РЕШЕНИЕ
р.п. Лебяжье 28 мая 2020 г.
Судья Лебяжьевского районного суда Курганской области Бесмельцев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения № 10» ФИО1 на постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области от 06 марта 2020 года № 54-20-ПР/1, по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области ФИО2 от 06 марта 2020 года № 54-20-ПР/1, Государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения № 10», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде предупреждения.
В жалобе директор ГКУ «УСЗН № 10» ФИО1 просит представление начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Курганской области от 06 марта 2020 года и постановление № 47-20-ПР/1 о назначении административного наказания от 28 февраля 2020 года признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В обосновании жалобы указывает, что ГКУ «УСЗН № 10» создано на основании постановления Правительства Курганской области от 09.12.2014 № 471 и является государственным учреждением, функции и полномочия учредителя которого от имени Курганской области осуществляет Главное управление социальной защиты населения Курганской области. Источником финансирования деятельности ГКУ «УСЗН № 10» являются средства областного бюджета.
Трудовым кодексом РФ не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы. Правила индексации заработной платы определяются в зависимости от источника финансирования организаций либо законами и подзаконными нормативными актами (для государственных органов и учреждений), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (для других организаций). Считает, что обязанность по включению в коллективный договор государственного учреждения, финансируемого из бюджета, положения об обязанности индексирования заработной платы работникам отсутствует.
Кроме того, оплата труда работников ГКУ «УСЗН № 10» регулируется Положением «Об оплате труда работников государственных казенных учреждений Курганской области», реализующих государственную политику в сфере социальной поддержки граждан, проживающих на территории Курганской области, утвержденным постановлением Правительства Курганской области от 29.12.2014 № 525 и осуществляется в пределах ежегодно доводимых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год, формирование объема которых осуществляется в соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год. Ввиду отсутствия в нормативных правовых актах, регулирующих оплату труда работников ГКУ «УСЗН № 10», положений, предусматривающих осуществление ее индексации в 2019 году, у директора ГКУ «УСЗН № 10» отсутствовали правовые основания для осуществления индексации заработной платы работников ГКУ «УСЗН № 10».
Полагает, что вина ГКУ «УСЗН № 10» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не доказана, что свидетельствует в свою очередь об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Также по указанным основаниям директор ГКУ «УСЗН № 10» не вправе принять необходимые меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению указанного правонарушения.
В судебное заседание представитель ГКУ «УСЗН № 10» не явился, извещены надлежащим образом, просил о рассмотрении жалобы в их отсутствии, представил письменное пояснение, содержащее доводы жалобы, просил приобщить к материалам дела ходатайство, направленное в ГУСЗН Курганской области об индексации заработной платы работников ГКУ «УСЗН № 10».
Начальник отдела – главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу без его участия, в возражении на жалобу просил постановление № 54-20-ПР/1 от 06 марта 2020 года, которым юридическое лицо ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушения в виде предупреждения, оставить без изменения, жалобу Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения № 10» без удовлетворения.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации), работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
Статьей 134 ТК Российской Федерации определено, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: федеральными государственными учреждениями – за счет средств федерального бюджета; государственными учреждениями субъектов Российской Федерации – за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; муниципальными учреждениями – за счет средств местных бюджетов.
В ходе проверки исполнения действующего трудового законодательства в сфере соблюдения трудовых прав работников управлений социальной защиты населения, выявлен факт не произведения индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работникам ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» в 2019 году.
Судом установлено, что на основании протокола об административном правонарушении от 02 марта 2020 года № 54-20-ПР начальником отдела - главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области было вынесено постановление № 54-20-ПР/1 о назначении административного наказания от 06 марта 2020 года и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения от 06 марта 2020 года. ГКУ «УСЗН № 10» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Кроме того, директору ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» начальником отдела главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области 06 марта 2020 года внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что действующая структура учреждений социальной защиты населения Курганской области определена Постановлением Правительства Курганской области № 471 от 09.12.2014 «О создании государственных казенных учреждений Курганской области».
Главное управление социальной защиты населения Курганской области является органом исполнительной власти Курганской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, опеки и попечительства на территории Курганской области. Государственные казенные учреждения «Управления социальной защиты населения» являются учреждениями, подведомственными Главному управлению социальной защиты населения Курганской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 4).
Частью 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Бюджетные ассигнования на текущую деятельность учреждений, подведомственных Главному управлению социальной защиты населения, в том числе и на заработную плату, утверждены Законом Курганской области № 163 от 27.12.2018 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Средства на индексацию заработной платы работникам государственных учреждений Курганской области в 2019 году данным законом не предусмотрены.
Должностным лицом, при вынесении административного правонарушения не учтено, что ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» является государственным казенным учреждением, финансируемым за счет субвенций из бюджета Курганской области, а использование бюджетных ассигнований на оплату труда финансируемых из областного бюджета, осуществляется в соответствии с правовыми актами Правительства Курганской области, а, следовательно, не имело полномочий самостоятельно повышать уровень реального содержания заработной платы, включающего индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Данный факт также подтверждается Постановлением Правительства Курганской области от 12.12.2017 № 447 «О повышении заработной платы работников государственных учреждений Курганской области», согласно которому именно органы государственной власти субъектов наделены полномочиями по повышению, в том числе индексации, заработной платы работников государственных учреждений.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая, что административным органом не доказано наличие в действиях ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» состава административного правонарушения, судья считает необходимым постановление по делу об административном правонарушении отменить и производство по делу прекратить.
Поскольку судом по результатам рассмотрения жалобы установлено отсутствие в действиях ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, следовательно, внесенное в адрес ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» представление об устранении причин и условий способствовавших совершению данного административного правонарушения, является незаконным и необоснованным, в связи с чем оно также подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области ФИО2 № 54-20-ПР/1 от 06 марта 2020 года о привлечении Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения № 10» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 06 марта 2020 года, внесенное начальником отдела - главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области ФИО2 в адрес Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения №10» – отменить, производство по делу - прекратить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его получения в Курганский областной суд через Лебяжьевский районный суд.
Судья А.В. Бесмельцев