НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 18.08.2020 № 3А-152/20

Дело № 3а-152/2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 18 августа 2020 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Астапенко С.А.

при секретаре Голушко П.Е.

с участием прокурора Чубуковой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим Генерального плана муниципального образования «Выборгское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области»,

установил:

Советом депутатов муниципального образования «Выборгское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области (далее также – СД МО «Выборгское городское поселение») принято решение от 25.11.2009 № 17 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Выборгское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области» (далее также – Генеральный план).

В административном иске Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение СД МО «Выборгское городское поселение» от 25.11.2009 № 17 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Выборгское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области» в части включения в границы населенного пункта лесных участков в кварталах 10, 75 Цвелодубовского участкового лесничества, 24 Советского участкового лесничества, 1, 2, 3, 14, 15, 16, 17, 21 Черкасовского участкового лесничества Рощинского лесничества, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, как несоответствующее положениям статей 8, 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ), 8, 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пунктов 5-16 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 178, постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 283 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства».

Генеральный план опубликован в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (https: //fgistp.economy.gov.ru/) 31.07.2017 г., в газете «Выборг» № 55 от 25.12.2009 г.

Требования административного иска мотивированы тем, что поскольку лесные участки из земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности, необходимо обязательное согласование проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенного пункта, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном эти органом.

При включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта, необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства.

В 2009 году проект Генерального плана поступал в Рослесхоз на согласование, однако не был согласован. По вопросу включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов Рослесхозом дано отрицательное заключение.

В нарушение положений ст. 25 Градостроительного кодекса РФ проект Генерального плана утвержден СД МО «Выборгское городское поселение» при отсутствии положительного заключения Рослесхоза.

Определением Ленинградского областного суда от 16.04.2020 года в качестве административного ответчика привлечен СД МО «Выборгское городское поселение»; в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Ленинградской области, комитет по природным ресурсам Ленинградской области, комитет градостроительной политики Ленинградской области, администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, администрация муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, Министерство экономического развития Российской Федерации, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Определением от 17.07.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

В письменном отзыве представитель административного ответчика СД МО «Выборгское городское поселение» Васильева О.А. просит отказать в удовлетворении административного иска Рослесхоза. Указывается, что проект Генерального плана прошел все необходимые процедуры и согласования. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.03.2007 № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований» Министерством регионального развития Российской Федерации 19.08.2009 года проект Генерального плана направлен в адрес соответствующих министерств Российской Федерации, в том числе, в Федеральное агентство лесного хозяйства. По проекту Генерального плана Минрегионом России получены положительные заключения о согласовании. В силу пункта 9 Постановления Правительства РФ от 24.03.2007 № 178 проект Генерального плана считается согласованным, в том числе с Министерством сельского хозяйства Российский Федерации, как не представившим в установленный срок заключение на проект Генерального плана, о чем указано в сводном заключении Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.09.2010.

По тем же основаниям просит отказать в удовлетворении требований представитель администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области Кибалова Н.В.

Представитель Правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н. в отзыве считает оспариваемый Генеральный план принятым в пределах, предоставленных СД МО «Выборгское городское поселение» полномочий, при соблюдении процедуры его согласования. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2004 № 283, иными нормативными правовыми актами, определяющими полномочия Рослесхоза, не были предусмотрены полномочия по согласованию включения участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, согласованию документов территориального планирования.

Представители комитета градостроительной политики Ленинградской области Кулаков И.Я. и комитета по природным ресурсам Ленинградской области Котолевская Н.Л. также просят отказать в удовлетворении административного иска, поскольку процедура согласования и принятия Генерального плана соблюдена.

В письменных пояснениях представителя Минэкономразвития России Лемешко А.О. отмечается, что 8.09.2014 года Минрегион России упразднен без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В этой связи, информация о проведении процедуры согласования с Минрегионом России проекта Генерального плана МО «Выборгское городское поселение» в Минэкономразвития России отсутствует.

Представитель Минсельхоза России Косарева Н.И. не возражала против удовлетворения требований административного иска.

