Дело № 3а-114/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 03 июня 2022 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А.
при секретаре Кирьяновой В.М.
с участием прокурора Чубуковой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Траст лес» о признании не действующим в части приказ комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.11.2018 года № 20 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Кировского лесничества Ленинградской области»,
УСТАНОВИЛ:
01.11.2018 года комитетом по природным ресурсам Ленинградской области издан приказ № 20 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Кировского лесничества Ленинградской области» (далее также – Лесохозяйственный регламент), опубликованный 02.11.2018 года на официальном интернет-портале правовой информации www.lenobl.ru.
Приказом комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 30.12.2021 года № 73 внесены изменения в Лесохозяйственный регламент.
Лесохозяйственный регламент разработан Северо-Западным филиалом ФГБУ «Рослесинфорг».
Лесохозяйственный регламент содержит краткую характеристику лесничества, виды разрешенного использования лесов (глава 1), нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов (глава 2), ограничения использования лесов (глава 3), приложения.
Общая площадь Кировского лесничества составляет 174925 га. В состав лесничества входят 9 участковых лесничеств. Расположение лесничеств показано на прилагаемой карте-схеме в приложении 9.
В соответствии с федеральным законодательством об объектах культурного наследия Российской Федерации, приказами комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 года № 01-03/18-46 и № 01-03/18-47 на территории Кировского лесничества утвержден предмет охраны объекта культурного наследия и установлены границы охранной зоны – достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда 1941-1944 гг.» (раздел 1.1.6.5. Лесохозяйственного регламента).
В разделе 1.1.6.5. Лесохозяйственного регламента приведена таблица 1.5.6 – Характеристика особо охраняемых объектов культурного наследия, которая содержит наименование особо охраняемой природной территории – «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда 1941-1944 гг.», площадь объекта 25000 га, основание – приказы комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 года № 01-03/18-46 и № 01-03/18-47, а также перечень кварталов участковых лесничеств:
Мгинское участковое лесничество (северная часть) кварталы №;
Мгинское участковое лесничество (южная часть) кварталы №;
Березовское (северная часть) кварталы №;
Шумское участковое лесничество квартал №ч.
Кроме этого, в данной таблице приводится следующий режим ведения хозяйства:
хозяйственная деятельность осуществляется с учетом соблюдения требований режима особой охраны объекта культурного наследия в соответствии с приложением 2 приказа комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 года № 01-03/18-47 и иными требованиями действующего законодательства в области охраны и использования объектов культурного наследия;
на территории указанного объекта культурного наследия использование лесов в целях заготовки древесины не допускается;
разрешаются необходимые мероприятия по уходу за лесами и лесовосстановлению (л.д. 201-223 т.1).
Расположение объекта культурного наследия «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда 1941-1944 гг.» показано на прилагаемой карте-схеме местоположения особо охраняемых природных территорий и объектов Кировского лесничества Ленинградской области (л.д. 119 т.2).
ООО «Траст лес» обратилось в суд с административным иском, в котором просит:
1. Признать раздел 1.1.6.5 Лесохозяйственного регламента Кировского лесничества Ленинградской области, утвержденного приказом комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.11.2018 года № 20, не действующим с 05.06.2019 года в части:
формулировки в абзаце первом – «приказом комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.20218 г. № 01-03/18-47 на территории Кировского лесничества установлены границы охранной зоны достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда 1941-1944 гг.»;
таблицы 1.5.6. «Характеристика особо охраняемых объектов культурного наследия»;
абзаца 2 «Расположение объекта культурного наследия «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда 1941-1944 гг.» показано на прилагаемой схеме местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов»;
2. Признать раздел 1.2 Лесохозяйственного регламента Кировского лесничества Ленинградской области, утвержденного приказом комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.11.2018 года № 20 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Кировского лесничества Ленинградской области» не действующим с 05.06.2019 года в части: дополнений (*) к таблице 1.7(5) «Виды разрешенного использования лесов» с формулировкой: «В связи с утверждением в соответствии с приказами комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 г. № 01-03/18-46 и № 01-03/18-47 на частях Мгинского (северная часть), Мгинского (южная часть), Березовского (северная часть), Шумского участковых лесничеств объекта культурного наследия «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда 1941-1944 гг.» допускается использование лесов в следующем виде: - строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов. Сведения о площади, местоположении указанного объекта культурного наследия и установленном режиме ведения хозяйства приведены в разделе 1.1.6.5. На территории указанного объекта культурного наследия использование лесов в целях заготовки древесины не допускается. Разрешаются необходимые мероприятия по уходу за лесами и лесовосстановлению».
