Дело № 3а-51/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 15 мая 2018 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г.,
при секретаре Рожелюк А.Я.,
с участием прокурора Махмудова Э.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Ленинградская областная электросетевая компания» о признании недействующим в части приказа комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2017 года № 659-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года № 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области»,
установил:
27.12.2017 приказом комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее – ЛенРТК, орган регулирования) № 659-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года № 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области (далее – приказ № 659-п).
В таблице 1 «Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2018 год» приложения № 1 к приказу № 659-п для акционерного общества «Ленинградская областная электросетевая компания» (далее – АО «ЛОЭСК») необходимая валовая выручка (далее – НВВ), без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области указана в размере 6100000,10 тыс. руб.
В приложение 5 «НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)» к приказу № 659-п также указано, что размер НВВ без учета оплаты потерь для АО «ЛОЭСК» на 2018 год составляет 6100000,10 тыс. руб.
Указанный приказ ЛенРТК размещен 27.12.2017 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
АО «ЛОЭСК» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части приказа № 659-п и, с учетом уточнения заявленных требований, просило признать недействующим приказ № 659-п в части НВВ АО «ЛОЭСК», установленной приложениями 1 и 5 в размере 6100000 тыс. руб. с даты вступления решения суда в законную силу и обязать ЛенРТК принять новый нормативный правовой акт по вопросу установления, не позднее даты вступления решения суда в законную силу, для АО «ЛОЭСК» на 2018 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В обоснование заявленных требований АО «ЛОЭСК» указало, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит пунктам 7,16,37 и 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 и приказу ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э, поскольку ЛенРТК необоснованно не включены в состав НВВ АО «ЛОЭСК» на 2018 год экономически обоснованные расходы и недополученные доходы в размере 412149,96 тыс. руб. ЛенРТК необоснованно исключило из НВВ сумму превышения подконтрольных расходов по итогам деятельности за 2016 год над величиной подконтрольных расходов, определенных по фактическим значениям планируемых параметров расчета тарифа в размере 342722,7 руб. На 2016 год подконтрольные расходы установлены в размере 1817920 тыс. руб. Размер фактически понесенных в 2016 году подконтрольных расходов составил 2266981,68 тыс. руб. ЛенРТК признало экономически обоснованными по итогам 2016 года подконтрольные расходы в размере 1924258,95 тыс. руб. В нарушение формулы 7 Методических указаний № 98-э ЛенРТК исключило из НВВ АО «ЛОЭСК» на 2018 год корректировку неподконтрольных расходов по итогам 2016 года по страховым взносам в размере 33548,8 тыс. руб. В НВВ 2016 года отчисления на социальные нужды (страховые взносы) установлены в размере 223150,7 тыс. руб. Фактический размер отчислений на социальные нужды по итогам 2016 года составил 221912,5 тыс. руб. ЛенРТК признало экономически обоснованными по итогам 2016 года расходы по отчислениям на социальные нужды в размере 188363,8 тыс. руб. ЛенРТК неправильно рассчитало затраты АО «ЛОЭСК» на оплату электроэнергии, используемой на технологические нужды, что привело к уменьшению НВВ АО «ЛОЭСК» 2018 года на 35878,46 тыс. руб. А именно, при расчете средневзвешенной цены электрической энергии в зоне деятельности гарантирующего поставщика - ООО «РКС-энерго» на второе полугодие 2018 года принят заниженный коэффициент оплаты мощности. Использованная ЛенРТК в расчете сбытовая надбавка в зоне деятельности гарантирующего поставщика – АО «Петербургская сбытовая компания» не соответствует величине сбытовой надбавки, утвержденной приказом ЛенРТК от 27.12.2017 № 656-п. ЛенРТК не учтено в расчетах, что для гарантирующих поставщиков определены разные прогнозные величины предельного уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность).
