НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Лакского районного суда (Республика Дагестан) от 11.05.2022 № 050033-01-2022-000448-81

Дело № 2а-91/2022

УИД № 05RS0033-01-2022-000448-81

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11.05.2022 г. с. Вачи

Судья Лакского районного суда Республики Дагестан Максудов М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени на общую сумму 3 242,25 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее – МИФНС России по <адрес>) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени на общую сумму 3 242,25 рублей.

В обоснование иска указала, что согласно представленным в МИФНС России по <адрес> регистрирующими органами сведениям, за ФИО1 ИНН 051800557813, по состоянию за 2018 год числилось транспортное средство: автомобиль СУБАРУ- OUTBACK, государственный регистрационный знак Х690ОУ33, мощность двигателя- 156.00 л/с, расчет налога за налоговый период 2017 год: (150.00 л/с х 35,00 руб) х 7/12 = 3 185, 00 рублей.

Налоговым органом в отношении ФИО1 выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> Республики Дагестан вынесен судебный приказ о взыскании задолженности налога с должника ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России по <адрес>, который в связи с его возражениями определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменен.

До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.

По изложенным основаниям просит взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу с физических лиц и пени за налоговый период 2017 год в размере 3 242,25 рублей.

Надлежаще извещенный административный истец МИФНС России по <адрес> своего представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки суд не уведомил.

Надлежаще извещенный административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Пункт 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГN 36 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" гласит, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

При указанных обстоятельствах, поскольку судом явка сторон не признана обязательной, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Учитывая положения пункта 3 статьи 291 КАС РФ, дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность корреспондирует с обязанностью, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу положений статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства. Налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

Такое уведомление налоговая инспекция должна направить не позднее 30 дней до наступления срока платежа (пункт 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации). За 2018 год транспортный налог должен быть уплачен гражданами не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом Налоговый кодекс Российской Федерации ограничивает срок направления уведомления на транспортный налог: оно может направляться не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации). То есть фактически НК РФ устанавливает 3-годичный срок исковой давности по транспортному налогу физических лиц.

В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п. 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (п. 2).

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 24 Налогового кодекс Российской Федерации, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты обязаны, в частности, письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах (пункт 3 указанной нормы закона);

Применительно к налогу на доходы физических лиц данная обязанность конкретизирована в пункте 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме не удержанного налога.

На основании п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, считается недоимкой и в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации взыскивается с начислением пени.

В соответствии со ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Согласно статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты сумм страховых взносов и определяется в процентах от неуплаченной суммы. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В соответствии с частью 5 указанной статьи пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Исходя из вышеуказанных норм права, следует, что требование о взыскании пени производно от взыскания основного платежа, поскольку пени начисляются только при наличии недоимки. Обязанность по уплате пени оканчивается с прекращением основного обязательства.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено, что административный ответчик ФИО1, ИНН 051800557813, состоит на налоговом учете в МИФНС России N 9 по <адрес> в качестве налогоплательщика, поскольку является собственником транспортного средства: СУБАРУ- OUTBACK, государственный регистрационный знак Х690ОУ33, мощность двигателя- 156.00 л/с, расчет налога за налоговый период 2017 год: (150.00 л/с х 35,00 руб) х 7/12 = 3 185, 00 рублей..

Административным истцом на имя ФИО1 было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об обязанности уплатить транспортный налог за 7/12 месяцев владения транспортным средством в 2017 году на общую сумму 3 185,00 рублей с установлением срока уплаты до ДД.ММ.ГГГГ

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога ответчику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ответчику было предложено оплатить недоимку по транспортному налогу в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением ответчиком требования об уплате недоимки по транспортному налогу и пени, истец обратился к мировому судье судебного участка № <адрес> РД с заявлением о выдаче судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> Республики Дагестан вынесен судебный приказ о взыскании задолженности налога с должника ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России по <адрес>, который в связи с его возражениями определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменен.

После этого, в установленный абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ шестимесячный срок, последовало обращение налогового органа в суд общей юрисдикции с настоящим административным иском.

Из изложенного следует, что административный истец при принятии мер к взысканию налога и пени с административного ответчика соблюдал все требования к этому, определенные налоговым законодательством, в том числе установленные статьей 48 НК РФ, то есть обратился первоначально с уведомлением к налогоплательщику о размере подлежащего уплате налога, затем обратился с требованием об уплате недоимки по вышеназванному налогу, после этого в установленные сроки последовало обращение к мировому судье о выдаче судебного приказа и после отмены судебного приказа в установленные же сроки (6 месяцев после отмены судебного приказа) последовало обращение с настоящим иском в районный суд.

Наличие у ФИО1 в соответствующий период в собственности вышеназванного транспортного средств подтверждается материалами дела.

Расчет задолженности, отраженный в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ проверен судом и является арифметически и фактически верным. Своего контррасчета, опровергающего расчет административного истца по налоговой задолженности за ФИО1, последним в материалы дела не представлено.

Таким образом, административный истец, обратившись в суд с настоящим исковым требованием, представил доказательства, подтверждающие неуплату транспортного налога с физических лиц и пени в размере 3 242, 25 рублей.

Доказательств наличия оснований для освобождения административного ответчика от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, предусмотренных ст. 107 КАС РФ, суду не представлено.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, учитывая специальный характер норм ч. 2 ст. 61.1, ч. 2 ст. 61.2, ст. 50 Бюджетного кодекса РФ по отношению к ч. 1 ст. 114 КАС РФ, исходя из объема подлежащих удовлетворению административных исковых требований, суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета МР "<адрес>" государственную пошлину в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ИНН 051800557813, зарегистрированного по адресу: 368390, <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> недоимку по транспортному налогу за налоговый период 2017 год в размере 3 185 рублей и пени в размере 57,25 рублей, всего на общую сумму 3 242 (три тысячи двести сорок два) рублей 25 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета <адрес> «<адрес>» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Лакский районный суд Республики Дагестан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья М.М. Максудов