НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 02.08.2018 № А-118/18

Дело а-118/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 02 августа 2018 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,

при секретаре Гринь Н.В.,

с участием прокурора Мурашко М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим решения совета депутатов муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 21.10.2015 №110 «О внесении изменений в решение совета депутатов Выскатского сельского поселения от 23.01.2014 №400 «Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы и доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области» в части,

установил:

пунктом 6 статьи 7 Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы и доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, утвержденном решением совета депутатов названного муниципального образования от 23.01.2014 №400(далее-решение от 23.01.2014 №400) было предусмотрено, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 0,6 состава денежного содержания, установленного в части 5 статьи 7 настоящего Положения(далее-Положение).

21 октября 2015 года советом депутатов муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области принято решение №110 «О внесении изменений в решение совета депутатов Выскатского сельского поселения от 23.01.2014 №400 «Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы и доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области»(далее-решение от 21.10.2015 №110).

Подпунктом 1.1 пункта 1 решения предусмотрено внести изменения в решение от 23.01.2014 №400, а именно в статье 7 пункта 6 слова «не может превышать 0,6 состава денежного содержания» заменены на слова «составляет 0,3 состава денежного содержания».

Решение от 21.10.2015 №110 официально опубликовано в установленном порядке в газете «Знамя труда» 22 октября 2015 года.

ФИО1, являвшаяся муниципальным служащим до 18.11.2016 и получающая пенсию за выслугу лет в соответствии с Положением, обратилась в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункт 1.1. п.1 решения совета депутатов муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 21.10.2015 №110 «О внесении изменений в решение совета депутатов Выскатского сельского поселения от 23.01.2014 №400 «Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы и доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области», которым в статье 7 пункта 6 слова «не может превышать 0,6 состава денежного содержания» заменены на слова «составляет 0,3 состава денежного содержания» как не соответствующего ст.ст.9 и 10 областного закона Ленинградской области от 05.07.2010 №34-оз «О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области и должности государственной гражданской службы Ленинградской области», не соответствующего п.2 ст.23 регламента работы совета депутатов Выскатского сельского поселения, утвержденного решением совета депутатов от 22.10.2014 №9.

В обоснование требований указала, что с 25.08.1988 по 18.11.2016 работала в администрации муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, 18.11.2016 уволилась в связи с выходом на пенсию с должности ведущего специалиста. Как муниципальному служащему на основании ст.ст.5, 24 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», вышеуказанного Положения назначена пенсия в размере <данные изъяты> руб., размер которой, как выяснилось впоследствии значительно меньше пенсии иных муниципальных служащих в иных поселениях Сланцевского муниципального района Ленинградской области. Ссылаясь на принятие оспариваемого муниципального нормативного правового акта с нарушением установленного регламента, указала на то, что депутатам не был предоставлен проект данного муниципального правового акта, обоснование необходимости внесения изменений, не были также названы конкретные цифры; голосования «за конкретные цифры». депутатами не производилось.

В судебном заседании ФИО1 не участвовала, о слушании дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО1- адвокат Ададуров А.И. заявленные требований поддержал по доводам, изложенным в административном иске (с учетом уточнений).

В возражениях относительно заявленных требований представитель административного ответчика совета депутатов муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, глава муниципального образования ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий и с соблюдением установленной процедуры; опубликовано в официальном порядке.

Аналогичные доводы приведены в возражениях относительно заявленных требований, представленных представителем административного ответчика администрации муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области ФИО3

В судебном заседании представитель административных ответчиков совета депутатов и администрации муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области ФИО4 просит в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в административном иске, отметив, что оспариваемая норма не противоречит областному закону №34-оз (так как не превышает установленный размер- 0,6); решение совета депутатов принято вследствие наличия значительных финансовых затрат и дотационного бюджета. Процедура принятия решения от 21.10.2015 №110 соблюдена.

В заключении прокурор Мурашко М.А. полагала, что административный иск не подлежит удовлетворению, так как оспариваемое решение от 21.10.2015 №110 принято уполномоченным органом в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством. При этом, действующим законодательством предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры пенсий муниципальным служащим.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации(далее-Федеральный закон №25-ФЗ).

При этом, ч.2 ст.24 Федерального закона №25-ФЗ предусмотрено, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Эти законоположения, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 10.10.2013 №1591-О, находятся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 указанного федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования. Предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем. какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Как следует из части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований; исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, в таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Основания для возникновения и условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Ленинградской области установлены областным законом Ленинградской области от 05.07.2010 №34-оз «О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области и должности государственной службы Ленинградской области»(далее-областной закон №34-оз).

Размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 0,8 состава денежного содержания, установленного частью 1 статьи 9 настоящего областного закона, или 0,6 состава денежного содержания, установленного частью 2 статьи 9 настоящего областного закона, учитываемых для расчета среднемесячного заработка в порядке, установленном законодательством Ленинградской области.