В письменных объяснениях административным истцом дополнительно указано, что превышение подконтрольных расходов по факту 2016 года обусловлено выплатой дивидендов и процентов по кредитам. Согласно Методическим указаниям № 98-э перерасход подконтрольных расходов не подлежит исключению при корректировке НВВ, но в то же время не компенсируется сетевой организации. АО «ЛОЭСК» не просило учесть в составе НВВ 2018 года сумму 342722,7 тыс. руб. перерасхода подконтрольных расходов относительно уровня подконтрольных расходов, рассчитанных по фактическим параметрам, как экономически обоснованные расходы, понесенные в 2016 году и не учтенные ЛенРТК при установлении тарифа на 2016 год. Производя корректировку по статье расходов «социальные отчисления» ЛенРТК некорректно определил размер фонда оплаты труда и вместо ФОТ – 837039 тыс. руб. использовал ФОТ – 649585,98 тыс. руб.
В письменных возражениях ЛенРТК указало, что законодательством не предусмотрена возможность превышения фактический величины подконтрольных расходов регулируемых организаций над величиной подконтрольных расходов, определенной органом регулирования на соответствующий год в текущем долгосрочном периоде регулирования. Превышение фактической величины подконтрольных расходов над плановой в размере 342722,7 тыс. руб. обусловлено тем, что АО «ЛОЭСК» в 2016 году привлекались заемные средства в размере, превышающем предусмотренный в тарифе, что оценивается как экономически необоснованные расходы. Величина экономически обоснованных страховых взносов определена исходя из фактического фонда оплаты труда АО «ЛОЭСК» в 2016 году (33,76% от фактической величины подконтрольных расходов по итогам 2016 года в размере 2266981,7 тыс. руб.), фактических отчислений АО «ЛОЭСК» в 2016 году в страховые фонды (29% от фонда оплаты труда) и величины подконтрольных расходов АО «ЛОЭСК» на 2018 год с учетом проведенной корректировки – 1924258,9 тыс. руб. В целях определения величины затрат АО «ЛОЭСК» на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии ЛенРТК использована информация о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию (мощность) на 2018 год по состоянию на 01.11.2017. При этом, ЛенРТК прогнозировал равную стоимость оплаты потерь электрической энергии, отпускаемой гарантирующими поставщиками на территории Ленинградской области.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО «Ленэнерго», которое в письменном отзыве указало, что является «котлодержателем» на территории Ленинградской области и, если суд придет к выводу о необоснованном не включении ЛенРТК в НВВ АО «ЛОЭСК» на 2018 год заявленных сумм, то оспариваемый нормативный правовой акт также подлежит признанию недействующим в части установления: размера единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой прочим потребителям на 2018 год (пункты 1 и 2 приложения 1 к приказу № 659-п); величины, используемой при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области на 2018 год (пункты 1.1 и 1.2 таблицы 1 к приложению 1.1. приказа № 659-п); размера совокупного НВВ сетевых организаций на территории Ленинградской области на 2018 год в размере 21760490,67 тыс. руб. (строка «всего» таблица 1 приложения 1 к приказу № 659-п); размера индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между ПАО «Ленэнерго» и АО «ЛОЭСК» на 2018 год (пункт 1 приложения 6 к приказу № 659-п).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 настаивала на удовлетворении заявленных требований и поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении и письменных объяснениях. Полагала необоснованным применение разъяснений, изложенных в письме ФАС от 19.06.2017. Указала на несоответствие произведенной корректировке расходов на обязательные страховые взносы требованиям Методических указаний. Настаивала на том, что при определении цены потерь орган регулирования был обязан учесть утвержденный для гарантирующих поставщиков размер сбытовой надбавки.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Указала, что исключение из НВВ перерасхода подконтрольных расходов по итогам 2016 года соответствует позиции ФАС РФ. Корректировка расходов 2016 года на уплату обязательных страховых взносов произведена с учетом выявленного по результатам 2016 года факта превышения подконтрольных расходов. Полагала, что определением расходов на оплату потерь в сетях права административного истца не нарушены, поскольку в случае расчета указанных потерь способом предложенным административным истцом произойдет изменение учтенной сумму только в сторону уменьшения.
