НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Лебедянского районного суда (Липецкая область) от 07.02.2017 № 2-1728/16

Дело № 2-41/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2017 года г. Лебедянь Липецкой области

Лебедянский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи Ростовой Н. В.,

при секретаре Старых Е. П.

с участием истца Дмитрука С. Б.,

представителя ответчика ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> Дударевой И. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по иску Дмитрука ФИО7 к ГУ – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании решения УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным и включении в специальный стаж периода службы в органах внутренних дел в районе Крайнего Севера,

УСТАНОВИЛ:

Дмитрук С. Б. обратился в суд с иском к ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании решения УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным и включении в специальный стаж периода службы в органах внутренних дел в районе Крайнего Севера.

Свои требования мотивировал тем, что в связи с достижением пенсионного возраста ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении трудовой пенсии, приложив к заявлению документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы. Однако, решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости было отказано, при этом не включена в страховой стаж служба в отделе внутренних дел по <адрес>-Югры за следующий период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает отказ в назначении пенсии незаконным, в оспариваемый период он проходил службу в Отделе внутренних дел по <адрес>-Ях <адрес> — Югры в звании капитан милиции. Уволен ДД.ММ.ГГГГ года приказом начальника УВД по <адрес> - Югре приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ по п. «а» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел МВД РФ (по собственному желанию). Данный факт подтверждается справкой, выданной ОМВД России по <адрес>-Ях <адрес> — Югры. В обоснование своей позиции по иску ссылается на положения ст. 12, п. 6 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, п. 6 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ, ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление Совмина ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. Служба в органах внутренних дел Российской Федерации является важной деятельностью граждан Российской Федерации, в связи с чем лица проходившие службу в ОВД пользуются социальными льготами со стороны государства в том числе правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях относится к работе с неблагоприятными условиями труда, в связи с чем, ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено право на досрочное назначения пенсии за работу в указанных районах. С учетом того, что указанные виды деятельности в отдельности дают право на досрочное назначение пенсии, то служба в органах внутренних дел РФ в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях является не только социально важной деятельностью, но и характеризуется неблагоприятными условиями труда. Указанием Минсоцобеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ-У «О перерасчете и назначении пенсий с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» разъяснено, что в соответствии с ч. 2 ст. 88 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в специальный стаж засчитывается работа (служба). Поэтому при назначении пенсии по ст. 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ (Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере) в 15 - 20 календарных лет включается военная и иная служба, предусмотренная ст. 90 данного закона, проходившая в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к этим районам. Непосредственно после окончания службы в ОВД истец начал работать Нефтяной компании <данные изъяты>» АО «<данные изъяты>» в местности, приравненной к РК: соответственно период службы в ОВД должен быть включен в специальный стаж работу в РКС.

В судебном заседании истец Дмитрук С. Б. поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, в уточнении к исковому заявлению.

Представитель ответчика по доверенности Дударева И. Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. В обоснование своих возражений указала, что решение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято в полном соответствии с законом. Исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку действующим законодательством не предусмотрено зачёт периодов службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера в специальный стаж для досрочного назначения пенсии.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (аналогичная норма была предусмотрена пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2, 6 и 7 ч. 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года ( ч. 2 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно ст. 33 Закона «О страховых пенсиях» при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из положений п.п. 1 и 2 ст. 14 вышеуказанного Закона, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Довод истца о включении в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, учитываемый при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона «О страховых пенсиях», периода службы истца в органах внутренних дел признан судом несостоятельным по следующим основаниям.

Как следует из п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (в настоящее время страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25 января 2012 года № 19-О-О, от 23 декабря 2014 года № 2781-О, от 16 июля 2015 года № 1640-О, от 28 января 2016 года № 48-О и др.).

Ранее соответствующее правовое регулирование содержалось в положениях подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ч. 1 - 3 ст. 14 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 № 340-1 и дублировалось в положениях ч. 1, 3 и 4 ст. 25, 29 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Приведенными правовыми нормами установлено, что при определении стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается определенная трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Возможности включения в специальный стаж военной службы по контракту нормы ни законодательства, действовавшего в период службы истца, ни действующего в настоящее время пенсионного законодательства не предусматривают.

Указывая в иске на необходимость включить в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию в связи с работой в районах Крайнего Севера, истец допустил смешение понятий страхового (ранее общего трудового) стажа, в который включалась и включается военная и приравненная к ней служба, и специального стажа.

Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы, при этом право на пенсию военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и местностей приравненных к ним на организм человека, предусмотрено исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона.

Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

При этом законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж (стаж в районах Крайнего Севера и т.п.), что также соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», согласно которому период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Учитывая изложенное, период службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж истца, в то время как в страховой стаж этот период ответчиком был включен правомерно.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Дмитрука ФИО8 к ГУ – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о признании решения ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным и о включении в специальный стаж периода службы в органах внутренних дел в районе Крайнего Севера в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Липецкий областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Лебедянский районный суд <адрес>.

Судья Н. В. Ростова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.