Дело № 7-460/2022
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 08 июня 2022 года
Судья Ленинградского областного суда Смирнов А.С.,
при секретаре Ропотовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» ФИО1 на решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 03 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области от 11 ноября 2021 года генеральный директор ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области (далее - Инспекция) также выдано генеральному директору ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» ФИО1 представление от 11.11.2021 № об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 03 марта 2022 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе ФИО1 просит об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава правонарушения, а также указывает о процессуальных нарушениях по делу.
В судебное заседание ФИО1 и его защитник Федоров Д. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области на основании поручения от 19.08.2021 № 370 проведены мероприятия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Закон № 54-ФЗ) в отношении ООО «Вест-Сервис», в ходе которых установлено, что 19.08.2021 в автотранспортном средстве (автобусе) ПАЗ, регистрационный знак №, принадлежащем ООО «Вест-Сервис» при расчете наличными деньгами за оказание услуги по перевозке пассажиров по маршруту № 529 г.Гатчина, ул.7 армии (остановка) - г.Гатчина - Варшавский Вокзал (остановка), и находящемся в момент осуществления расчета по адресу: <адрес> стоимостью 28 руб. 00 коп. за проезд двух пассажиров на общую сумму 56 руб. 00 коп. водитель ООО «Вест-Сервис» ФИО9 не применил ККТ; не реализовал (т.е. не выдал, не предоставил) проездные документы (билеты) или талоны для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета; не обеспечил отражение QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя, а также не предоставил бланк документа с напечатанным на нем таким QR-кодом; не обеспечил возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код; кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе не выдал (не направил).
В салоне транспортного средства на момент расчета отсутствовала контрольно-кассовая техника, устройство для формирования билета, содержащего сведения, достаточные для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет» кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, а также отсутствуют проездные документы (билеты) содержащие сведения, достаточные для идентификации и бесплатного получения кассового чека в электронной форме через Интернет-ресурсы оператора фискальных данных или налогового органа.
Таким образом, Инспекцией установлено нарушение генеральным директором ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» ФИО1, которым не приняты должные меры по соблюдению и контролю за выполнением требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники, пунктов 1, 2, 3, 3.1, подпункта 1 пункта 5.1, подпункта 3 пункта 5.6, пунктов 5.7, 5.8, 5.9 статьи 1.2, пунктов 1, 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ.
Результаты проверки отражены в акте от 25.08.2021 № и в приложении к акту от 19.08.2021.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении генерального директора ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» ФИО1 протокола от 13.09.2021 № об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Должностное лицо Инспекции и судья городского суда пришли к верному выводу о наличии в действиях генерального директора ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» ФИО1 состава вмененного административного правонарушения, при этом судья не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ, пользователь в целях исполнения обязанности, указанной в пункте 2 настоящей статьи, вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).
Согласно пункту 3.1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ в случае, если обязанность по предоставлению кассового чека (бланка строгой отчетности) обеспечивается путем отражения QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати такого QR-кода на бланке документа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, получение кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме с реквизитами, предусмотренными статьей 4.7 настоящего Федерального закона, осуществляется покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса уполномоченного органа, порядок использования которого определяется уполномоченным органом, или официального программного средства уполномоченного органа для мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства (далее - мобильное приложение уполномоченного органа) путем считывания указанного QR-кода с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента), который обеспечивает доступ покупателя (клиента) к такому информационному сервису уполномоченного органа или указанному мобильному приложению уполномоченного органа.
Кассовый чек (бланк строгой отчетности), полученный покупателем (клиентом) в соответствии с настоящим пунктом, в том числе распечатанный им на бумажном носителе, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), полученному на бумажном носителе или в электронной форме.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5.6 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в том числе при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 настоящей статьи
Согласно пункту 5.8 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
В силу пункта 5.7 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ в случаях, предусмотренных пунктом 5.6 настоящей статьи, обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем одним из следующих способов:
1) путем направления покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) может быть бесплатно получен покупателем (клиентом);
2) путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.
Пунктом 5.9 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ также предусмотрено, что при осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.
Как установлено Инспекцией в ходе проверки и подтверждается материалами дела, в нарушение вышеприведенных требований Закона № 54‑ФЗ ООО «Вест- Сервис» при оказании услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом 19.08.2021 в 11 часов 00 минут осуществило расчет наличными деньгами с пассажиром ФИО20 на общую сумму 56 руб. 00 коп. без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи (без направления) кассового чека или бланка строгой отчетности (билета) на бумажном носителе, а равно:
- не реализовал (т.е. не выдал, не предоставил) проездные документы (билеты) или талоны для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета;
- не обеспечил отражение QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя, а также не предоставил бланк документа с напечатанным на нем таким QR-кодом;
- не обеспечил возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.
Законом № 54-ФЗ предусмотрено исполнение обязанности по применению контрольно-кассовой техники при наличии прямой связи непосредственно произведенного расчета, между пассажиром (клиентом) и организацией (индивидуальным предпринимателем), с возможностью получения клиентом кассового чека в момент расчёта или по QR-коду, отраженному на дисплее компьютерного устройства пользователя, либо по напечатанному QR-коду на бланке документа, либо по QR-коду, отраженному на дисплее мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства, либо по выданному (предоставленному) проездному документу (билету) или по талону для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе со сведениями, достаточными для идентификации и бесплатного получения кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.