Представитель заинтересованного лица ФИО3 указал, что в случае удовлетворения заявленных административным истцом требований необходимо признать недействующими утвержденные оспариваемым нормативным правовым актом единые котловые тарифы, индивидуальные тарифы и совокупный НВВ.
Участвующий в деле прокурор прокуратуры Ленинградской области Махмудов Э.Т. в заключение указал, что требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку органом регулирования необоснованно исключен из НВВ АО «ЛОЭСК» перерасход подконтрольных расходов по факту 2016 года и корректировка неподконтрольных расходов по социальным отчислениям произведена с нарушением Методических указаний.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Исходя из положений ст.23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Статьей 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона.
В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274.
К полномочиям ЛенРТК в сфере электроэнергетики отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (п.2.1.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).
Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»
Согласно п.12 Правил организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов.
28.04.2017 АО «ЛОЭСК» обратилось в ЛенРТК с заявлением об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год и долгосрочных параметров регулирования на период 2018-2019 годы. АО «ЛОЭСК» просило установить на 2018 год НВВ, без учета оплаты потерь, в размере 8254006,7 тыс. руб.
Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами. Дело об установлении цены (тарифа) не открывается в случае применения регулирующими органами метода индексации (п.8,9 Правил).
10.05.2017 ЛенРТК направил АО «ЛОЭСК» извещение об открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям Ленинградской области на период 2018 года.
Согласно п.22 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.
Экспертами ЛенРТК подготовлено экспертное заключение, которым НВВ АО «ЛОЭСК» на 2018 год определена в размере 6100000,1 тыс. руб., расходы на компенсацию технологического расходы определены в размере 933954,95 тыс. руб.
Согласно п.25 Правил решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.
27.12.2017 на заседание правления ЛенРТК рассмотрен вопрос «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «ЛОЭСК», расположенным на территории Ленинградской области, на 2018 год». Правление ЛенРТК решило принять для расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии АО «ЛОЭСК» по Ленинградской области на 2018 год НВВ АО «ЛОЭСК» на содержание сетей в размере 6100000,1 тыс. руб., затраты на покупку электроэнергии на технологические нужды в размере 933955 тыс. руб.
27.12.2017 председателем ЛенРТК подписан приказ № 659-п, которым приказ от 30.12.2015 № 535-п дополнен приложениями 1.2., 2.2., 6.3 в соответствии с приложениями 1,2,6 к приказу № 659-п. Приложение 4 и 5 к приказу от 30.12.2015 № 535-п изложено в редакции приложения 4 и 5 к приказу № 659-п.
Указанный приказ ЛенРТК размещен 27.12.2017 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Таким образом, оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что административным истцом не оспаривалось.
Проверяя оспариваемый в части приказ № 659-п на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, следует отметить, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться такой принцип, как необходимость учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (ст.23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Указанный принцип конкретизирован в п.7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы), утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» согласно которого, при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе, выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности.
Согласно п.38 Основ тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э утверждены Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – Методические указания).
Согласно п.5 Методических указаний, в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, тарифы на услуги по передаче электрической энергии (далее - долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет (при установлении впервые тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования - на срок не менее чем три года)), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды (п.9 Методических указаний).
Пунктом 11 Методических указаний определено, что необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на очередной год долгосрочного периода регулирования определяется по формуле (2).
Одним из слагаемых указанной формулы являются расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний (тыс. руб.) и корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования.
При расчете вышеуказанных расходов учитывается корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра, размер которой определяется согласно формуле (7) Методических указаний.
Судом установлено, что АО «ЛОЭСК», при обращении в ЛенРТК 28.04.2017, просило определить НВВ на 2018 год с учетом компенсации незапланированных расходов /полученного избытка в размере 1611403,7 тыс. руб.
