НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 01.08.2023 № 7-596/2023

Дело № 7-596/2023

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 01 августа 2023 года

Судья Ленинградского областного суда Туманова О.В.,

при секретаре Курагине А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Транс-Балт» Пискуна Дмитрия Аркадьевича на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области № 08-07/600302/ДЛ от 26.05.2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 08-07/600302/ДЛ от 26.05.2022 и решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 15.11.2022,

установил:

постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 7 по Ленинградской области № 08-07/600302/ДЛ от 26.05.2022 Пискун Д.А., как генеральный директор ООО «Транс-Балт» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, за то, что 01.03.2022 в 14 часов 30 в ходе проверки сотрудниками отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России № 7 по Ленинградской области в транспортном средстве автобус марки ПАЗ-320402-05 грз , принадлежащим ООО «Транс-Балт», осуществляющим движение по маршруту (( Санкт-Петербург, станция метро Купчино - <адрес>, Советский пр-кт), при оказании услуги перевозки одного пассажира, стоимостью 50 рубля, по маршруту по маршруту <адрес>, остановка "<адрес>" автодорога 41К-173, - <адрес>, напротив <адрес>, у <адрес>, при расчете за проезд водитель ФИО5 кассовый чек или бланк строгой отчетности (билет) на бумажном носителе не выдал; контрольно-кассовую технику не применил; не обеспечил отражение QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа на дисплее компьютерного устройства пользователя, а также не предоставил бланк документа с напечатанным на нем таким QR-кодом; не обеспечил возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-кода; не реализовал (т.е. не выдал, не предоставил) проездные документы (билеты) или талоны для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов операторов фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети Интернет, кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.

Одновременно должностным лицом межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области выдано генеральному директору ООО «Транс-Балт» Пискуну Д.А. представление от 26.05.2021 №08-07/600302/ДЛ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 15.11.2022 постановление и представление об устранении нарушений оставлены без изменения.

В жалобе Пискун Д.А. просит об отмене постановления должностного лица, представления и решения судьи, ссылаясь на отсутствие состава правонарушения и наличие существенных процессуальных нарушений.

В судебное заседание Пискун Д.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель МИФНС России № 7 по Ленинградской области в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, представила мотивированный отзыв.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, сотрудниками Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области на основании поручения от 28.02.2022 № 91 проведены мероприятия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Закон № 54-ФЗ) в отношении ООО «Транс-Балт», в ходе которых установлено, что 01.03.2022 в 14 часов 30 в ходе проверки сотрудниками отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России № 7 по Ленинградской области в транспортном средстве автобус марки ПАЗ-320402-05 грз , принадлежащим ООО «Транс-Балт», осуществляющим движение по маршруту (( Санкт-Петербург, станция метро Купчино - <адрес>, Советский пр-кт), при оказании услуги перевозки одного пассажира, стоимостью 50 рубля, по маршруту по маршруту <адрес>, остановка "<адрес>" автодорога 41К-173, - <адрес>, напротив <адрес>, у <адрес>, при расчете за проезд водитель ФИО5 кассовый чек или бланк строгой отчетности (билет) на бумажном носителе не выдал; контрольно-кассовую технику не применил; не обеспечил отражение QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (БСО) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа на дисплее компьютерного устройства пользователя, а также не предоставил бланк документа с напечатанным на нем таким QR-кодом; не обеспечил возможность в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-кода; не реализовал (т.е. не выдал, не предоставил) проездные документы (билеты) или талоны для проезда в общественном транспорте на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов операторов фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети Интернет, кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.

По результатам проведенной проверки составлен акт от 01.03.2022 № 600302 и приложение к нему.

Вышеприведенные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении генерального директора ООО «Транс-Балт» Пискуна Д.А. протокола об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и последующем вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.

Частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу п. 3 вышеуказанной статьи, пользователь в целях исполнения обязанности, указанной в пункте 2 настоящей статьи, вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).

