НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 17.08.2021 № 3А-127/2021

Дело № 3а-127/2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 17 августа 2021 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Астапенко С.А.

при секретаре Кузнецове А.Ю.

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области о признании недействующим приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19.12.2019 №507-п,

УСТАНОВИЛ:

Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК, Комитет) от 19.12.2019 № 507-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые филиалом акционерного общества «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов» (далее также - приказ ЛенРТК от 19.12.2019 № 507-п) установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую филиалом акционерного общества "Газпром теплоэнерго" в Ленинградской области потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов согласно приложению 1 к настоящему приказу (п. 1).

Установлены тарифы на горячую воду, поставляемую филиалом акционерного общества "Газпром теплоэнерго" в Ленинградской области потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов согласно приложению 2 к настоящему приказу (п. 2).

Установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности филиала акционерного общества "Газпром теплоэнерго" в Ленинградской области на территории Ленинградской области на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов для формирования тарифов, установленных в пунктах 1 - 2 настоящего приказа, с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению 3 к настоящему приказу (п. 3).

АО «Газпром теплоэнерго» (далее также - Общество) обратилось в суд с административным иском о признании недействующим приказ ЛенРТК от 19.12.2019 № 507-п, возложении на комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области обязанности принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ ЛенРТК от 19.12.2019 № 507-п в части, признанной судом недействующей.

В обоснование требований административного иска указано, что при установлении тарифа, ЛенРТК необоснованно учел не в полном объеме заявленные Обществом экономически обоснованные расходы.

Общество считает экономически обоснованными фактические расходы по статье затрат «Расходы на ремонт основных средств, выполняемых подрядным способом», на период 2020-2024 гг. На 2020 год расходы на ремонт составили <данные изъяты> тыс.руб., на 2021 год – <данные изъяты> тыс.руб., на 2022 год – <данные изъяты> тыс.руб., на 2023 год – <данные изъяты> тыс.руб., на 2024 год – <данные изъяты> тыс.руб. В подтверждение расходов в Комитет представлены обосновывающие документы. Комитет, применяя собственные экспертные оценки по включению расходов в необходимую валовую выручку Общества, на 2020 год утвердил объем средств в размере <данные изъяты> тыс.руб.

Сумма разногласий <данные изъяты> тыс.руб.

Общество считает экономически обоснованными заявленные расходы на оплату труда.

По данным Общества численность промышленно-производственного персонала на 2020 год составила 190 человек, цехового персонала - 62 человека, Комитет утвердил численность промышленно-производственного персонала в количестве 107 человек, цехового персонала – 45 человек. По данным Общества расходы на заработную плату административно-управленческого персонала (АУП) составили <данные изъяты> тыс.руб. с учетом численности АУП 107 человек и средней заработной платы <данные изъяты> руб.

ЛенРТК произведен расчет расходов фонда оплаты труда административно-управленческого персонала на 2020 год на уровне 2019 года с индексом 3% в соответствии с приказом Госстроя от 12.10.1999 № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» в размере <данные изъяты> тыс.руб. исходя из численности АУП 53 человека и средней заработной платы 55 025,49 руб. Численность производственного персонала принята ЛенРТК по данным за 2018 год.

При этом Комитет не принял во внимание Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы.

Всего заявлено 252 человека с фондом оплаты труда <данные изъяты> тыс.руб.

ЛенРТК утвердил 152 человека с фондом оплаты труда <данные изъяты> тыс.руб.

Сумма разногласий <данные изъяты> тыс.руб.

Общество считает экономически обоснованными фактические расходы по статье затрат «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями» в размере <данные изъяты> тыс. руб.

ЛенРТК, применяя собственные экспертные оценки по включению расходов в необходимую валовую выручку Общества, данные расходы учел в размере <данные изъяты> тыс. руб.

Сумма разногласий составляет <данные изъяты> тыс. руб.