В направленных в ЛенРТК 06.12.2017 скорректированных предложениях АО «ЛОЭСК» снизило размер компенсации незапланированных расходов /полученного избытка до 1401868,8 тыс. руб. В том числе, по указанной статье расходов, АО «ЛОЭСК» просило учесть, корректировку неподконтрольных расходов в размере 1050236,9 руб. В состав указанной корректировке АО «ЛОЭСК» просило учесть корректировку со знаком «-» по отчислениям на социальные нужды в размере 1238,2 тыс. руб. в связи с тем, что по результатам 2016 года размер отчислений на социальные нужды составил 221912,5 тыс. руб., при утвержденных на 2016 год 223150,7 тыс. руб.
Экспертами ЛенРТК при расчете НВВ организации принята компенсация незапланированных расходов /полученного избытка в размере 608080,4 тыс. руб.
При этом, произведена корректировка НВВ, связанная с нецелевым расходованием денежных средств, учтенных при тарифном регулировании (перерасход подконтрольных расходов) со знаком «-» в размере 342722,7 руб.
В экспертном заключении указано, что сумма в размере 342722,7 руб. исключена из состава НВВ на 2018 год как перерасход подконтрольных расходов, профинансированный за счет регулируемого вида деятельности, не обусловленный изменений состава оборудования и индекса потребительских цен. Порядок расчета указанной суммы в экспертном заключении не приведен.
Из представленного административным ответчиком письменного отзыва и показаний допрошенной в качестве свидетеля М.И.В,, составившей экспертное заключение, следует, что на 2016 году подконтрольные расходы АО «ЛОЭСК» определены в размере 1817920,1 тыс. руб. По итогам 2016 года размер подконтрольных расходов АО «ЛОЭСК» составил 2266981,7 тыс. руб.
Корректировка подконтрольных расходов 2016 года определена экспертами ЛенРТК в размере 106338,9 тыс. руб., с учетом объема условных единиц, признанных экспертами ЛенРТК экономически обоснованными.
С учетом указанной корректировки рассчитана экономически обоснованная величина подконтрольных расходов АО «ЛОЭСК» на 2016 год - 1924259 тыс. руб. (1817920,1 тыс. руб. + 106338,9 тыс. руб.).
Превышение фактической величины подконтрольных расходов над плановой на 2016 год составило 342722,7 тыс. руб. (2266981,7 тыс. руб. - 1924259 тыс. руб.).
Признавая подконтрольные расходы 2016 года в указанном размере экономически необоснованными расходами, орган регулирования руководствовался положениями п.7 Основ и разъяснениями, содержащимися в письме ФАС России от 19.06.2017 «О формировании расходов на второй и последующий долгосрочные периоды регулирования».
Однако, письмо ФАС России от 19.06.2017 разъясняет порядок определения базового уровня подконтрольных расходов на первый год второго и последующих долгосрочных периодов регулирования. Оснований применять указанные разъяснения к расчету НВВ АО «ЛОЭСК» на четвертый год второго долгосрочного период регулирования не имеется.
Из положений п.7 Основ следует, что для отнесения расходов организаций к экономически необоснованным расходам необходимо установить, что данные расходы не связаны с осуществлением регулируемой деятельности и данные расходы покрыты за счет поступлений от регулируемой деятельности.
В п.23 Правил указано, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.
Однако, в экспертном заключении отсутствует как какой-либо анализ экономической обоснованности превышения АО «ЛОЭСК» подконтрольных расходов в 2016 году, так и анализ того, за счет каких поступлений АО «ЛОЭСК» покрыто в 2016 году превышение подконтрольных расходов.
При этом суд учитывает, что АО «ЛОЭСК» просило при расчете тарифа на 2018 года произвести корректировку подконтрольных расходов 2016 года, в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифа, только в размере 162973,6 тыс. руб. Расходы в размере 342722,7 тыс. руб. к включению в состав НВВ 2018 года АО «ЛОЭСК» не заявлялись.
Следовательно, исключение из НВВ АО «ЛОЭСК» на 2018 год суммы в размере 342722,7 тыс. руб. выполнено ЛенРТК с нарушением как требований п.7 Основ, так и положений ст.23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Корректировка отчислений на социальные нужды экспертами ЛенРТК принята со знаком «-» в размере 34787 тыс. руб. исходя из экономически обоснованного размера отчислений на социальные нужды в 2016 году, который по мнению экспертов ЛенРТК составил 188363,8 тыс. руб.