3. Признать раздел 2.1.13 Лесохозяйственного регламента Кировского лесничества Ленинградской области, утвержденного приказом комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.11.2018 года № 20 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Кировского лесничества Ленинградской области» не действующим с 05.06.2019 года в части: дополнений (*) к таблице 2.9(9) «Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при всех видах рубок» с формулировкой «части Мгинского (северная часть), Мгинского (южная часть), Березовского (северная часть), Шумского участковых лесничеств площадью 15670 га включены в общую расчетную лесосеку, но использование лесов в соответствии с требованиями приказа комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2028 года №01-03/18-47 в целях заготовки древесины не допускается. Номера кварталов указанных участковых лесничеств, в которых заготовки древесины не допускается, приведены в таблице 1.5.6.».
4. Признать карту-схему местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, прилагаемую к Лесохозяйственному регламенту, не действующей с 05.09.2019 года в части отображаемого объекта культурного наследия – достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда 1941-1944 гг.».
В обоснование требований административного иска отмечается, что ООО «Траст лес» является арендатором лесных участков на основании договора аренды №1/З-2014-12, заключенного с комитетом по природным ресурсам Ленинградской области с целевым использованием – заготовка древесины.
В Лесохозяйственном регламенте указывается, что на территории Кировского лесничества определен объект культурного наследия, приказами комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 года № 01-03/18-46 и № 01-03/18-47 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия и установлены границы охранной зоны – достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда 1941-1944 гг.».
В таблице 1.5.6 «Характеристика особо охраняемых объектов культурного наследия» раздела 1.1.6.5. Лесохозяйственного регламента указаны сведения о площади, местоположении объекта культурного наследия и установленном режиме ведения хозяйства (ограничения и запреты), в частности, не допускается использование лесов в целях заготовки древесины на территории объекта культурного наследия «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда 1941-1944 гг.» в кварталах Мгинского участкового лесничества (северная часть), Мгинского участкового лесничества (южная часть), Березовского участкового лесничества (северная часть), Шумского участкового лесничества, в границах которых находятся лесные участки, переданные в пользование ООО «Траст лес» по договору аренды №1/З-2014-12.
ООО «Траст лес» подало лесную декларацию от 22.12.2021 № 1-2022 о запланированных рубках лесных насаждений с указанием местоположения лесного участка, об объеме использования лесов, о видах использования лесов, предусмотренных договором аренды лесного участка и проектом освоения лесов в Кировском лесничестве Ленинградской области.
Комитет по природопользованию Ленинградской области письмом от 28.12.2021 года № 02-30375/2021 отказал в приеме лесной декларации по основаниям несоответствия лесной декларации разделу 1.1.6.5. Лесохозяйственного регламента Кировского лесничества Ленинградской области. Лесные кварталы № и №(ч) Березовского участкового лесничества (северная часть), №, №(ч), № Мгинского участкового лесничества (южная часть) попадают в границы охранной зоны достопримечательного места.
Лесохозяйственный регламент содержит ограничения, запреты, сведения о площади, границах, местоположении и установленном режиме ведения хозяйства объекта культурного наследия на основании приказа комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 года № 01-03/18-47 «Об установлении границ территории, требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения».
Между тем, приказ комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 года № 01-03/18-47 решением Ленинградского областного суда от 12.10.2018 года № 3а-105/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда РФ от 05.06.2019 года, признан не действующим, и отменен приказом комитета по культуре Ленинградской области от 17.02.2020 г. № 01-03/20-46.
Полагает, что с 05.06.2019 года положения Лесохозяйственного регламента, устанавливающие запреты и ограничения на ведение хозяйственной деятельности во исполнение приказа комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 года № 01-03/18-47, являются недействующими.
На момент подачи Обществом лесной декларации от 22.12.2021 года об использовании лесов в 2022 году границы объекта культурного наследия не были определены и в соответствии с законом не установлены в Лесохозяйственном регламенте.
Объект охраны объекта культурного наследия, подлежащий охране в соответствии с его предметом, перестал быть определенным, поскольку нормативным правовым актом не установлены границы территории объекта культурного наследия.
