесничества;
-карту-схему лесничества с разделением лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов (карта-схема 3.1), в части отнесения к эксплуатационным лесов, находящихся на особо охраняемой природной территории регионального значения «Веппский лес», включающий в себя территории Корбенического участкового лесничества: кв..1-54, 57-67, 72-85, 92-94; Пашозерского участкового лесничества кв.1-13, 21-28, 41-49, 67-74, 92-94; Пяльинского участкового лесничества: 130-136; Озерского участкового лесничества: кв. 1-41, 53-58, 64-73, 76-86, 92-96, 98, 99, 103, 104;
-графы 3,4,9,10,11,12 таблицы 3.6 п.3.1.13 раздела 3.1, установленные для следующих видов использования лесов: осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение работ по геологическому изучению недр, выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых (песок, глина, гравий и др. твердые полезные ископаемые); графы 3,4,5,11 для следующих видов использования лесов: выполнение работ по разработке месторождений торфа, выполнение работ по разработке месторождений нефти и газа, осуществление религиозной деятельности.
В обоснование административного иска указано, что регламентом к эксплуатационным лесам отнесены леса, включенные постановлением губернатора Ленинградской области от 14.09.1999 №302-пг в границы природного парка Ленинградской области «Веппский лес», что противоречит ст.ст.12, 102, 103, 108 Лесного кодекса Российской Федерации, ч.3 ст.24 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Кроме этого, оспариваемые нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, установлены в оспариваемых графах регламента с нарушением требований ч.2 ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 №281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», нормативы, установленные приказом Минприроды Российской Федерации от 28.03.2014 №161.
В судебном заседании участвующий прокурор Ерофеев В.П. заявленные требования поддержал по доводам, приведенным в административном иске.
В письменном возражении относительно заявленных требований представитель административного ответчика комитета по природным ресурсам Ленинградской области Степанова С.Н. указала, что отнесение лесов к ценным, эксплуатационным лесам и установление их границ на территории Ленинградской области установлено приказом Рослесхоза от 20.02.2009 №48. Изменить данное решение административный ответчик не вправе.
В судебном заседании представитель административного ответчика комитета по природным ресурсам Ленинградской области Кабаль В.О. возражает против удовлетворения заявленных требований, указав, что отнесение лесов к эксплуатационным не говорит о том, что данные леса не будут использоваться в целях, для которых они создавались. Отнесение лесов к ценным, эксплуатационным лесам и установление их границ осуществляется не комитетом, а специально уполномоченным федеральным органом государственной власти – Рослесхозом. Соответственно, изменить данное распределение или игнорировать его комитет не вправе.
В письменном возражении относительно заявленных требований представитель заинтересованного лица Рослесхоза Алешин В.В. считает, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать, отметив, что приказы Рослесхоза не относятся к нормативным правовым актам. Лесохозяйственный регламент издан уполномоченным органом государственной власти Ленинградской области, при этом самостоятельными полномочиями по отнесению лесов к категориям защитности и по установлению нормативов обеспеченности лиц, использующих леса, средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, административный ответчик не обладает.
В судебное заседание 16.04.2018 представитель заинтересованного лица Рослесхоза Алешин В.В. явился, после продолжения судебного заседания(после перерыва) в судебное заседание не явился; об уточнении прокурором заявленных требований 16.04.2018 был уведомлен, дополнительных письменных пояснений не представил.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу положений статей 81, 83, 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.
При этом, освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций(ст.12 Лесного кодекса РФ).
Частью 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
Частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.102 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса. С учетом особенностей правового режима защитных лесов одной из категорий указанных лесов являются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.
Статьей 103 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Кодекса. Отнесение лесов к эксплуатационным лесам, установление и изменение их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В силу п.п.39,41 ст.81 Лесного кодекса Российской Федерации, п.5.4.4 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736 отнесение лесов к защитным лесам, выделение особо защитных лесных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ является исключительным полномочием Рослесхоза.
На основании ч.7 ст.53.1 Лесного кодекса Российской Федерации нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров для лиц, использующих леса, утверждены приказом Минприроды России от 28.03.2014 №161.
Состав лесохозяйственного регламента утвержден Приказом Минприроды РФ от 27.02.2017 №72 «Об утверждении состава лесохозяйственного регламента, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений»(далее-состав лесохозяйственного регламента).
Так, в состав лесохозяйственного регламента надлежит включать, в том числе:
-распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов (таблица 3 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений)(п.\п.1 п.6 состава лесохозяйственного регламента);
-поквартальную карту-схему подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (п.\п.1 п.6 состава лесохозяйственного регламента);
-требования к мерам пожарной безопасности в лесах(п.\п.17 п. 7 состава лесохозяйственного регламента).