Если кассовый чек в момент расчёта не выдается клиенту или QR-код не отражается на дисплее компьютерного устройства пользователя, либо не печатается QR-код на бланке документа, либо QR-код не отражается на дисплее мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства, либо не выдается (не представляется) проездной документ (билет) или талон для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе со сведениями, достаточными для идентификации и бесплатного получения кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, то клиент не имеет возможность получить кассовый чек в порядке, установленном Законом №54-ФЗ.
Факт нарушения требований статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ установлен административным органом и судом и подтверждается материалами дела, в том числе: актом проверки 25.08.2021 № с приложением от 19.08.2021, объяснениями водителя ФИО21 (протокол опроса свидетеля от 19.08.2021), видеозаписью от 19.08.2021.
Доводы о том, что билеты на бумажном носителе выдаются по просьбе (требованию) пассажира, не могут быть приняты во внимание ввиду того, что Законом № 54-ФЗ установлена обязанность по реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, вне зависимости от просьбы покупателя (клиента) выдать билет на бумажном носителе.
Инспекцией установлено, что при расчете наличными деньгами с пассажиром ФИО23. за оказание услуги по перевозке пассажиров по маршруту №529 на общую сумму 56 руб. 00 коп. (за проезд двух пассажиров) водитель ООО «Вест-Сервис» ФИО25 вообще не выдал билеты, в связи с чем у Инспекции отсутствует возможность получения кассовых чеков в электронной форме, так как отсутствуют данные билета (номер билета, серия), которые необходимо ввести на сайте ООО «Вест-Сервис» (WWW.VEST-SERVICE.RU) для получения кассового чека в электронной форме. Учитывая изложенное, доводы о том, что информация о чеке была размещена на сайте транспортной компании в соответствии с пунктом 5.9 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ не могут быть приняты во внимание ввиду того, что проездные документы (билеты) вообще не были выданы при расчете, а значит и кассовые чеки на проезд пассажиров не оформлялись.
ФИО1, являясь генеральным директором ООО «Вест-Сервис», осуществляя контроль за деятельностью общества, наделенный полномочиями по исполнению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, несущий ответственность за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, не принял должные меры по соблюдению и контролю за выполнением требований указанного законодательства, то есть ненадлежащим образом отнесся к исполнению своих служебных обязанностей, что повлекло возникновение вышеуказанного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы факт совершения генеральным директором ООО «Вест-Сервис» ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, оценка которым дана в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, осуществление мероприятий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ проводилось Инспекцией на основании поручения от 19.08.2021 № 370, с которым был ознакомлен водитель ФИО30 что подтверждается его подписью в поручении от 19.08.2021 № 370.
Ссылки на нарушение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) подлежат отклонению, поскольку положения Закона №294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере (пункт 3 части 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ).
В соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденным приказом Минфина России от 17.10.2011 № (далее - Административный регламент), результаты контрольных мероприятий отражены в акте проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники от 25.08.2021 № и в приложении к акту от 19.08.2021
Приложение к Акту проверки от 19.08.2021 №, в котором также отражено, что законному представителю необходимо явиться 25.08.2021 в Инспекцию для дачи объяснений и подписания акта проверки, получено ФИО2 (работником ООО «Вест-Сервис»), присутствовавшим при проведении проверки. Административным регламентом не предусмотрено обязательное составление акта проверки непосредственно в момент выявления правонарушения, в связи с чем Инспекцией правомерно был составлен акт проверки в окончательной форме 25.08.2021, приложением к которому является акт, составленный 19.08.2021 при выявлении правонарушения с участием водителя ООО «Вест-Сервис».
Акт проверки № от 25.08.2021 вместе с приложением к акту проверки от 19.08.2021 и с уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлены 27.08.2021 по почте заказным письмом в адрес генерального директора ООО «Вест-Сервис» ФИО1 и получены им 31.08.2021 (отправление с почтовым идентификатором №).
Учитывая изложенное, протокол об административном правонарушении от 13.09.2021 № правомерно составлен в отсутствие ФИО1 в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, а копия протокола об административном правонарушении также направлена в адрес ФИО1 (отправление с почтовым идентификатором №)
Определение от 27.09.2021 с указанием времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлено в адрес ФИО1 и получено 05.10.2021 (отправление с почтовым идентификатором №).
В этой связи и вопреки доводам жалобы не имеется оснований считать, что материалы дела не содержат доказательств надлежащего извещения ФИО1
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.5, 4.1, 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения должностного лица, является справедливым и соразмерным содеянному.
Доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые всесторонне и полно проверены судом с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ и не влияют на правильность вывода суда о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается существенных нарушений процедуры привлечения ФИО1 к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемых постановления и решения.
Учитывая, что представление от 11.11.2021 № об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, генеральным директором ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» ФИО1 в Гатчинском городском суде Ленинградской области не обжаловалось одновременно с постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области от 11 ноября 2021 года по настоящему делу, то оснований для оценки его законности и обоснованности при рассмотрении жалобы на решение судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 03 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу генерального директора ООО «ВЕСТ-СЕРВИС» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья А.С. Смирнов
(Судья: А.В. Шаманина)