Дело № 2-392/2022 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2022 года город Лебедянь
Лебедянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Коленкиной Н.В.,
при секретаре Шаповаловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лебедянского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Дом Быта» Лебедянского района об обязании провести специальную оценку условий труда рабочих мест согласно штатному расписанию,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Лебедянского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Дом Быта» Лебедянского района об обязании в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести специальную оценку условий труда рабочих мест согласно штатному расписанию.
Свои требования мотивирует тем, что согласно части 2 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающим требованиям безопасности и гигиены. Статьёй 21 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. Обязанность обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, возложена ст.ст.22 и 212 ТК РФ на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. В силу ч.1-3 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 года №426 – ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом. Согласно ч.1-4 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №426 – ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В результате проведенной прокуратурой Лебедянского района Липецкой области проверки соблюдения трудового законодательства о специальной оценке условий труда установлено, что в соответствии со штатным расписанием на 01.01.2022 года в МУП «Дом Быта» Лебедянского района имеется 20 должностей. В нарушение требований вышеуказанного законодательства специальная оценка условий указанных рабочих мест не проведена. Специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Это мероприятие признано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимали, и будут занимать в будущем.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Лебедянского района Липецкой области Ершов А.А. заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика МУП «Дом Быта» Лебедянского района, надлежаще извещённый о дне, времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился. О причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела слушанием не просил. В адресованном суду заявлении директор МУП «Дом Быта» Лебедянского района ФИО1 просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования признаёт в полном объёме.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося в судебное заседание представителя ответчика.
Выслушав представителя истца Ершова А.А., исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и считает возможным принять признание иска представителем ответчика МУП «Дом Быта» Лебедянского района Муковозовым О.В., поскольку оно заявлено им добровольно и не нарушает ни чьих прав и законных интересов.
В силу части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно статье 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
В соответствии со статьёй 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а так же по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих нормативным требованиям охраны труда.
Статьей 209 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии со ст.210 ТК РФ установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
В силу ч.1-3 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 года №426 – ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
Согласно ч.1-4 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года №426 – ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом <данные изъяты>, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.03.2022 года следует, что Муниципальное унитарное предприятие «Дом Быта» Лебедянского района ОГРН <***>, государственный регистрационный номер 2034800062834, директором является ФИО1, основной вид деятельности предоставление прочих персональных услуг.
Из штатного расписания по МУП «Дом Быта» Лебедянского района на 2022 год усматривается наличие 20 штатных единиц.
В результате проведенной прокуратурой Лебедянского района Липецкой области проверки соблюдения трудового законодательства о специальной оценке условий труда установлено, что в соответствии со штатным расписанием на 01.01.2022 года в МУП «Дом Быта» Лебедянского района имеется 20 должностей. Основным видом деятельности является предоставление прочих персональных услуг. В нарушение требований вышеуказанного законодательства специальная оценка условий указанных рабочих мест не проведена, что подтверждается актом проверки от 11.03.2022 года, скриншотом Единой общероссийской справочно – информационной системы по охране труда (сайт Министерства труда и социальной защиты РФ), объяснениями директора МУП «Дом Быта» Лебедянского района.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Оценивая все доказательства в совокупности, суд находит доказанным, что ответчик не выполнил требования трудового законодательства, чем нарушил право граждан на безопасные условия труда, в связи с чем, иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Обязать МУП «Дом Быта» Лебедянского района провести специальную оценку условий труда рабочих мест согласно штатному расписанию в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд путем подачи жалобы через Лебедянский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В.Коленкина