Общество считает экономически обоснованными фактические расходы по статье затрат «Ремонт основных средств хозспособом (запчасти, материалы)» на 2020 год – в размере <данные изъяты> тыс.руб., на 2021 год – в размере <данные изъяты> тыс.руб., на 2022 год – <данные изъяты> тыс.руб., на 2023 год – в размере <данные изъяты> тыс.руб., на 2024 год – в размере <данные изъяты> тыс.руб.

ЛенРТК по данной статье затрат на 2020 год учел объем средств в размере <данные изъяты> тыс.руб.

Сумма разногласий расходов на 2020 год составляет <данные изъяты> тыс.руб.

Общество считает экономически обоснованными фактические расходы по статье затрат «Амортизация основных средств (производственных объектов) без учета объектов инвестирования» в размере <данные изъяты> тыс. руб.

ЛенРТК произведен расчет амортизационных отчислений исходя из максимальных сроков полезного использования котельных и тепловых сетей по амортизационным группам и учтены данные расходы в необходимой валовой выручке в размере <данные изъяты> тыс. руб., что, по мнению Общества, не соответствует статье 258 Налогового кодекса РФ, пунктам 42, 43 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пунктам 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, пункту 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 года № 91н.

Сумма разногласий расходов по статье затрат «Амортизация» составляет <данные изъяты> тыс.руб.

Обществом произведен расчет выпадающих доходов за 2015-2018 гг. в размере <данные изъяты> тыс. руб. (амортизация, налог на имущество, покупная тепловая энергия, природный газ, уголь) для корректировки необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.

ЛенРТК данные расходы исключил из расчета тарифа на 2020 г.

Расходы соответствующих величин в НВВ подтверждены представленными с заявлением об установлении тарифа расчетными и обосновывающими документами.

Утверждение заниженного тарифа нарушает права АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области как регулируемой организации, поскольку такой тариф не обеспечивает полного возмещения Обществу экономически обоснованных затрат на производство энергоресурса и влечет за собой возникновение убытков.

Представитель административного ответчика ЛенРТК ФИО1 заявленные требования не признала по тем основаниям, что оспариваемый тариф утвержден уполномоченным органом в пределах его компетенции, нормам федерального законодательства не противоречит. Доводы административного иска считает основанными на ошибочном толковании норм материального права.

В возражениях отмечается, что планы ремонтов объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, не согласованы с уполномоченным органом местного самоуправления.

Ссылаясь на положения п. 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. № 1075 (далее также – Основы ценообразования), подп. 3 п. 2 ст. 253 Налогового кодекса РФ, 612 Гражданского кодекса РФ, ЛенРТК полагает, что учтенные в необходимой валовой выручке и обеспеченные установленными тарифами на амортизацию (в составе расходов на аренду), должны направляться на реализацию собственником имущества мероприятий по восстановлению изношенных основных фондов, включение аналогичных мероприятий в инвестиционную программу арендатора имущества не является обоснованным. Арендодатель может выполнить реконструкцию объектов теплоснабжения за счет средств арендной платы, получаемых от арендатора. Включение тарифных источников финансирования в состав необходимой валовой выручки в целях осуществления мероприятий по реконструкции арендованных объектов теплоснабжения приведет к повторному возмещению одних и тех же расходов.

То обстоятельство, что филиал АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области является арендатором части имущества, включенного в планы ремонтных работ, не согласованных собственником имущества, свидетельствует о необоснованности расходов.

В этой связи Комитет включил в необходимую валовую выручку АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области плановые расходы на ремонт основных средств, принадлежащих Обществу на праве собственности, в заявленном размере. Расходы на ремонт арендуемого имущества не включил в НВВ.

