НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Лазовского районного суда (Приморский край) от 31.08.2022 № 12-27/2022

Дело № 12-27/2022

УИД: 25RS0001-01-2022-002465-76

Р Е Ш Е Н И Е

с. Лазо Лазовский район Приморский край 31 августа 2022 года

Судья Лазовского районного суда Приморского края Волкова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «КОМЕТА+» Ерочкина К.В. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае ФИО2, которым юридическое лицо ООО «КОМЕТА+» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Комета+» (далее по тексту - ООО «Комета+») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Представитель юридического лица - адвокат Ерочкин К.В. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в обоснование которой указал, что штатным расписанием Общества предусмотрены две штатные единицы - директор ООО «Комета+» Граф-Дегтяренко Н.Н. и менеджер по продажам ФИО5 (супруга директора). ООО «Комета+», которое имеет продуктовый магазин в , является семейным бизнесом, от которого семья Граф-Дегтяренко получает доход для удовлетворения семейных нужд. На иждивении супругов Граф-Дегтяренко находятся трое несовершеннолетних детей. В общей сложности Государственной инспекцией труда в Приморском крае вынесено 8 постановлений (4 постановления в отношении ООО «Комета+» и 4 постановления в отношении директора ООО «Комета+» Граф-Дегтяренко Н.Н.) с назначением наказаний в виде административных штрафов на общую сумму 193 000 руб. Назначенная сумма штрафа является значительной и не отвечает принципам справедливости и разумности административного наказания. Выявленные ошибки, допущенные руководством ООО «Комета+» в силу отсутствия надлежащего юридического сопровождения деятельности, совершены впервые, к настоящему моменту устранены, при этом не создали существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не нарушили и не создали угрозу нарушения прав и законных интересов граждан, отсутствует причинение имущественного вреда. Доказательств пренебрежительного отношения директора ООО «Комета +» к своим публично - правовым обязанностям, а также доказательств того, что действия организации были направлены на умышленное нарушение установленных государством норм не имеется. Кроме того, ООО «Комета+» является субъектом малого и среднего предпринимательства. В связи с чем, защитник Ерочкин К.В. просит суд назначенное постановлением от ДД.ММ.ГГГГ наказание в виде административного штрафа заметить на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.

В судебное заседание законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Комета +», а также представитель административного органа административного органа Государственной инспекции труда в Приморском крае в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Из ст. 211 ТК РФ следует, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которые являются обязательными к исполнению юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

В соответствии со ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» утверждено положение о системе управления охраной труда (далее - СУОТ).

Согласно п. 7 Приказа Минтруда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» установлено, что основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

В силу п.п. 1,5 2.1.1. Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.

Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

Согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

В силу ст. 218 ТК РФ по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В силу п. 2 приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков установлено, что работодателем ежегодно реализуется мероприятия по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков.

Согласно ст. 225 ТК РФ для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Как установлено проведенной проверкой, в нарушение вышеприведенных норм ООО «Комета+» по состоянию на момент начала ее проведения - ДД.ММ.ГГГГ, приказ о возложении ответственности за безопасную организацию работ и охрану труда не представлен; не разработано положение об управлении охраной труда, политики организации по охране труда; положение об обучении по охране труда отсутствует (не представлено); перечень инструкций по охране труда по профессиям и видам работ, инструкция оказания первой врачебной помощи, программы вводного инструктажа и программа инструктажа на рабочем месте отсутствуют (не представлены); приказ об утверждении комиссии по охране труда отсутствует (не представлен); соответствующие документы, акты по обучению по оказанию первой помощи пострадавшим отсутствуют (не представлены); материалы проведения специальной оценки рабочих мест по условиям труда представлены, но не утверждены руководителем, работник не ознакомлены с условиями труда на рабочих местах (отсутствуют подписи работников), декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не отправлена в ГИТ.

Вина юридического лица в совершении указанного административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, решением о проведении проверки ООО «Комета+» от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами.

С учетом обстоятельств, установленных в рамках дела об административном правонарушении, вывод должностного лица административного органа о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, является обоснованным.

Нарушение законодательства об охране труда, независимо от наличия причиненного ущерба и его характера, является грубым нарушением обязательных правил в сфере трудовых отношений, свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в области трудового законодательства.

При этом юридическое лицо ООО «Комета+» имело возможность для соблюдения вышеуказанных требований трудового законодательства Российской Федерации, однако им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным отсутствуют, с учетом того, что оно посягает на общественные отношения в области трудового законодательства по созданию условий для безопасного осуществления трудовой деятельности для лиц, осуществляющих такую деятельность, а также может создавать угрозу нарушения прав лиц, которым оказываются соответствующие услуги в сфере торговли.

Дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом административного органа, постановление о привлечении ООО «Комета+» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Вместе с тем, постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Приморском крае подлежит изменению в части назначенного юридическому лицу административного наказания с применением ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ, введенной Федеральным законом 26.03.2022 № 70 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «Комета+» с ДД.ММ.ГГГГ включено в указанный Реестр как микропредприятие.

Учитывая, что назначенное административное наказание на день рассмотрения жалобы не исполнено, а также с учетом статуса юридического лица, назначенный ООО «Комета+» размер административного штрафа подлежит снижению в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ как для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть до 2 000 рублей.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу представителя юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «КОМЕТА+» Ерочкина К.В. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае ФИО2 о привлечении ООО «Комета+» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, - удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - ООО «Комета+» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - изменить, снизить размер назначенного штрафа до 2 000 рублей.

В остальной части оспариваемое постановление оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица - ООО «Комета+» - адвоката Ерочкина К.В., - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения либо получения его копии.

Судья Е.В. Волкова