Правовые отношения, связанные с муниципальной службой в Ленинградской области, определены областным законом Ленинградской области от 11.03.2008 №14-оз «О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области».

Порядок исчисления стажа муниципальной службы в Ленинградской области установлен областным законом Ленинградской области от 08.06.2010 №26-оз «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Ленинградской области и муниципальной службы в Ленинградской области».

В пункте 54 Устава муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области определено, что муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами Ленинградской области, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Правовые основы муниципальной службы в органах местного самоуправления поселения составляют Конституция Российской Федерации, а также Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устав, законы и иные нормативные правовые акты Ленинградской области, настоящий устав и иные нормативные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 55 названного Устава предусмотрено, что помимо основных государственных гарантий муниципального служащего, установленных федеральным законодательством и законами Ленинградской области, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Ленинградской области.

Порядок деятельности совета депутатов муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области определен Уставом муниципального образования и регламентом, утвержденным решением совета депутатов муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 22.10.2014 №9.

Как следует из протокола от 15.10.2015 №2 вопрос о внесении изменений в решение совета депутатов муниципального образования от 23.01.2014 №400 «Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области» обсуждался на заседании комиссии по бюджету налогам и тарифам названного муниципального образования(вопрос №6 повестки дня).

На заседании комиссии вопрос был доложен ведущим специалистом администрации Б., в проект решения совета депутатов изменений и дополнений не поступило; по результатам обсуждений комиссия приняла решение: направить проект решения совета депутатов «О внесении изменений в решение совета депутатов Выскатского сельского поселения от 23.01.2014 №400 «Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области» на рассмотрение совета депутатов Выскатского сельского поселения.

В повестку дня заседания совета депутатов муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 21.10.2015 был включен вопрос №7: о внесении изменений в решение совета депутатов Выскатского сельского поселения от 23.01.2014 №400 «Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области».

Как следует из протокола заседания совета депутатов названного муниципального образования от 21.10.2015 №14 вопрос о внесении изменений в решение совета депутатов от 23.01.2014 №400 на данном заседании был доложен Б., ведущим специалистом администрации Выскатского сельского поселения. При этом, в ходе обсуждения предложений и дополнений не поступило. «За» принятия вышеназванного проекта проголосовали все депутаты совета депутатов муниципального образования.

Установлено, что ФИО1 занимала различные должности муниципальной службы в период работы с 25.08.1988 по 18.11.2016.

18 ноября 2016 года ФИО1 уволилась с должности <данные изъяты> администрации Выскатского сельского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области в связи с выходом на пенсию по возрасту. Согласно представленной справке и расчета ее пенсия за выслугу лет составила <данные изъяты> руб.

Исследовав представленные доказательства, суд считает, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий, что административным истцом по существу и не оспаривается.

Исходя из положений Устава муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области, регламента, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 22.10.2014 №9, суд также полагает, что процедура принятия оспариваемого муниципального нормативного правового акта соблюдена: проект доложен представителем администрации и рассмотрен на заседании соответствующей комиссии; на заседании совета депутатов проект оспариваемого акта также доложен, обсужден депутатами и принят ими единогласно без каких-либо замечаний и дополнений, что нашло надлежащее отражение в представленных протоколах от 15.10.2015, 21.10.2015.

Суд не может согласиться с обоснованностью довода административного истца о нарушении процедуры принятия решения от 21.10.2015 №110, так как представления финансово-экономического обоснования не требовалось(оспариваемый муниципальный акт не предполагал дополнительных затрат); обязанности по представлению обоснования необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт регламент не содержит.

При этом, суд отмечает, что проект оспариваемого нормативного правового акта как на заседании комиссии, так и на заседании был доложен представителем администрации, каких-либо дополнений и замечаний к проекту не поступило.

Так как оспариваемая норма не превышает размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, предусмотренный ч.3 ст.10 областного закона Ленинградской области №34-оз, то с учетом положений ст.24 Федерального закона №25-ФЗ ссылка административного истца на несоблюдение требований названной областной нормы является необоснованной.

Суд также отмечает, что в силу приведенных законоположений правовое регулирование дополнительного пенсионного муниципальных служащих, относится к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

С учетом того, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовыми пенсиями, то само по себе изменение органом местного самоуправления размера и правил исчисления такой пенсии не нарушает прав на пенсионное обеспечение административного истца по настоящему делу.

Соответственно, по административному делу отсутствуют правовые основания для признания недействующей оспариваемой нормы. Поэтому в удовлетворении административного иска ФИО1 надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу подпункта 1.1. пункта 1 решения совета депутатов муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 21.10.2015 №110 «О внесении изменений в решение совета депутатов Выскатского сельского поселения от 23.01.2014 №400 «Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы и доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области», отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании совета депутатов муниципального образования Выскатское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Е.Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено 07 августа 2018 года.