НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 08.07.2015 № 7-913/2015

Дело № 7-913/2015

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 08 июля 2015 года

Судья Ленинградского областного суда Лебедев А.В.,

при секретаре Порохневе В.И.

рассмотрев жалобу законного представителя ООО «В» - генерального директора В.Р.П., на решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 5 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 5 мая 2015 года ООО «В» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

На вышеуказанное постановление законным представителем ООО «В» В.Р.П., подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, производство по делу – прекратить. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно установлено, что ООО «В» не воспользовалось своим правом осмотра товаров перед их декларированием, указанный вывод суда является бездоказательным. При декларировании товаров общество руководствовалось сопроводительными документами, предоставленными изготовителем-грузоотправителем, сведениями, содержащимися в контракте от ДД.ММ.ГГГГ с приложением, упаковочном листе, декларации о соответствии, инвойсе, из которых следовало, что ввозится товар «Посуда столовая, кухонная из тонкой керамики, чашка с блюдцем в комплекте, в подарочной упаковке, Арт. PS2-3G». По мнению подателя жалобы, экспертное заключение ЦЭКТУ от ДД.ММ.ГГГГ основывается на методе, который не отражает совокупность отличительных признаков многовидных керамических изделий, таможенным экспертом не исследовались и не отражены в выводах показатели и признаки, присущие фарфоровым изделиям. Судом первой инстанции неправомерно проигнорирован имеющийся в материалах дела Протокол испытаний ИЦ «Питон», необоснованно отказано в назначении по делу независимой судебной экспертизы, чем нарушен принцип доступа к правосудию.

Выслушав объяснения защитника ООО «В» К.В.В., который доводы жалобы поддержал в полном объеме, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения решения.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (ч. 2).

Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (ч. 3).

Согласно ч. 1 ст. 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии таможенного союза.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.

Сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации на товары и транзитной декларации в зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров, лиц, их перемещающих, вида транспорта, могут сокращаться решением Комиссии таможенного союза либо законодательством государств - членов таможенного союза, если это предусмотрено решением Комиссии таможенного союза.

Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.

В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются настоящим Кодексом или решением Комиссии таможенного союза.

Таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссии таможенного союза.

Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено настоящим Кодексом, решением Комиссии таможенного союза либо законодательством государств - членов таможенного союза в случаях, предусмотренных решением Комиссии таможенного союза.

Структура и формат электронной копии таможенной декларации, а также порядок ее представления и использования определяются решением Комиссии таможенного союза.

В силу ч. 1 ст. 180 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что в декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде:

1) заявляемая таможенная процедура;

2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;

3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

5) сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость;

6) сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом; сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; сведения о соблюдении ограничений; сведения о производителе товаров; сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру; сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса; сведения о лице, составившем декларацию на товары; место и дата составления декларации на товары.

Статья 183 ТК ТС устанавливает, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу ст. 187 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе:

1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;

2) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 настоящего Кодекса;

3) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;

4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров;

5) представлять в соответствии с настоящим Кодексом документы и сведения в виде электронных документов;

6) обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;

7) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;

8) пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.

Статья 188 ТК ТС закрепляет, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:

1) произвести таможенное декларирование товаров;

2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;

3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;

4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом;

5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;

6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

В силу ч. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Из анализа вышеуказанных положений в совокупности с основными началами таможенного законодательства следует, что при декларировании товаров декларант обязан заявлять достоверные сведения о товарах, без занижения размера таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате.

Согласно ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ через таможенный пост Многосторонний автомобильный пункт пропуска Светогорск Выборгской таможни по въезду на таможенную территорию Таможенного союза из Финляндии прибыла автомашина регистрационный номер с товаром.

В соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита ДД.ММ.ГГГГ данные товары были направлены на Светогорский таможенный пост Выборгской таможни (<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ указанные товары были доставлены и помещены на склад временного хранения общества с ограниченной ответственность «ТЛ» (<адрес> для таможенного контроля.