В этой связи, определенные в Лесохозяйственном регламенте на основании приказа комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 года № 01-03/18-47 запреты и ограничения на ведение хозяйственной деятельности нарушают права и законные интересы ООО «Траст лес» (л.д. 11-14 т. 1, л.д. 139, 140, 161, 162, 241-247 т. 2).
Административный ответчик комитет по природным ресурсам Ленинградской области в отзыве полагает требования ООО «Траст лес» не подлежащими удовлетворению. Указывается, что лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документах территориального планирования, составляется на десять лет. На основании приказа комитета по культуре Ленинградской области от 13.05.2015 № 01-03/15-19, акта государственной историко-культурной экспертизы объект культурного наследия достопримечательное место регионального значения «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При подготовке Лесохозяйственного регламента необходимо исполнять требования Лесного кодекса РФ в части учета сведений, содержащихся государственных реестрах.
Ссылается на положения Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которым проведение работ по использованию лесов, иных хозяйственных работ осуществляется при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Делается вывод о том, заготовка древесины на территории объекта культурного наследия в силу закона невозможна.
Основанием для признания судом приказа комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 № 01-03/18-47 «Об установлении границ территории, требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» не действующим явилось отсутствие заключения государственной историко-культурной экспертизы.
В настоящее время историко-культурная экспертиза в отношении рассматриваемого объекта культурного наследия проведена, границы его территории установлены. Включение в Лесохозяйственный регламент сведений о нем является законным и обоснованным (л.д. 193-196 т.1).
Заинтересованное лицо комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области в отзыве просит отказать в удовлетворении административного иска ООО «Траст лес», считая его доводы необоснованными.
Предметом охраны достопримечательного места, установленным приказом комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018. г. № 01-03/18-46, являются элементы историко-культурного ландшафта, представляющие интерес с точки зрения истории и раскрывающие ценность территории в контексте конкретного военно-исторического события – осуществление прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года.
Пунктом 1 ст. 31 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлена обязанность проведения историко-культурной экспертизы до начала выполнения на землях объекта культурного наследия земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.
В целях уточнения сведений о достопримечательном месте «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» на основании государственного контракта от 20.07.2020 года проведена государственная историко-культурная экспертиза по вопросу установления требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и к градостроительным регламентам в границах достопримечательного места, уточнения границ территории достопримечательного места. Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы документации опубликован в сети «Интернет» на официальном сайте комитета.
Общие требования в границах зоны с режимом использования земель – зоны незастроенной территории историко-культурного меморативного ландшафта устанавливает запреты деятельности, в частности, не допускается деятельность, оказывающая негативное влияние на предмет охраны достопримечательного места, самовольная посадка и вырубка деревьев, вырубка деревьев на участках расположения фортификационных объектов.
Введенные в Лесохозяйственном регламенте ограничения использования лесов в целях заготовки древесины соответствуют акту по результатам государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей включение объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д. 145-147 т. 2).
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Траст лес» Степуненко С.М. доводы и требования административного иска поддержал.
Представители административного ответчика комитета по природным ресурсам Ленинградской области Котолевская Н.Л. и Мосина О.А. просили отказать в удовлетворении требований административного иска, поддерживая правовую позицию, изложенную в возражениях комитета по природным ресурсам Ленинградской области. Дополнительно ссылались на письмо филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» от 02.06.2022 г. № 12-01/1165, в котором обращалось внимание на то обстоятельство, что границы объекта культурного наследия – достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.», определенные в приказах комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 № 01-03/18-46, № 01-03/18-47 и приказе комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области от 21.01.2022 г. № 01-03/22-5, имеют общую одинаковую конфигурацию с границами, приведенными в Лесохозяйственном регламенте Кировского лесничества. На представленной в суд карте-схеме Кировского лесничества визуальное смещение границ объекта культурного наследия обусловлено системной ошибкой при определении координат поворотных точек, указанных в приказе от 21.01.2022г. № 01-03/22-5 относительно границ, установленных приказами от 19.04.2018 № 01-03/18-46, № 01-03/18-47, лесохозяйственным регламентом и материалами лесоустройства. Полагают, что границы объекта культурного наследия с 2018 года не изменились. Режим запрещения деятельности по заготовке древесины обоснован и коррелируется с режимом, установленным приказом комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области от 21.01.2022 г. № 01-03/22-5, где предусмотрено осуществление хозяйственной деятельности с учетом сохранности объекта культурного наследия.
