НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 02.08.2019 № 3А-156/19

Дело № 3а-156/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 02 августа 2019 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Епифанцевой Н.В.,

с участием прокурора Капсамун И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» о признании недействующим в части приказа комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 19 декабря 2018 года № 486-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18 декабря 2017 года № 455-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2018-2022 годов» и обязании принять заменяющий нормативный правовой акт,

установил:

19.12.2018 приказом комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее – ЛенРТК, орган регулирования) № 486-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18 декабря 2017 года № 455-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2018-2022 годов» (далее – приказ № 486-п) установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» (далее – АО «ЛОТЭК», организация) для потребителей узла теплоснабжения № 1 - муниципальные образования Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области (Лодейнопольское городское поселение, Свирьстройское городское поселение, Доможировское сельское поселение, Янегское сельское поселение, Алеховщинское сельское поселение).

Приложением 1 к приказу № 486-п для узла теплоснабжения № 1 установлен одноставочный тариф на тепловую энергию на первое полугодие 2019 года в размере 2151,83 руб./Гкал, на второе полугодие 2019 года – 2194,81 руб./Гкал.

Приложение 2 к приказу № 486-п для узла теплоснабжения № 1 установлен тариф компонента на тепловую энергию одноставочный двухкомпонентного тарифа на горячую воду на первое полугодие 2019 года в размере 2151,83 руб./Гкал, на второе полугодие 2019 года – 2194,81 руб./Гкал.

Указанный приказ ЛенРТК размещен 19.12.2018 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

АО «ЛОТЭК» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу приказа № 486-п в части установленных на 2019 год приложением 1 одноставочного тарифа на тепловую энергию и приложением 2 двухкомпонентного тарифа на горячую воду в части компонента на тепловую энергию одноставочного. Просило обязать ЛенРТК принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приложения 1 и 2 к приказу № 486-п.

В обоснование заявленных требований АО «ЛОТЭК» указало, что приказ № 486-п противоречит статьям 7 и 9 Федерального закона РФ от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктам 11,18 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФСТ России от 12.06.2013 № 760-э, приказу Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 и нарушает права АО «ЛОТЭК». ЛенРТК необоснованно уменьшил объем потерь тепловой энергии на 4204,30 Гкал, что привело к снижению НВВ на 3970,80 тыс. руб. 24.10.2018 АО «ЛОТЭК» направило в ЛенРТК расчет норматива технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям АО «ЛОТЭК» в муниципальном образовании «Лодейнопольский район» Ленинградской области, который составил 14095,60 Гкал. Однако, ЛенРТК при расчете тарифа принял величину технологических потерь в размере 9891,30 Гкал. Снижение параметра «нормативные технологические потери» повлекло снижение объема отпуска тепловой энергии, что привело к снижению заложенных в тарифе расходов на покупку топлива, учитываемых при формировании затрат по тарифу на тепловую энергию (горячую воду) на сумму 2879,79 тыс.руб. и расходов на покупку тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии на сумму 1091,01 тыс. руб.

В письменных возражениях ЛенРТК указало, что плановые значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, эксплуатируемых АО «ЛОТЭК», в том числе, нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям, в отношении деятельности АО «ЛОТЭК» в установленном порядке не утверждались. Представленный АО «ЛОТЭК» расчет нормативных технологических затрат и потерь тепловой энергии осуществлен не в соответствии с формулами 8,10,11 Порядка определения технологических потерь. Кроме того, не учтены показатели плотности воды. Отсутствуют исходные данные: расчет среднегодовой емкости трубопровода, плотность воды при средней температуре за период, усредненная за отопительный период температура холодной воды, условный диаметр трубопроводов (внутренний), расчет нормы удельных потерь в подающем и обратном трубопроводе, расчет часовых потерь, температура грунта на глубине залегания трубопроводов. Также, АО «ЛОТЭК» не представлены расчеты. В связи с этим, плановая величина нормативных технологических потерь при передаче тепловой энергии определена ЛенРТК на уровне 2018 года, то есть исходя из определенной ЛенРТК доли, которая приходится на потери (8,1%), к плановому объему отпуска тепловой энергии в тепловые сети (122158,50 Гкал), что в натуральном выражении на 2019 год составляет 9891,30 Гкал (по предложению организации 12082,80 Гкал, 14095,60 Гкал, 11,36% соответственно). Кроме того, учитывая отчетные данные о фактическом объеме отпуска тепловой энергии в тепловые сети в 2017 году (109939,51 Гкал) и технологических потерях при передаче тепловой энергии по тепловым сетям за 2017 год (7654,01 Гкал, т.е. 6,96%), плановая величина нормативных технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям на 2019 год определена ЛенРТК наиболее точно.