В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ, в 14 часов 10 минут в соответствии со ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза генеральным директором ООО «В» В.Р.П. в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Светогорского т/п была подана декларация на товары (в соответствии с таможенной процедурой ИМ-40 – выпуск для внутреннего потребления) с использованием электронной формы декларирования, оформленная в соответствии с Решением Комиссии таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями), в 14 часов 14 минут декларация на товары зарегистрирована в отделе таможенного оформления и таможенного контроля Светогорского т/п, с присвоением номера .

Генеральным директором ООО «В» в соответствии с пунктом 8 Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утвержденной приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ, были предоставлены в электронной форме к таможенному оформлению следующие документы: декларация на товары , опись документов к декларации на товары , копия товаротранспортной накладной (CMR) / от ДД.ММ.ГГГГ, копия счета-фактуры (invoice) № от ДД.ММ.ГГГГ, копия контракта от ДД.ММ.ГГГГ, декларация таможенной стоимости , копия паспорта сделки .

На основании п.п. 1 ст. 187 ТК ТС декларант имеет право осматривать товары, находящиеся под таможенным контролем, выполнять грузовые операции с указанными товарами. До подачи таможенному органу декларации на товары ООО «В» указанными правами не воспользовалось.

В декларации на товары заявлен товар: «посуда столовая, кухонная из тонкой керамики, чашка с блюдцем в комплекте, в подарочной упаковке», классифицируемый ко<адрес> соответствии с ЕТН ВЭД ТС (ставка ввозной таможенной пошлины 16,8 %), страна происхождения Китай, вес брутто <данные изъяты>,5 кг, нетто 8392,85 кг, количество - <данные изъяты> шт.

На основании поручения на досмотр в соответствии со ст. 116 ТК ТС на СВХ ООО «ТЛ» был проведен таможенный досмотр товара, указанного в декларации на товары в объеме 100 %.

В результате досмотра (акт таможенного досмотра , досмотр закончен ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 30 минут) проведенного в присутствии представителя ООО «В», установлено, что по количеству задекларированный по декларации на товары товар соответствует фактически перемещаемому товару. Вес нетто, определенный расчетным способом, составляет <данные изъяты> кг, вес брутто, определенный фактическим взвешиванием, составляет <данные изъяты> кг. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № б/н генеральный директор ООО «В» отказался от корректировки весовых характеристик, заявленных в декларации на товары.

На основании ст. 144 ТК ТС были взяты образцы товара, задекларированного по декларации на товары .

При взятии проб и образцов представитель ООО «В» претензий не имел.

Руководствуясь ст. 138 ТК ТС, для определения наименования товара и его классификации в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза была назначена таможенная экспертиза товаров, отобранных в качестве образцов.

Руководствуясь ст. 198 ТК ТС, ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен выпуск товара, задекларированных по декларации на товары до получения результатов таможенной экспертизы по таможенной расписке

ДД.ММ.ГГГГ на Светогорский таможенный пост поступило заключение эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала центрального экспертно-криминалистического таможенного управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из заключения Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления года от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представленные на исследование образцы являются керамической посудой из фарфора (л.д. 41-43).

Для определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД ТС указанное заключение эксперта вместе с копиями комплектов документов были направлены в отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров службы федеральных таможенных доходов Выборгской таможни (далее ОТН и ПТ СФТД).

ДД.ММ.ГГГГ на Светогорский таможенный пост поступила служебная записка ОТН и ПТ СФТД, в которой сообщалось следующее: «с учетом заключения таможенного эксперта ЭКС ЦЭКТУ г. СПб от ДД.ММ.ГГГГ представляют собой столовую посуду из фарфора, покрытую глазурью, предназначенную для применения напитков». В соответствии с ОПИ и ТН ВЭД товар следует классифицировать в подсубпозиции 6911 10 000 0 ТН ВЭД ТС, ставка ввозной таможенной пошлины на ДД.ММ.ГГГГ - 16,8 %. При ввозе данного товара взимается специальная пошлина в размере <данные изъяты> доллара США за <данные изъяты> кг.

ДД.ММ.ГГГГ принято решение о классификации товара в подсубпозиции 6911100000 в соответствии с ЕТН ВЭД ТС (решение от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, сумма таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате по декларации на товары , должна составлять <данные изъяты> рублей вместо заявленных <данные изъяты> рублей.