Представитель заинтересованного лица комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области Коваль И.Н. считал требования административного иска не подлежащими удовлетворению, поясняя, что рассматриваемый объект культурного наследия включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Объектом охраны является природный ландшафт. Лесохозяйственная деятельность не может пересекаться с границами объекта культурного наследия. После проведения новой историко-культурной экспертизы у объекта охраны остались те же границы. Административный истец не представил доказательства, опровергающие охранный режим объекта культурного наследия.
В заключении прокурор Чубукова А.С. сочла административный иск подлежащим удовлетворению частично, просила признать не действующим нормативный правовой акт со дня вступления решения суда в законную силу в части таблицы 1.5.6 и карты-схемы местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий Лесохозяйственного регламента в связи его правовой неопределенностью.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с правилами ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Траст лес» является арендатором лесных участков на основании заключенного с комитетом по природопользованию Ленинградской области договора аренды лесного участка № 1/З-2014-12 от 24.12.2014, расположенного среди прочего на территории Мгинского участкового лесничества (северная часть) в границах кварталов №№ 1-131, Мгинского участкового лесничества (южная часть) в границах кварталов №, Березовского участкового лесничества (северная часть) в границах кварталов №№, Шумского участкового лесничества в границах кварталов №№.
В отношении перечисленных кварталов участковых лесничеств Лесохозяйственным регламентом установлены запреты и ограничения при осуществлении предпринимательской деятельности по заготовке древесины в связи с режимом особой охраны объекта культурного наследия.
ООО «Траст лес» подало лесную декларацию от 22.12.2021 г. № 1-2022 о запланированных рубках лесных насаждений с указанием местоположения лесного участка, объема и вида использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка и проектом освоения лесов в Кировском лесничестве Ленинградской области. Комитет по природопользованию Ленинградской области отказал в приеме лесной декларации на основании её несоответствия разделу 1.1.6.5. Лесохозяйственного регламента, поскольку лесные кварталы №№ Березовского участкового лесничества (северная часть), №№ Мгинского участкового лесничества (южная часть) попадают в границы охранной зоны – достопримечательного места (письмо исх. от 28.12.2021 № 02-30375/2021). Следовательно, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются его права и законные интересы.
Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.
Законодательное разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений закреплено в статьях 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия, в том числе, по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В силу частей 2 и 7 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 года № 341 утверждено Положение о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Положение).
Согласно п. 1.1 Положения комитет по природным ресурсам Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии.
Пунктом 2.2 Положения на комитет по природным ресурсам Ленинградской области в сфере лесных отношений возложены полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
Лесохозяйственный регламент принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения в действие.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Согласно ч. 5 ст. 87 Лесного кодекса РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества (ч.6 ст. 87 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 7 ст. 87 Лесного кодекса РФ состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2017 г. № 72.
В п. 2 ч. 2 ст. 27 Лесного кодекса РФ предусмотрено ограничение использования лесов в виде запрета на проведение рубок.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что объект культурного наследия регионального значения – достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» зарегистрирован в государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации № 471731247650005, вид – достопримечательное место.
Приказом комитета по культуре Ленинградской области от 13.05.2015 г. №01-03/15-19 «О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия – достопримечательное место регионального значения «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» на основании акта государственной историко-культурной экспертизы объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Комитетом по культуре Ленинградской области издан приказ от 19.04.2018 г. № 01-03/18-47 «Об установлении границ территории, требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения – достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.», пунктом 1 которого установлены границы территории объекта культурного наследия регионального значения – достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.», местонахождение: согласно приложению 1. Пунктом 2 приказа установлены требования к осуществлению деятельности и требования к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места. Приложение 1 к приказу «План границ территории объекта культурного наследия регионального значения – достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» содержит описание границы достопримечательного места, каталог координат характерных (поворотных) точек границы территории достопримечательного места и карту (схему) границ территории объекта культурного наследия.
Между тем, решением Ленинградского областного суда от 12.10.2018 г. № 3а-105/2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 г., приказ комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 г. № 01-13/18-47 «Об установлении границ территории, требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения – достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 158-177 т. 1, материалы административного дела № 3а-105/2018).
