НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 08.06.2022 № 7-439/2022

Дело № 7-439/2022

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 08 июня 2022 года

Судья Ленинградского областного суда Смирнов А.С.,

при секретаре Ропотовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Транс-Балт» Пискуна Дмитрия Аркадьевича на решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 03 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области от 14 октября 2021 года генеральный директор ООО «Транс-Балт» Пискун Д.А. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области (далее - Инспекция) также выдано генеральному директору ООО «Транс-Балт» Пискуну Д.А. представление от 14.10.2021 /ДЛ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 03 марта 2022 года постановление оставлено без изменения.

В жалобе Пискун Д.А. просит об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава правонарушения, а также указывает о процессуальных нарушениях по делу.

В судебное заседание Пискун Д.А. и его защитник Федоров Д. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области на основании поручения от 14.09.2021 № 414 проведены мероприятия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Закон № 54-ФЗ) в отношении ООО «Транс-Балт», в ходе которых установлено, что 14.09.2021 в автотранспортном средстве (автобусе) ПАЗ, регистрационный знак , принадлежащем ООО «Транс-Балт» при расчете наличными деньгами за оказание услуги по перевозке пассажиров по маршруту № 631 г.Гатчина, пр. 25 Октября, 6 – до г.Гатчина, площадь Варшавского вокзала, и находящемся в момент осуществления расчета по адресу: <адрес>, у <адрес> (автобусная остановка) стоимостью 30 руб. 00 коп. за проезд двух пассажиров на общую сумму 60 руб. 00 коп. водитель ООО «Транс-Балт» ФИО1 не применил ККТ; не реализовал (т.е. не выдал, не предоставил) проездные документы (билеты) или талоны для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета; не обеспечил отражение QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя, а также не предоставил бланк документа с напечатанным на нем таким QR-кодом; не обеспечил возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код; кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе не выдал (не направил).

В салоне транспортного средства на момент расчета отсутствовала контрольно-кассовая техника, устройство для формирования билета, содержащего сведения, достаточные для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет» кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, а также отсутствуют проездные документы (билеты) содержащие сведения, достаточные для идентификации и бесплатного получения кассового чека в электронной форме через Интернет-ресурсы оператора фискальных данных или налогового органа.

Таким образом, Инспекцией установлено нарушение генеральным директором ООО «Транс-Балт» Пискуном Д.А., которым не приняты должные меры по соблюдению и контролю за выполнением требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники, пунктов 1, 2, 3, 3.1, подпункта 1 пункта 5.1, подпункта 3 пункта 5.6, пунктов 5.7, 5.8, 5.9 статьи 1.2, пунктов 1, 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ.

Результаты проверки отражены в акте от 15.09.2021 № 200146 и в приложении к акту от 14.09.2021.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении генерального директора ООО «Транс-Балт» Пискуна Д.А. протокола от 29.09.2021 № 08-07/200146/ДЛ об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Должностное лицо Инспекции и судья городского суда пришли к верному выводу о наличии в действиях генерального директора ООО «Транс-Балт» Пискуна Д.А. состава вмененного административного правонарушения, при этом судья не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ, пользователь в целях исполнения обязанности, указанной в пункте 2 настоящей статьи, вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).

Согласно пункту 3.1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ в случае, если обязанность по предоставлению кассового чека (бланка строгой отчетности) обеспечивается путем отражения QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати такого QR-кода на бланке документа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, получение кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме с реквизитами, предусмотренными статьей 4.7 настоящего Федерального закона, осуществляется покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса уполномоченного органа, порядок использования которого определяется уполномоченным органом, или официального программного средства уполномоченного органа для мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства (далее - мобильное приложение уполномоченного органа) путем считывания указанного QR-кода с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента), который обеспечивает доступ покупателя (клиента) к такому информационному сервису уполномоченного органа или указанному мобильному приложению уполномоченного органа.

Кассовый чек (бланк строгой отчетности), полученный покупателем (клиентом) в соответствии с настоящим пунктом, в том числе распечатанный им на бумажном носителе, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), полученному на бумажном носителе или в электронной форме.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5.6 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в том числе при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 настоящей статьи

Согласно пункту 5.8 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

В силу пункта 5.7 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ в случаях, предусмотренных пунктом 5.6 настоящей статьи, обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем одним из следующих способов:

1) путем направления покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) может быть бесплатно получен покупателем (клиентом);2) путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.

Пунктом 5.9 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ также предусмотрено, что при осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.

Как установлено Инспекцией в ходе проверки и подтверждается материалами дела, в нарушение вышеприведенных требований Закона № 54‑ФЗ ООО «Транс-Балт» при оказании услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом 14.09.2021 в 10 часов 38 минут осуществило расчет наличными деньгами с пассажиром ФИО1 на общую сумму 60 руб. 00 коп. без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи (без направления) кассового чека или бланка строгой отчетности (билета) на бумажном носителе, а равно:

- не реализовал (т.е. не выдал, не предоставил) проездные документы (билеты) или талоны для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета;

- не обеспечил отражение QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя, а также не предоставил бланк документа с напечатанным на нем таким QR-кодом;

- не обеспечил возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.