При оценке экономической обоснованности расходов на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, ЛенРТК исходил из того, что на момент рассмотрения предложения об установлении тарифа у Общества не имелось действующих договоров со сторонними организациями на выполнение мероприятий согласно плану, планируемая величина затрат определена на основании предварительных коммерческих предложений. Работы не ежегодные и включение расходов на их реализацию в заявленном размере приведет к возникновению экономически необоснованных расходов. ЛенРТК определена величина расходов по мероприятиям, выполняемым ежегодно, в размере <данные изъяты> тыс.руб., по мероприятиям, выполняемым реже раза в год, - <данные изъяты> тыс.руб. На основании этих значений определена величина расходов в размере <данные изъяты> тыс.руб., которая будет индексироваться в составе операционных расходов и обеспечит в каждом году долгосрочного периода регулирования выполнение мероприятий плана работ.

При оценке экономической обоснованности расходов на амортизацию основных средств ЛенРТК, принимая во внимание отсутствие в составе предложений Общества обоснования целевого характера расходования накопленной амортизации, правовую позицию ФАС России (решение от 26.04.2019 №СП/35845/19), пункт 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, определил расходы на амортизацию основных средств экспертным путем исходя из максимальных сроков полезного использования объектов основных средств, установленных классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1.

При оценке комитетом экономической обоснованности расходов на оплату труда расчет нормативной численности персонала проверен в соответствии с рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказами Госстроя России от 12.10.1999 № 74 и 22.03.1999 № 65. Численность производственного персонала - 170 чел. и цехового персонала - 75,96 принята на уровне фактической численности за 2018 год с учетом уменьшения количества объектов теплоснабжения в эксплуатации Общества. Численность административно-управленческого персонала принята по заявке Общества.

Величина средней месячной заработной платы производственного и цехового персонала определена в размере <данные изъяты> руб./мес. исходя из принятых в тарифном решении на 2019 год величин в ценах, приведенных к периоду регулирования 2020 года, с применением индекса потребительских цен 103%.

Для расчета плановой величины расходов Общества на оплату труда административно-управленческого персонала на 2020 год ЛенРТК руководствовался величиной среднемесячной заработной платы работников сферы теплоснабжения по Ленинградской области, сложившейся на второе полугодие 2019 года и отраженных в отчетных данных регулируемой организации, приведенной к ценам 2020 года, - <данные изъяты> руб./мес.

В части корректировки тарифов по фактическим значениям параметров деятельности за 2015-2018 гг. в возражениях ЛенРТК обращается внимание на то обстоятельство, что расходы Общества на покупку топлива, электрической и тепловой энергии за 2015 год учтены при расчете необходимой валовой выручки, определяемой для целей установления тарифов на долгосрочный период регулирования 2017-2019 гг.

При определении необходимой валовой выручки на 2020 год экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для Общества регулируемых тарифов за 2016 год, в соответствии с п. 13 Основ ценообразования не могли быть учтены в связи с истечением срока их предъявления.

Вопрос о невключении ЛенРТК в расчет необходимой валовой выручки Общества расходов по статье «выпадающие доходы» за 2017 год являлся предметом рассмотрения ФАС России по заявлению Общества в связи с установлением приказом ЛенРТК от 19.12.2018 года № 436-п тарифов на 2019 год и определяемой для этих целей величиной необходимой валовой выручки. ФАС России согласился с позицией ЛенРТК и не усмотрел оснований для включения в НВВ данных расходов, поскольку Общество не подтвердило их экономическую обоснованность.

Относительно корректировки тарифов по фактическим значениям параметров деятельности за 2018 год указывается, что данные статистической и бухгалтерской отчетности, фактические параметры деятельности филиала АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области за 2018 год по оказанию услуг в сфере теплоснабжения по оценке ЛенРТК не свидетельствуют о наличии у Общества выпадающих доходов.

В судебном заседании представители административного истца ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 пояснили, что не оспаривают приказ ЛенРТК от 19.12.2019 № 507-п по тем основаниям, что не в полном объеме учтены затраты по статье «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями». В остальном настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, указав, что Общество оспаривает в приложении 1 приказа ЛенРТК от 19.12.2019 № 507-п тариф на тепловую энергию за весь период регулирования, в приложении 2 - компонент на тепловую энергию в тарифе на горячую воду за весь период регулирования, в приложении 3 - базовый уровень операционных расходов на 2020 год.