В судебном заседании представитель административного истца Богачкина В.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований и поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Обратила внимание на то, что ЛенРТК признал недостоверным представленный организацией проект нормативов технологических потерь в связи с отсутствием расчетной части, предоставление которой действующим законодательством не предусмотрено. При этом, ЛенРТК признал выполненный организацией расчет нормативов технологических потерь недостоверным. Полагала, что уменьшение ЛенРТК объема технологических потерь привело к установлению необоснованного тарифа, как на первое, так и на второе полугодие 2019 года.

Представитель административного ответчика Рожен Ю.А. в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Указала, что у ЛенРТК отсутствует, как обязанность производить самостоятельно расчет нормативов технологических потерь, так и обязанность утверждать размер норматива технологических потерь в предложенном организацией размере. При отсутствии утвержденных нормативов правомерно применение экспертных оценок, в том числе сведений о фактических значениях технологических потерь организации за предыдущие периоды. Обратила внимание, что организацией не оспаривался объем технологических потерь, учтенный при формировании тарифа в предыдущие годы.

Участвующий в деле прокурор прокуратуры Ленинградской области Капсамун И.С. в заключение указала, что требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку, не согласившись с представленным организацией нормативом технологических потерь, ЛенРТК не запросил у организации недостающие сведения для утверждения норматива. При этом, в протоколе правления не приведены основания отказа в утверждении представленного организацией норматива технологических потерь.

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания).

Согласно пунктов 4 и 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

Статьей 7 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) отнесено установление тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона.

В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274.

К полномочиям ЛенРТК в сфере теплоснабжение отнесено также установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и(или) максимальным) уровнями указанных тарифов, тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) (п.2.2.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).

Согласно п.12 Правил открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации.

Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов (п.13 Правил).

Судом установлено, что постановлением администрации Алеховщинского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области от 01.04.2016 № 56 ОАО «ЛОТЭК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории Алеховщинского сельского поселения.

Постановлением администрации Свирьстройского городского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области от 30.03.2016 № 30 ОАО «ЛОТЭК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории Свирьстройского городского поселения.

Постановлением администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от 25.03.2016 № 305 ОАО «ЛОТЭК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории Лодейнопольского городского поселения.

Постановлением администрации Янегского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области от 31.03.2016 № 71 ОАО «ЛОТЭК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории Янегского сельского поселения.

Постановлением администрации Доможировского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области от 04.04.2016 № 63 ОАО «ЛОТЭК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории Доможировского сельского поселения.

Приказом ЛенРТК от 18.12.2017 № 455-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2018-2022 годов» для узла теплоснабжения 1 установлен тариф на тепловую энергию одноставочный, на компонент на тепловую энергию одноставочного тарифа на горячую воду на второе полугодие 2018 года в размере 2151,83 руб./Гкал, на второе полугодие 2019 года в размере 2154,50 руб./Гкал.

28.04.2018 в ЛенРТК поступило заявление АО «ЛОТЭК» о корректировке тарифов в сфере теплоснабжения на 2019 год. АО «ЛОТЭК» предложило установить тариф на тепловую энергию, тариф на горячую воду: компонент на тепловую энергию (в открытых системах теплоснабжения) в следующих размерах: с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 2151,83 руб./Гкал, с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 3206,75 руб./Гкал.

07.05.2017 ЛенРТК направило АО «ЛОТЭК» извещение о том, что указанное заявление принято ЛенРТК к рассмотрению в рамках ранее открытого дела об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для АО «ЛОТЭК» на 2018-2022 гг.

Согласно п.28 Правил орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов)

Главным специалистом отдела регулирования тарифов (цен) в сфере теплоснабжения ЛенРТК ФИО7 подготовлено экспертное заключение, в которым предложено установить АО «ЛОТЭК» для узла теплоснабжения 1 тариф на тепловую энергию одноставочный, на компонент на тепловую энергию одноставочного тарифа на горячую воду на второе полугодие 2019 года в размере 2194,81 руб./Гкал.

Согласно п.30 Правил решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы).

19.12.2017 на заседание правления ЛенРТК рассмотрен вопрос «О внесение изменений в приказ ЛенРТК от 18 декабря 2017 года № 455-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2018-2022 годов».

19.12.2018 председателем ЛенРТК подписан приказ № 486-п, которым приложения 1 и 2 к приказу от 18.12.2017 № 455-п изложены в новой редакции.

Указанный приказ ЛенРТК размещен 19.12.2018 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.

Таким образом, оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.

Проверяя оспариваемый в части приказ № 486-п на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из того, что теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (п.11 ст.2 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с ч.5 ст.13 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном ст.15 указанного закона.

Из анализа названных норм права следует, что в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой или теплоснабжающей организации, во владении которой находятся тепловые сети.

Федеральный законодатель предусмотрел возможность указанных организаций компенсировать потери энергии в тепловых сетях.