Постановлением Губернатора Ленинградской области от 14.09.1999 №302-пг «Об организации природного парка «Веппский лес» в Ленинградской области» придан статус природного парка территории площадью 190 тысяч гектаров в Бокситогорском, Лодейнопольском, Подпорожском и Тихвинском районах Ленинградской области в границах, определенных приложением №1.
Приказом Рослесхоза от 20.09.2009 №48 осуществлено отнесение лесов на территории Ленинградской области к защитным лесам и установлены их границы(названный приказ официально не опубликован).
По делу установлено, что на основании названного приказа Рослесхоза от 20.09.2009 №48 в разделе II таблицы 1.3 регламента к эксплуатационным лесам отнесены поименованные выше кварталы Корбенического, Пашозерского, Озерского, Пяльинского участковых лесничеств.
При этом, не учтено, что леса, расположенные в кварталах 1-54, 57-67, 72-85, 95-108 Корбенического участкового лесничества; кварталах 1-13, 21-28, 41-49, 67-74, 92-94 Пашозерского участкового лесничества; кварталы 130-136 Пяльинского участкового лесничества; кварталы 1-41, 53-58, 64-73, 76-86, 92-96, 98, 99, 103, 104 Озерского участкового лесничества находятся в границах особо охраняемой природной территории-природный парк «Веппский лес»(постановление Губернатора Ленинградской области от 14.09.1999 №302-пг, таблица 1.5 регламента).
Сравнительный анализ раздела II таблицы 1.3 регламента и постановления Губернатора Ленинградской области от 14.09.1999 №302-пг, таблицы 1.5 регламента свидетельствует о том, что часть территории особо охраняемой территории «Веппский лес» включена в состав эксплуатационных лесов.
Так, в подразделе II таблицы 1.3 раздела 1.1.4 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» главы I регламента к эксплуатационным лесам отнесены кварталы 1-25, 26ч-30ч, 31-34, 35ч-40ч, 41, 42 ч-45ч, 46, 47ч, 48ч, 49, 50, 51ч, 52, 53-54, 57-59, 60ч-65ч, 66, 67, 70-74, 75ч-77ч, 78, 79ч, 81ч-83 ч, 84, 85, 95, 96, 97ч-99ч, 100-102, 103ч-108 Корбенического участкового лесничества; кварталы 1, 2, 3ч-5ч, 6-8, 9ч-13, 21-28, 41-49, 67-68ч, 69-71, 72ч, 73 ч., 74, 92, 93 ч-94 Пашозерского участкового лесничества; кварталы 130ч, 131, 132ч-136 Пяльинского участкового лесничества; кварталы 1, 2ч, 3ч, 4, 5ч-10ч, 13ч, 14ч, 15, 24ч-27ч, 30ч-31ч, 32, 33, 34ч, 35ч, 36, 37, 40ч, 41, 54ч, 55ч, 56-58, 65, 66ч, 67, 68ч-71ч, 72, 73 ч, 76ч-78ч, 79-86, 92-96, 98ч, 99, 103, 104 Озерского участкового лесничества, находящиеся в границах особо охраняемой природной территории «Веппский лес».
Равно как, в карте-схеме 3.1 регламента к эксплуатационным отнесены леса, расположенные в кварталах 1-25, 26ч, 27ч, 28ч, 29ч, 30ч, 31-34, 35ч, 36ч, 37ч, 38ч, 39ч, 40ч, 41, 42ч, 43ч, 44ч, 45ч, 46, 47ч, 48ч, 49, 50, 51ч, 52, 53ч, 54ч, 57, 58-60, 61ч, 62ч, 63ч, 64ч,65ч, 66, 67, 72-76, 77ч, 78ч, 79ч, 81ч, 82ч, 83ч, 84, 85, 95-102, 103ч, 104ч, 105 ч, 106ч, 107ч, 108ч Корбенического участкового лесничества; кварталах 1,2, 3ч, 4ч, 5ч, 6-8, 9ч, 10ч, 11ч, 12ч, 13ч, 21-28, 41-49, 67ч, 68ч, 69-71, 72ч, 73ч, 74, 92, 93ч, 94ч Пашозерского участкового лесничества; кварталах 130-132, 133ч, 134ч, 135ч, 136ч Пяльинского участкового лесничества; кварталах 1-25, 26ч, 27ч, 28ч, 29ч, 30ч, 31-34, 35ч, 36ч, 37ч, 38ч, 39ч, 40ч, 41, 53ч, 54ч, 55ч, 65-67, 68ч, 69ч, 70ч, 71ч, 72, 73, 76ч, 77ч, 78ч, 79-86, 92-96, 98ч, 99, 103, 104 Озерского участкового лесничества, включенные в границы особо охраняемой природной территории регионального значения «Веппский лес».