Представитель административного ответчика ФИО1 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, поддержала правовую позицию, приведенную в возражениях.

Представитель заинтересованного лица ФАС России, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Чигаркиной Е.Н., полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым приказом от 19.12.2019 №506-п, и вправе полагать, что этим актом нарушаются его права и законные интересы.

Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, полномочия органов государственной власти по регулированию этих отношений, основные права и обязанности субъектов при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения и потребителей тепловой энергии установлены Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В целях реализации этого закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации принято постановление от 22.10.2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и определения методологии расчета регулируемых цен (тарифов) приказом Федеральной службы по тарифам № 760-э от 13.06.2013 г. изданы Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (п. 1 ч. 2 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 7 и п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274. Согласно пунктам 1.6, 2.2.1 данного Положения ЛенРТК в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов, устанавливает тарифы в сфере теплоснабжения.

30.04.2019 г. в ЛенРТК поступило заявление АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов с расчетными и обосновывающими документами. На основании данного заявления тарифный орган открыл дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на долгосрочный период регулирования.

В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения ЛенРТК провел экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, выводы которой содержатся в экспертном заключении.

Приказ ЛенРТК от 19.12.2019 № 507-п размещен на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области, а также на официальном интернет-портале правовой информации 19.12.2019.

Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что административным истцом по существу не оспаривается.

Проверяя оспариваемый приказ ЛенРТК от 19.12.2019 № 507-п на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Приложением 1 к приказу ЛенРТК от 19.12.2019 № 507-п (в редакции от 18.12.2020) установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию для потребителей муниципальных образований "Лужское городское поселение", "Торковичское сельское поселение", "Заклинское сельское поселение", "Мшинское сельское поселение", "Толмачевское городское поселение" Лужского муниципального района Ленинградской области, "Мичуринское сельское поселение" Приозерского муниципального района Ленинградской области, "Важинское городское поселение", "Никольское городское поселение" Подпорожского муниципального района Ленинградской области, "Токсовское городское поселение", "Щегловское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, "Бокситогорское городское поселение" Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, "Ивангородское городское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области, "Выскатское сельское поселение", "Гостицкое сельское поселение" Сланцевского муниципального района Ленинградской области, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с 01.01.2020 по 30.06.2020 – <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.07.2020 по 31.12.2020 – <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.01.2021 по 30.06.2021 – <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.07.2021 по 31.12.2021 – <данные изъяты> руб./Гкал., с 01.01.2022 по 30.06.2022 – <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.07.2022 по 31.12.2022 – <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.01.2023 по 30.06.2023 – <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.07.2023 по 31.12.2023 – <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.01.2024 по 30.06.2024 – <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.07.2024 по 31.12.2024 – <данные изъяты> руб./Гкал.

Приложением 2 к приказу ЛенРТК от 19.12.2019 № 507-п (в редакции от 18.12.2020) установлены размеры компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию в тарифе на горячую воду для потребителей муниципальных образований "Лужское городское поселение", "Торковичское сельское поселение", "Заклинское сельское поселение", "Мшинское сельское поселение", "Толмачевское городское поселение" Лужского муниципального района Ленинградской области, "Мичуринское сельское поселение" Приозерского муниципального района Ленинградской области, "Важинское городское поселение", "Никольское городское поселение" Подпорожского муниципального района Ленинградской области, "Токсовское городское поселение", "Щегловское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, "Бокситогорское городское поселение" Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, "Ивангородское городское поселение" Кингисеппского муниципального района Ленинградской области, "Выскатское сельское поселение", "Гостицкое сельское поселение" Сланцевского муниципального района Ленинградской области, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с 01.01.2020 по 30.06.2020 – <данные изъяты> руб./куб.м и <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.07.2020 по 31.12.2020 – <данные изъяты> руб./куб.м и <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.01.2021 по 30.06.2021 – <данные изъяты> руб./куб.м и <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.07.2021 по 31.12.2021 – <данные изъяты> руб./куб.м. и <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.01.2022 по 30.06.2022 – <данные изъяты> руб./куб.м и <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.07.2022 по 31.12.2022 – <данные изъяты> руб./куб.м. и <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.01.2023 по 30.06.2023 – <данные изъяты> руб./куб.м и <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.07.2023 по 31.12.2023 – <данные изъяты> руб./куб.м. и <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.01.2024 по 30.06.2024 – <данные изъяты> руб./куб.м и <данные изъяты> руб./Гкал, с 01.07.2024 по 31.12.2024 – <данные изъяты> руб./куб.м. и <данные изъяты> руб./Гкал.