Законом № 54-ФЗ предусмотрено исполнение обязанности по применению контрольно-кассовой техники при наличии прямой связи непосредственно произведенного расчета, между пассажиром (клиентом) и организацией (индивидуальным предпринимателем), с возможностью получения клиентом кассового чека в момент расчёта или по QR-коду, отраженному на дисплее компьютерного устройства пользователя, либо по напечатанному QR-коду на бланке документа, либо по QR-коду, отраженному на дисплее мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства, либо по выданному (предоставленному) проездному документу (билету) или по талону для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе со сведениями, достаточными для идентификации и бесплатного получения кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

Если кассовый чек в момент расчёта не выдается клиенту или QR-код не отражается на дисплее компьютерного устройства пользователя, либо не печатается QR-код на бланке документа, либо QR-код не отражается на дисплее мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства, либо не выдается (не представляется) проездной документ (билет) или талон для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе со сведениями, достаточными для идентификации и бесплатного получения кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, то клиент не имеет возможность получить кассовый чек в порядке, установленном Законом №54-ФЗ.

Факт нарушения требований статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ установлен административным органом и судом и подтверждается материалами дела, в том числе: актом проверки 15.09.2021 № 200146 с приложением от 14.09.2021, объяснениями водителя ФИО1 (протокол опроса свидетеля от 14.09.2021), видеозаписью от 14.09.2021.

Доводы о том, что билеты на бумажном носителе выдаются по просьбе (требованию) пассажира, не могут быть приняты во внимание ввиду того, что Законом № 54-ФЗ установлена обязанность по реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, вне зависимости от просьбы покупателя (клиента) выдать билет на бумажном носителе.

Инспекцией установлено, что при расчете наличными деньгами с пассажиром ФИО1 за оказание услуги по перевозке пассажиров по маршруту № 631 на общую сумму 60 руб. 00 коп. (за проезд двух пассажиров) водитель ООО «Транс-Балт» ФИО1 вообще не выдал билеты, в связи с чем у Инспекции отсутствует возможность получения кассовых чеков в электронной форме, так как отсутствуют данные билета (номер билета, серия), которые необходимо ввести на сайте ООО «Транс-Балт» (WWW.TRANSBALT-TK.RU) для получения кассового чека в электронной форме. Учитывая изложенное, доводы о том, что информация о чеке была размещена на сайте транспортной компании в соответствии с пунктом 5.9 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ не могут быть приняты во внимание ввиду того, что проездные документы (билеты) вообще не были выданы при расчете, а значит и кассовые чеки на проезд пассажиров не оформлялись.

Пискун Д.А., являясь генеральным директором ООО «Транс-Балт», осуществляя контроль за деятельностью общества, наделенный полномочиями по исполнению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, несущий ответственность за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники, не принял должные меры по соблюдению и контролю за выполнением требований указанного законодательства, то есть ненадлежащим образом отнесся к исполнению своих служебных обязанностей, что повлекло возникновение вышеуказанного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы факт совершения генеральным директором ООО «Транс-Балт» Пискуном Д.А. административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, оценка которым дана в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, осуществление мероприятий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ проводилось Инспекцией на основании поручения от 14.09.2021 № 414, с которым был ознакомлен водитель Шеркулов Т.Б., что подтверждается его подписью в поручении от 14.09.2021 № 414.

Ссылки на нарушение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) подлежат отклонению, поскольку положения Закона №294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере (пункт 3 части 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ).

В соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденным приказом Минфина России от 17.10.2011 №132н (далее - Административный регламент), результаты контрольных мероприятий отражены в акте проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники от 15.09.2021 № 200146 и в приложении к акту от 14.09.2021

Приложение к Акту проверки от 14.09.2021 № 200147, в котором также отражено, что законному представителю необходимо явиться 15.09.2021 в Инспекцию для дачи объяснений и подписания акта проверки, получено ФИО1 (работником ООО «Транс-Балт»), присутствовавшим при проведении проверки. Административным регламентом не предусмотрено обязательное составление акта проверки непосредственно в момент выявления правонарушения, в связи с чем Инспекцией правомерно был составлен акт проверки в окончательной форме 15.09.2021, приложением к которому является акт, составленный 14.09.2021 при выявлении правонарушения с участием водителя ООО «Транс-Балт».

Акт проверки № 200146 от 15.09.2021 вместе с приложением к акту проверки от 14.09.2021 и с уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлены 16.09.2021 по почте заказным письмом в адрес генерального директора ООО «Транс-Балт» Пискуна Д.А. и получены им 25.09.2021 (отправление с почтовым идентификатором 18830656092147).

Учитывая изложенное, протокол об административном правонарушении от 29.09.2021 /ДЛ правомерно составлен в отсутствие Пискуна Д.А. в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, а копия протокола об административном правонарушении с указанием времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении также направлена в адрес Пискуна Д.А. (отправление с почтовым идентификатором 18830656114610) и 13.10.2021 возвращена отправителю в связи с истечением срока хранения.

В этой связи и вопреки доводам жалобы не имеется оснований считать, что материалы дела не содержат доказательств надлежащего извещения Пискуна Д.А.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.5, 4.1, 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения должностного лица, является справедливым и соразмерным содеянному.

Доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые всесторонне и полно проверены судом с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ и не влияют на правильность вывода суда о виновности Пискуна Д.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.

Из материалов дела не усматривается существенных нарушений процедуры привлечения Пискуна Д.А. к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемых постановления и решения.

Учитывая, что представление от 14.10.2021 /ДЛ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, генеральным директором ООО «Транс-Балт» Пискуном Д.А. в Гатчинском городском суде Ленинградской области не обжаловалось одновременно с постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области от 14 октября 2021 года по настоящему делу, то оснований для оценки его законности и обоснованности при рассмотрении жалобы на решение судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 03 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу генерального директора ООО «Транс-Балт» Пискуна Дмитрия Аркадьевича – без удовлетворения.

Судья А.С. Смирнов

(Судья: А.В. Шаманина)