Вследствие недостоверно указанных сведений об описании, классификационном коде по НТ ВЭД ТС товара , ООО «В» при декларировании товара не была уплачена специальная пошлина, сумма подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов заявлена на рублей меньше.

Следовательно, заявленные ООО «В» в декларации на товары сведения о товаре являются недостоверными.

Таким образом, ООО «В» при декларировании товара в декларации на товары заявило недостоверные сведения об описании, классификационном коде по ЕНТ ВЭД ТС, послужившие основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин и налогов в размере , то есть совершило действия, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Вина юридического лица в совершении указанного административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, копиями декларации на товары (л.д. 9-10), копия контракта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-16), инвойса № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17), товаротранспортной накладной (CMR) / от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), акта таможенного досмотра (л.д. 22-23), заключения таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-42), служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ (44), уставных регистрационных документов, другими доказательствами по делу.

Вывод судьи о наличии вины ООО «В» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.

Административное наказание назначено ООО «В» в пределах санкции, установленной ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, данных об имущественном положении юридического лица, и с соблюдением требований ст. ст. 3.10, 4.1, 4.2 КоАП РФ.

К доводам законного представителя ООО «В» о том, что судом первой инстанции неправильно установлено, что ООО «В» не воспользовалось своим правом осмотра товаров перед их декларированием, тогда как при декларировании товаров ООО «В» руководствовалось сопроводительными документами, предоставленными изготовителем-грузоотправителем, сведениями, содержащимися в контракте от ДД.ММ.ГГГГ с приложением, упаковочном листе, декларации о соответствии, инвойсе, из которых следовало, что ввозится товар «Посуда столовая, кухонная из тонкой керамики, чашка с блюдцем в комплекте, в подарочной упаковке, Арт. PS2-3G», что, по мнению законного представителя является надлежащим осмотром и освобождает ООО «В» от административной ответственности, суд относится критически, так как ООО «В» при совершении таможенных операций должно было, но не воспользовалось своим правом привлечения экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах, в связи с чем взяло на себя ответственность за соответствие действительности сведений о товарах, подлежащих декларированию, что свидетельствует о наличии вины ООО «В» в совершении вышеуказанного административного правонарушения в форме неосторожности.

Представленный ООО «В» протокол испытаний ИЦ «Питон» ОАО «НПО стеклопластик» э от ДД.ММ.ГГГГ юридического значения для рассмотрения настоящего дела не имеет, так как из указного протокола не следует, что исследование проводились по вышеуказанной посуде, которую ООО «В» задекларировало в таможенном органе (л.д. 161-165).

Кроме того, указанное заключение не содержит исследовательской части, позволяющей проверить выводы специалиста, при производстве исследования специалист не был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 19.26 КоАП РФ, что вызывает сомнения в достоверности указанного заключения и является основанием для признания указанного протокола испытаний недопустимым доказательством.

Доводы законного представителя о том, что судом незаконно отказано в назначении по делу независимой судебной экспертизы, чем нарушен принцип доступа к правосудию, является несостоятельными, так как оснований для проведения экспертизы не имеется, в силу того, что заключение Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления года от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-43) обоснованно и соответствует требованиям закона, экспертиза проведена в пределах своей компетенции экспертом, незаинтересованным в исходе дела, которому нет оснований не доверять и который предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 19.26 КоАП РФ, выводы эксперта не содержат противоречий. Кроме того в процессе исследования эксперт руководствовался в том числе ГОСТом 28390-89 «Изделие фарфоровые. Технические условия», ГОСТом Р 54575-2011 «Посуда фарфоровая. Технические условия», на соответствии которым задекларированной посуды просил провести товароведческую экспертизу законный представитель ООО «В».

Остальные доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые всесторонне и полно проверены судом с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ и не влияют на правильность вывода суда о виновности ООО «В» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.16.2 КоАП РФ, опровергаются совокупностью исследованных по делу доказательств.

Существенных нарушений норм процессуального права при производстве по делу, позволяющих рассматривать постановление суда как незаконное и необоснованное, по делу не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 5 мая 2015 года оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «В» – генерального директора В.Р.П. – без удовлетворения.

Судья:

судья Б.В.В.