НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 19.10.2022 № 7-952/2022

Дело № 7-952/2022

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 19 октября 2022 года

Судья Ленинградского областного суда Смирнов А.С.,

при секретаре Ропотовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» Паскипарт Леонида Германовича на решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Ленинградской области от 16 декабря 2021 года генеральный директор ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» Паскипарт Л.Г. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Ленинградской области (далее - Инспекция) также выдано генеральному директору ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» Паскипарт Л.Г. представление от 16.12.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2022 года постановление и представление оставлены без изменения.

В жалобе Паскипарт Л.Г. просит об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава правонарушения, а также указывает о процессуальных нарушениях по делу.

В судебное заседание Паскипарт Л.Г. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Савина Р.В., прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Инспекцией на основании поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №10 по Ленинградской области от 02.11.2021г. был осуществлен контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в виде контрольной закупки (02.11.2021, время 11 часов 21 минута) в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №54-ФЗ) в отношении ООО «Вест-Сервис».

Выявлено, что 02.11.2022 в 11 часов 21 минуту на автобусной остановке Ленинградская область, Выборгский район, гп. Рощино, ул. Песочная в транспортном средстве - автобус, следующем по маршруту № 680, обслуживаемому перевозчиком ООО «Вест-Сервис» при осуществлении расчета в наличной форме в сумме 40 руб. и безналичной форме в сумме 40 руб. за услугу по перевозке 2-х пассажиров по маршруту: ул. Привокзальная-Железнодорожная до ул. Песочная водитель в момент оплаты контрольно-кассовую технику не применил, проездной документ (билет) не выдал.

Инспекцией установлено нарушение генеральным директором ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» Паскипарт Л.Г., которым не приняты должные меры по соблюдению и контролю за выполнением требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники, пунктов 1, 2, 3, 3.1, подпункта 1 пункта 5.1, подпункта 3 пункта 5.6, пунктов 5.7, 5.8, 5.9 статьи 1.2, Закона № 54-ФЗ.

Результаты проверки отражены в акте от 11.11.2021 и в приложении к акту от 02.11.2021.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 30.11.2021г. Межрайонной ИФНС России №10 по Ленинградской области в отношении заявителя протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» Паскипарт Л.Г.

Должностное лицо Инспекции и судья городского суда пришли к верному выводу о наличии в действиях генерального директора ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» Паскипарт Л.Г. состава вмененного административного правонарушения, при этом судья не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ, пользователь в целях исполнения обязанности, указанной в пункте 2 настоящей статьи, вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).

Согласно пункту 3.1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ в случае, если обязанность по предоставлению кассового чека (бланка строгой отчетности) обеспечивается путем отражения QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати такого QR- кода на бланке документа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, получение кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме с реквизитами, предусмотренными статьей 4.7 настоящего Федерального закона, осуществляется покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса уполномоченного органа, порядок использования которого определяется уполномоченным органом, или официального программного средства уполномоченного органа для мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства (далее - мобильное приложение уполномоченного органа) путем считывания указанного QR-кода с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента), который обеспечивает доступ покупателя (клиента) к такому информационному сервису уполномоченного органа или указанному мобильному приложению уполномоченного органа.

Кассовый чек (бланк строгой отчетности), полученный покупателем (клиентом) в соответствии с настоящим пунктом, в том числе распечатанный им на бумажном носителе, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), полученному на бумажном носителе или в электронной форме.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5.6 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в том числе при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 настоящей статьи.

Согласно пункту 5.8 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

В силу пункта 5.7 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ в случаях, предусмотренных пунктом 5.6 настоящей статьи, обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем одним из следующих способов:

1) путем направления покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) может быть бесплатно получен покупателем (клиентом);

2) путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.

Пунктом 5.9 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ также предусмотрено, что при осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.

Как установлено Инспекцией в ходе проверки и подтверждается материалами дела, в нарушение вышеприведенных требований Закона № 54‑ФЗ ООО «Вест- Сервис» при оказании услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом осуществило расчет наличными деньгами в сумме 40 руб. 00 коп. и в безналичном порядке с использованием электронного средства платежа (банковская карта) на сумму 40 рублей 00 копеек за услугу по перевозке двух пассажиров, при этом в момент оплаты контрольно-кассовую технику не применило, кассовый чек, отпечатанный с контрольно-кассовой техники не выдало (не направило) в соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, отражение QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя, не обеспечило, бланк документа с напечатанным на нем таким QR-кодом, не предоставило, возможность считать QR- код с экрана мобильного телефона или иного компьютерного устройства не обеспечило проездные документы (билеты, талоны) на бумажном носителе, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать и получить в электронной форме кассовый чек, который должен быть сформирован в день осуществления расчёта, с использованием Интернет-ресурсов оператора фискальных данных или налогового органа.