Как указано в решении Ленинградского областного суда от 12.10.2018 г. № 3а-105/2018, границы территории достопримечательного места, как выявленного объекта культурного наследия при включении такого объекта в Единый реестр объектов культурного наследия, определяются именно в заключении историко-культурной экспертизы, к компетенции которой относится определение историко-культурной ценности объекта. Приказом комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 г. № 01-13/18-47 допущено существенное искажение территории достопримечательного места, включённого в Единый реестр объектов культурного наследия на основании приказа комитета по культуре от 13 мая 2015 г. № 01-03/15-19 «О включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия – достопримечательное место регионального значения «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.», поскольку данным приказом от 19.04.2018 г. № 01-13/18-47 территория достопримечательного места не только увеличена (расширена), но и из состава достопримечательного места исключены отдельные участки территории достопримечательного места.
По информации комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области в целях уточнения сведений об объекте - достопримечательном месте «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» в части установления требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, уточнения границ территории достопримечательного места проведена государственная историко-культурная экспертиза на основании государственного контракта от 20.07.2020 г. Составлен акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы с текстовым и графическим описанием границ зон режимов использования земель и земельных участков, требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места.
Комитетом по сохранению культурного наследия Ленинградской области издан приказ от 21.01.2022 г. № 01-03/22-5 «Об установлении границ территории объекта культурного наследия регионального значения – достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.», требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в границах его территории».
В приложении № 1 к приказу комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области от 21.01.2022 г. № 01-03/22-5 приводятся графическое описание местоположения границ территории данного достопримечательного места, каталог координат поворотных точек границ достопримечательного места (л.д. 167-224 т.2).
Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» подготовлена карта-схема Кировского лесничества Ленинградской области, на которой отображены наименования и границы участковых лесничеств, номера входящих в них кварталов, в том числе Мгинского участкового лесничества (северная часть), Мгинского участкового лесничества (южная часть), Березовского участкового лесничества (северная часть), Шумского участкового лесничества.
На карте-схеме зеленым цветом обозначены кварталы лесных участков, переданных в аренду ООО «Траст лес».
Кроме того, на карте-схеме отображены границы территории объекта культурного наследия – достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.», установленные на основании приказа комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 г. № 01-13/18-47 - зеленым цветом, на основании приказа комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области от 21.01.2022 г. № 01-03/22-5 – красным цветом. Конфигурация границ достопримечательного места, определенных приказом от 19.04.2018 г. № 01-13/18-47, не совпадает с конфигурацией границ, определенных приказом от 21.01.2022 г. № 01-03/22-5, в некоторых местах имеет существенное расхождение.
Доводы комитета по природопользованию Ленинградской области о том, что на указанной карте-схеме Кировского лесничества Ленинградской области, подготовленной Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект», границы объекта культурного наследия, определенные приказами комитета от 19.04.2018 г. № 01-13/18-47 и от 21.01.2022 г. № 01-03/22-5, имеют общую одинаковую конфигурацию с границами, приведенными в лесохозяйственном регламенте Кировского лесничества, опровергаются материалами дела.
Вопреки доводам административного ответчика, приложенные к письму филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» от 02.06.2022 г. № 12-01/1165 фрагменты схемы Кировского лесничества с отображением границ достопримечательного места по координатам, содержащимся в приказах от 19.04.2018 г. № 01-13/18-47 и от 21.01.2022 г. № 01-03/22-5, не подтверждают одинаковую конфигурацию границ достопримечательного места. Напротив, фрагменты этих схем указывают на расхождение границ территории объекта культурного наследия, установленных этими приказами.
Кроме того, при сравнительном анализе установлено, что координаты поворотных точек границ достопримечательного места, приведенные в приказе от 19.04.2018 г. № 01-13/18-47 (материалы дела № 3а-105/2018), отличаются от координат поворотных точек границ достопримечательного места, указанных в приказе от 21.01.2022 г. № 01-03/22-5 (л.д. 206-224 т.2).
Следовательно, границы объекта культурного наследия «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда 1941-1944 гг.», отображенные на карте-схеме местоположения особо охраняемых природных территорий и объектов Кировского лесничества Ленинградской области Лесохозяйственного регламента, не соответствуют границам, установленным приказом комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области издан приказ от 21.01.2022 г. № 01-03/22-5.
Таким образом, Лесохозяйственный регламент содержит запреты и ограничения на ведение хозяйственной деятельности, установленные на основании не действующего с 05.06.2019 г. приказа комитета по культуре Ленинградской области от 19.04.2018 г. № 01-03/18-47. Признанные судом не действующими границы территории объекта культурного наследия, установленные приказом от 19.04.2018 г. № 01-13/18-47, не совпадают с его границами, определенными приказом от 21.01.2022 г. № 01-03/22-5.