В случае, если обязанность по предоставлению кассового чека (бланка строгой отчетности) обеспечивается путем отражения QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (далее - QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати такого QR-кода на бланке документа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, получение кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме с реквизитами, предусмотренными статьей 4.7 настоящего Федерального закона, осуществляется покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса уполномоченного органа, порядок использования которого определяется уполномоченным органом, или официального программного средства уполномоченного органа для мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства (далее - мобильное приложение уполномоченного органа) путем считывания указанного QR-кода с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента), который обеспечивает доступ покупателя (клиента) к такому информационному сервису уполномоченного органа или указанному мобильному приложению уполномоченного органа.

Кассовый чек (бланк строгой отчетности), полученный покупателем (клиентом) в соответствии с настоящим пунктом, в том числе распечатанный им на бумажном носителе, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), полученному на бумажном носителе или в электронной форме (п. 3.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 3 п. 5.6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, в том числе при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных пунктами 5.8 - 5.10 настоящей статьи

Пунктом 5.8 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ установлено, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

В силу п. 5.7 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ в случаях, предусмотренных п. 5.6 настоящей статьи, обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем одним из следующих способов: 1) путем направления покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек (бланк строгой отчетности) может быть бесплатно получен покупателем (клиентом); 2) путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.

Также предусмотрено п. 5.9 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, что при осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета.

Факт нарушения требований статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ установлен административным органом и судьей городского суда при рассмотрении жалобы, полностью подтверждается материалами дела.

Заявление о нарушении сотрудниками Инспекцией срока составления акта и протокола об административном правонарушении, а так же на отсутствие определения о проведении административного расследования являлось предметом рассмотрения судьи городского суда и обоснованно отклонено, как не влияющее на допустимость доказательств по делу и наличие в действиях должностного лица Пискуна Д.А. состава вмененного правонарушения.

Доводы о том, что работник ООО "Транс-Балт" не был ознакомлен с поручением на исполнение Государственной функции опровергается подписью водителя ФИО6 в данном документе.

Акт проверки был направлен по юридическому адресу ООО "Транс-Балт" и получен 15.02.2022, а так же в адрес места жительства Пискуна Д.А. с получением – 21.03.2022. что подтверждается представленными отчетами об отслеживании почтовых отправлений.

Водитель пассажирского автобуса марки ПАЗ-320402-05 грз , оказывая в интересах ООО «Транс-Балт» услугу по перевозке пассажиров, при осуществлении расчетов наличными денежными средствами совершил нарушение, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.5ь КоАП РФ.

При этом, Пискун Д.А., являясь генеральным директором Общества, как руководитель, наделенный полномочиями по организации производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, осуществляющий контроль за качеством оказываемых Обществом услуг,

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ по правилам назначения административного наказания.

Должностное лицо и судья пришли к правильному выводу, что Пискун Д.А. является надлежащим субъектом административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники при розничной продаже товара физическому лицу за наличный денежный расчет.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ Пискун Д.А., являясь генеральным директором ООО «Транс-Балт», не выполнил своих функций по организации при оказании услуг перевозки выполнения работниками требований Закона № 54-ФЗ, за что обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы факт совершения генеральным директором ООО «Транс-Балт» Пискуном Д.А. административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, оценка которым дана в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.

Ссылку на наличие оснований применения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ следует признать необоснованной, поскольку положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не применяются при осуществлении налогового контроля.

Все изложенные в жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судьи городского суда, получили надлежащую оценку и обоснованно были отклонены.

Указание на наличие неустранимых сомнений, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу Пискуна Д.А., не соответствует результатам оценки доказательств, которая произведена судом. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и жалобы установлено наличие в действиях должностного лица признаков противоправного деяния, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 08-07/600302/ДЛ от 26.05.2022 2 является законным.

Обстоятельств, которые в силу требований ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ленинградской области № 08-07/600302/ДЛ от 26.05.2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 08-07/600302/ДЛ от 26.05.2022 и решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 15.11.2022, оставить без изменений, жалобу Пискуна Дмитрия Аркадьевича, – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ, в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья О.В. Туманова

(судья Ю.А. Григорьева)