Приложением 3 к приказу ЛенРТК от 19.12.2019 № 507-п «Долгосрочные параметры регулирования деятельности филиала акционерного общества «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов» установлен базовый уровень операционных расходов для регулируемого вида деятельности: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя на 2020 год в размере <данные изъяты> тыс.руб.

Согласно экспертному заключению от 19.12.2019 г. при расчете величины расходов и прибыли использовались индексы-дефляторы на 2020 год, определенные на базе параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год.

ЛенРТК проанализированы основные характеристики источников теплоснабжения, тепловых сетей, расчеты, документы, динамика расходов и величины необходимой прибыли по отношению предыдущему периоду регулирования, расходы филиала АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области за 2018 год. В таблице 10 экспертного заключения приведены основные статьи расходов регулируемой организации на период 2020-2024 гг. по данным предприятия и по версии регулятора.

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О теплоснабжении»).

В соответствии с п. 41 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В силу п. 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Таким образом, в расчет тарифа подлежат включению расходы теплоснабжающей организации, подтвержденные документально.

Расходы по статьям «Расходы на ремонт основных средств, выполняемых подрядным способом» и «Ремонт основных средств хозспособом (запчасти, материалы)» не учтены ЛенРТК в заявленном Обществом размере.

Однако доводы ЛенРТК о том, что Обществом не представлены документы, обосновывающие величину расходов на ремонт, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку в материалах тарифного дела имеются представленные Обществом в обоснование затрат по статьям «Расходы на ремонт основных средств, выполняемых подрядным способом» и «Ремонт основных средств хозспособом (запчасти, материалы)» акты дефектации, коммерческие предложения поставщиков на оказание услуг, ремонтная программа на долгосрочный период регулирования с указанием объектов и стоимости выполнения работ, проекты договора.

Статьей 616 Гражданского кодекса РФ на арендодателя возложена обязанность производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды (пункт 1), в свою очередь арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (пункт 2).

Комитетом оставлено без внимания и должной оценки то обстоятельство, что по плану ремонтов основных средств Обществом на 2020 год запланирован текущий ремонт объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности. При этом по условиям договора аренды муниципального имущества – объектов теплоснабжения на арендатора – АО «Газпром теплоэнерго» возложена обязанность поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет техническое обслуживание, эксплуатацию и текущий ремонт арендуемого помещения, что согласуется с п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса РФ.

Обществом представлены документы, подтверждающие текущий ремонт объектов теплоснабжения.

Само по себе отсутствие на момент принятия тарифного решения согласования плана ремонтов основных средств с органом местного самоуправления (арендодателем) не опровергает необходимость в проведении арендатором текущего ремонта объектов теплоснабжения в целях поддержания их в исправном состоянии и, как следствие, возникновение у арендатора соответствующих расходов на текущий ремонт.

При таком положении доводы ЛенРТК отклоняются судом.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Обществом представлены в ЛенРТК обосновывающие материалы для расчета амортизационных отчислений, в том числе материалы о первоначальной стоимости объектов основных средств, о сроках ввода объектов в эксплуатацию, сроках полезного использования основных средств, о начисленной амортизации (ведомости ОСВ, инвентарные карточки, унифицированные формы ОС-6).

