Дело № 2-114/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Лебяжье 06 мая 2019 года
Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Бесмельцева А.В., при секретаре Фадеевой Т.М., рассмотрев 06 мая 2019 года в р.п. Лебяжье Курганской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к Загребину Николаю Вениаминовичу о взыскании суммы ущерба причиненного автомобильным дорогам,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ Служба весового контроля РБ обратилось в суд с иском к Загребину Н.В. о взыскании суммы ущерба причиненного автомобильным дорогам. Свои требования мотивировал тем, что 06 апреля 2015 года при осуществлении весового контроля на 26 км Кропачево-Месягутово-Ачит сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: грузовой тягач сидельный FREIGНTLINDER CL120 COLLIM государственный регистрационный знак Р 063 КХ 45 с п/прицепом KRONE SDR27 государственный регистрационный знак АК 2094 45 принадлежащего Астафьевой В.А. и Пыка Т.В., под управлением водителя Загребина Н.В. В ходе рассмотрения дела 2-1953/2019 Курганским городским судом Курганской области, было установлено, что данные транспортные средства находились в розыске с 16 декабря 2014 года по 17 декабря 2016 года по факту хищения, совершенным Загребиным Н.В. В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного ч. 1 ст. 31 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ. По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № 108 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 06 апреля 2015 года. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 54 289 рублей 00 копеек. Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была. ГКУ Служба весового контроля РБ направила претензионное письмо о необходимости уплаты суммы ущерба, однако ответ получен не был, денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были. Просят взыскать с Загребина Н.В. в пользу бюджета Республики Башкортостан денежные средства в размере 54 289 рублей, сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, согласно акту № 108 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 06 апреля 2015 года.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования поддержал.
Ответчик Загребин Н.В. в судебное заседание не явился, место жительства или место нахождения его не установлено. Уведомления, направленные по месту его регистрации вернулись с отметкой «Отсутствие адресата по указанному адресу».
Судом, в соответствии со ст. 50 ГПК РФ, представителем ответчика назначен адвокат Курганской областной коллегии адвокатов Сарсакеева С.Т., которая в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, так как Загребин Н.В. возражал против результатов взвешивания, о чем сделал собственноручную запись в акте весового контроля.
Исследовав материалы дела, и оценив их в совокупности, с учетом доводов и возражений, представленных сторонами, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.12ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей1064ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1). Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи1079ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи1083ГК Российской Федерации. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Пунктом 2 статьи15ГК Российской Федерации установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с частями 8 и 9 статьи31Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и размер такого вреда в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
В соответствии с пунктами 2 и 5 указанных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2013 года № 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан
В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан, утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27 ноября 2012 года, ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».
Шестого апреля 2015 года при осуществлении весового контроля на 26 км Кропачево-Месягутово-Ачит сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: грузовой тягач сидельный FREIGНTLINDER CL120 COLLIM, государственный регистрационный знак Р 063 КХ 45, с п/прицепом KRONE SDR27, государственный регистрационный знак АК 2094 45, принадлежащего Астафьевой В.А. и Пыка Т.В., под управлением водителя Загребина Н.В.
По результатам взвешивания составлен акт № 108 от 06 апреля 2015 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось. Представленный акт суд считает допустимым доказательством по делу. В нем указаны данные транспортных средств,весовоеоборудование, которым производилось взвешивание транспортных средств, указан маршрут движения, перевозимый груз, расстояние между осями, а также допустимые и фактические нагрузки на каждую ось транспортного средства. В графе объяснения водителя стоит подпись водителя Загребина Н.В., который – был «не согласен». Представленный акт составлен уполномоченным на то должностным лицом.
В ходе рассмотрения дела 2-1953/2019 Курганским городским судом Курганской области, было установлено, что данные транспортные средства находились в розыске с 16 декабря 2014 года по 17 декабря 2016 года по факту хищения, совершенным Загребиным Н.В.
Ущерб дороге федерального значения, при использовании указанного транспортного средства в результате нарушений Правил перевозки грузов автомобильным транспортом составил 54289 рублей, как следует из расчета задолженности, представленного истцом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 17.07.1998 № 22-п, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в ст.ст.15,1064Гражданского кодекса РФ.
Расчет суммы судом проверен, ответчиком в нарушение ст.56 ГПК РФне оспорен, контррасчет не представлен, доказательств нарушения истцом методики расчетов, а также недостоверности исходных данных, в материалах дела отсутствуют.
Указывая на свое несогласие с актом № 108 от 06 апреля 2015 года, в подтверждение которого Загребиным Н.В. была произведена запись «не согласен», в п. 8 указанного акта. Вместе с тем, Загребин Н.В. не указывает, с чем именно он выразил несогласие и по каким основаниям. То, что несогласие ответчика связано с нарушением порядка взвешивания транспортных средств, несоответствия оборудования, на котором произведено взвешивание транспортных средств, из материалов дела не следует.
Не согласившись с результатами взвешивания, истец имел возможность независимой оценки массы груза в соответствии с требованиями закона, так как груз и автотранспортное средство не изымались, однако таких доказательств суду не было представлено.
В силу ч. 2 ст.195Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть, представлены сторонами.
В силу статей35и56Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представление доказательств в обоснование своих требований и возражений является не только правом, но и обязанностью стороны, и неисполнение данной обязанности влечет наступление последствий, предусмотренных законодательством о гражданском судопроизводстве.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 1.2-1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.
Так распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 г. № 173-р на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по 30 апреля 2015 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 31 Федеральный закон № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ).
Одновременно, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В специальном разрешении, таким образом, указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства ущерб, от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения.
Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
Доказательств получения ответчиком разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что ответчиком осуществлена перевозка тяжеловесного груза с превышением осевой нагрузки транспортного средства в отсутствие разрешения на перевозку тяжеловесного груза и платы за провоз тяжеловесных грузов, установленной действующим законодательством.
Учитывая, что в силу вышеуказанных нормативно-правовых актов плата за провоз тяжеловесных грузов носит компенсационный характер, установлена в целях возмещения ущерба, наносимого дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами, суд считает исковые требования о взыскании с ответчика ущерба в сумме 54 289 рублей подлежащими удовлетворению.
При этом в соответствии с пунктом 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934, средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФс ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 1 828 рублей 67 копеек, поскольку истец при подаче иска освобожден от госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к Загребину Николаю Вениаминовичу удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Загребина Николая Вениаминовича в доход бюджета Республики Башкортостан в возмещение ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования 54 289 рублей.
Взыскать с Загребина Николая Вениаминовича государственную пошлину в размере 1 828 рублей 67 копеек.
Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующим в деле, а так же лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и обязанностях которых разрешен судом, в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Лебяжьевский районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08 мая 2019 года.
Судья Бесмельцев А.В.