Отнесение части территории особо охраняемой природной территории «Веппский лес» к эксплуатационным, а не к защитным лесам, не соответствует ст.ст.10,12,102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом, цели создания особо охраняемой природной территории–природного парка «Веппский лес» противоречат целям освоения эксплуатационных лесов(ч.ч.3,4 ст.12 Лесного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд не может согласиться с доводами административного ответчика и заинтересованного лица о том, что правовым основанием для отнесения лесов Ленинградской области к эксплуатационным, защитным или резервным, являлся Приказ Рослесхоза от 20.09.2009 №48.
В данной части суд также отмечает следующее. Установлено, что приказ Рослесхоза от 20.09.2009 №48 официально не опубликован.
В соответствии же с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний (пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти).
Таким образом, раздел II таблицы 1.3 регламента, карта-схема 3.1 (лесничества с разделением лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов) регламента в поименованной выше части подлежат признанию недействующими, как противоречащие приведенным федеральным нормам.
Исследовав содержание таблицы 3.6 регламента в сравнении с нормативами обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров для лиц, использующих леса, утвержденными приказом Минприроды России от 28.03.2014 №161, суд приходит к выводу о том, что критерии разграничения нормативов, установленные графами 3,4,9,10,11,12 таблицы 3.6 п.3.1.13 раздела 3.1 регламента для видов использования лесов: осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение работ по геологическому изучению недр, выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых(песок, глина, гравий и др.твердые полезные ископаемые), а также критерии разграничения нормативов, установленные графами 3,4,5,11 для следующих видов использования лесов: выполнение работ по разработке месторождений торфа, выполнение работ месторождений нефти и газа, осуществление религиозной деятельности не соответствуют требованиям названного приказа Минприроды России от 28.03.2014 №161.
Так, частью 4 приложения 2 к приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161 для лиц, использующих лесные участки для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности установлены нормативы для следующих групп:
-до 500 га арендованной площади;
-от 500 до 3500га, а свыше-на каждые последующие 3000 га арендованной площади.
Однако, графами 3,4 таблицы 3.6 регламента для лиц, осуществляющих научно-исследовательскую и образовательную деятельность нормативы установлены по иным критериям:
- до 50 га арендованной площади;
-на каждые 50 га (при арендованной площади свыше 50 га).
Частью 4 приложения 2 к приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161 для лиц, использующих лесные участки для выполнения работ по геологическому изучению недр определены нормативы в зависимости от площади арендованного участка:
- до 500 га;
-на каждые последующие 500 га арендованной площади.
Между тем, графами 9, 10 таблицы 3.6 регламента для лиц, использующих леса для выполнения работ по геологическому изучению недр нормативы установлены по иным критериям:
-до 50 га арендованной площади;
-на каждые 50 га (при арендованной площади свыше 50 га).
В части 4 приложения 2 к приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161 для лиц, использующих лесные участки для выполнения работ по разработке месторождений полезных ископаемых (песок, глина, гравий и др.твердые полезные ископаемые) установлены следующие нормативы для следующих групп:
-до 500 га;
-на каждые последующие 500 га арендованной площади.
Однако, графами 11, 12 таблицы 3.6 регламента для названного вида использования лесов, нормативы установлены по иным критериям:
-до 10 га арендованной площади;
-на каждые 10 га (при арендованной площади свыше 10 га).
Частью 5 приложения 2 к приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161 для лиц, использующих лесные участки для выполнения работ по разработке месторождений торфа, установлен норматив на 1 объект(до 500 га).
В графе 3 таблицы 3.6 регламента норматив для данного вида использования лесов установлен при выполнении работ на 1 объект площадью до 50 га.
В части 5 приложения 2 к приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161 для лиц, использующих лесные участки для выполнения работ по разработке месторождений нефти и газа установлены нормативы для данных групп:
-до 3500 га;
-на каждые последующие 3500 га(при арендованной площади свыше 3500 га).
Однако, в графах 4 и 5 таблицы 3.6 регламента для указанного вида использования лесов установлены иные критерии:
-до 500 га арендованной площади;
-на каждые 500 га(при арендованной площади свыше 500 га).
Согласно части 5 приложения 2 к приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161 для лиц, использующих лесные участки для осуществления религиозной деятельности, установлен норматив для 1 объекта, площадью до 5000 га.
В графе 11 таблицы 3.6 регламента норматив для данного вида использования лесов установлен при выполнении работ на 1 объект площадью до 50 га.
Таким образом, графы 3,4,9,10,11,12 таблицы 3.6 п.3.1.13 раздела 3.1 регламента для видов использования лесов: осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение работ по геологическому изучению недр, выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых(песок, глина, гравий и др.твердые полезные ископаемые), а также критерии разграничения нормативов, установленные графами 3,4,5,11 для следующих видов использования лесов: выполнение работ по разработке месторождений торфа, выполнение работ месторождений нефти и газа, осуществление религиозной деятельности, как противоречащие ч.7 ст.53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 №281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161 также подлежат признанию недействующими.