Отклонение Комитетом заявленных Обществом к учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на тепловую энергию расходов по статье затрат «Амортизация основных средств» в размере <данные изъяты> тыс.руб. суд находит соответствующим требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу.

ЛенРТК данные расходы в составе НВВ учтены в размере <данные изъяты> тыс.руб.

Вопреки доводам административного иска, суд считает правильным произведенный ЛенРТК расчет размера амортизации основных средств на плановый период регулирования с учетом максимальных сроков полезного использования, установленных Постановлением Правительства РФ от 1.01.2002 № 1 «Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В рассматриваемом случае применение такого порядка расчета согласуется с принципом соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей в организации отношений в сфере теплоснабжения, установленным п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О теплоснабжении».

Между тем, отклонение тарифным органом заявленных Обществом к учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на тепловую энергию расходов по статье затрат «Фонд оплаты труда» представляется необоснованным.

В силу пункта 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расходы на оплату труда относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, то есть являются операционными (подконтрольными) расходами предприятия.

Как усматривается из материалов тарифного дела, в обоснование расходов на оплату труда Общество представило в ЛенРТК штатное расписание, утвержденное генеральным директором филиала АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области 21.09.2018, расчет нормативной численности работников, расчет расходов на оплату труда на 2020 год, расчет списочной численности производственного и административно-управленческого персонала (папка 01-01 том 1 тарифного дела на электронном носителе).

Согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с частью 8 статьи 45, частями 3 и 9 статьи 48 Трудового кодекса РФ отраслевое соглашение, которое может заключаться на федеральном уровне социального партнерства, устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли и действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения. Такое соглашение распространяется на работодателя в полном объеме при отсутствии его мотивированного письменного отказа от присоединения к соглашению в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством.

Административный истец не заявлял письменный мотивированный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденному Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г. (далее – ОТС в ЖКХ), следовательно, на него распространяется действие вышеуказанного соглашения в сфере оплаты труда.

Из пункта 2.8. ОТС в ЖКХ следует, что расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников, с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, и включают в себя: тарифную составляющую расходов (средств), направляемых на оплату труда, которая рассчитывается исходя из суммы месячных тарифных ставок (должностных окладов); выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации.

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 760-э.

Однако указанные нормы права органом регулирования не учтены, при принятии приказа ЛенРТК от 19.12.2019 №506-п, нарушен порядок ценообразования: расходы на оплату труда определены без анализа действующего ОТС в ЖКХ, изучения положений локальных правовых актов Организации в сфере оплаты труда.

При подаче заявки об установлении тарифа на долгосрочный период регулирования Обществом произведен расчет затрат выпадающих доходов за 2015-2018 гг. в размере <данные изъяты> тыс.руб. (амортизация, налог на имущество, покупная тепловая энергия, природный газ, уголь) для корректировки необходимой валовой выручки по фактическим результатам предшествующих периодов регулирования. Так, выпадающие доходы по тарифной зоне №1 составили: за 2015 год по статьям затрат природный газ, покупная тепловая энергия, электрическая энергия – <данные изъяты> тыс. руб.; за 2016 год по статьям затрат природный газ, покупная тепловая энергия, амортизация, налог на имущество - <данные изъяты> тыс. руб.; за 2017 год по статьям затрат природный газ, уголь, покупная тепловая энергия, амортизация, налог на имущество – <данные изъяты> тыс.руб.; за 2018 год по статьям затрат природный газ, покупная тепловая энергия, амортизация, налог на имущество – <данные изъяты> тыс.руб.