В экспертном заключении указано, что величина экономически обоснованных обязательных страховых взносов в 2016 году ЛенРТК определена с учетом величины подконтрольных расходов, скорректированных с учетом изменения состава оборудования и индекса потребительских цен, доли заработной платы в составе подконтрольных расходов и фактически сложившегося уровня отчислений в страховые фонды.
Из представленного административным ответчиком письменного отзыва и показаний свидетеля М.И.В, следует, что по данным АО «ЛОЭСК» по итогам 2016 года фонд оплаты труда составил 765281,4 тыс. руб., что составляет 33,76 % от размера подконтрольных расходов 2266981,7 тыс. руб. Отчисления в страховые фонды составили 221912,5 тыс. руб., что составляет 29 % от фонда оплаты труда.
Определяя величину экономически обоснованных обязательных страховых взносов в 2016 году эксперты ЛенРТК рассчитали фонд оплаты труда в размере 649585,98 тыс.руб., исходя из экономически обоснованной величины подконтрольных расходов АО «ЛОЭСК» на 2016 год в размере 1924259 тыс.руб. и сложившегося по факту 2016 года процентного отношения 33,76%.
Применяя сложившиеся по итогам 2016 года соотношение обязательных страховых взносов к фонду оплаты труда (29%) к рассчитанному экспертами ЛенРТК фонду оплаты труда в размере 649585,98 тыс.руб., был определен экономически обоснованный размер обязательных страховых взносов.
Применение указанного подхода к корректировке расходов на обязательные страховые взносы административным ответчиком обосновано превышением АО «ЛОЭСК» подконтрольных расходов относительно плановой величины.
Вместе с тем, превышение в 2016 году подконтрольных расходов произошло не счет увеличения фонда оплаты труда. Напротив, по результатам 2016 года расходы на оплату труда не достигли плановых значений.
Следовательно, экспертами ЛенРТК при расчете фонда оплаты труда относительно рассчитанной экономически обоснованной величины подконтрольных расходов необоснованно применено сложившееся по итогам 2016 года соотношение фонда оплаты труда к размеру подконтрольных расходов.
Указанное привело к тому, что определенный экспертами ЛенРТК экономически обоснованный фонда оплаты труда 2016 года оказался меньше фонда оплаты труда определенного на базовый год долгосрочного периода регулирования.
Таким образом, выводы органа регулирования о том, что разница между фактически понесенными в 2016 году АО «ЛОЭСК» расходами на уплату обязательных страховых взносов и рассчитанной экспертами ЛенРТК экономически обоснованной величиной обязательных расходов является экономически необоснованными расходами организации основаны на предположениях и не подтверждаются анализом статистической и бухгалтерской отчетности АО «ЛОЭСК» за 2016 год.
Кроме того, формула (7) Методических указаний не предусматривает примененного органом регулирования способа корректировки неподконтрольных расходов.
Следовательно, расчет ЛенРТК корректировки расходов АО «ЛОЭСК» по оплате обязательных страховых взносов в 2016 году сделан с нарушением п.11 Методических указаний и п.7 Основ.
Согласно п.38 Основ, перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе, цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.
Пунктом 13 Методических указаний предусмотрено, что необходимая валовая выручка в части оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии в i-м году долгосрочного периода регулирования определяется по формуле (11), которая учитывает прогнозную цену (тариф) покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Судом установлено, что в направленных в ЛенРТК 06.12.2017 скорректированных предложениях АО «ЛОЭСК» предлагало принять при расчете тарифа затраты по статье «электроэнергия на технологические нужды» в размере 943,47 тыс. руб. исходя из объема потерь в электрической сети 375,14 млн.кВтч и прогноза ПУНЦЭМ (потери) на 2017-2019 в размере 2515,01 руб./мвт.ч.