Так, затраты на компенсацию потерь энергии в тепловых сетях должны учитываться в НВВ в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования, согласно которой при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются, по общему правилу, только в объеме нормативных технологических потерь, то есть в размерах, не превышающих утвержденный в установленном порядке объем потерь.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 117 Методических указаний, согласно которому в НВВ регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, в числе прочего включаются расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случая, предусмотренного пунктом 118 Методических указаний).

Исключениями, предусмотренными абзацем третьим пункта 90 Основ ценообразования и пунктом 118 Методических указаний, являются случаи, когда по данным, представленным регулируемой организацией, более 75% фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период (расчетный период регулирования). При таких условиях в НВВ такой регулируемой организации на последующие годы (расчетные периоды регулирования) включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным предыдущего отчетного периода (расчетного периода регулирования) с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.

Из представленных административным истцом и административным ответчиком документов следует, что у тарифного органа не имелось сведений о том, что более 75% фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период. Следовательно, указанные выше исключения не применимы к АО «ЛОТЭК».

Согласно ст.9 Закона о теплоснабжении, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям

Пунктом 31 Основ предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Согласно ч.2 ст.5 Закона о теплоснабжении утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

В Ленинградской области, уполномоченным на утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч и более, является ЛенРТК на основании пункта 2.2.5 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя утвержден приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 (далее - Порядок).

В п.1 Порядка указано, что нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - нормативы технологических потерь) определяются для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям. Определение нормативов технологических потерь осуществляется выполнением расчетов нормативов для тепловой сети каждой системы теплоснабжения независимо от присоединенной к ней расчетной часовой тепловой нагрузки.

Согласно п.23 Порядка в состав документации по нормативам технологических потерь при передаче тепловой энергии входят, в том числе, исходные данные для расчета нормативов технологических потерь, составленные согласно образцу, приведенному в Приложении 6 к настоящему порядку и результаты расчета нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, составленные согласно образцу, приведенному в Приложении 10 к настоящему порядку.

Как указано в п.24.1 Порядка документация по нормативам технологических потерь при передаче тепловой энергии оформляется в соответствии с требованиями настоящего порядка и брошюруется в отдельные тома (книги), как правило, по каждой системе централизованного теплоснабжения, населенному пункту или в целом по энергоснабжающей (теплосетевой) организации.

Рекомендации по оформлению результатов расчетов и обоснованию нормативов технологических потерь приведены в Приложении 13 к настоящему порядку (п..25 Порядка).

Судом установлено, что 24.10.2018 АО «ЛОТЭК» направило в ЛенРТК нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям АО «ЛОТЭК» в МО «Лодейнопольский муниципальный район» Ленинградской области на 2019 год для рассмотрения и утверждения.

Документация по нормативам технологических потерь представлена в ЛенРТК в соответствии с п.24.1 Порядка в виде 19 книг.

Каждая из книг содержит таблицы с указанием объема и характеристик трубопроводов тепловой сети, с указанием среднемесячных, среднесезонных и среднегодовых температур наружного воздуха, грунта, сетевой и холодной воды, с указанием нормативов технологических потерь затрат и потерь при передаче тепловой энергии.

Из представленной АО «ЛОТЭК» для рассмотрения и утверждения документации следует, что АО «ЛОТЭК» просило установить норматив потерь тепловой энергии в размере 14095,62 Гкал.

В экспертном заключении по обоснованию корректировки уровней тарифов на тепловую энергию и горячую воду, в нарушение п.29 Правил, отсутствует ссылка на представленные АО «ЛОТЭК» для рассмотрения и утверждения нормативы технологических потерь.

Решения об отказе в удовлетворении заявления АО «ЛОТЭК» об утверждении нормативов технологических потерь ЛенРТК не принималось.

Также, ЛенРТК не было принято решение об утверждении представленных АО «ЛОТЭК» нормативов технологических потерь.

Согласно экспертному заключению по обоснованию корректировки уровней тарифов на тепловую энергию и горячую воду ЛенРТК приняты потери тепловой энергии в сетях в объеме 9891,30 Гкал, что составляет 8,1% к отпуску в сеть.

Обоснование данного объема потерь тепловой энергии в указанном заключении не приведено.

Свидетель ФИО7 пояснила, что заявление об утверждении нормативов технологических потерь предоставлено АО «ЛОТЭК» после установленного срока. Административный регламент утверждения нормативов технологических потерь ЛенРТК не принят. Обязанности по утверждению представленных АО «ЛОТЭК» нормативов технологических потерь у ЛенРТК не имеется. Анализ представленных АО «ЛОТЭК» нормативов технологических потерь провести не удалось в связи с отсутствием расчетов, ряда исходных данных и противоречий в имеющихся данных. В представленной АО «ЛОТЭК» документации имелись недостатки. Объем потерь тепловой энергии на 2019 год принят на уровне 2018 года в размере 8,1% от объема теплоэнергии поданной в сеть. Указанный объем наиболее приближен к данным о фактическом объеме потерь тепловой энергии, который в 2017 году равен 7654,01 Гкал, или 6,96 % к отпуску в сеть.