Положения Лесохозяйственного регламента, содержащие ограничение использования лесов, должны предусматривать конкретное описание территории лесного участка, в отношении которой установлено такое ограничение.
Однако таблица 1.5.6 раздела 1.1.6.5., карта-схема местоположения особо охраняемых природных территорий и объектов Кировского лесничества Ленинградской области (л.д. 119 т. 2) не позволяют определить границы территории объекта культурного наследия – достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.», что вызывает неясность и неоднозначное толкование Лесохозяйственного регламента, вводит в заблуждение правоприменителя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25.04.1995 г. № 3-П, от 15.07.1999 г. № 11-П, от 11.11.2003 г. № 16-П и от 21.01.2010 г. № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Неясность и неоднозначное толкование правовой нормы в силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 35 Постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», является самостоятельным основанием для ее признания противоречащей федеральному законодательству и недействующей.
Суд приходит к выводу о том, что Лесохозяйственный регламент не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, допускает неоднозначное толкование содержания, носит неопределенный характер в той части, в которой не позволяет определить границы объекта культурного наследия – достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» на территории: Мгинского участкового лесничества (северная часть): в кварталах №№; Мгинского участкового лесничества (южная часть) в кварталах №№; Березовского участкового лесничества (северная часть) кварталы №№; Шумского участкового лесничества квартале №.
Учитывая изложенное, в указанной части требования ООО «Траст лес» подлежат удовлетворению.
Вместе с тем не подлежат удовлетворению требования административного иска в части оспаривания положений таблицы 1.5.6. «Характеристика особо охраняемых объектов культурного наследия» раздела 1.1.6.5. Лесохозяйственного регламента относительно кварталов Мгинского участкового лесничества (южная часть) №№, поскольку лесной участок в границах этих кварталов не передавался ООО «Траст Лес» по договору аренды, тем самым не затрагиваются права и законные интересы административного истца.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований и применительно к кварталам Мгинского участкового лесничества (северная часть) №№, Березовского участкового лесничества (северная часть) № таблицы 1.5.6. раздела 1.1.6.5., так как данные кварталы с очевидностью находятся полностью внутри границ объекта культурного наследия, установленных на основании приказа комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области от 21.01.2022 г. № 01-03/22-5.
Оспариваемые административным истцом положения раздела 1.2 в части дополнений (*) к таблице 1.7(5) «Виды разрешенного использования лесов», а также раздела 2.1.13 Лесохозяйственного регламента в части дополнений (*) к таблице 2.9(9) «Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при всех видах рубок» в рассматриваемом аспекте не содержат правила поведения, в частности запреты и ограничения использования лесного участка, а содержат отсылки к оспариваемым положениям этого же нормативного правового акта, содержащиеся в таблице 1.5.6. раздела 1.1.6.5, закрепляющие среди прочего местоположение объекта культурного наследия и установленный режим использования лесного участка в пределах границ перечисленных кварталов участковых лесничеств.
Доводы административного истца и заинтересованного лица не могут быть приняты во внимание, поскольку очевидно, что нормы права, закрепленные в таблице 1.5.6 раздела 1.1.6.5., карте-схеме местоположения особо охраняемых природных территорий и объектов Кировского лесничества Ленинградской области Лесохозяйственного регламента, являясь на момент рассмотрения административного дела результатом воспроизведения положений недействующего нормативного правового акта, вводят участников регулируемых правоотношений в заблуждение и в таком виде существовать не могут.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акта должны быть признаны недействующими, суд исходя из ст. 215 КАС, п.38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании не действующими в части Лесохозяйственного регламента со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ООО «Траст лес» удовлетворить частично.
Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу приказ комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 01.11.2018 года № 20 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Кировского лесничества Ленинградской области» в части:
таблицы 1.5.6 раздела 1.1.6.5., карты-схемы местоположения особо охраняемых природных территорий и объектов Кировского лесничества Ленинградской области в той мере, в которой не позволяет определить границы объекта культурного наследия – достопримечательного места «Военно-мемориальная зона «Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.» на территории: Мгинского участкового лесничества (северная часть): в кварталах №№;
Мгинского участкового лесничества (южная часть) в кварталах №№;
Березовского участкового лесничества (северная часть) кварталы №№;
Шумского участкового лесничества квартале №.
В удовлетворении остальной части требований административного иска ООО «Траст лес» отказать.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.А. Астапенко
Решение принято в окончательной форме 17.06.2022 г.