Поскольку оспариваемый лесотехнический регламент Тихвинского лесничества Ленинградской области до вынесения решения суда применялся, то считает возможным признать оспариваемые его нормы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу с учетом положений пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В остальной части заявленные прокурором требования, а именно о признании недействующими подраздела II таблицы 1.3 раздела 1.1.4 «Распределения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» главы 1 регламента в части отнесения к эксплуатационным лесам кварталов кв.1-54,57-67, 72-79, 81-85, 95-108 Корбенического участкового лесничества; кв.1-13, 21-28, 41-49, 67-74, 92-94 Пашозерского участкового лесничества; кв.130-136 Пяльинского участкового лесничества; кв. 1-10, 13015, 24-27, 30-37, 40, 41, 54-58, 65-73, 76-86, 92-96, 98, 99, 103, 104 Озерского участкового лесничества в полном объеме подлежат отклонению, как не нашедшие своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Ленинградской области удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда нижеперечисленные нормы лесохозяйственного регламента Тихвинского лесничества Ленинградской области, утвержденного приказом комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 19 декабря 2008 года №169 (в редакции от 24.07.2015), а именно:
-подраздел II таблицы 1.3 раздела 1.1.4 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» главы I в части отнесения к эксплуатационным лесам кварталов 1-25, 26ч-30ч, 31-34, 35ч-40ч, 41, 42 ч-45ч, 46, 47ч, 48ч, 49, 50, 51ч, 52, 53-54, 57-59, 60ч-65ч, 66, 67, 70-74, 75ч-77ч, 78, 79ч, 81ч-83 ч, 84, 85, 95, 96, 97ч-99ч, 100-102, 103ч-108 Корбенического участкового лесничества; кварталов 1, 2, 3ч-5ч, 6-8, 9ч-13, 21-28, 41-49, 67-68ч, 69-71, 72ч, 73 ч., 74, 92, 93 ч-94 Пашозерского участкового лесничества; кварталов 130ч, 131, 132ч-136 Пяльинского участкового лесничества; кварталов 1, 2ч, 3ч, 4, 5ч-10ч, 13ч, 14ч, 15, 24ч-27ч, 30ч-31ч, 32, 33, 34ч, 35ч, 36, 37, 40ч, 41, 54ч, 55ч, 56-58, 65, 66ч, 67, 68ч-71ч, 72, 73 ч, 76ч-78ч, 79-86, 92-96, 98ч, 99, 103, 104 Озерского участкового лесничества;
-карту-схему 3.1 лесничества с разделением лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов в части отнесения к эксплуатационным лесов, находящихся на особо охраняемой природной территории регионального значения «Веппский лес», включающих территории кварталов 1-25, 26ч, 27ч, 28ч, 29ч, 30ч, 31-34, 35ч, 36ч, 37ч, 38ч, 39ч, 40ч, 41, 42ч, 43ч, 44ч, 45ч, 46, 47ч, 48ч, 49, 50, 51ч, 52, 53ч, 54ч, 57, 58-60, 61ч, 62ч, 63ч, 64ч,65ч, 66, 67, 72-76, 77ч, 78ч, 79ч, 81ч, 82ч, 83ч, 84, 85, 95-102, 103ч, 104ч, 105 ч, 106ч, 107ч, 108ч Корбенического участкового лесничества; кварталы 1,2, 3ч, 4ч, 5ч, 6-8, 9ч, 10ч, 11ч, 12ч, 13ч, 21-28, 41-49, 67ч, 68ч, 69-71, 72ч, 73ч, 74, 92, 93ч, 94ч Пашозерского участкового лесничества; кварталы 130-132, 133ч, 134ч, 135ч, 136 ч Пяльинского участкового лесничества; кварталы 1-25, 26ч, 27ч, 28ч, 29ч, 30ч, 31-34, 35ч, 36ч, 37ч, 38ч, 39ч, 40ч, 41, 53ч, 54ч, 55ч, 65-67, 68ч, 69ч, 70ч, 71ч, 72, 73, 76ч, 77ч, 78ч, 79-86, 92-96, 98ч, 99, 103, 104 Озерского участкового лесничества;
-графы 3,4,9,10,11,12 таблицы 3.6 п.3.1.13 раздела 3.1, устанавливающие нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров для следующих видов использования лесов: осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых(песок, глина, гравий и др.твердые полезные ископаемые);
-графы 3,4,5,11 таблицы 3.6 п.3.1.13 раздела 3.1, устанавливающие нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров для следующих видов использования лесов: выполнение работ по разработке месторождений торфа, выполнение работ по разработке месторождений нефти и газа, осуществление религиозной деятельности.
В остальной части в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании комитета по природным ресурсам Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Е.Морозкова
Решение в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2018 года.