В судебном заседании Зябирова Р.Ш. - представитель Рослесхоза настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представители Васильева О.А. – от СД МО «Выборгское городское поселение», Кибалова Н.В. – от администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, Савченко О.А. – от Правительства Ленинградской области полагали административный иск не подлежащим удовлетворению, поддержали правовую позицию, изложенную в письменных отзывах.

В судебное заседание представители от комитета по природным ресурсам Ленинградской области, комитета градостроительной политики Ленинградской области, администрации МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, Миэкономразвития России, Минсельхоза России, МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, поэтому суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, заслушав заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Чубуковой А.С., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Ленинградский областной суд приходит к следующим выводам.

Администрацией МО «Выборгское городское поселение» письмом от 27.07.2009 № 1932 представлен в Министерство регионального развития Российской Федерации на согласование проект Генерального плана МО «Выборгское городское поселение» (л.д. 32-36).

Исходя из содержания письма от 24.09.2009 Федеральным агентством лесного хозяйства отказано в согласовании проекта Генерального плана, поскольку проектом предусматривалось включение в границы МО «Выборгское городское поселение» земель лесного фонда, отнесенных к защитным лесам (л.д. 113).

Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (ч. 2 ст. 69 ЛК РФ).

ФГБУ «Рослесинфорг» осуществлено графическое совмещение материалов лесоустройства с границами населенных пунктов, определенных Генеральным планом МО «Выборгское городское поселение». По результатам картографического наложения материалов лесоустройства на границы МО «Выборгское городское поселение» установлено, что в состав поселения вошли земельные участки из состава земель лесного фонда в кварталах 10, 75 Цвелодубовского участкового лесничества, 24 Советского участкового лесничества 1, 2, 3, 14, 15, 16, 17, 21 Черкасовского участкового лесничества Рощинского лесничества Ленинградской области (л.д. 73-175).

Таким образом, документально подтвержден факт наложения границ населенного пункта на участки лесного фонда. Доказательства обратного суду не представлены.

Исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения определен ст. 24 ГрК РФ, в которой указано на обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со ст. 25 ГрК РФ. Частью 1 ст. 25 ГрК РФ в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 года № 178 утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований. Пунктами 1, 2, подпунктом «а» п. 5 Положения о согласовании (в редакции, действовавшей в период подготовки и принятия Генерального плана) предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 ст. 25 ГрК РФ. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 года № 40).

Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Министерство регионального развития Российской Федерации было наделено организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.

Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 года № 283, действовавшим в период подготовки оспариваемого акта, предусматривалось, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

В нарушение норм ст. 25 ГрК РФ проект Генерального плана утвержден без согласования с Рослесхозом. Отсутствие согласования проекта генерального плана поселения с Рослесхозом является существенным нарушением порядка подготовки документа территориального планирования.

Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что проект Генерального плана направлялся на согласование в Минрегион России, и считался согласованным с Минсельхозом России в силу п. 9 Положения постановления Правительства РФ от 24.03.2007 № 178, не представившим в срок заключение на проект, являются несостоятельными.

Соблюдение органом местного самоуправления процедур согласования, утверждение документа территориального планирования при отсутствии заключения уполномоченного органа исполнительной власти само по себе не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана поселения при наличии отрицательного заключения Рослесхоза на его проект.

Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство (определение от 3.02.2010 г. N 238-О-О).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания Генерального права недействующим в оспариваемой части.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд исходя из ст. 215 КАС, п.38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании недействующим в части Генерального плана со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административный иск Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение совета депутатов муниципального образования «Выборгское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 25.11.2009 № 17 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Выборгское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области» в части включения в границы населенного пункта лесных участков в кварталах 10, 75 Цвелодубовского участкового лесничества, 24 Советского участкового лесничества, 1, 2, 3, 14, 15, 16, 17, 21 Черкасовского участкового лесничества Рощинского лесничества.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.А. Астапенко

Решение изготовлено в окончательной форме 31.08.2020 года.