С доводами представителя административного ответчика и показаниями свидетеля ФИО7 об отсутствии у ЛенРТК обязанности по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям суд не соглашается, поскольку указанная обязанность органа регулирования закреплена в ст.5 Закона о теплоснабжении.

Не принятие ЛенРТК административного регламента оказания государственной услуги по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям не освобождает ЛенРТК от обязанности по утверждении вышеуказанных нормативов.

Из представленной административным ответчиком копии тарифного дела следует, что представленный АО «ЛОТЭК» на рассмотрение и утверждение расчет норматива технологических потерь ЛенРТК не рассматривался, не анализировался и фактически был проигнорирован, в связи с чем, суд критически оценивает доводы административного ответчика о недостатках представленного АО «ЛОТЭК» расчет норматива технологических потерь.

Принимая во внимание, что АО «ЛОТЭК» был представлен расчет норматив технологических потерь, то ЛенРТК, реализуя предоставленные ему полномочия, был обязан утвердить для АО «ЛОТЭК» нормативы технологических потерь и использовать, в силу положений п.31 Основ, указанные нормативы при корректировке тарифа на 2019 года,

При этом, суд исходит из того, что учет ЛенРТК при расчете тарифов в сфере теплоснабжения потерь тепловой энергии при ее передаче по тепловым сетям в процентном отношении к полезному отпуску тепловой энергии противоречит законодательству.

Методология расчета потерь тепловой энергии при ее передаче по тепловым сетям установлена приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325, согласно которому норматив технологических потерь тепловой энергии при ее передаче по тепловым сетям рассчитывается уполномоченными органами исполнительной власти в Гкал, в силу чего при расчете ставок тарифов на тепловую энергию должен учитываться ЛенРТК также в Гкал, а не в процентном отношении к полезному отпуску, поскольку величина потерь тепловой энергии в тепловых сетях при ее передаче технологически не зависит от количества переданной по ним энергии (не изменяется при изменении полезного отпуска тепловой энергии).

Исходя из положений п.32 Правил протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования (далее - протокол) является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе, нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также объем технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, учтенный при расчете необходимой валовой выручки.

В нарушении указанных положений в протоколе заседания правления ЛенРТК от 19.12.2018 не указаны нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Таким образом, ЛенРТК не соблюдены требования действующего законодательства в части утверждения норматива технологических потерь и определения объема потерь тепловой энергии.

Согласно п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с п.28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Поскольку оспариваемый акт применялся, суд полагает необходимым признать его не действующим с момента вступления в силу настоящего определения.

При этом, оснований для признания недействующими положений приложений 1 и 2 к Приказу № 486-п в части установления для узла теплоснабжения № 1 одноставочного тарифа на тепловую энергию и компонента на тепловую энергию одноставочного тарифа на горячую воду на первое полугодие 2019 года в размере 2151,83 руб./Гкал суд не усматривает, поскольку в указанной части оспариваемый нормативный правовой акт права административного истца не нарушает.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу ч.4 ст.216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложение судом обязанности на орган, принявший оспариваемый акт, принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, связано с выявленной недостаточной правовой урегулированностью административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

По мнению суда, выявленное нарушение установленного порядка определения тарифов на регулируемый вид деятельности для АО "ЛОТЭК", свидетельствует о недостаточной правовой урегулированности данных публичных правоотношений и является основанием для применения указанной нормы процессуального права.

При обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 4500 руб.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Следовательно, действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

Принимая во внимание, что решение вынесено в пользу административного истца, то понесенные административным истцом судебные расходы на уплату государственной пошлины подлежат взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» удовлетворить частично.

Признать недействующими, с даты вступления решения суда в законную силу, приложения 1 и 2 к приказу комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 19 декабря 2018 года № 486-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18 декабря 2017 года № 455-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые акционерным обществом «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2018-2022 годов» в части установления для узла теплоснабжения № 1 - муниципальные образования Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области (Лодейнопольское городское поселение, Свирьстройское городское поселение, Доможировское сельское поселение, Янегское сельское поселение, Алеховщинское сельское поселение) одноставочного тарифа на тепловую энергию и компонента на тепловую энергию одноставочного тарифа на горячую воду на второе полугодие 2019 года в размере 2194,81 руб./Гкал.

Возложить на комитет по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области от 19 декабря 2018 года № 486-п в части, признанной судом настоящим решением недействующей.

В удовлетворении остальной части заявленных акционерного общества «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» требований отказать.

Взыскать с комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области в пользу акционерного общества «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 07 августа 2019 года.