Расходы АО «ЛОЭСК» на 2018 год на оплату электрической энергии, используемой на технологические нужды (потери), экспертами ЛенРТК определены в сумме 933954,95 тыс.руб., исходя из годового расхода на технологические нужды на уровне 381,4072 млн кВт.ч. Ставка по оплате объема расхода электрической энергии на технологические нужды в сетях АО «ЛОЭСК» рассчитана с учетом стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке электрической энергии, прогнозируемой ОАО «АТС», тарифов на услуги, оказываемые ОАО «ЦФР», и величины сбытовой надбавки АО «Петербургская сбытовая компания» и ООО «РКС-энерго» на территории Ленинградской области.
Следовательно, административным истцом фактически оспаривается только принятая величина цены потерь (тарифа на покупку потерь), спор в части утвержденного нормативного объема потерь электрической энергии между сторонами отсутствует.
При этом, как следует из письменного отзыва административного ответчика и пояснений свидетеля М.И.В,, АО «ЛОЭСК» осуществляет свою деятельность в зоне двух гарантирующих поставщиков – ООО «РКС-энерго» и АО «Петербургская сбытовая компания». В связи с тем, что на момент подготовки экспертного заключения отсутствовали сведения о размере сбытовой надбавки для указанных организаций, то стоимость потерь в зоне указанных гарантирующих поставщиков была определена в равном размере - на первое полугодие 2018 года в размере 2,34 руб./кВТ.ч., на второе в размере 2,57 руб./кВТ.ч.
Доводы административного истца о том, что орган регулирования был обязан учесть при расчете расходов по оплате электрической энергии, используемой на технологические нужды (потери), утвержденный в один день с оспариваемым приказом № 659-п другим приказом размер сбытовой надбавки, основаны на неправильном применении Методических указаний, которые не содержат подобных положений.
При этом, суд учитывает положения п.37 Основ, согласно которому в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 настоящего документа, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом отклонения уровня расходов сетевых организаций на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям от установленного уровня в зависимости от изменения цены покупки электрической энергии сетевой организацией в целях компенсации технологического расхода электрической энергии.
Кроме того, оспариваемым нормативным правовым актом непосредственно размер расходов АО «ЛОЭСК» в 2018 году на оплату потерь электрической энергии не утвержден и административным истцом заявлены требования о признании указанного акта недействующим только в части НВВ без учета оплаты потерь.
Следовательно, предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела является только законность определения органом регулирования размера НВВ без учета оплаты потерь, в связи с чем, доводы административного истца о необоснованном расчете потерь предметом рассмотрения не являются.
Поскольку в оспариваемой части приказ № 659 –п противоречит положениям ст.23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.7 Основ, Методическим указаниям, то административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд учитывает положения ст.215 КАС РФ, согласно которой по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, то приказ № 659-п подлежит признанию не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части, может быть возложена судом на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, в случае выявления недостаточной правовой урегулированности административных и иных публичных правоотношений в связи с отменой оспариваемого акта.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом в силу части 1 статьи 16 КАС РФ выводы суда, изложенные в решении по делу об оспаривании нормативного правового акта в сфере тарифного регулирования, подлежат учету органом, на который возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт. Однако определение размера НВВ, на основании которого рассчитывается тариф, находится в компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
При обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 4500 руб.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Следовательно, действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
Принимая во внимание, что решение вынесено в пользу административного истца, то понесенные административным истцом судебные расходы на уплату государственной пошлины подлежат взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Ленинградская областная электросетевая компания» удовлетворить
Признать недействующими, с даты вступления решения суда в законную силу, приложения 1 и 5 к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2017 года № 659-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года № 535-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области» в части установления необходимой валовой выручки акционерного общества «Ленинградская областная электросетевая компания» на 2018 год в размере 6100 000,10 тыс. рублей.
Возложить на комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2017 года № 659-п в отмененной части.
Взыскать с комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области в пользу акционерного общества «Ленинградская областная электросетевая компания» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья С.Г. Ночевник
Решение в окончательной форме изготовлено 18 мая 2017 года.