Законом № 54-ФЗ предусмотрено исполнение обязанности по применению контрольно-кассовой техники при наличии прямой связи непосредственно произведенного расчета, между пассажиром (клиентом) и организацией (индивидуальным предпринимателем), с возможностью получения клиентом кассового чека в момент расчёта или по QR-коду, отраженному на дисплее компьютерного устройства пользователя, либо по напечатанному QR-коду на бланке документа, либо по QR-коду, отраженному на дисплее мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства, либо по выданному (предоставленному) проездному документу (билету) или по талону для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе со сведениями, достаточными для идентификации и бесплатного получения кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

Если кассовый чек в момент расчёта не выдается клиенту или QR-код не отражается на дисплее компьютерного устройства пользователя, либо не печатается QR-код на бланке документа, либо QR-код не отражается на дисплее мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства, либо не выдается (не представляется) проездной документ (билет) или талон для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе со сведениями, достаточными для идентификации и бесплатного получения кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, то клиент не имеет возможность получить кассовый чек в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ.

Факт нарушения требований статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ установлен административным органом и судом и подтверждается материалами дела.

Доводы жалобы о том, что покупателю была представлена возможность по бесплатному получению с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, путем ввода данных по полученному билету на сайте ООО «Вест-Сервис» (WWW.VEST-SERVICE.RU), подлежат отклонению, поскольку при расчете наличными деньгами и в безналичном порядке с пассажирами за оказание услуги по перевозке пассажиров по маршруту № 680 пос. Рощино ул. Привокзальная - ул. Песочная стоимостью 40 руб. 00 коп. за 1 проезд, на общую сумму 80 руб. 00 коп. (за проезд двух пассажиров) водитель ООО «Вест-Сервис» вообще не выдал билеты, что подтверждается протоколом опроса свидетеля от 02.11.2021 , в котором водитель пояснил, что он выдает билеты, а также приложением к акту проверки (протокол опроса) от 02.11.2021 , в котором водитель пояснил, что не применил ККТ при расчете наличными и безналичным расчетом в связи с отсутствием ее в транспортном средстве, в связи с чем отсутствует возможность получения кассовых чеков в электронной форме, так как отсутствуют данные билета (номер билета, серия), которые необходимо ввести на сайте ООО «Вест-Сервис» (WWW.VEST-SERVICE.RU) для получения кассового чека в электронной форме.

Утверждение о том, что информация о чеке была размещена на сайте транспортной компании в соответствии с пунктом 5.9 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ не может быть принято во внимание ввиду того, что проездные документы (билеты) вообще не были выданы при расчете, следовательно, и кассовые чеки за проезд пассажиров не оформлялись.

Доводы о том, что билеты на бумажном носителе выдаются по просьбе (требованию) пассажира, подлежат отклонению ввиду того, что Законом № 54-ФЗ установлена обязанность по реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, вне зависимости от просьбы покупателя (клиента) выдать билет на бумажном носителе.

Паскипарт Л.Г., являясь генеральным директором ООО «Вест-Сервис», осуществляя контроль за деятельностью общества, наделенный полномочиями по исполнению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, несущий ответственность за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, не принял должные меры по соблюдению и контролю за выполнением требований указанного законодательства, то есть ненадлежащим образом отнесся к исполнению своих служебных обязанностей, что повлекло возникновение вышеуказанного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы факт совершения генеральным директором ООО «Вест-Сервис» Паскипарт Л.Г. административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, оценка которым дана в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, осуществление мероприятий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ проводилось Инспекцией на основании поручения от 02.11.2021 , с которым был ознакомлен водитель ФИО6, что подтверждается его подписью в поручении.

Нарушений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) не усматрвиается, поскольку положения Закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере (пункт 3 части 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ).

В соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденным приказом Минфина России от 17.10.2011 №132н (далее - Административный регламент), результаты контрольных мероприятий отражены в акте проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники от 11.11.2021 и в приложении к акту от 02.11.2021

Приложение к Акту проверки от 02.11.2021 , в котором также отражено, что законному представителю необходимо явиться 11.11.2021 в Инспекцию для дачи объяснений и подписания акта проверки, получено ФИО6 (работником ООО «Вест-Сервис»), присутствовавшим при проведении проверки. Административным регламентом не предусмотрено обязательное составление акта проверки непосредственно в момент выявления правонарушения, в связи с чем Инспекцией правомерно был составлен акт проверки в окончательной форме 11.11.2021, приложением к которому является акт, составленный 02.11.2021 при выявлении правонарушения с участием водителя ООО «Вест-Сервис».

Акт проверки от 11.11.2021г. вместе с поручением от 02.11.2021 , приложением к акту проверки от 02.11.2021 и с уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 12.11.2021 были направлены 16.11.2021 по почте заказным письмом на адрес генерального директора ООО «Вест-Сервис» Паскипарт Л.Г., получены им 25.11.2021, что подтверждается почтовым идентификатором .

Паскипарт Л.Г. на составление протокола не явился, в связи с чем, протокол об административном правонарушении составлен 30.11.2021 в его отсутствие, извещенного надлежащим образом. Копия протокола об административном правонарушении с указанием времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении также направлена в адрес Паскипарт Л.Г. (отправление с почтовым идентификатором ) и вручено ему 11.12.2021.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.5, 4.1, 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения должностного лица, является справедливым и соразмерным содеянному.

Доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые всесторонне и полно проверены судом с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ и не влияют на правильность вывода суда о виновности Паскипарт Л.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.

Из материалов дела не усматривается существенных нарушений процедуры привлечения Паскипарт Л.Г. к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемых постановления и решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу генерального директора ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» Паскипарт Леонида Германовича – без удовлетворения.

Судья А.С. Смирнов

(Судья: М.В. Прокопьева)