ЛенРТК отклонил заявление Общества в части корректировки тарифов по мотиву пропуска срока подачи документов на включение затрат по выпадающим доходам за 2015, 2016 гг., отказа ФАС России в удовлетворении требований АО «Газпром теплоэнерго» в учете в НВВ на 2019 год выпадающих расходов за 2017 год, отсутствия документального подтверждения наличия выпадающих доходов за 2018 год.

Согласно п. 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.

В силу пункта 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.

В соответствии с п. 12 приказа ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями. Расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, формируются в том числе с учетом выполнения программ регулируемой организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Суд считает обоснованным и соответствующим п. 5 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О теплоснабжении» решение тарифного органа об отказе в корректировке тарифов по статье затрат «Амортизация», поскольку фактические расходы на амортизацию объектов основных средств определены Обществом без учета максимальных сроков их полезного использования.

Кроме этого, исходя из положений пункта 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункта 12 приказа ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э нельзя не согласиться и с выводом ЛенРТК, о том, что при определении необходимой валовой выручки на 2020 год экономически обоснованные расходы, не принятые к учету органом регулирования при установлении для Общества регулируемых тарифов за 2015 и 2016 гг., не могли быть учтены в связи с истечением срока их предъявления.

Между тем, как усматривается из материалов тарифного дела, при подаче заявки на корректировку тарифа административным истцом представлены обосновывающие документы.

Так, применительно к затратам по налогу на имущество представлены пообъектный расчет налога на имущество Общества за 2017, 2018 гг., реестр деклараций по налогу на недвижимое имущество за 2017, 2018 гг. с приложением деклараций, анализ 68 счета с подтверждением уплаты налога по 51 счету за 2017, 2018 гг. По статье покупная тепловая энергия, природный газ и уголь представлены реестр счетов-фактур и товарных накладных за 2017, 2018 гг., копии счетов-фактур, отчет по проводкам по покупной тепловой энергии за 2017, 2018 гг.

Ссылка в экспертном заключении на снижение товарной продукции в связи с исключением из эксплуатации систем теплоснабжения в трех муниципальных образованиях является несостоятельной, так как Обществом представлены обосновывающие документы среди прочего и по объектам теплоснабжения, в отношении которых эксплуатация им не прекращалась.

Таким образом, бухгалтерской отчетностью подтверждены выпадающие доходы Общества по регулируемому виду деятельности за 2017 и 2018 гг., не учтенные ЛенРТК при установлении для него тарифов.

Отказ ЛенРТК учесть выпадающие доходы за 2017 год на основании принятого ФАС России решения от 06.08.2019 гг. об отказе в удовлетворении заявления АО «Газпром теплоэнерго» о разногласиях между Обществом и ЛенРТК по вопросу признания экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке на 2019 год выпадающих расходов за 2017 год по газу, углю, покупной тепловой энергии, амортизации, налогу на имущество, суд находит ошибочным, поскольку в данном случае ФАС России оценивался иной комплект обосновывающих документов, представленных Обществом в рамках установления тарифов на 2019 год. Указанное решение ФАС России не лишает регулируемую организацию права на корректировку тарифа с учетом образовавшихся выпадающих доходов в пределах трехлетнего расчетного периода регулирования.

Суд приходит к выводу о том, что приказ ЛенРТК от 19.12.2019 №506-п не соответствует в части законодательству в сфере теплоснабжения, нарушает права, законные интересы административного истца, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание отдельных его положений не действующими с момента вступления в силу судебного акта не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных ст. 3 КАС РФ. Принимая во внимание п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

Руководствуясь статьями ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административный иск АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19.12.2019 №507-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые филиалом акционерного общества «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов» в части установления тарифов на тепловую энергию (Приложение 1 к приказу), компонента на тепловую энергию в тарифе на горячую воду (Приложение 2 к приказу), долгосрочных параметров регулирования базового уровня операционных расходов на 2020 год (Приложение 3 к приказу).

Возложить на комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный данным решением недействующим нормативный правовой акт.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.А. Астапенко

Решение принято в окончательной форме 31.08.2021 года